Отчёт о работе мини - музея
материал на тему
Предварительный просмотр:
ОТЧЁТ О РАБОТЕ В МИНИ – МУЗЕЕ «РУССКАЯ ИЗБА»
МБДОУ ГАГИНСКОГО ДЕТСКОГО САДА №1
Формирование у детей патриотических чувств и развитие духовности является одним из направлений работы нашего детского сада.
Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом порождающим личность. Поэтому мы считаем, что приобщать детей к истокам русской народной культуры необходимо с детства. С этой целью в детском саду создана система работы с детьми по данному направлению.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом.
Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка - началом, порождающим личность.
В связи с вышеизложенным коллектив детского сада решил выбрать направление работы в период с 2012 – 2017 гг., а именно тему программы развитие «Патриотическое воспитание дошкольников средствами эколого – краеведческой деятельности».
Одной из задач программы развитие являлось пополнение предметно – пространственной среды в заданном направлении, поэтому мы организовали работу по сбору материала для мини – музея «Русская изба» и создали творческий проект.
Гипотеза проекта: вовлечение педагогов в активную творческую деятельность по организации мини – музея, что позволит систематизировать работу по познавательно – исследовательской деятельности в изучении быта русского народа.
Цель проекта: создать мини – музей «Русская изба» для развития у детей представления о русской культуре и русском быте.
Актуальность: в наши дни, дети очень мало получают информации о русской культуре и русском быте. Поэтому мы задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Безусловно, и раньше велась определённая работа: в каждой группе были оформлены уголки русского народного искусства; детям читались сказки; их знакомили с пословицами, поговорками, считалками; велась кружковая работа по приобщению детей к русским народным играм (по желанию детей и их родителей). Однако было очевидно, что система работы в этом направлении развития детей требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Поэтому мы с педагогами решили в детском саду оборудовать небольшую площадку под лестницей в виде комнаты в русской избе, где разместятся предметы из русских народных сказок: самовар, прялка, ухват, горшки и т. д.
Задачи проекта: 1. Создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры.
2. Привлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с фольклорными праздниками, их обычаями и традициями.
3. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм.
4. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы) так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомство детей с русским народным фольклором.
Результатом проекта явилась воссозданная комната - «Русская изба»
Так вот, музейная форма представления материала непосредственно способствует именно образному познанию, а уж социальные эмоции – вопрос содержания музейных экспозиций. Фундаментом педагогики музея является погружения ребёнка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Именно музей является источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу духовно – нравственного и социокультурного развития.
Поэтому мы решили использовать элементы музейной педагогики в образовательном процессе нашего детского сада.
Так пришло решение об организации работы с детьми в мини – музеи «Русская изба», в виде экскурсий под названием «Прогулки по прошлому».
Экскурсии проводятся с детьми 4 – 7 лет, в соответствии с перспективным планированием по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Педагог ДОУ, который является экскурсоводом музея, отдаёт себе отчёт в том, что ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Познавать же окружающий мир ребёнок начинает именно с «расшифровывания" для себя этого скрытого смысла вещей. Задача педагога – экскурсовода помочь ему в этой не простой и очень важной познавательной деятельности. Требуется большая предварительная подготовка к общению с предметным миром культуры, это непосредственно связано с формированием музейной культуры ребёнка.
Музейная педагогика обладает многими значениями и смыслами, даёт богатую пищу для размышлений и раздумий. С её помощью происходит «погружение» ребёнка в историческое прошлое родного края, изучение природных богатств и окружающего мира.
Средства музейной педагогики, взаимное партнёрство, сотрудничество с родителями в ходе воспитательно – образовательного процесса позволяют расширить духовно – нравственные представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими, работающими рядом.
Появляется возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – формируется достаточно богатый словарный запас, развивается речь, мелкая моторика, мышление и т.д.).
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музей в ДОУ назван «мини – музей». Часть слова «мини -» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определённую ограниченность тематики.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини – музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Кроме того, во время экскурсий, попасть в «прошлое» детям помогает игра – превращение, где происходит переодевание детей в русские народные костюмы.
Так же мини – музей – это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Наш мини – музей постоянно пополняется новыми экспонатами, предметами старины.
Знания о культуре и быте русского народа, дети пополняют ещё и участвуя в КВНах на тему «Русская изба», фольклорных праздниках, викторинах.
Над созданием мини – музея трудилась рабочая группа, в состав которой вошли: инструктор по физической культуре Марухина Е. С., старший воспитатель Казакова Е. Ф., воспитатель Шигина Г. П.
Одним из самых активных участников по созданию проекта, организации экскурсий и других мероприятий является инструктор по физической культуре Марухина Е. С., а результатом её работы в данном направлении является победа и участие в разных Всероссийских и Международных конкурсах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ
Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...
Планирование работы мини-музея кукол в ДОУ
Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сфор...
"Перспективный план работы мини-музея часов "Тик-так" на год"
Представлен перспективный план работы проекта мини-музея часов "Тик-так ". Данный материл может использоваться для детей подготовительной группы....
Перспективный план работы мини - музея "От пёрышка до ручки"
Перспективный план работы мини - музея "От пёрышка до ручки" включает в себя задачи музея, создание условий для самостоятельной деятельности, образовательные ситуации....
Перспективный план работы мини-музея «Светёлка»
План работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей, бытом и обычаями русского и мордовского народов....
Методическая разработка по теме : «Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры младших дошкольников через работу мини - музея «Водичка-водичка…»
Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки, изучающая историю, о...
Отчёт о создании мини-музея "Наша Родина - Россия!"
На базе МБДОУ ДС №18 «Орлёнок» силами педагогов: Давыденко А.Д., Морозовой Я.В., Мациной О.М., и родительской общественности двух групп был создан и начал функционировать 27.12.2016 ...