Методические рекомендации по преодолению трудностей детей в общении.
методическая разработка на тему
Методические рекомендации по преодолению трудностей детей в общении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnosti_v_obshch.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по преодолению трудностей детей в общении.
1. Чтобы преодолеть трудности в общении, вовремя замечайте «сигналы конфликта» у детей:
- стычки между воспитанниками;
- нарушения дисциплины;
- обзывания;
- нарушения правил в играх;
- отчуждение ребенка от группы детей;
- затянувшееся выяснение отношений.
2. Используйте методы профилактики :
- сюжетно-ролевая игра;
- обыгрывание конфликтных ситуаций, моделирование выхода из них;
- чтение и обсуждение художественных произведений;
- просмотр и анализ фрагментов мультфильмов с последующим моделированием новых версий;
- беседы;
- коммуникативные игры.
3. Внедряйте в практику стратегию преодоления трудностей:
Шаг №1: Проясните конфликтную ситуацию, реальные проблемы и интересы обеих сторон. Оцените обстоятельства, мотивы детей, выясните причину конфликта (что привело к конфликту) .
Шаг №2: Работайте с чувствами детей (техника активного слушания). Определите, назовите чувства детей.
Шаг №3: Совместно формулируйте возможные решения, приемлемые для всех заинтересованных сторон (техника позитивных сообщений) .
Шаг №4: Выберите лучший вариант, детализируйте решение.
Шаг №5: Помогите детям выполнить решение, если нужно - осуществите проверку.
4. Используйте технику активного слушания:
- обязательно повернитесь к ребенку лицом;
- если ребенок расстроен, не задавайте ему сразу вопросы;
- стройте ваши фразы в утвердительной форме, а не в форме вопроса, например, «что-то случилось… », «он тебя толкнул и тебе очень больно… », «ты на него обиделся и не хочешь с ним дружить… »;
- в беседе с ребенком держите паузу;
- обязательно выслушайте обе стороны участников конфликта;
- выслушивая переживания одного ребенка, дайте понять взглядом, прикосновением, кивком головы другому ребенку, что вы помните о нем и готовы будете выслушать и его.
5. Используйте технику позитивных сообщений.
Примерная схема:
1) Когда ты (описание произведенного действия ребенка) .
2) Может случиться, что (описание возможного результата) .
3) Лучше (предложение альтернативного варианта поведения) .
6. Сохраняйте собственное эмоциональное равновесие в вопросах решения детских конфликтов.
Будьте внимательны к деталям.
Предлагайте свои версии, задавайте наводящие вопросы, если ребенок зайдет в тупик .
Стоит подвести ребенка к выводу: ни у тебя, ни у товарища нет злого умысла, нет тяги к взаимному уничтожению. Просто вы в чем-то не понимаете друг друга и не можете договориться.
Если вы не сможете в этом разговоре найти единственно верное решение - не беда. Очень важны его «побочные эффекты»: ребенок учится ставить себя на место другого, смотреть на ситуацию со стороны; ребенок понимает, что вы его поддерживаете; ребенок выразил свои негативные эмоции и почувствовал себя раскрепощенным.
В завершении разговора наметьте план дальнейших действий. Предложения могут исходить как от вас, так и от ребенка.
Вариантов много:
• воздержаться от того, что, по-видимому, нервирует товарища;
• игнорировать ситуацию, конфликт;
• попросить прощения;
• не создавать «революционную ситуацию», а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить её мирным путём;
• не унижать и не оскорблять другого человека, чтобы не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаяньем;
Старайтесь быть максимально спокойным и беспристрастным. Как и с ребенком, попытайтесь приступить к поиску конструктивного решения.
Для эффективного взаимодействия общения нужны такие качества как:
- способность осознавать свои действия и поступки (рефлексивность) ;
- сопереживание (эмпатия) ;
- справедливость;
- способность к сотрудничеству;
- доброжелательность;
- терпение;
- вежливость.
Трудности в общении у детей дошкольного возраста.
Малыш нуждается в общении в любом возрасте. Однако, по мере взросления, характер этого общения существенно меняется. Если вы говорим о возрасте 2-3 лет, то приоритетным для ребенка является общение со взрослыми (мамой, папой, дедушками и бабушками) и своими игрушками. До 3 лет ребенок не испытывает потребности в общении с другими малышами. В возрасте 4 лет ребенок по иному расставляет приоритеты. Он предпочитает общение со сверстниками общению с родителями. Именно с этого возраста родители могут наблюдать проблемы у малыша. Ребенок может иметь проблемы при контакте со сверстниками, проявление которых родители смогут быстро распознать.
Основные признаки наличия у ребенка проблем при общении со сверстниками.
- Малыш долго привыкает к незнакомому коллективу или обществу.
- Родителям сложно оставить ребенка одного в незнакомом месте (в садике, гостях). Малыш может расплакаться и не отпускать маму и папу от себя.
- Ребенок не стремится заводить новые знакомства. Если он окажется в новой компании малышей, то предпочтет игру со своими игрушками в стороне от других детей.
- У ребенка мало «знакомых» малышей. Чаще всего, он равнодушен к общению с детьми родительских друзей.
- Малыш, зачастую, не принимает активного участия в различных детских мероприятиях (в саду, в развивающем центре).
- Ребенок обидчив. Он сразу обижается на любой поступок сверстника и долго таит обиду на него.
- Малыш не умеет постоять за себя на площадке или в детском саду. При малейшей обиде ребенок ищет помощи у мамы или папы.
- Сверстники ребенка не проявляют к нему интереса. Малыша не зовут в гости другие дети, и он сам не стремится навестить кого-то из сверстников.
Причины коммуникативных трудностей у ребенка.
Причины трудностей ребенка в общении могут быть самыми разнообразными. Вполне возможно, что они связаны с вливанием в новый коллектив (например, в детском саду). И, по пришествие времени, уйдут сами собой. Однако не всегда коммуникативные проблемы у ребенка проходят бесследно.
Основными причинами отклонений в поведении ребенка являются:
- Избалованность малыша;
- Частые запреты родителей на развлечения со сверстниками вследствие слабого здоровья малыша;
- Отсутствие внимания родителей к малышу (при длительном рабочем дне и чрезмерной занятости мамы или папы);
- Чрезмерная привязанность ребенка к одному из родителей;
- Закрытость членов семьи, неделание нарушать сложившиеся правила в доме;
- Ограничение в общении ребенка со сверстниками со стороны мамы и папы из-за боязни дурного влияния.
Последствия трудностей при общении у ребенка.
К основным последствиям нарушения коммуникативных функций можно отнести:
- Ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт;
- Общение со сверстниками подменяется многочасовыми играми в компьютерные игры, просмотром телевизора;
- Ребенок перестает слушаться родителей. Возникают проблемы не только при общении со сверстниками, но и с членами семьи;
- Малыши напоминают «раков – отшельников», замыкающихся в своем мире.
Если вовремя не принять мер для устранения проблем в общении у ребенка, то данные последствия могут быть самые удручающие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по преодолению трудностей в усвоении устной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Методические рекомендации по преодолению трудностей в усвоении устной речи у детей старшего дошкольного возраста. Материал содержит актуальность, цели, задачи, методы и приёмы по данной те...
Методические рекомендации для воспитателей по организации эффективного общения педагогов с сотрудниками музея.
Из опыта работы дошкольной группы МБОУ" Ватинской ОСШ....
Методические рекомендации родителям Правила поведения в процессе общения с детьми
laquo;Воспитывать не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать восп...
рекомендации по преодолению трудностей в общении
рекомендации по преодолению трудностей в общении...
Методические рекомендации для педагогов по развитию мотивов общения со сверстниками в среднем дошкольном возрасте
Общение является сложной и многогранной деятельностью, требует конкретных знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высо...
Методические рекомендации для родителей, воспитывающих детей в возрасте 2-3 лет. Тема: "Народная игрушка как средство духовно-патриотического воспитания детей раннего дошкольного возраста"
Актуальность. Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, когда закладываются базовые системы ценностей. Формируется мировоззрение, национальное сознание, нравственно-патри...