Педагогический проект "Здравствуй, Масленица!" с детьми средней группы
проект (средняя группа) на тему

Шмелёва Лариса Петровна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 города Алушты

 

 

 

Педагогический проект  
«Здравствуй, Масленица!»

maslenica-2011.jpg

 

 Средняя группа «Сказка»

Разработан Шмелёвой Л.П.

 

 

 

город Алушта

2018 г.

 

Солнце круглое как блин,
Улыбаясь, светит.
Рады теплой встрече с ним
Взрослые и дети.

(Т. Кайзер)

 

Паспорт проекта:

Название проекта: «Здравствуй, Масленица»

Тип проектаинформационно-творческий;

Срок реализации проекта: краткосрочный (с 12-16 февраля 2018г.)                                                                                                                                  Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет) , родители, педагоги;

Раздел программы/область: социально-личностное развитие +интеграция всех образовательных областей ФГОС ДО;

Возрастная группа: дети средней группы «Сказка» (4-5 лет).

 

Цель работы над проектом:

  • реализация вариативной части ООП МДОУ детский сад № 8 города Алушты,
  •  приобщение детей к народной культуре русского народа;
  • знакомство с праздником «Масленицы» - традиции, особенности праздника в Крыму.

 

Задачи:

Социально-коммуникативное развитие: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности.

Воспитание начал духовной культуры к своей стране, народу, его традициям.

Познавательное развитие: стимулировать детей к приобретению опыта появления собственного замысла и воплощения своих проектов: создание проблемных ситуаций, инициирующих детское любопытство; стремление к исследованию и поиску новых знаний; знакомить детей с русскими народными традициями; расширять представления о Масленице как об одном из русских народных праздников.

Речевое развитие: приобщать детей к общению со взрослыми и сверстниками, создавая условия для речевого общения в разных видах детской деятельности в ходе реализации проекта:

  • активизировать речь детей в процессе ознакомления с народными песнями, закличками, пословицами и поговорками;
  • актуализировать представления детей о названиях национальных блюд русского народа,  предметов быта в старинной русской избе, закрепить в словаре название дней масленицы.
  • развивать связную речь в составлении рассказов о празднике из личного опыта.

Художественно-эстетическое: получение опыта детского восприятия осмысления происходящих событий и умение выражать своё отношение к ним при помощи художественно-эстетических средств, развитие детского художественного, театрального и музыкального творчества.

 

Физическое развитие: развитие интереса к двигательной активности в организованной и самостоятельной деятельности,обучение правилам народных масленичных игр, стимулирование желания играть в любимые народные игры самостоятельно.

 

Мотивация деятельности по реализации проекта

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем.  Дает детям возможность понять  всю глубину, широту и глубокий смысл этого  веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в  проведении праздничного гулянья «Масленица» силами воспитателей, родителей и детей.

 

Проблема проекта:  Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

 

Ожидаемые результаты проекта:

  • Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
  • Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
  • Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

 

Формы реализации проекта:

  • Непосредственно образовательная деятельность
  • Игры
  • Беседы
  • Драматизация сказки  с участием детей
  • Консультации родителям.

 

Продукты реализации проекта:

  • Выставка детских работ « Барышня Масленица» (оригами).
  • Создание уголка «Масленица».
  • Изготовление чучела Масленицы.
  • Коллективная работа «Ой блины, блины, блины – вы,  блиночки,  мои!»
  • Конструктивно – модельная деятельность  с элементами рисования на тему: «Барышня – Масленица»  (оригами).
  • Лепка на тему: «Блины на столе – главное блюдо на Масленицу!»
  • Развлечение  «Вас на Масленицу ждем, встретим масленым блином!»

Этапы реализации проекта «Масленица»

Этапы

деятельность

 

детей

воспитателя и родителей

I этап

Погружение в проект

 

Постановка проблемы. Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога).

Создание мотивационной ситуации.  

Мониторинг знаний детей о народном празднике Масленице.

Побуждает  интерес к теме проекта.

Помогает сформулировать:

•  проблему проекта;

•  сюжетную ситуацию;

•  цель и задачи.

Мотивирует  к обсуждению, созданию проекта.

Побуждает к  обсуждению темы проекта, предмет исследования с другими людьми.

II этап. Проектирование.

Планирование деятельности

 

выбор форм получения информации о празднике;

выбор иллюстраций, игр, персонажей к театральной деятельности, художественной литературы, средств изобразительной деятельности

разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации

III этап

Осуществление деятельности.

Работа над проектом.

Беседы о празднике, традиции русского народа.

