Педагогический проект "Здравствуй, Масленица!" с детьми средней группы
проект (средняя группа) на тему
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 города Алушты
Средняя группа «Сказка»
Разработан Шмелёвой Л.П.
город Алушта
2018 г.
Солнце круглое как блин,
Улыбаясь, светит.
Рады теплой встрече с ним
Взрослые и дети.
(Т. Кайзер)
Паспорт проекта:
Название проекта: «Здравствуй, Масленица»
Тип проекта: информационно-творческий;
Срок реализации проекта: краткосрочный (с 12-16 февраля 2018г.) Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет) , родители, педагоги;
Раздел программы/область: социально-личностное развитие +интеграция всех образовательных областей ФГОС ДО;
Возрастная группа: дети средней группы «Сказка» (4-5 лет).
Цель работы над проектом:
- реализация вариативной части ООП МДОУ детский сад № 8 города Алушты,
- приобщение детей к народной культуре русского народа;
- знакомство с праздником «Масленицы» - традиции, особенности праздника в Крыму.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности.
Воспитание начал духовной культуры к своей стране, народу, его традициям.
Познавательное развитие: стимулировать детей к приобретению опыта появления собственного замысла и воплощения своих проектов: создание проблемных ситуаций, инициирующих детское любопытство; стремление к исследованию и поиску новых знаний; знакомить детей с русскими народными традициями; расширять представления о Масленице как об одном из русских народных праздников.
Речевое развитие: приобщать детей к общению со взрослыми и сверстниками, создавая условия для речевого общения в разных видах детской деятельности в ходе реализации проекта:
- активизировать речь детей в процессе ознакомления с народными песнями, закличками, пословицами и поговорками;
- актуализировать представления детей о названиях национальных блюд русского народа, предметов быта в старинной русской избе, закрепить в словаре название дней масленицы.
- развивать связную речь в составлении рассказов о празднике из личного опыта.
Художественно-эстетическое: получение опыта детского восприятия осмысления происходящих событий и умение выражать своё отношение к ним при помощи художественно-эстетических средств, развитие детского художественного, театрального и музыкального творчества.
Физическое развитие: развитие интереса к двигательной активности в организованной и самостоятельной деятельности,обучение правилам народных масленичных игр, стимулирование желания играть в любимые народные игры самостоятельно.
Мотивация деятельности по реализации проекта
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами воспитателей, родителей и детей.
Проблема проекта: Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Ожидаемые результаты проекта:
- Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
- Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
- Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
Формы реализации проекта:
- Непосредственно образовательная деятельность
- Игры
- Беседы
- Драматизация сказки с участием детей
- Консультации родителям.
Продукты реализации проекта:
- Выставка детских работ « Барышня Масленица» (оригами).
- Создание уголка «Масленица».
- Изготовление чучела Масленицы.
- Коллективная работа «Ой блины, блины, блины – вы, блиночки, мои!»
- Конструктивно – модельная деятельность с элементами рисования на тему: «Барышня – Масленица» (оригами).
- Лепка на тему: «Блины на столе – главное блюдо на Масленицу!»
- Развлечение «Вас на Масленицу ждем, встретим масленым блином!»
Этапы реализации проекта «Масленица»
Этапы | деятельность | |
| детей | воспитателя и родителей |
I этап Погружение в проект
| Постановка проблемы. Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога). Создание мотивационной ситуации. Мониторинг знаний детей о народном празднике Масленице. | Побуждает интерес к теме проекта. Помогает сформулировать: • проблему проекта; • сюжетную ситуацию; • цель и задачи. Мотивирует к обсуждению, созданию проекта. Побуждает к обсуждению темы проекта, предмет исследования с другими людьми. |
II этап. Проектирование. Планирование деятельности
| выбор форм получения информации о празднике; выбор иллюстраций, игр, персонажей к театральной деятельности, художественной литературы, средств изобразительной деятельности | разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации |
III этап Осуществление деятельности. Работа над проектом. | Беседы о празднике, традиции русского народа. Сюжетно-ролевые игры «Детский сад», «Магазин», «Кухня», «Мастерская», «Семья» НОД с использованием ИКТ «Откуда к нам пришла Масленица?»; просмотр видеофильма «Как на Руси Масленицу встречали». Трудовая деятельность: изготовление чучела Масленицы, оформление уголка народного праздника Масленицы Беседы о сезонных изменениях в природе. Речетворческая деятельность. Чтение художественной литературы. Игра-драматизация по сказке «Крылатый, мохнатый да масляный», Аппликация. Коллективная работа на тему: «Солнышко, нарядись!» , «Ой блины, блины, блины – вы блиночки, мои!» (коллективная работа) Конструктивно – модельная деятельность с элементами рисования на тему: «Барышня – Масленица» (оригами). Детский дизайн. Тема: Изготовление и украшение чучела Масленицы. Лепка на тему: «Блины на столе – главное блюдо на Масленицу!» Разучивание заклички «Солнышко, нарядись!». Музыкальная деятельность. Народные подвижные игры «Ручеек», «Гори, гори ясно», «Поезд». Игра с элементами соревнования «Кто быстрее на метле», «Ты катись, веселый блинчик». | Интернет ресурс. Поиск презентации «Откуда к нам пришла Масленица?»; просмотр видеофильма «Как на Руси Масленицу встречали». Просмотр иллюстраций, фотографий в познавательных энциклопедиях о праздновании Масленицы. Формирование основ безопасности: беседы — «Огонь – не забава!» , «Правила обращения с острыми инструментами». Беседа о правилах поведения во время праздника Рассматривание репродукции картины Б.М. Кустодиев «Масленица», В.И. Суриков «Взятие снежного городка» Обследование материалов, применяемых в русских народных промыслах (разные виды посуды, игрушек-самоделок, деталей праздничной одежды и головных уборов). Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Беседа о пользе для здоровья прогулок в любое время года. Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения на спортивной площадке во время проведения народного праздника.
|
VI этап Оформление результатов знаний, умений, навыков. – формулирование выводов.
| Создание уголка в группе «Масленица!», «Масленичный вернисаж» (выставка работ детского творчества) Конкурс – выставка «Барыня Масленица!».
| Конкурс – выставка «Барышня Масленица».
|
V этап Презентация результатов
| Развлечение «Вас на Масленицу ждем, встретим масленым блином!» | Создание ИКТ презентации «Здравствуй, Масленица -2018». |
Формы работы с детьми (схема реализации образовательных областей):
Интеграция образовательных областей | Формы организации образовательной деятельности |
Социально-коммуникативное развитие | Беседы о празднике, традиции русского народа. Сюжетно-ролевые игры «Детский сад», «Магазин», «Кухня», «Мастерская», «Семья» (сюжет «готовим угощение»), «Ждём гостей», «Мы идём в гости». НОД с использованием ИКТ «Откуда к нам пришла Масленица?»; просмотр видеофильма «Как на Руси Масленицу встречали». Просмотр иллюстраций, фотографий в познавательных энциклопедиях о праздновании Масленицы. Трудовая деятельность: изготовление чучела Масленицы, изготовление оформления уголка народного праздника Масленицы и к развлечению. Помощь детей в подготовке группы для проведения Масленицы. Формирование основ безопасности: беседы — «Огонь – не забава!» , «Правила обращения с острыми инструментами». Беседа о правилах поведения во время праздника. |
Познавательное развитие | Беседы о традициях и обрядах праздника. Обследование материалов, применяемых в русских народных промыслах (разные виды посуды, игрушек-самоделок, деталей праздничной одежды и головных уборов). Беседы о сезонных изменениях в природе. |
Речевое развитие | Разучивание закличек «Солнышко, нарядись!», «Как на масленую неделю…» Речетворческая деятельность. Составление чистоговорок «Ца –ца –ца – к нам пришла Масленица», «Цу – цу – цу – мы...» ТРИЗ. Составление загадок (по опорам). По книге А.Нестеренко «Страна загадок». Придумывание загадок о блинах на основе описания их характерных признаков. Метод построения моделей сказок. «Сказки – кальки». Метод – синектики. Игры «Дополни предложение», «Очеловечивание предмета», «Доскажи слово». Беседы о сезонных изменениях в природе. Чтение художественной литературы: К. Д. Ушинский. «Проказы старухи-Зимы»,; Русские народные сказки «Крылатый, мохнатый да масляный», «Снегурочка». Чтение русского фольклора, стихотворений о масленице: «Этот праздник к нам идет… », «Широкая Масленица» и др. русские народные песенки, потешки, заклички, пословицы и поговорки, загадки о Масленице, блинах. Игра-драматизация по сказке «Крылатый, мохнатый да масляный», «Колобок». |
Художественно-эстетическое развитие | Рассматривание репродукции картины Б.М. Кустодиев «Масленица», В.И. Суриков «Взятие снежного городка» Аппликация. Коллективная работа на тему: «Солнышко, нарядись!» , «Ой блины, блины, блины – вы блиночки, мои!». Конструктивно – модельная деятельность с элементами рисования на тему: «Барышня – Масленица» (оригами). Детский дизайн. Тема: Изготовление и украшение чучела Масленицы. Лепка: «Блины на столе – главное блюдо на Масленицу!» Разучивание закличек «Солнышко, нарядись!», «Как на масленую неделю…» Музыкальная деятельность: Слушание русских народных песен, русских народных наигрышей «Здравствуй красная, весна», «А мы масленку встречаем», «Веснянка». Знакомство с происхождением звука из разных народных музыкальных инструментов: дудочка, гармошка. Знакомство с музыкально - дидактическими играми: «Ты катись, веселый блинчик», «Вышел Ваня погулять». |
Физическое развитие | Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Беседа о пользе для здоровья прогулок в любое время года. Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения на спортивной площадке во время проведения народного праздника. Народные подвижные игры: «Ручеек», «Гори, гори ясно». Подвижные игры: «Поезд», «Дни недели». Игра с элементами соревнования «Кто быстрее на метле», «Ты катись, веселый блинчик!». |
Формы взаимодействия с родителями
— Групповой журнал «Наша Масленица» (фото семейных праздников, рецепты блинов и масленичных блюд)
— информационный стенд «Народные традиции в семейном воспитании»
— памятка «Масленичная неделя»
— папка- передвижка «Как на Руси Масленицу встречают!»
— участие в конкурсе - выставке «Барышня Масленица» .
— участие в подготовке и в проведении развлечения «Вас на Масленицу ждем, встретим масленым блином!»
РЕЗУЛЬТАТ:
Воспитанники:
- получили новые знания о Масленице как об одном из русских народных праздников;
- познакомились с предметами быта старинной русской избы; приняли участие в оформлении группы к праздничным мероприятиям.
Педагоги:
- подобрали методическую и детскую литературу;
- пополнили методическую «копилку» тематическими презентациями, аудиозаписями, картотеками стихов и закличек; народных игр;
- наработали рекомендации для родителей с информацией о традициях масленичной недели.
Родители:
- проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта;
- предоставили экспонаты для организации конкурса - выставки «Барышня Масленица»; проявили творческую инициативу при изготовлении куколок-самоделок, кукол - мотанок для оформления выставки;
- приняли активное участие в подготовке к проведению совместного мероприятиях.
Критерии оценки результата:
- установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и педагогами;
- активная деятельность детей и родителей в ходе реализации проектных мероприятий.
Форма презентации
- Развлечение на свежем воздухе ««Вас на Масленицу ждем, встретим !»
- ИКТ презентация «Здравствуй, Масленица -2018».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_maslenitsa_-_kopiya.pdf | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Светлая Пасха с детьми средней группы"
Материал для воспитателей детского сада по теме Приобщение дошкольников к истокам народной культуры....
Педагогический проект "Широкая Масленица" для детей средней группы
Проект для детей средней группы детского сада создан с учетом названия дней Масленицы....
проект совместной деятельности с детьми средней группы по теме "Широкая Масленица"
проект совместной деятельности с детьми средней группы по теме "Широкая Масленица"...
Методические рекомендации к организации НОД с детьми средней группы Тема: «Масленица широкая»
Используется для ознакомления детей с народными традициями....
Досуг с детьми средней группы "Масленица пришла"
Интересный досуг с детьм средней группы проводимый на улице....
Конспект беседы с детьми средней группы на тему "Масленица"
Конспект беседы на тему "Масленица" в средней группе...
Технологическая карта занятия по аппликации в средней группе изготовление поделки - солнца на масленицу с детьми средней группы
Развитие творческих способностей и интереса к совместной деятельности дошкольников через приобщение их к истокам русской народной культуры, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям....