Консультация для педагогов по теме:«Роль проектной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»
консультация

Васильева Любовь Александровна

Представлена консультация для педагогов об актуальности применения проектной деятельности в рамках действующего законодательства в сфере образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_po_proektnoy_deyatelnosti.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов по теме:

«Роль проектной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»

      Начиная разговор о роли проектной деятельности в развитии детей дошкольного возраста, следует начать с определения понятия «проект». Слово проект происходит от латинского «выброшенный вперёд», «бросающийся в глаза». В древнегреческом определении – это путь исследования. В современном определении- это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

      Одной из важных целей проектной деятельности является создание особых условий, при которых у детей появляется стимул для самостоятельного поиска знаний, который может реализовываться из различных источников. В этом плане в проектной деятельности обнаруживаются общие черты с концепцией развивающего обучения.

     Применение проектной технологии оправдано в рамках действующего законодательства в сфере дошкольного образования. В частности в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования №1155 от 17.10.2013 г. представлены целевые ориентиры, согласно которым  у дошкольника должны быть сформированы такие качества, как умение следовать правилам и нормам, принятым в обществе; в отношении сформированности социально-коммуникативных компетенций: умение взаимодействовать, сочувствовать, сопереживать, содействовать, уважать других людей, оказывать помощь; развития художественно-эстетического вкуса: способность понимать и воспринимать произведения искусства, в частности музыку, художественную литературу, фольклор, сопереживать персонажам художественных произведений, проявлять самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, конструктивно-модельную, музыкальную и др.). Достижение вышеперчисленных целевых ориентиров успешно может быть достигнуто посредством применения проектной технологии.

    Какова же роль проектов, зачем они нужны?

Прежде всего, проектная деятельность позволяет

-поддерживать и развивать самостоятельность детей, их познавательную активность.

-расширять кругозор детей

-развивать творческие способности ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей

-развитие психических процессов: мышления, памяти, речи и воображения.

-формирование умения работать в команде.

Структура проекта:

1.Тема

2.Срок реализации

3.Возраст детей

4.Вид проекта

5.Цель проекта

6.Задачи проекта

7.Этапы реализации

Отличительными особенностями проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО является (наличие проблем, которые нельзя решить прямым действием, личная заинтересованность и замотивированность всех участников  проекта, адресность решаемых задач.

Существуют разные классификации проектов. Они могут классифицироваться по следующим показателям:

- по целевой установке

- по составу участников (индивидуальные, групповые, фронтальные)

- по срокам реализации (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные)

- по тематике (творческие, информационные, игровые, исследовательские)

-по характеру участия ребёнка ( участник, исполнитель, заказчик, оценщик)

Выделяются следующие типы проектов:

  1. Исследовательски-творческий с помощью которых дети выясняют необходимую информацию а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна

(Почему светит солнце?  Почему трава зелёная? и т.д.)

  1. Ролево-игровой, в котором используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают поставленные задачи.
  2. Информационно-практико-ориентированный, в котором Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы)
  3. Творческий. Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т.п.

 Проектная деятельность – это часть эффективного образовательного процесса. В связи с тем, что дошкольники самостоятельно не могут сформулировать проблему, найти противоречие, обозначить цель, составить план действий работа с проектом выстраивается на принципах сотрудничества и взаимодействия детей и взрослых. Чтобы у ребёнка была возможность раскрыть свои способности, реализовать свой потенциал педагогу необходимо создать определённые условия, а именно:

-ставить ребёнка в роль исследователя, полноправного участника проектной деятельности

-предоставлять больше самостоятельности детям в определении проблемы и темы проекта.

-учёт потребностей, опыта и потенциальных возможностей детей при выборе ресурсов и содержании этапов проекта

-создавать  условия для проявления активности при выполнении трудовых действий, при этом уделять внимание анализу и оценке выполненных заданий.

-стимулировать интерес и познавательную активность детей.

Подводя итоги сущности и значения проектной деятельности в современной системе дошкольного образования можно сделать следующие  выводы:

1. Применение в образовательном процессе проектного метода способствует всестороннему развитию детей дошкольного возраста и позволяет им в будущем успешно осваивать общеобразовательную программу начального общего образования.

2. Проектная технология способствует формированию коммуникативных умений, которые необходимы дошкольнику.

3. Проектная деятельность позволяет эффективно выстроить отношения  между участниками образовательного процесса (педагогами, родителями и детьми), способствует сближению и сплочённости.

4. Повышенный уровень заинтересованности и познавательной активности детей в ходе реализации проекта, поскольку деятельность реализуется с опорой на желания и потребности детей, на их желание исследовать и изучать.

5. Проектная деятельность в дошкольном образовании интегрирует воспитательно-образовательный процесс и позволяет повысить самостоятельность, целеустремленность детей, способствует развитию творческого мышления, умственных способностей ребенка, инициирует в детях самостоятельный поиск информации об интересующих предметах и явлениях окружающего мира и использование этой информации для создания новых продуктов и объектов действительности.

    Таким образом, проектная деятельность позволяет взаимно эмоционально и интеллектуально обогатить всех участников образовательного процесса; расширить представления об окружающем, развить ораторские качества, способствовать формированию  целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели и отработке навыков поисковой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему " Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры, а также формируется экологическое мировоззрение. Маленький...

Консультация для родителей по теме: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей по теме: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии  детей дошкольного возраста»....

Консультация для родителей на тему: «Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей на тему:«Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов на тему: «Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

Консультация для педагоговна тему: «Роль дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей на тему: «Роль сказки в музыкально- художественном развитии детей дошкольного возраста»

Гармонизация внутреннего состояния ребенка, его отношений с внешним миром возможна лишь при создании психологического комфорта, особых условий, которые позволяют ребенку снимать эмоциональ...