Сюжетно-ролевые игры  «Детский сад», «Магазин», «Кухня», «Мастерская», «Семья»

НОД с использованием ИКТ «Откуда к нам пришла Масленица?»; просмотр видеофильма «Как на Руси Масленицу встречали».

Трудовая деятельность:  изготовление чучела  Масленицы, оформление уголка народного праздника Масленицы

Беседы о сезонных изменениях в природе.

Речетворческая деятельность. 

Чтение художественной литературы.

Игра-драматизация по сказке  «Крылатый,  мохнатый да масляный»,

Аппликация. Коллективная работа на тему: «Солнышко, нарядись!» ,  «Ой блины, блины, блины – вы блиночки, мои!» (коллективная работа)

Конструктивно – модельная деятельность  с элементами рисования на тему: «Барышня – Масленица»  (оригами).

Детский дизайн.

Тема: Изготовление и украшение чучела Масленицы.

Лепка на тему: «Блины на столе – главное блюдо на Масленицу!»

Разучивание заклички «Солнышко, нарядись!».

Музыкальная деятельность.

Народные подвижные игры «Ручеек», «Гори, гори ясно», «Поезд».

Игра  с элементами  соревнования «Кто быстрее на метле», «Ты катись, веселый блинчик».

Интернет ресурс.

Поиск презентации «Откуда к нам пришла Масленица?»; просмотр видеофильма «Как на Руси Масленицу встречали».

Просмотр иллюстраций, фотографий в познавательных энциклопедиях о праздновании Масленицы.

Формирование основ безопасности: беседы — «Огонь – не забава!» , «Правила обращения с острыми инструментами». Беседа о правилах поведения во время праздника

Рассматривание репродукции  картины Б.М. Кустодиев «Масленица», В.И. Суриков «Взятие снежного городка»

Обследование материалов, применяемых в русских народных промыслах (разные виды посуды, игрушек-самоделок, деталей праздничной одежды и головных уборов).

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.  Беседа о пользе для здоровья прогулок в любое время года. Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения  на спортивной площадке во время проведения народного праздника.

 

VI этап

Оформление результатов

знаний, умений, навыков.

– формулирование выводов.

 

 

Создание уголка в группе «Масленица!»,

«Масленичный вернисаж» (выставка работ детского творчества)

Конкурс – выставка «Барыня Масленица!».

 

Конкурс – выставка «Барышня Масленица».

 

V этап

Презентация результатов

 

Развлечение «Вас на Масленицу ждем, встретим масленым блином!»

Создание ИКТ презентации

«Здравствуй, Масленица -2018».

 

Формы работы с детьми (схема реализации образовательных областей):

 

Интеграция образовательных областей

Формы организации

образовательной деятельности

Социально-коммуникативное развитие

Беседы о празднике, традиции русского народа.

Сюжетно-ролевые игры  «Детский сад», «Магазин», «Кухня», «Мастерская», «Семья» (сюжет «готовим угощение»), «Ждём гостей», «Мы идём в гости».

НОД с использованием ИКТ «Откуда к нам пришла Масленица?»; просмотр видеофильма «Как на Руси Масленицу встречали».

Просмотр иллюстраций, фотографий в познавательных энциклопедиях о праздновании Масленицы.

Трудовая деятельность:  изготовление чучела  Масленицы, изготовление оформления уголка народного праздника Масленицы и к развлечению.  Помощь детей в подготовке группы для проведения Масленицы.

Формирование основ безопасности: беседы — «Огонь – не забава!» , «Правила обращения с острыми инструментами». Беседа о правилах поведения во время праздника.

Познавательное развитие

Беседы о традициях и обрядах праздника. Обследование материалов, применяемых в русских народных промыслах (разные виды посуды, игрушек-самоделок, деталей праздничной одежды и головных уборов). Беседы о сезонных изменениях в природе.

Речевое развитие

Разучивание закличек «Солнышко, нарядись!»,  «Как на масленую  неделю…» 

Речетворческая деятельность.  Составление чистоговорок  «Ца –ца –ца – к нам пришла Масленица», «Цу – цу – цу – мы...»

ТРИЗ. Составление загадок (по опорам). По книге А.Нестеренко «Страна загадок». Придумывание загадок о блинах на основе описания их характерных признаков.

Метод построения моделей сказок. «Сказки – кальки».

Метод – синектики.  Игры «Дополни предложение», «Очеловечивание предмета»,  «Доскажи слово».

 Беседы о сезонных изменениях в природе.

