Аналитическая записка
материал на тему

Мария Александровна Попова

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_zapiska.docx42.64 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

о результатах  профессиональной педагогической деятельности

воспитателя МБДОУ детского сада №385 «Сказка» г. Екатеринбурга

Поповой Марии Александровны

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказания ребёнку квалифицированной помощи в сложном процессе вхождения в мир людей. Особенно это важно и необходимо в сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу.

В настоящее время, в связи с  огромными темпами развития технического прогресса,  изменением условий жизни,  нестабильностью в обществе, влиянием СМИ на умы подрастающего поколения с возрастающей силой, особое внимание уделяется социально-коммуникативному развитию дошкольников,  как одному из приоритетных направлений развития и образования детей, обозначенных в федеральном  государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО).

Моя педагогическая деятельность, в целом, направлена на решение следующих задач: обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать годы дошкольного детства; обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психологического); формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру; приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали); формирование социально развитой, творческой личности с высокой мотивацией к обучению и стремлением к саморазвитию.

Приоритетным направлением моей педагогической деятельности, в связи с обозначенной актуальностью проблемы социально-коммуникативного развития дошкольников, была выбрана творческая игра.

Творческая  игра как способ освоения ребенком социальных ролей, как средство развития интеллектуальных и личностных качеств детей, их творческих способностей занимает значительное  место в реализации задач социально-коммуникативного развития дошкольника.

Одним из самых популярных направлений в современном дошкольном образовании  является театрализованная деятельность, имеющая игровую природу и социальную направленность, а также коррекционные возможности.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического развития. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Что касается воспитательного значения – дети познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе, у них формируется уважительное отношение друг к другу.

Для достижения успешных результатов в реализации направления социально-коммуникативного развития детей были поставлены следующие задачи:

  • обеспечить условие непрерывного осуществления социально-коммуникативного развития путем включения театрализованной деятельности во все моменты образовательного процесса;
  • закреплять в творческой игре навыки социального поведения, посредством которой дети учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, у них формируются морально-нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощь и др.;
  • создавать эмоционально-комфортный климат в группе и содержательное личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, поддерживать инициативу детей;
  • организовывать личный опыт ребенка так, чтобы он естественным путем, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющей проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру.

Решая поставленные задачи, выстраиваю свою работу с учетом требований ФГОС ДО и возрастных особенностей детей, то есть реализовываю индивидуальный  подход к каждому ребенку с  учетом его психологических особенностей, возможностей и интересов.

Для решения поставленных задач были определены педагогические условия, в которых социально-коммуникативное развитие детей  посредством театрализованной деятельности происходило бы более эффективно. Ниже перечисленные условия, созданные в группе, направлены на организацию образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному и художественно-творческому развитию детей.

  • Созданы благоприятные условия для развития индивидуальности и позитивности личностных качеств. Жизнедеятельность детей в группе происходит в атмосфере  психологического комфорта, чему способствует, в первую очередь, принцип «Не навреди», которым я руководствуюсь, взяв за основу моего общения с любым ребенком уважение его личности и прав. Еще нам очень помогают, ставшие  доброй традицией, ежедневные утренние сборы в «Кругу Добра», создающие позитивный эмоциональный настрой у детей, атмосферу принятия и уважения среди сверстников на весь предстоящий день. 
  • В рамках реализации направления «Социально-коммуникативное развитие» созданы и функционируют «Театральный уголок» и «Игровой центр» с атрибутами для игровой деятельности, а также «Уголок правил хорошего тона», оснащенный дидактическими пособиями по культуре общения и  изучению чувств и эмоций. Для этого специально изготовлены «Ковер мира», стенд «Мои чувства и эмоции» и «Экран настроения», а также приобретены дидактические игры и пособия по данной теме. 
  • В помещении группы функционируют развивающие центры: «Хочу все знать»,  «Книжкин дом», «Юный архитектор», «Юный художник», «Центр экспериментирования», «Уголок безопасности», «Уголок физкультуры и здоровья», которые оснащены как традиционными пособиями, так и  нестандартным оборудованием.
  • Организована работа по взаимодействию с семьями воспитанников посредством консультаций, мастер-классов, тематических родительских собраний, совместных мероприятий  и организации детско-родительской проектной деятельности.

Условия для развития игровой деятельности обобщены и представлены в виде схемы.

Театрализованная деятельность в жизни нашей группы пронизывает все режимные моменты: включается в любую организованную образовательную деятельность, в свободную совместную деятельность детей и воспитателя, осуществляется в самостоятельной деятельности детей.

Во время образовательной деятельности включаю театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения, навыки. Игровые приемы, используемые на занятии, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал; привлекают своей ненавязчивостью, отсутствием строгой регламентации деятельности, излишней сухости в изложении материала. Так, на занятие по математике в гости приходит Незнайка, который не умеет считать, и дети объясняют ему правила счета; на занятиях по ознакомлению с окружающим миром смешной Карлсон с удовольствием постигает вместе с детьми секреты ухода за растениями; а куклы-зверята разыгрывают представление на тему, почему надо беречь все живое и т.д.

Свободная совместная деятельность детей и воспитателя.

Мы   включаем игровые ситуации в прогулки, организовываем сюжетно-ролевые и театрализованные игры в помещении группы, читаем художественную литературу с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, устраиваем мини-спектакли в исполнении взрослых. Очень любим игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией. Все указанные виды игровой деятельности влияют на самостоятельную игру детей, являются толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения.

Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей. Известно, что самостоятельная игра дошкольников возникает под действием впечатлений, полученных из окружающей среды. Следовательно, для возникновения и развития полноценной игровой деятельности необходимо питать впечатления детей.

Во время регламентированной образовательной деятельности впечатления детей наполняются с помощью рассказов, историй, сказок, которые заинтересовывают детей настолько, что им хочется воплотить их в самостоятельной игре и дети делают это, как показывает практика. В свободной совместной деятельности детей и взрослых наибольшее впечатление оказывают на детей спектакли (кукольные и драматические) в исполнении взрослых. Детям хочется еще раз пережить заинтересовавшие их сюжеты, поэтому они обыгрывают их в своей игре, по-своему преобразуя и варьируя сюжетные линии. В отдельных случаях самостоятельная игра достигает более высокого уровня развития, и дети в такой игре придумывают к ранее уже известным персонажам – новых.

Продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли) вносятся в содержание праздников и развлечений. Например, в нашем детском саду подготовка детских спектаклей при содействии семей воспитанников превращается в настоящий творческий проект, а показ спектакля становится незабываемым праздником  для детей, родителей и педагогов.

Важно отметить, что оптимальное влияние на деятельность детей оказывает не все увиденное и услышанное в стенах детского сада и за его пределами. В самостоятельную игру детей переносится только то, что взволновало их воображение яркими, захватывающими образами, заставило испытать сильные чувства, пробудило интерес, дало пищу для размышлений. Этот факт побуждает меня как педагога постоянно совершенствовать педагогические условия для развития детей: применять инновационные педагогические технологии, обновлять и обогащать предметно-развивающую среду, находить новые, более эффективные формы и методы проведения занятий, игр и общения с детьми.

        И, наконец, важнейшим условием полноценного разностороннего развития ребенка является единство требований и подходов к организации игровой деятельности со стороны детского сада и семьи. Для этого в нашем детском саду организуется тщательно планируемая, постоянная работа с родителями, включающая в себя как просвещение, так и обучение навыкам управления игрой детей в семье на основе определенных принципов.

В своей педагогической деятельности я уделяю особое внимание вовлечению родителей в жизнь группы и детского сада, активизации их участия в развивающей образовательной работе с детьми. Целью данной работы является укрепление взаимосвязи «Родители – Ребенок – Педагог». Взаимодействие с родителями строю на принципах сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Моя задача – заинтересовать родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Осуществление  контакта с родителями происходит через групповую (собрания, круглые столы, совместные мероприятия) и индивидуальную (беседы, консультации и  пр.) формы деятельности.

Перспективной формой работы с родителями считаю совместную проектную деятельность. Так, в 2016 – 2017 учебном году мы начали реализацию долгосрочных проектов «Мы – актеры» и «Семейный театр», в рамках которых запланировали совместными усилиями ставить театрализованные постановки. Родители с готовностью откликнулись на призыв о помощи в разучивании ролей со своими детьми, создании костюмов, декораций, проведении фото- и видеосъемок. Первыми результатами стали постановки спектаклей «Теремок на новый лад» (на нравственно-этическую тематику) и «Муха – Цокотуха» (в  русском народном стиле), которые прошли с большим успехом и порадовали детей, родителей и педагогов. В дальнейшем планирую уже непосредственное участие родителей в постановках в качестве исполнителей ролей.

В результате такой деятельности у нас складываются теплые дружеские взаимоотношения с детьми и родителями, у родителей повышается интерес к жизни детей в детском саду, а дети получают положительный эмоциональный заряд, ведь им очень приятно и радостно видеть участие своих родителей в их детсадовской жизни. Все это к тому же способствует укреплению семейных связей.

Наряду с внедрением театрализованной деятельности в образовательный процесс, определено новое направление работы по повышению эффективности освоения программы социально-коммуникативного развития дошкольников путем включения в программу практического курса обучения основам коммуникации дошкольников «Азбука общения» (автор Л.М. Шипицина).

Содержание курса предусматривает обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения. Курс «Азбука общения» заинтересовал меня своими формами обучения детей, такими как: творческие игры (драматизации, режиссерские, сюжетно-ролевые); подражательные упражнения, психогимнастические этюды, импровизации; творческие прогулки; решение проблемных ситуаций; чтение художественной литературы; сочинение историй; конкурсы, соревнования и т.п.

Постоянный анализ достижений воспитанников – обязательное условие моей работы. Смысл мониторинга качества освоения программы вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка. Результаты мониторинга позволяют мне определить, удаётся ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания, а так же помогают определить пути в дальнейшей групповой и индивидуальной работе. В процессе мониторинга я использую метод наблюдения, игры, беседы, доступные возрасту и индивидуальным особенностям детей.

Анализ освоения программы за последние 3 года показывает стабильность основных линий развития каждого ребёнка.

Эффективность педагогической деятельности подтверждают следующие результаты:

За период внедрения проектов «Мы – актеры» и «Семейный театр», значительно повысился уровень сформированности социально-коммуникативных навыков дошкольников: с 60% низкого уровня и 40% среднего уровня  до 60% среднего уровня и 40% высокого уровня. Положительная динамика прослеживается как в количественных, так и в качественных показателях.

У детей формируются четкие установки устойчивого и положительно направленного общения и культурного поведения.  Возрастает  самостоятельность, ответственность, укрепляются волевые качества, умение владеть собой. Укрепляется  желание детей вступать в общение со сверстниками,  дети учатся правильно понимать эмоциональное состояние других, активно выражать готовность помочь нуждающимся. Наблюдается проявление интереса к миру, к своему будущему положению школьника.

Вследствие проделанной работы, заметно снизилось количество детей испытывающих трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнера: с 19,2% до 9,0%.

Очевидно, что реализация направления социально-коммуникативного развития посредством театрализованной деятельности, в итоге приводит к становлению творческой личности, способной  к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим такой человек, который мог бы смело входить в новую ситуацию, умел творчески решать проблемы,  имел мужество без предварительной подготовки пробовать и ошибаться, и снова пробовать,  пока не будет найдено верное решение.

Для реализации задач социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности, ведь процесс социального воспитания ребенка в ДОУ требует от педагога освоения специальных профессиональных установок и понимания своеобразия авторских программ дошкольного образования.

В связи с вышесказанным, считаю своим долгом постоянно заниматься самообразованием и повышением своего профессионального мастерства, что является неотъемлемым условием эффективности работы и достижения высоких результатов.

Накопленным педагогическим опытом делюсь с коллегами: провожу консультации и мастер-классы для педагогов по театрализованной деятельности, по проведению организованной образовательной деятельности на уровне ДОУ и района. Принимаю активное участие в реализации инновационных педагогических технологий, в разработках программ в детском саду.

Мое участие в мероприятиях на уровне ДОУ:

  • 2014 год – семинар-практикум «Социализация детей через театральную деятельность». Презентация проекта «Семейный театр»;
  • 2015 год – освещение результатов проекта «Семейный театр», обсуждение модели взаимодействия коллектива ДОУ и родителей воспитанников по вопросу социально-личностного развития дошкольника;
  • 2015 год – семинар «Формирование интереса как основное условие развития театрально-игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста»: освещение вопросов теории и методики театрализованной и игровой деятельности детей дошкольного возраста;
  • 2016 год – семинар-практикум «Проектная деятельность в работе с родителями»: представление опыта работы по планированию и реализации проектной деятельности по формированию у дошкольника коммуникативных способностей;
  • 2017 год – мастер-класс на тему «Экспериментально-исследовательская деятельность в старшем дошкольном возрасте»
  • 2016 - 2017 годы – регулярное проведение открытых занятий для  педагогов ДОУ и родителей воспитанников. Активное участие в работе Творческой группы.

Мое участие в мероприятиях всероссийского, городского  и районного значения:

  • 2013 год - в рамках городской сетевой инновационной площадки участвовала в организации мастер-классов «Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе», «Познавательное развитие дошкольников посредством организации проектной деятельности».
  • 2014 год - в рамках деятельности дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Инновационные технологии музыкального образования дошкольников» выступала  с докладами на городских практико-ориентированных семинарах: «Формирование познавательной активности посредством организации музыкальных игр».  
  • 2015 год - являлась организатором мероприятий для педагогов Чкаловского района: семинар-практикум «Формирование основ безопасного поведения детей на дороге», «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями в ДОУ», «Создание рекомендаций по использованию методов и приемов творческого развития дошкольников при работе со сказкой»  

Моя профессиональная деятельность отмечена наградами:

  • 2012 г. – Благодарственное письмо Администрации Чкаловского района города Екатеринбурга за добросовестный труд, профессионализм, успехи в педагогической и воспитательной деятельности;
  • 2014, 2015 г. – Почетные грамоты МБДОУ № 385 «Сказка»;
  • 2016 г. – Почетная грамота Управления образования Администрации города Екатеринбурга за значительные успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса.

Я ставлю перед собой цель в дальнейшей педагогической практике стремиться к реализации своего педагогического потенциала на более высоком профессиональном уровне.

Воспитатель МБДОУ № 385 «Сказка»          ___________/ М.А. Попова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая записка по теме: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"

Аналитическая записка по теме:"Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с русским народным декоративно-прикладным искусством"...

Аналитическая записка.

В 2013-2014 учебном году работаю с детьми 6-7 лет (подготовительная к школе группа). В работе с детьми реализую образовательную программу МБ ДОУ № 47, разработанную на основе примерной основной общеоб...

Аналитическая записка

Аналитическая записка   о результатах педагогической деятельности за  период 2009 - 2012 гг...

Аналитическая записка о результатах педагогической деятельности.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГАОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ КИРОВСКОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД №469...

Аналитическая записка педагога-психолога Банных Н.Л.

"Аналитическая записка" о результатах педагогической деятельности...

Аналитическая записка

Аналитическая записка Щукиной Юлии Викторовны...