Выготский Лев Семёнович. Идеи педагогики и воспитания
материал на тему
Текст к презентации "Выготский Л.С.. Идеи педагогики и воспитания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выготский Лев Семёнович. Идеи педагогики и воспитания | 33.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Выготский Лев Семёнович.
Идеи педагогики и воспитания
Лев Семенович Выготский – известный русский психолог начала XX века, который связал психологию с педагогикой. Его новаторские идеи и концепции в педагогике и психологии намного опередили время.
Изучая развитие детей, ученый создал или развил несколько направлений в психологической педагогике: педологию и коррекционную педагогику. На основании его идей была создана новая демократическая школа.
Он не является автором методик, но его теоретические разработки и наблюдения легли в основу практических систем известных педагогов (например, Эльконина). Начатые Выготским исследования продолжили его ученики и последователи, давая им практическое применение. Особенно актуальными его идеи видятся сейчас.
Основные направления исследований Выготского
Л.С. Выготский был, прежде всего, психологом. Он выбрал для себя такие направления исследований:
- сравнение взрослых и детей;
- сравнение современного человека и древнего;
- сравнение нормального развития личности с патологическими поведенческими отклонениями.
Ученый составил программу, которая определила его путь в психологии: искать объяснение внутренних психических процессов вне организма, во взаимодействии его с окружающей средой. Ученый считал, что понять эти психические процессы можно только в развитии. А наиболее интенсивное развитие психики происходит у детей.
Так Лев Семенович Выготский пришел к углубленному изучению детской психологии. Он исследовал закономерности развития обычных детей и аномальных. В процессе исследований ученый пришел к изучению не только процесса развития ребенка, но и его воспитания. А поскольку изучением воспитания занимается педагогика, он начал исследования и в этом направлении.
Лев Семенович считал, что любой педагог должен строить свою работу с опорой на психологическую науку. Так у него связалась психология с педагогикой. А несколько позже выделилась отдельная наука в социальной педагогике — психологическая педагогика.
Занимаясь педагогикой, ученый увлекся новой наукой педологией (знания о ребенке с точки зрения разных наук) и стал главным педологом страны.
Он выдвинул идеи, которые раскрыли законы культурного развития личности, ее психических функций (речи, внимания, мышления), объяснили внутренние психические процессы ребенка, его отношения с окружающей средой.
Его идеи по дефектологии положили начало коррекционной педагогики, которая стала практически помогать особым детям.
Л.С. Выготский не разрабатывал методики воспитания и развития детей, но его концепции правильной организации обучения и воспитания стали основой многих развивающих программ и систем. Исследования, идеи, гипотезы и концепции ученого намного опередили время.
Принципы воспитания детей по Выготскому.
Ученый считал, что воспитание состоит не в приспособлении ребенка к окружающей среде, а в формировании личности, выходящей за рамки этой среды, как бы смотрящего вперед. При этом ребенка не надо воспитывать извне, он должен самовоспитываться.
Это возможно при правильной организации процесса воспитания. Только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания.
Воспитатель должен быть лишь наблюдателем, корректно направлять и регулировать самостоятельную деятельность ребенка в нужные моменты.
Так воспитание становится активным процессом с трех сторон:
- ребенок активен (он выполняет самостоятельное действие);
- воспитатель активен (он наблюдает и помогает);
- среда между ребенком и воспитателем активна.
Воспитание тесно связано с обучением. Оба процесса являются коллективной деятельностью.
Развитие и воспитание особых детей.
Лев Семенович Выготский разработал новую теорию аномального развития ребенка, на которой сейчас базируется дефектология и построена вся практическая коррекционная педагогика. Цель этой теории: социализация особых детей с дефектом, а не изучение самого дефекта. Это была революция в дефектологии.
Он связал специальную коррекционную педагогику с педагогикой нормального ребенка. Ученый считал, что личность особого ребенка формируется так же, как и у обычных детей. Достаточно социально реабилитировать аномального ребенка, и его развитие пойдет по обычному руслу.
Его социальная педагогика должна была помочь ребенку снять отрицательные социальные наслоения, вызванные дефектом. Сам дефект не есть причина аномального развития ребенка, это лишь следствие неправильной социализации.
Исходной точкой в реабилитации особых детей должно стать не затронутое дефектом состояние организма. «С опорой на здоровое, положительное и следует работать с ребенком», - Л.С. Выготский.
Великий гуманист, Л.С. Выготский, высшее проявление гуманизма видел не в том, чтобы воспитатель, педагог проявляли снисхождения и уступки, ориентируясь в своей работе на дефект, а наоборот в том, чтобы они создавали в разумных пределах трудности для глухих детей в процессе их воспитания и обучения, учили преодолевать эти трудности, и тем самым развивали личность, ее здоровые силы. Говоря о специальном воспитании, он подчеркивал: «Здесь нужны закаляющие и мужественные идеи. Наш идеал – не обкладывать больное место ватой и беречь его всеми мерами от ушибов, а открывать преодолению дефекта, его сверхкомпенсации широчайший путь. Для этого нам нужно усвоить социальную направленность этих процессов».
Наряду с общими закономерностями Л.С. Выготский отмечал и своеобразие развития аномального ребенка, которое заключается в расхождении биологического и культурного процессов развития. Заслуга ученого в том, что он указал на тот факт, что развитие нормального и аномального ребенка подчинено одним законам и проходит те же стадии, но стадии растянуты во времени и наличие дефекта дает специфику каждому варианту аномального развития. Помимо нарушенных функций всегда имеются сохранные функции. Коррекционная работа должна строиться с опорой на сохранные функции, в обход пострадавших функций. Л.С. Выготский формулирует принцип коррекционной работы как принцип обходного пути.
Очень эффективной для восстановления нормального развития особых детей стала идея зоны ближайшего развития.
Теория зоны ближайшего развития.
Зона ближайшего развития – это «расстояние» между уровнем актуального и возможного развития ребенка.
- Уровень актуального развития – это развитие психики ребенка в данный момент (какие задания могут выполниться самостоятельно).
- Зона ближайшего развития – это будущее развитие личности (действия, которые выполняются с помощью взрослого).
Это базируется на предположении, что ребенок, обучаясь какому-то элементарному действию, параллельно осваивает общий принцип этого действия. Во-первых, само это действие имеет уже более широкое применение, чем его элемент. Во-вторых, освоив принцип действия, можно применить его для выполнения другого элемента.
Это будет уже более легкий процесс. Налицо развитие в процессе обучения.
Но обучение не тождественно развитию: не всегда обучение подталкивает развитие, наоборот, оно может стать тормозом, если опираться только на то, что дитя умеет, и не учитывается уровень его возможного развития.
Обучение станет развивающим, если ориентироваться на то, чему ребенок может научиться на основе предыдущего опыта.
Величина зоны ближайшего развития у каждого ребенка своя.
Это зависит:
- от потребностей ребенка;
- от его возможностей;
- от готовности родителей и учителей оказать помощь в развитии ребенка.
Психологические основы дошкольной педагогики.
Основополагающее значение для понимания движущих причин и условий становления человеческой личности Л.С. Выготский придавал культурно-историческому фактору. В его трудах доказано, что социальная ситуация воспитания формирует или задерживает процесс реализации потенциальных возможностей ребенка.
В культурно-исторической концепции Л.С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка:
1. Закон формирования высших психических функций – высшие психические функции возникают сначала как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь в последствии они становятся внутренними индивидуальными (формами) функциями самого ребенка.
2. Закон неравномерности детского развития, согласно которому каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. Этот период – сензитивный период.
3. Закон метаморфозы определяет развитие как последовательное изменение качественных состояний сознания ( структуры сознания).
4. Закон гетерохронности развития утверждает, что психическое развитие не совпадает с хронологическим возрастом, т.е. имеет свой ритм, отличающийся от ритма биологического созревания.
5. Закон среды определяет роль социальной среды как источника развития.
6. Закон ведущей роли обучения для развития.
7. Закон системного и смыслового строения сознания.
Л.С. Выготский сформулировал общие закономерности психического развития. он утверждал, что нормальный и аномальный ребенок развиваются по одним и тем же законам.
Одной из главных в научном творчестве Л.С. Выготского была идея развития. «В центре внимания Выготского, - пишет Д.Б. Эльконин, - было выяснение основных закономерностей психического развития ребенка».
Проблема психологических оснований дошкольного образования актуальна и сейчас. Она решается в реконструированной теории Л.С. Выготского так:
- Если понимать дошкольное образование как образование для детей «дошкольного возраста» (4-7 лет), то оно находится в связанной с этим «возрастом» стабильной стадиальной ЗБР.
- Если же называть дошкольным образованием обучение детей от 3 до 6-7 лет, то оно тогда находится в двух стадиальных ЗБР, связанных с «кризисом 3 лет» и «дошкольным возрастом».
Ведущий вид деятельности в «кризисе 3 лет» – исполнительная игровая деятельность; в «дошкольном возрасте» – целостная игровая деятельность, которая включает, кроме исполнительной игровой деятельности, ее регуляцию посредством игровой вещи. Причем к концу «возраста» эта деятельность изменяется, превращаясь в умственную. Так возникает внутренняя саморегуляция – важнейший фактор психологической готовности к школе.
Л.С. Выготский подчеркивал огромное значение игры для развития ребенка. Он говорит об игре как о зоне ближайшего развития ребенка. «Игра источник развития и создает зону ближайшего развития… По существу через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т.е. определяющей развитие ребенка», «в игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде собирает в себе как в фокусе увеличительного стекла все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения»
Влияние общения на воспитание ребенка.
Ребенок быстро развивается и осваивает окружающий мир, если общается с взрослым. При этом сам взрослый должен быть заинтересован в общении. Очень важно поощрять речевое общение ребенка.
Речь – это знаковая система, которая возникла в процессе общественно-исторического развития человека. Она способна трансформировать детское мышление, помогает решать задачи и образовывать понятия. В раннем возрасте в речи ребенка употребляются слова с чисто эмоциональным значением.
С ростом и развитием детей в речи появляются слова конкретного значения. В старшем подростковом возрасте ребенок начинает обозначать словами и абстрактные понятия. Таким образом, речь (слово) изменяет психические функции детей.
Психическим развитием ребенка первоначально управляет общение с взрослым (через речь). Затем этот процесс переходит во внутренние структуры психики, появляется внутренняя речь.
Заслуги Л.С. Выготского в педологии.
В начале XX века появилась педагогическая психология, которая основывалась на том, что обучение и воспитание зависят от психики конкретного ребенка.
Новая наука не решала многих проблем педагогики. Альтернативой стала педология — комплексная наука о полном возрастном развитии ребенка. Центром изучения в ней является ребенок с точки зрения биологии, психологии, социологии, антропологии, педиатрии, педагогики. Горячей проблемой педологии была социализация ребенка.
Лев Семенович Выготский первый выдвинул постулат о том, что социальное и индивидуальное развитие ребенка не противостоят друг другу. Это просто две разные формы одной и той же психической функции.
Он считал, что социальная среда является источником развития личности. Ребенок впитывает (делает внутренними) те виды деятельности, которые пришли к нему извне (были внешними). Эти виды деятельности изначально закреплены в общественных формах культуры. Ребенок перенимает их, видя, как другие люди выполняют эти действия.
Т.е. внешняя социальная и предметная деятельность переходит во внутренние структуры психики (интериоризация), и через общую социально-символическую деятельность (в т.ч. через речь) взрослых и детей формируется основа психики ребенка.
Л.С. Выготский сформулировал основной закон культурного развития:
- В развитии ребенка любая функция появляется два раза — сначала в социальном аспекте, а потом в психологическом (т.е. сначала она внешняя, а потом становится внутренней).
Выготский считал, что этот закон определяет развитие внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли.
Распространение и популярность идей Л.С. Выготского
Многие идеи Л.С. Выготского сегодня популяризируются у нас и за рубежом.
Такие известные дефектологи, как Э.С.Бейн, Т.А.Власова, Р.Е. Левина, Н.Г. Морозова, Ж.И. Шиф, которым посчастливилось работать со Львом Семеновичем, так оценивают его вклад в развитие теории и практики: "Его труды служили научной основой построения специальных школ и теоретическим обоснованием принципов и методов изучения диагностики трудных детей. Выготский оставил наследство непреходящего научного значения, вошедшее в сокровищницу советской и мировой психологии, дефектологии, психоневрологии и других смежных наук". Проведенные Л.С. Выготским исследования во всех областях дефектологии до сих пор являются основополагающими при разработке проблем развития, обучения и воспитания аномальных детей. Выдающийся советский психолог А.Р. Лурия в научной биографии, отдавая дань своему наставнику и другу, писал: "Не будет преувеличения назвать Л.С. Выготского гением".
И в настоящее время остаётся еще много талантливых гипотез и нереализованных идей ученого, которые ждут своего часа.
Реализация идей Л.С.Выготского.
Среди множества психолого-педагогических начинаний, заявляющих о приверженности идеям Л.С.Выготского, программа «Золотой ключик».
Для авторов этой программы претворение в практику размышлений Л.С. Выготского о событийности человеческой жизни, о детских возможностях, о возрастных периодах и переходах, о значимости характера взаимоотношений детей и взрослых имеют значение не только научное, но и личное, семейное. Одним из авторов Программы является внучка Л.С. Выготского – Кравцова Елена Евгеньевна - директор Института Психологии им.Л.Выготского, доктор психологических наук, профессор кафедры проектирующей психологии,автор многочисленных научных публикаций и монографий.
Их программа рискует идти вразрез не только с педагогическими, но и с многими организационными канонами привычного устройства образовательных учреждений.
Её отличительными особенностями являются: совместное воспитание в разновозрастных группах детей-дошкольников и младших школьников, обучение школьников в стенах детского сада, активное вовлечение семьи, целенаправленная работа авторов программы с педагогическими коллективами. Образовательные проблемы рассматриваются в ней через задачи переустройства всей совместной жизни детей и взрослых, задачей изменения «социальной ситуации развития».
«Золотой ключик» вряд ли в ближайшие годы войдёт в число массовых программ. Но опыт и успехов, и трудностей замечательных ученых и педагогов в той или иной мере, по тому или иному поводу может оказаться важным для каждого детского сада.
Федеральный Государственный Образовательный СТАНДАРТ.
«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний,а на завтрашний день детского развития», это слова Л.С. Выготского. Его идеи развивающего обучения научной школы актуальны сегодня в условиях внедрения ФГОС ДО.
Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС.
Системно-деятельностный подход предполагает:
- Наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснять, освоить)
- Выполнение детьми определенных действий для приобретения недостающих знаний.
- Выявление и освоение детьми способа действия, позволяющего осознанно применять приобретенные знания.
- Формировать умение контролировать свои действия.
Согласно теории Л.С. Выготского, «развитие ребенка опосредованно его обучением и обучением и воспитанием».
Взрослый, опираясь на зону ближайшего развития, забегает немного вперед, опережая развитие ребенка. Он ведет за собой детское развитие, которое вызывает к жизни целый ряд таких процессов, которые вне обучения вообще были бы невозможны.
На этой базе было обосновано положение о ведущей роли обучения в развитии, выявлены психолого-педагогические условия развивающего обучения (Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В.В.Давыдов).
Педагогическая теория развивающего обучения предполагает быстрый темп обучения, непрерывное повторение учебного материала в новых условиях, воспитание у детей положительной мотивации учения и познания, гуманизацию взаимоотношений педагогов и детей. Идея развивающего обучения реализуется в нашей программе «Детство».
Приоритетом деятельности дошкольной ступени становится развитие воображения и творческих способностей детей посредством игры, конструирования, чтения сказок, самостоятельного сочинительства, символического замещения, моделирования, экспериментирования.
Заключение.
После смерти Льва Семеновича его труды забылись и не получили распространения. Однако с 1960 г. педагогика и психология вновь открыли для себя
Л.С. Выготского, выявив в нем множество положительных аспектов.
Его идея зоны ближайшего развития помогла в оценке потенциала обучаемости и оказалась плодотворной. Перспектива ее оптимистична. Очень полезной для коррекции развития и обучения особых детей стала концепция дефектологии.
Многие школы взяли на вооружение определения возрастных норм по Выготскому. С появлением новых наук (валеологии, коррекционной педагогики, новым прочтением ранее извращенной педологии) идеи ученого стали очень актуальными и вписываются в концепцию современного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль музейной педагогики в воспитании дошкольников"
В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Нравственность, традиции, любовь часто становятся лишь отвлеченны...
Использование музейной педагогики в воспитании и обучении детей дошкольного возраста
1.1. Основные принципы музейной педагогики 1.2. Мини-музеи ДОУ1.3. Воспитание средствами музейной педагогики...
Использование музейной педагогики в воспитании и обучении детей дошкольного возраста
Цели и задачи создания мини-музеев в детском саду. Работа мини-музея "Солнышко"...
Положение о смотре- конкурсе"Педагогические идеи в сенсорном воспитании детей раннего возраста"
ПОЛОЖЕНИЕО СМОТРЕ-КОНКУРСЕ «Педагогические идеи в сенсорном воспитании детей раннего возраста» ПОЛОЖЕНИЯ.Положение разработано для МАДО...
Монтессори – педагогика – это воспитание и помощь в жизни
Консультация для педагогов...
Музейная педагогика в воспитании дошкольников
Раскрываются основные направления работы по воспитанию дошкольников с использованием музейной педагогики (мини-музеии)....
Выготский Лев Семенович. Идеи педагогики и воспитания.
Презентация. Л.С. Выготский - психолог, внесший большой вклад в сферу общей и педагогической психологии, философию и теорию психологии, психологию развития, психологию искусства, дефектологию....
- Мне нравится (1)