Чтение художественной литературы:

К. Д. Ушинский. «Проказы старухи-Зимы»,;

 Русские  народные сказки «Крылатый,  мохнатый да масляный», «Снегурочка».

Чтение русского фольклора, стихотворений о масленице: «Этот праздник к нам идет… », «Широкая Масленица» и др. русские народные песенки, потешки, заклички, пословицы и поговорки, загадки о Масленице, блинах.

Игра-драматизация по сказке  «Крылатый,  мохнатый да масляный», «Колобок».

Художественно-эстетическое развитие

Рассматривание репродукции  картины Б.М. Кустодиев «Масленица», В.И. Суриков «Взятие снежного городка»

Аппликация. Коллективная работа на тему: «Солнышко, нарядись!» ,  «Ой блины, блины, блины – вы блиночки, мои!».

Конструктивно – модельная деятельность  с элементами рисования на тему: «Барышня – Масленица»  (оригами).

Детский дизайн. Тема: Изготовление и украшение чучела Масленицы.

Лепка: «Блины на столе – главное блюдо на Масленицу!»

Разучивание закличек «Солнышко, нарядись!»,  «Как на масленую  неделю…»  

Музыкальная деятельность:

Слушание русских народных песен,  русских народных наигрышей «Здравствуй красная, весна», «А мы масленку встречаем», «Веснянка».

Знакомство с происхождением звука из разных народных музыкальных инструментов: дудочка, гармошка.  

Знакомство с музыкально - дидактическими  играми:  «Ты катись, веселый блинчик», «Вышел Ваня погулять».

Физическое развитие

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.  Беседа о пользе для здоровья прогулок в любое время года.

Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения  на спортивной площадке во время проведения народного праздника.

Народные подвижные игры:  «Ручеек», «Гори, гори ясно».

Подвижные игры: «Поезд»,  «Дни недели».

Игра  с элементами  соревнования «Кто быстрее на метле», «Ты катись, веселый блинчик!».

 

 

 

 

Формы взаимодействия с родителями

— Групповой журнал «Наша Масленица» (фото семейных праздников, рецепты блинов и масленичных блюд)

— информационный стенд «Народные традиции в семейном воспитании»

— памятка «Масленичная неделя»

— папка- передвижка «Как на Руси Масленицу встречают!»

— участие в конкурсе - выставке «Барышня Масленица» .

— участие в подготовке и в проведении развлечения «Вас на Масленицу ждем, встретим масленым блином!»

 

РЕЗУЛЬТАТ:

Воспитанники:

  • получили новые знания о Масленице как об одном из русских народных праздников;
  • познакомились с предметами быта старинной русской избы; приняли участие в оформлении группы к праздничным мероприятиям.

Педагоги:

  • подобрали методическую и детскую литературу;
  • пополнили методическую «копилку» тематическими презентациями, аудиозаписями, картотеками стихов и закличек;  народных игр;
  • наработали рекомендации для родителей с информацией о традициях масленичной недели.

Родители:

  • проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта;
  • предоставили экспонаты для организации конкурса - выставки «Барышня Масленица»; проявили творческую инициативу при изготовлении куколок-самоделок, кукол - мотанок для оформления выставки;
  • приняли активное участие в подготовке к проведению совместного мероприятиях.

 

Критерии оценки результата:

  • установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и педагогами;
  • активная деятельность детей и родителей в ходе реализации проектных мероприятий.

 

Форма презентации

  • Развлечение на свежем воздухе ««Вас на Масленицу ждем, встретим !»
  • ИКТ презентация «Здравствуй, Масленица -2018».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon moya_maslenitsa_-_kopiya.pdf1.1 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Светлая Пасха с детьми средней группы"

Материал для воспитателей детского сада по теме Приобщение дошкольников к истокам народной культуры....

Педагогический проект "Широкая Масленица" для детей средней группы

Проект для детей средней группы детского сада создан с учетом названия дней Масленицы....

проект совместной деятельности с детьми средней группы по теме "Широкая Масленица"

проект совместной деятельности с детьми средней группы по теме "Широкая Масленица"...

Досуг с детьми средней группы "Масленица пришла"

Интересный досуг с детьм средней группы проводимый на улице....

Конспект беседы с детьми средней группы на тему "Масленица"

Конспект беседы на тему "Масленица" в средней группе...

Технологическая карта занятия по аппликации в средней группе изготовление поделки - солнца на масленицу с детьми средней группы

Развитие творческих способностей и интереса к совместной деятельности дошкольников через приобщение их к истокам русской народной культуры, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям....