Игры в песок
консультация (младшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_v_pesok.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры с песком
Игры с песком - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающей и обучающей деятельности. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную Душу, усиливая своего «внутреннего ребенка».
В основе песочной терапии лежит спонтанность проявления ребенка в песочных играх. Принцип “терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, парапсихологи утверждают, что он поглощает “негативную” психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Что нужно для игры с песком:
1. Водонепроницаемый деревянный ящик. Если заниматься с детьми в малой группе (3-4 человека), его размер - 5Ох7Ох8 сантиметров. Такой размер ящика соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком. Песочные терапевты “любовно” называют ящик с песком “подносом” - по бокам он может быть снабжен ручками для удобства транспортировки. Лучше, если поднос будет именно деревянным, это облегчит перенос песочного опыта в реальную деятельность. Однако, не беда, если ящик будет из другого материала. Для занятий с большими группами детей потребуется ящик значительно большего размера. около 90см. Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашиваются в синий или голубой цвет. Таким образом, дно подноса будет символизировать воду, а борта - небо.
2. Чистый, просеянный песок (некоторые его даже прокаливают в духовом шкафу). Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Таким образом, песок задает символическую “линию горизонта”. Рядом – вода для смачивания песка.
3. “Коллекция” миниатюрных фигурок, высотой желательно не более 8 сантиметров. В набор игрушек могут войти:
- человеческие персонажи;
- здания: дома, школы, церкви, замки;
- животные: домашние, дикие, доисторические, морские, и пр.;
- машины: сухопутные, водные, космические, боевые;
- растения: деревья, кусты, цветы, овощи и пр.;
- постройки: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота;
- естественные предметы: ракушки, веточки, камни, кости, яйца и пр.;
- символические предметы: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности и др.;
- сказочные герои: злые и добрые
- религиозные предметы и сувениры;
- живая зелень и пр.;
- домашняя утварь, флаконы из-под духов, гаечки, болтики и др.;
- пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.).
Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это ощущения, которые мы получаем через кожу: горячее - холодное, сухое - мокрое, колючее - гладкое, мягкое - твердое и пр. Кинестетические ощущения возникают у нас, когда мы двигаемся. И они помогают нам узнать, насколько удобно мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли нам при движении. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир.
Основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра. Игры с песком в группах коррекционной направленности ориентированы на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму, так у нас появляется «песочная грамота».
«Песочная грамота»
«Путешествие в страну «А».
Для того чтобы начать игру педагогу придется немножко подготовиться:
- отобрать фигурки, в названиях которых есть звук [ А] (5-1О штук),
- наклеить на них букву «А»,
- подготовленные к игре фигурки расставить рядом с песочницей,
- если нужных фигурок нет, то можно их нарисовать, вырезать, вылепить,
- приготовить деревянную или пластмассовую букву А, или карточку с ее изображением.
Есть прекрасная страна - где принцессу зовут А,
(логопед ставит в песочницу фигурку, на которой прозрачным скотчем приклеено изображение А, то есть - буква А)
В реке плещутся А-кулы
(в песочнице создается река и помещаются акулята из коллекции “Киндер-сюрприза” на них тоже наклеена буква А)
А-исты в садах живут
(в песочнице создается сад из веточек и появляются птицы на них также наклеена буква А)
А-пельсины и А-рбузы и А-капии цветут
(в песочнице появляются растения, на которых изображена буква А)
Чтобы здесь нам поиграть,
Надо много слов назвать.
Привести сюда друзей
В чьих названьях - А.
- Смелей!
(произнося стихотворную инструкцию, педагог делает интонационный акцент на звук [А])
Проговаривая стихотворение-инструкцию воспитатель вместе с детьми строят сказочную страну. Таким образом, речь сопрягается с действием. Ребенок становится непосредственным участником процесса - положительная мотивация сформирована. И тут звучит задание, требующее самостоятельной работы. Для того чтобы поиграть в песочнице с привлекательными фигурками, ребенок должен назвать не менее 3 слов, в которых есть звук А. Причем, стараться не брать слова, в которых звук слышится не четко. Когда ребенок назовет слова, педагог объявляет ему о том, что теперь он получил ключ в страну принцессы А и является ее почетным гостем (при этом вручается приготовленная буква или ее изображение на карточке). Он может играть с каждым жителем этой страны и привносить в песочницу других героев.
