НОД. Цветные, расписные, деревянные резные
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в средней группе «Цветные, расписные, деревянные резные».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod._tsvetnye_raspisnye_derevyannye_reznye.docx | 16.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в средней группе «Цветные, расписные, деревянные резные».
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное.
Цель: развивать интерес детей к истории русского народа.
Задачи:
- обогатить представление детей о видовом многообразии однородных предметов (ложки разные по размеру, материалу, функциям);
- умение различать и называть виды ложек (маленькая – чайная, побольше – столовая, большая – раздаточная);
- упражнять в игре на деревянных ложках;
- воспитывать интерес к народной культуре, народным ремеслам.
Предварительная работа:
- сбор (совместно с родителями) разных по размеру, материалу, функциям ложек;
- чтение стихотворений про ложки В. Берестова, И. Храмовой;
- рассматривание картинок с ложками;
- просмотр мультфильма «Антошка».
Материалы:
- кукла Антошка, ложки – разные по размеру, форме, материалу (деревянные, пластмассовые, металлические, алюминиевые, стеклянные, керамические, фарфоровые), внешнему облику, функциям, аудиозапись «Антошка» Ю. Энтин, магнитофон.
Методические приемы:
сюрпризный момент, игровая ситуация, беседа-диалог, вопросы, физкультминутка (игра на ложках).
Ход НОД.
Стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, кто-то к нам пришел в гости. (Заходит Антошка, приносит чугунок покрытый салфеткой).
Антошка: Здравствуйте.
Воспитатель: Здравствуй, Антошка, а что ты принес?
Антошка: А вот отгадайте: «Сама не ест, а людей кормит».
Дети: Ложка.
Воспитатель: (Снимает салфетку с чугунка) Антошка, да у тебя целый чугунок деревянных ложек! Можно мы их посмотрим?
Антошка: Посмотрите.
Воспитатель: Посиди, Антошка, послушай, что мы знаем о деревянных ложках. (Сажает Антошку на стульчик).
Воспитатель: Ребята, давным-давно люди ели руками, но человеку, было, неудобно есть горячую еду и тогда они сделали из камня ложку, но она была тяжелая и неудобная. И тогда люди стали делать ложки из дерева. Для их изготовления брали разные породы деревьев. Это осина, липа, береза. Древесина этих деревьев легче всего поддается обработке, потому что она мягкая.
Дерево рубили и обтесывали топором, распиливали на небольшие чурочки (заготовки для ложек, а назывались эти чурочки – «баклуши»). Как Андрей назывались заготовки для ложек? Баклуши. Повтори Лера, Даниил. А из баклуш резчик, с помощью ножа и специальных резаков, делая ложки.
Кто, Алиса вырезал ложки (Резчик). Повтори Маша, Глеб.
Ребята, а чтобы ложка получилась гладкая и красивая, они использовали разные инструменты: топор, пилу, нож-косяк, стамеску, резец. Вот посмотрите они на картинках. Вырезанную резчиком ложку расписывает художник. Кто, Милена расписывает ложку? (Художник). Повтори Матвей, Олег.
Посмотрите, какие красивые расписные ложки, какие они разные. Этими ложками удобно есть кашу, щи. (Воспитатель раскладывает ложки на столе). А вот эта ложка, смотрите, поменьше. Ей удобно будет удобно есть ребенку. Эта ложка побольше, у нее длинная ручка. Такой ложкой хорошо раскладывать по тарелкам кашу. А вот, посмотрите, какой большой ковш с длинной ручкой, им как половником очень удобно разливать по тарелкам щи, суп, уху. Повтори, Данил, что это (Ковш) Лиза, Ярослав. Правильно, ребята, это ковш.
Антошка: Вот сколько ложек в чугунке. Что, ребята, можно делать деревянными ложками?
Дети: Есть, готовить, раскладывать еду.
Воспитатель: Правильно. А еще деревянные ложки – это русский народный музыкальный инструмент, на них сейчас играют в народных ансамблях. Для игры нужны две ложки. Ложки ударяются друг о друга выпуклыми частями, звук у них сухой, четкий, как щелчок. Есть большие мастера исполнения на ложках, их зовут ложечниками или ложкари. Как, Матвей называют людей играющих на ложках (Ложкари). Повтори Лера, Андрей.
Ребята, давайте, и мы попробуем поиграть на ложках (раздает ложки). Вставайте в хоровод, повторяйте за мной.
Физкультминутка «Антошка». (Дети выполняют имитирующие и танцевальные движения под песню «Антошка» Ю. Энтина).
Воспитатель: Ребята, я знаю место, где находится очень много ложек. Это место – музей ложек. Самый большой музей находится в городе Нытве. А вы бы хотели побывать в музее ложек? (Ответы детей). Давайте произнесем волшебные слова: «Раз, два, три покружись и в музее окажись». (Дети выполняют и оказываются в «музее», где на столе большое количество разных ложек).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь ложек. Какие они? (Дети рассматривают ложки). Посмотрите, ребята, из какого только материала не изготавливают ложки!
Из металла – металлические.
Из алюминия – алюминиевые.
Из дерева – деревянные.
Из пластмассы – пластмассовые.
Из стекла – стеклянные.
Из керамики – керамические.
Из фарфора – фарфоровые.
Ребята, посмотрите, а чем еще отличаются ложки друг от друга? (Форма, размер, цвет, материал).
Итог. Спасибо тебе, Антошка, за то, что ты пришел и принес такие замечательные, разные, расписные деревянные ложки. Мы сегодня узнали так много интересного о них. Узнали, как изготавливали деревянные ложки, узнали, что ложками ели. А в настоящее время используют как музыкальный инструмент. А так же мы побывали в музее ложек.
Ребята, сегодня вы хорошо занимались, слушали, танцевали, отгадывали загадку. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект в старшей группе на тему: «Деревянная изба – окошки все резные, да ставни расписные».
Цель проекта: Формировать представления о строении русской избы и ее внешнем убранстве....
Проект долгосрочный творческо- информационный «Ложки расписные, да звонкие такие!» Тема: «Искусство игры на деревянных ложках – как средство приобщения детей к традиционной русской культуре»»
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о...
"Листики цветные, листики резные"
сценарий осеннего праздника для младшей группы...
Конспект НОД по рисованию «Ложки расписные, деревянные. Хохлома»
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию на тему: «Ложки расписные, деревянные»Направление (рисование)Декоративное рисованиеВозраст детей (4-...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в средней группе на тему: «Ложки расписные, деревянные»
-Продолжать знакомить детей с изделиями Хохломы. Познакомить с новым элементом- завиток.Закрепить умение рисовать ягоды (штампом), листья, травку. Формировать умение у детей составлять узор в круге.Пе...
«Ложки расписные, деревянные. Хохлома.»
Цель: создать условия для знакомства воспитанников с декоративно прикладным искусством (элементами хохломской росписи) в мини музее ложек в группе детского сада....