Портфолио учителя как средство оценки уровня его профессиональной компетенции
статья на тему
Статья о составлении портфолио
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_portfolio_uchitelya-logopeda.docx | 50.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Портфолио учителя как средство оценки уровня
его профессиональной компетенции
“Цель жизни - самовыражение.
Проявить во всей полноте свою сущность –
вот для чего мы живем”
О. Уайльд
Учитель является главным действующим лицом любых школьных преобразований, которые требуют от него переориентации его деятельности на новые педагогические ценности, что, в свою очередь, высвечивает одну из основных проблем в работе по повышению профессионального мастерства педагогов — формирование исследовательской культуры.
Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в “новом” типе учителя — творчески думающего, обладающего современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.
Проблема становления и развития профессионализма является общественно-государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление. Не случайно основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность — умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.
Конкурентноспособность человека на рынке труда, как известно, во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, поэтому важно использование технологии “портфолио учителя”.
Откуда появилась такая традиция? Из жизненной необходимости.
Создать профессиональное портфолио – это одно из важнейших действий, которое необходимо совершить соискателю работы в любой сфере деятельности для достижения успеха. Наряду с резюме, рекомендательными письмами и сертификатами, портфолио участвует в процессе формирования имиджа работника в глазах работодателя.
Что такое портфолио учителя? Обобщив информацию различных современных словарей, можно сказать, что портфолио — это описание в фактах педагогических качеств и достижений учителя, педагога, включающее в себя спектр документов, формирующий представление о специфике подхода и мере его профессиональной эффективности.
Понятие “портфолио” пришло из Западной Европы ХV-XVI вв. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли "портфолио". Документы, представленные в этой папке, позволяли составить впечатление о профессиональных качествах претендента.
В настоящее время в сфере бизнеса портфолио применяется для показа достижений фирмы, а в сфере фотографов и фотомоделей - как альбом с фотографиями.
Идея использования портфолио в сфере образования возникла в США в середине 80-х годов. После Штатов и Канады идея портфолио становится всё более популярной в Европе и Японии, а в начале ХХI в. эта идея получает распространение и в России.
В современных школах всё более популярной становится идея создания портфолио, который позволит перейти от административной системы учёта результативности педагогической деятельности к системе оценивания успешности учителя, как в урочной, так и во внеурочной работе.
В соответствии с одной из принятых классификаций выделяют несколько видов профессионального портфолио учителя:
- портфолио развития — собирается в процессе педагогической деятельности с целью оценки прогресса в работе учителя и накопленного им опыта в течение определенного времени;
- отчетный портфолио — свидетельствует о достижении учителем определенного результата при завершении работы над каким-либо проектом;
- демонстрационный портфолио — это коллекция лучших работ учителя. Данный портфолио используется для интервью при приеме на работу или для участия в профессиональном конкурсе.
ФОРМЫ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ
20 лет назад портфолио существовало лишь в бумажно-папочном варианте. Сегодня к нему добавилось как минимум еще две формы существования.
Электронное портфолио помимо того, что обладает четкой структуризацией материалов, наглядностью, технологичностью, имеет еще ряд особенностей и преимуществ:
- современность;
- оперативность (возможность быстро вносить необходимые изменения);
- функциональность (возможность представить свой опыт большему числу экспертов, коллег-специалистов, любопытствующих), т.е. фиксируя свои достижения, одновременно создавать структурированную медиатеку цифровых образовательных ресурсов, которую может постоянно пополнять;
- эффективность (повышение самооценки учителя и позитивное влияние как на администрацию школы, так и на учащихся);
Подобное портфолио может быть создано в форме электронной презентации, Web-сайта. Первое, в большей степени, реализует принцип наглядности, второе обладает большей информативной наполняемостью. Сайт учителя может стать частью школьного сайта, а может выступать в качестве самостоятельного ресурса, но и в том, и в другом случаях, электронное портфолио способствует распространению опыта учителя, что является одним из важных критериев при оценке уровня квалификации учителя.
СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО
Общепринятой модели портфолио нет. Портфолио учителя индивидуально. Кроме этого большую роль в формировании портфолио играет специфика учебной дисциплины, в рамках которой оно создается.
Важно, чтобы учитель проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал педагогические достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.
Готовясь к выступлению, я просмотрела очень много портфолио в интернете, но структура ни одного мне не понравилась. Для своего доклада за основу я взяла локальный акт д/с «Звездочка» , который называется «ПОЛОЖЕНИЕ о портфолио педагогических работников МБДОУ д/с «Звездочка» г. Зернограда», он находится на сайте д/с и составлен в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273.
Так как портфолио теперь входит в обязательный перечень документов учителя-логопеда. В локальном акте д\с «Звездочка» в разделе «Общие положения» четко прописано, что положение регулирует требования к портфолио педагогических работников, как способ фиксации и предъявления различных материалов, документов и иных свидетельств достижений в педагогической деятельности работника.
Портфолио — это папка документов, в которой накапливаются материалы, свидетельствующие об индивидуальных достижениях педагогических работников в межаттестационный, годовой, полугодовой периоды деятельности.
Портфолио — это многофункциональный инструмент как внешней оценки, так и самооценки индивидуальных достижений педагогических работников, позволяющий фиксировать, оценивать, обоснованно прогнозировать и реализовывать индивидуальный образовательный маршрут повышения уровня профессиональной компетентности.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВЕДЕНИЯ ПОРТФОЛИО:
- основание для аттестации педагогических работников МБДОУ;
- участия в различных конкурсах;
- назначения стимулирующих выплат педагогическим работникам при введении новой системы оплаты труда;
- Обеспечить отслеживание самим педагогом индивидуального прогресса в широком профессиональном контексте, продемонстрировать способности практически применять приобретенные знания и умения;
- Создать условия, позволяющие учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных формах и видах профессиональной деятельности – обучение на курсах, участие в методических объединениях, круглых столах, конференциях, открытых просмотрах и др.
- Обеспечить «аутентичное» (истинное, подлинное, верное) индивидуализированное оценивание образовательных достижений, как самим педагогом, так и членами педагогического коллектива.
- Развитие у педагогов умения учиться – осознавать свои возможности, ставить цели, планировать и организовывать собственную образовательную деятельность; Создание ситуаций, в которых педагог может показать все, на что он способен, что он знает и умеет в соответствующем направлении деятельности;
- Развитие у педагогов профессиональной активности и самостоятельности, способности к адекватной самооценке собственных достижений;
- Содействие персонализации (индивидуализации) профессиональной деятельности в МБДОУ;
ПОРТФОЛИО ВЫПОЛНЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ФУНКЦИИ:
- Диагностическую – фиксирует изменения и рост успешности педагога за определенный период времени;
- Целеполагания – поддерживает образовательные цели педагога;
- Мотивационную – поощряет результативность педагога;
- Содержательную – раскрывает весь спектр деятельности педагога;
- Развивающую – обеспечивает непрерывность процесса повышения профессионализма педагога;
- Рейтинговую – показывает диапазон сформированности профессиональных навыков педагога;
- Презентационную – показывает сформированность культуры самопрезентации педагога.
- Оценочно-стимулирующую — выявление результативности деятельности и уровня профессиональной компетентности;
- Рефлексивную — мониторинг личности развития педагогических работников
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПОРТФОЛИО.
Портфолио педагогических работников МБДОУ включает следующие разделы:
- Общие сведения о педагоге;
- Содержание портфолио с указанием страниц.
- Официальные документы;
- Работа педагога по обобщению и распространению собственного педагогического опыта;
- Участие в муниципальных и региональных профессиональных конкурсах;
- Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно- коммуникативных в процессе обучения и в воспитательной работе;
- Достижения воспитанников;
- Результаты педагогической деятельности в межаттестационный период;
- Отзывы о результатах педагогической деятельности педагога;
- Приложения.
Портфолио наполняется документами и другими материалами, отражающими достижения работника в профессиональной деятельности и его эффективный профессионально-общественный опыт в количественных и качественных параметрах.
Раздел 1 «Общие сведения о педагоге»
В разделе фиксируются:
- Титульная страница (ФИО педагога, число, месяц и год рождения, ФОТО). (Содержание)
- Должность.
- Образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому).
- Трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном общеобразовательном учреждении.
- Квалификационная категория.
- Эссе на тему «Я и моя профессия». В эссе учитель-логопед в свободной форме может отразить следующие аспекты: мотивы выбора профессии, представления о качествах, необходимых для успешной профессиональной деятельности, этапы профессионального становления, личностные и профессиональные интересы, перспективы и достижения, изложить педагогическое кредо, дать самоанализ профессиональной компетентности, обозначить темы инновационной и экспериментальной деятельности, отразить творческие достижения и т.д.)
Раздел 2 «Официальные документы» позволяет судить о профессиональном развитии педагога»
- Документы об образовании (копия).
- Повышение квалификации .
- Копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней.
- Достижения педагога: награды, звания, грамоты педагога.
- Дипломы различных конкурсов.
- Другие документы по усмотрению педагога.
Раздел 3 «Работа педагога по обобщению и распространению собственного педагогического опыта».
В этот раздел входят следующие материалы:
- Инновационный опыт работы педагога, творческая работа по самообразованию, с мониторингом результативности детской деятельности.
- Участие в методической работе МБДОУ. Список методических и дидактических разработок: конспекты занятий, сценарии развлечений, праздников, тематические копилки, мультимедийные презентации (учебный год, дата проведения, тема мероприятия, форма участия). Взаимодействие с семьями воспитанников, материалы работы педагога.
- Наличие авторских программ, проектов (таблица – длительность, название, результат).
- Обобщение и распространение педагогического опыта: перечень проведенных мероприятий (разных уровней: МБДОУ, муниципальный, региональный, федеральный); выступления на педагогических советах, семинарах, консультациях, круглых столах и др. (на разных уровнях); проведение мастер-классов, семинаров для педагогов и родителей (учебный год, дата проведения, тема мероприятия, форма участия).
- Работа в методическом объединении.
- Работа в составе творческих, экспериментальных групп.
- Участие в экспертной деятельности (в экспертной комиссии по аттестации педагогов, в фронтальных проверках, в жюри конкурсов и т.д.).
- Наличие публикаций по проблеме обучения, воспитания и развития детей (год написания, тема публикации, место издания на разных уровнях, интернет публикации - указываются адреса сайтов ).
Раздел 4 «Участие в муниципальных и региональных профессиональных конкурсах». В данном разделе сертификаты и грамоты педагога в профессиональных и творческих педагогических конкурсах представляются на разных уровнях: МБДОУ, муниципальный, региональный, федеральный
Раздел 5 «Использование современных образовательных технологий , в том числе информационно-коммуникативных в процессе обучения и в воспитательной работе» фиксируется использование педагогом современных образовательных технологий в учебной и воспитательной работе.
В приложении перечислен перечень презентаций, дисков с занятиями и по лексическим темам, картотеки гимнастик (артикуляционных, дыхательных) и пособия в электронном виде.
Раздел 6 «Достижения воспитанников». Этот раздел отражает не только количественные показатели успешности детей, но и деятельность педагога по повышению этих показателей.
- Посещаемость детей в течение учебного года (или за 3 года).
- Мониторинг результативности 1) мониторинг (выявление динамики в воспитательно-(корекционно)образовательном процессе всех и каждого из воспитанников группы); 2) результаты стартовой, промежуточной и итоговой диагностики; 3) профессиональные результаты ( качественный аналитический отчет о результатах образовательной (коррекционной) работы (за определенный период); сравнительные анализы (за определенный период), проблемно-аналитический анализ своей деятельности.
- Участие детей в конкурсах, соревнованиях и т.д. (ФИО ребенка, год, мероприятие, результат).
- Система индивидуальной работы.
Раздел 7 «Результаты педагогической деятельности в межаттестационный период » должен отражать сравнительный анализ деятельности педагогического работника в межаттестационный период.
Составляется таблица и в неё вносится средний показатель по каждому учебному году, показатели за 2-3 года сравниваются.
Раздел 8 «Отзывы о результатах педагогической деятельности педагога » .
- Отзывы администрации о профессиональной деятельности педагога: характеристика, рекомендательное письмо, резюме и др.
- Отзывы родителей о профессиональной деятельности педагога: благодарности, результаты анкетирования и др.
- Отзывы коллег.
Раздел 9 «Приложения». В данном разделе можно разместить паспорт группы или кабинета с описанием различных зон и фото интерьера, где педагог создает комфортную и благоприятную развивающую среду для детей. Фотографии детей и их родителей в различных мероприятиях и др.
Регламент работы педагога по созданию портфолио
1. Сбор и накопление материалов в соответствии с разделами Портфолио осуществляет работник в течение всей своей педагогической деятельности.
2. Портфолио учителя оформляется в папке-накопителе. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться.
3. При оформлении портфолио педагогических работников МБДОУ необходимо соблюдать следующие требования:
- систематичность и регулярность самомониторинга;
- достоверность;
- объективность;
- аналитичность, нацеленность педагога на повышение уровня профессионализма и достижение более высоких результатов;
- аккуратность и эстетичность оформления.
4. Результаты профессиональной деятельности, профессиональные действия заверяются руководителем образовательного учреждения.
5. Портфолио педагога служит основанием для участия в различных конкурсах, для аттестации на квалификационную категорию, для начисления стимулирующей части фонда оплаты труда.
6. Портфолио оценивается администрацией образовательного учреждения или общественным органом в зависимости от цели представления.
7. Данные портфолио используются при формировании баз данных дошкольного, муниципального, регионального уровней для проведения мониторинговых исследований в рамках построения региональной системы оценки качества образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронное портфолио педагога как современная, эффективная форма оценки уровня профессиональной компетенции.
Тезисы к конференции...
ПОРТФОЛИО для проведения экспертной оценки уровня профессиональной компетентности и результативности деятельности
В этом портфолио я представляю достоверные данные о результатах профессиональной педагогической деятельности педагога нашего ДОУ....
ПОРТФОЛИО для проведения экспертной оценки уровня профессиональной компетентности и результативности деятельности
ПОРТФОЛИОдля проведения экспертной оценки уровняпрофессиональной компетентности и результативности деятельности...
Оценка качества профессиональных компетенций педагога ДОУ
Презентация о мотивации педагогов на профессиональное развитие....
Статья "Оценка профессиональных компетенций педагогических работников дошкольных образовательных учреждений в условиях введения профессионального стандарта"
Важными чертами современного педагога являются: постоянное самообразование, самосовершенствование, самокритичность, эрудиция, целеустремленность и овладение новыми современными технологиями. И самое г...
Интерактивные формы и методы методической работы как средство повышения уровня профессиональной компетенции педагога
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов – приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением ...
Отчет о прохождении стажировки в ходе освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Совершенствование профессиональных компетенций учителя-логопеда, учителя-дефектолога дошкольной образовательной организации»
Тема: «Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР»Цель виртуальной стажировки: Показать значение и эффективность нейроупражнений в логопедиче...