Эта простая игра помогает решать немало образовательных и коррекционных задач. И главная из них - развитие фонематического слуха, то есть умения слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове. Именно это является основой формирования правильного звукопроизношения и правописания. В нашей игре звук выступает не абстрактным символом, а живым сказочным существом. С ним интересно познакомиться, его хочется узнать поближе, поиграть с ним и его друзьями, и как можно дольше не расставаться. Подбираемый материал и формы его подачи (яркие фигурки, интонированность речи, пропевание гласных звуков) на первых порах облегчает процесс узнавания звука в словах. Так мы происходит знакомство ребенка со множеством звуков.
После того, как все звуки будут изучены, начинаем слоговое чтение. Оно начинается со сказки «Жили-были буквы».
«Жили-были буквы. Каждая в своем домике. они и радовались и вздыхали, произнося свое имя. У кого-то был з-з-звонкий голос, у кого-то глухой; один ш-ш-ш-шипел, другой с-с-с-свистел, третий ж-ж-жужал. Все они были очень разные. И все вроде было хорошо, да вот беда - каждый из них видел и слышал только себя. Поэтому в этой стране не было ни общих дорог, ни прекрасных садов. И даже Солнышко не спешило сюда заглядывать. Как ты думаешь, почему? Ты прав, одна буква, какой бы красивой и звучной она не была, не может создать слова, не может быть настоящей волшебницей. Давай поможем буквам, подружим их друг с другом, и они узнают, какие волшебные вещи могут происходить. Сначала познакомим одну букву с другой - образуется пара. Правда, им уже стало веселее. И они уже многое научились делать вместе. Например, сказать:
«Д-а, Н-а, О-х, У-х». Посмотри, две подружки «М» и «О» ходят и поют: «М-о!» По-моему, они кого-то ищут. Как ты думаешь кого? Конечно двух друзей «Р» и «Е». Давай их познакомим! Посмотри, они взялись за руки и произошло чудо появилось «мо-ре». Вот оно (логопед совместно с ребенком выкапывают море в песочнице). Непоседливые «Р-Е» побежали искать новых друзей. И конечно же, нашли их - это были «К-А». Они встали рядом и потекла красавица... РЕ-КА! Она впадает прямо в море. (педагог с ребенком изображают это на песке). А вокруг стояли ЛЕ-СА и простирались ПО-ЛЯ. Посмотри, какое ты сотворил чудо! Страна ожила! А все благодаря тебе, настоящему волшебнику!»
По этому принципу можно сочинять и разыгрывать игры-сказки о буквах и слогах, постепенно усложняя и расширяя используемый речевой материал (от слов, состоящих из одного слога, до более сложных слов), можно использовать эти сказки для введения понятий «слог-слияние» и «слог-примыкание». Это один из элементов аналитико-синтетического способа обучения грамоте.
Следующий вариант игры:
«Лепим буквы из песка»
Перед началом игры педагог и ребенок берут из набора каждый себе по букве. Называют их, а потом обмениваются, говоря: «Вылепи, пожалуйста, мою букву!» - сгребая песок ребрами ладоней, на поверхности песочницы ребенок и педагог формируют, лепят буквы. Закончив работу, сверяют песочную букву с оригиналом, и идут за следующими. И так, пока в песочнице не образуется целый Город Букв. Многократно играя в эту игру, ребенок учится еще и оптимальному размещению букв на листе. Не беда, если сначала в городе будут «жить» только 2-4 буквы. Потом их станет больше, они будут более соразмерны друг с другом и пространством песочного листа.
Как варианты этой игры, можно предложить ребенку задание: «Я-вылеплю букву, а ты - выкопай ее». Или: «Давай посмотрим, какие чудеса могут творить созданные нами песочные буквы! Они могут превращаться одна в другую! Буква Л - в букву А, буква Г в букву Т, буква О в букву Я...» и другие. Теперь можно не только лепить, но и писать печатными буквами слова на песке. На песке легко как создавать слова, так и разрушать их, если они неправильно написаны. Исправлять на песке проще и “безболезненнее”, чем на бумаге, где всегда видны следы наших ошибок.
Мы хорошо знаем, как труден процесс обучения, как быстро утомляется ребенок, столкнувшись со сложной задачей. Песок позволит дольше сохранить работоспособность ребенка. Кроме того, можно увидеть, когда он действительно устанет, а не просто «увиливает» от занятий. Ведь на песке даже трудные задачи решаются легче. Из-за того, что педагог длительно не фиксирует внимание ребенка на ошибках, он ощущает себя успешным.
Песок можно использовать как закрепление печатания пропущенных букв.
Игра «Найди скорей!»
«Однажды над страной цветов
Пронесся ураган,
Один из звуков он унес
С собой за океан...
И вот уж высохла р...ка,
Уснули все л...са,
И солнце красное уже
Не светит в н...бесах!
Погибнет так Страна Цветов!
Что делать? Помоги!
Найди скорей пропавший звук
И Жизнь в цветы вдохни!»
Перед ребенком пустая песочница. На поверхности песка написаны слова с пропущенными буквами. Ребенок вписывает в свободное место ту гласную, которую считает похищенной. Например, в слово «Р...КА”»ребенок вписывает «У». Получается «РУКА». Воспитатель читает соответствующую строчку инструкции. В нашем случае это: «И вот уж высохла РУКА. Так ли это? Та ли это буква?» Если ребенок вставляет правильную гласную, слово оживает. При этом важно, чтобы он рассказал о том, как узнал Золушку, какие слова помогли ему в этом. В данной игре при правильном ответе на песке создается река. Если ребенок допускает орфографическую ошибку, можно ему напомнить сказку о Фее Ударения. Так можно играть и с другими словами. Таким образом, ребенок практически усваивает курс грамматики, развивая орфографическую зоркость, а также учится комментировать свои действия.
По такому же принципу, уже самостоятельно можно придумать аналогичные игры с цифрами, арифметическими действиями, геометрическими фигурами.
Использовать песок можно не только в развивающих и образовательных видах деятельности, именно на песке можно создавать разные миры: путешествовать во времени, по разным странам и планетам. При этом мы не только воображаем, представляем, фантазируем, но и реально создаем и проживаем.
Например, используя фигурки доисторических животных и людей, можно знакомить ребенка с жизнью древней земли, выкладывая в песочнице красивые ракушки, кораллы, фигурки морских жителей, совместно с ребенком можно отправиться в «Подводную Одиссею», как Жак Ив Кусто, побывать на Марсе или других планетах. Можно путешествовать и по нашей истории: создавать селения древних славян (из соломы и палочек), рисовать и вырезать фигурки жителей первых русских городов, строить крепости, защищать свой город от врагов и т.д.
Вот таким образом может строится познавательная игра. Смысл ее в том, что дети, создавая и чувствуя, понимают и запоминают гораздо лучше преподносимый материал.
Таким образом, песок дает еще один способ развития ребенка, как познавательного так и личностного, т.к., взаимодействие с песком действует успокаивающее на нервную систему, активизирует внимание, развивает мелкую моторику, фантазию и т.д. Возможности игр с песком безграничны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок Игры на мосту.
Концептуальные источники песочной терапии• История и современные тенденции песочной терапии • Психотерапевтические достоинства песочной терапии • Роль психолога в...
Конспект детской деятельности в I младшей группы на прогулочной площадке в ДОУ «Играем, экспериментируем» - «Песок. Свойства песка»
laquo;Песок. Свойства песка»...
Почему детям нравится играть в песок
Консультация для родителей...
Конспект образовательной деятельности «Покажем Стёпе как мы играем в песок»
ознакомить детей с качественной характеристикой песка...
Развитие кинетических способностей посредством игры в песок
Презентация "Развитие мелкой моторики детей посредством игры в песок" Задачи: - сформировать у де...
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОО С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РИНОЛАЛИЮ ЧЕРЕЗ ИГРЫ В ПЕСОК.
Аннотация. В статье изложены основные направления коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми младшего дошкольного возраста с ОВЗ, имеющими ринолалию через игры с песком....
Сакович Н. А. Технология игры в песок
Книга представляет собой описание технологии игры в песок - Sandplay. Эта игра дает человеку любого возраста возможность пройти по спасительному виртуальному мосту от проблем к их решению....