Выготский Лев Семенович. Идеи педагогики и воспитания.
презентация на тему
Презентация. Л.С. Выготский - психолог, внесший большой вклад в сферу общей и педагогической психологии, философию и теорию психологии, психологию развития, психологию искусства, дефектологию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выготский Лев Семенович. Идеи педагогики и воспитания. | 1.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психолог, внесший большой вклад в сферу общей и педагогической психологии, философию и теорию психологии, психологию развития, психологию искусства, дефектологию.
Л.С. Выготский родился 17 ноября 1896 г. в Орше вторым ребенком в многодетной семье банковского служащего. В 1897 г. семья переехала в Гомель, где стала своеобразным культурным центром (отец — основатель публичной библиотеки). В 1914 г. по окончании гимназии Выготский поступает в МГУ на медицинский факультет, а через месяц переводится на юридический и оканчивает его в 1917 г. Одновременно получает образование на историко-филологическом факультете университета имени Шанявского. В 1917 г. с началом революции юноша вернулся в Гомель. Гомельский период длился до 1924 г. и был началом его психологической и педагогической деятельности. Здесь он женится, и у него появляется дочь. В 1920 г. Лев заразился туберкулезом от брата, который умер.
В 1924 г. был приглашен в Московский институт экспериментальной психологии. С этого момента начался московский период семьи ученого. В 1924 – 1925 гг. Выготский на базе института создал свою культурно-историческую психологическую школу. Он начал увлекаться работой с особыми детьми. Продолжая психологические исследования, он параллельно работал в наркоме просвещения, где проявил себя талантливым организатором. Его стараниями в 1926 г. был создан экспериментальный дефектологический институт (сейчас институт коррекционной педагогики). Он его возглавлял до конца жизни. С 1927 – 1931 гг. ученый публиковал работы по проблемам культурно- исторической психологии Болезнь периодически обострялась, и в 1934 г. Лев Семенович умер в Москве.
Основные направления исследований Выготского Культурно-историческая концепция развития психики. Он ввел новый – экспериментально-генетический метод исследования психических явлений. Л.С. Выготский разработал учение о возрасте как единице анализа детского развития. Он предложил иное понимание хода, условий, источника, формы, специфики и движущих сил психического развития ребенка; описал эпохи, стадии и фазы детского развития, а так же переходы между ними в ходе онтогенеза; он выявил и сформулировал основные законы психического развития ребенка. По Л.С. Выготскому , движущая сила психического развития – обучение. Важно отметить, что обучение и развитие – это разные вещи.
Основные направления исследований Выготского Понятие зоны ближайшего развития имеет важное теоретическое значение и связано с такими фундаментальными проблемами детской и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребенка. Умственное развитие детей в процессе обучения. Вопросы теории и истории психологии. Проблемы общей психологии. Проблемы развития психики. Детская психология. Основы дефектологии. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка.
Принципы воспитания детей по Выготскому «В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и всё искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность… Учитель является с психологической точки зрения организатором воспитательной среды, регулятором и контролером её взаимодействия с воспитанником… Главная психологическая цель воспитания – целенаправленная и преднамеренная выработка у ребенка новых форм его поведения, деятельности, т.е. планомерная организация его развития». Воспитание тесно связано с обучением. Оба процесса являются коллективной деятельностью. На принципах коллективного процесса воспитания и обучения основывается структура новой трудовой школы, которую создал Выготский с учениками.
Развитие и воспитание особых детей «Аномальное развитие – не дефектное, а своеобразное развитие, не ограничивающееся отрицательными признаками, а имеющее целый ряд положительных, возникающих в силу приспособления ребенка с дефектом в миру». Выготский разработал новую теорию аномального развития ребенка, на которой сейчас базируется дефектология и построена вся практическая коррекционная педагогика. Цель этой теории: социализация особых детей с дефектом, а не изучение самого дефекта. Это была революция в дефектологии.
Он связал специальную коррекционную педагогику с педагогикой нормального ребенка. Он считал, что личность особого ребенка формируется так же, как и у обычных детей. Достаточно социально реабилитировать аномального ребенка, и его развитие пойдет по обычному руслу. Исходной точкой в реабилитации особых детей должно стать не затронутое дефектом состояние организма. "С опорой на здоровое, положительное и следует работать с ребенком«. Запустив реабилитацию, можно запустить и компенсаторные возможности организма особого ребенка. Очень эффективной для восстановления нормального развития особых детей стала идея зоны ближайшего развития.
Теория зоны ближайшего развития Зона ближайшего развития — это "расстояние" между уровнем актуального и возможного развития ребенка. Уровень актуального развития — это развитие психики ребенка в данный момент (какие задания могут выполниться самостоятельно). Зона ближайшего развития — это будущее развитие личности (действия, которые выполняются с помощью взрослого). Обучение станет развивающим, если ориентироваться на то, чему ребенок может научиться на основе предыдущего опыта. Величина зоны ближайшего развития у каждого ребенка своя. Это зависит: от потребностей ребенка; от его возможностей; от готовности родителей и учителей оказать помощь в развитии ребенка.
Для практики работы с детьми имеет место концепция Выготского "О развивающем характере обучения". Обучение должно вести за собой развитие и это возможно в том случае, если педагог умеет определить "зону актуального развития" и "зону ближайшего развития". «Воспитание равно как и обучение ведет за собой развитие». Л.С. Выгодский.
Психологические основы дошкольной педагогики. Культурно-историческая теория развития психики. Разработанная им возрастная периодизация. Понятия о «сензитивных периодах», «зоне ближайшего развития». Теория развивающего обучения.
Деятельностный подход определяет особое место ведущих деятельностей, обеспечивающих возможность реализации различных потребностей ребенка, осознание себя субъектом. Большое значение в развитии ребенка имеет игра как ведущая деятельность, творческая по характеру, самостоятельная по организации и эмоционально-привлекательная для проявления себя «здесь и теперь». «Именно творческая деятельность делает ребенка существом обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющем свое настоящее». Л.С. Выготский
Влияние общения на воспитание ребенка Ребенок быстро развивается и осваивает окружающий мир, если общается с взрослым. Речь — это знаковая система, которая возникла в процессе общественно-исторического развития человека. С ростом и развитием детей речь (слово) изменяет их психические функции. Появляется внутренняя речь.
Заслуги Выготского в педологии Педология — комплексная наука о полном возрастном развитии ребенка. Центром изучения в ней является ребенок с точки зрения биологии, психологии, социологии, антропологии, педиатрии, педагогики. Горячей проблемой педологии была социализация ребенка. Выготский первый выдвинул постулат о том, что социальное и индивидуальное развитие ребенка не противостоят друг другу. Это просто две разные формы одной и той же психической функции. Он считал, что социальная среда является источником развития личности. Ребенок впитывает (делает внутренними) те виды деятельности, которые пришли к нему извне (были внешними). Эти виды деятельности изначально закреплены в общественных формах культуры. Ребенок перенимает их, видя, как другие люди выполняют эти действия.
Распространение и популярность идей Выготского После смерти Льва Семеновича его труды забылись и не получили распространения. Однако с 1960 г. педагогика и психология вновь открыли для себя Выготского, выявив в ней множество положительных аспектов. Его идея зоны ближайшего развития помогла оценивать потенциал обучаемости и оказалась плодотворной. Перспектива ее оптимистична. Увиденное Л. С. Выготским и выведенное им на уровень аксиомы значение культурно-исторического фактора заложило основы для понимания движущих причин и условий становления человеческой личности.
«Выготский оставил наследство непреходящего научного значения, вошедшее в сокровищницу советской и мировой психологии, дефектологии, психоневрологии и других смежных наук». Исследования Л.С. Выготского во всех областях дефектологии до сих пор являются основополагающими при разработке проблем развития, обучения и воспитания аномальных детей. Выдающийся советский психолог А.Р. Лурия в научной биографии, отдавая дань своему наставнику и другу, писал: "Не будет преувеличения назвать Л.С. Выготского гением".
Реализация идей Л.С.Выготского Кравцова Елена Евгеньевна - директор Института Психологии им. Л.Выготского , доктор психологических наук, профессор кафедры проектирующей психологии, автор многочисленных научных публикаций и монографий. Внучка Л.С. Выготского . Среди множества её психолого-педагогических начинаний, заявляющих о приверженности идеям Л.С.Выготского , программа «Золотой ключик». Отличительными особенностями программы являются: совместное воспитание в разновозрастных группах детей-дошкольников и младших школьников, обучение школьников в стенах детского сада, активное вовлечение семьи, целенаправленная работа авторов программы с педагогическими коллективами.
Обновление средств обучения Ценности образования обновление содержания Федеральный Государственный Образовательный СТАНДАРТ Системно-деятельностный подход Основная педагогическая задача – организация условий, инициирующих детское действие. Ради чего учить? Чему учить? Как учить?
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль музейной педагогики в воспитании дошкольников"
В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Нравственность, традиции, любовь часто становятся лишь отвлеченны...
Использование музейной педагогики в воспитании и обучении детей дошкольного возраста
1.1. Основные принципы музейной педагогики 1.2. Мини-музеи ДОУ1.3. Воспитание средствами музейной педагогики...
Использование музейной педагогики в воспитании и обучении детей дошкольного возраста
Цели и задачи создания мини-музеев в детском саду. Работа мини-музея "Солнышко"...
Положение о смотре- конкурсе"Педагогические идеи в сенсорном воспитании детей раннего возраста"
ПОЛОЖЕНИЕО СМОТРЕ-КОНКУРСЕ «Педагогические идеи в сенсорном воспитании детей раннего возраста» ПОЛОЖЕНИЯ.Положение разработано для МАДО...
Выготский Лев Семёнович. Идеи педагогики и воспитания
Текст к презентации "Выготский Л.С.. Идеи педагогики и воспитания"...
Рубрика «Самообразование». «Читаем и обсуждаем» Выготский Лев Семенович «Воображение и творчество в детском возрасте»
В презентации рассказывается о вкладе Льва Семеновича Выготского в развитие образования. Его взгляды и теории направлены на развитие ребенка в дошкольном возрасте. Материал направлен на использование ...
«Адаптация ребенка к школе по Выготскому Льву Семеновичу»
Каждый год, школа принимает новых первоклассников. В жизни ребенка наступает сложный и важный этап – адаптация. У него новая социальная роль, новый уклад жизни, новый вид ведущей деятельности ...