Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей детей по средствам формирования художественно-эстетического вкуса, творческого выражения через мир музыки»
консультация

Вознесенская Екатерина Ивановна

    «Музыкальная деятельность дошкольников» – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, с помощью которого осуществляется и общее развитие». (Назайкинский Е..В.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_ped._word_4.docx27.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

            Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                 детский сад общеразвивающего вида №6

                        муниципальное образования Усть-Лабинский район

Консультация для педагогов:

«Развитие творческих способностей детей по средствам      формирования художественно-эстетического вкуса,  творческого выражения через мир музыки»

                                                                                    Воспитатель : Вознесенская Е.И.

                                                        г. Усть-Лабинск

     Дошкольный возраст – это период, когда закладываются первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребёнка к различным видам деятельности. Что же касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности. Ребёнок выделяет музыку из всех получаемых впечатлений, отличает от шума, сосредотачивает на ней своё внимание, оживляется, прислушивается, радуется, иногда рано начинает подпевать взрослому. Это в самом раннем возрасте.

    Полноценным восприятие музыки будет  в том случае, если воспринимается не только характер произведения, но и развитие музыкального образа, средства выразительности музыки, т.е.  намечается линия постепенного развития восприятия музыки детьми.

    Слушание музыки – активный творческий процесс, так как слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа, прочувствовать, осмыслить.

    Для решения задач восприятия музыки используются следующие методы: наглядный, словесный, практический. Практический метод заключается в сочетании восприятия музыки с практическими действиями: пластическая импровизация, оркестровка, графическое изображение мелодии, прием «цвет-настроение».

    Для детей раннего. возраста нужно выбрать доступный муз. материал («Курочки и петушок», «Мышка» ,«Птичка», и др. ). Затем, предложить детям полетать как птички, ходить как медведи и т. д. первоначально  по показу воспитателя, затем необходимо побуждать детей самостоятельно воспроизводить определенный образ.

    Творческое проявление индивидуальности ребёнка  в слушании музыки также предполагает побуждать  сопереживать музыке, вести с детьми беседы в форме диалога, дать возможность каждому ребёнку лично охарактеризовать услышанное.

    Для проявления песенного творчества важным является накопление слухового опыта и развитие музыкально-слуховых представлений. Разработана серия творческих заданий для развития песенного творчества.

    Для детей раннего дошкольного возраста можно предлагать задания, направленные на подражание звучания сигналов больших и маленьких детских игрушек, озвучивание животных ( кошка , мышка, цыплёнок, корова и т.д.) .

    Могут быть такие творческие задания: петь самостоятельно, находя то высокие интонации ( мяукает котенок, лает маленькая собачка) , то более низкие ( мяукает кошка, лает большая собака).

   Музыкально-ритмические упражнения – это процесс разучивание с детьми отдельных танцевальных движений.

    Рассмотрим простейшее движение – хлопки. Воспитатель делает несколько хлопков определенном ритме - дети повторяют.

    Следующий вид музыкально-ритмических движений – танцы, пляски, хороводы. Выделяют две группы: зафиксированные и свободные.

    К свободным танцам для детей раннего возраста относятся поплясать как медведи, зайчики, лисички, птички, снежинки и т. д. Для ребят постарше задание усложняется, например, передать настроение музыки в танце (радость, печаль, восторг, злость и прочее). Можно использовать атрибуты - ленточки, шарфики, платочки, листики, снежинки, предметы, помогающие изобразить тот или иной образ особенно выразительно.

     К сюжетным относятся такие игры как «Солнышко и дождик», «Птички и кошка» и т. д. Дети раннего возраста стараются передать в движении односложные образы – птички, мышки, зайчики и т. д. Ребятам постарше предлагается передать в движении взаимосвязь нескольких персонажей.

               Игра на детских музыкальных инструментах

    Интерес к данному виду деятельности у ребенка возникает практически с самого рождения (погремушка). Существуют различные способы применения игры на детских музыкальных инструментах:

- озвучивание,

- оркестровка,

- контрастные сопоставления.

Для озвучивания с помощью детских музыкальных инструментов могут применяться

- Стихотворения

- Сказки

- Рассказы о явлениях природы, о животных

- Рассказы по репродукциям

                           Музыкально-ритмические движения.

         Данный вид музыкальной деятельности занимает важное место в развитии творческих способностей детей. Это объясняется «двигательной природой» детского воображения (Л. С. Выготский, и доступностью движения под музыку для детей на всех возрастных этапах, в том числе и на самых ранних). Кроме того, именно в музыкальном движении у детей возникают наиболее яркие эмоциональные реакции - радость, удовольствие, что являются важнейшим условием формирования творчества вообще и музыкального творчества в особенности.

    Музыкальное творчество активизирует фантазию ребёнка, побуждает к достижению поставленной задачи, к воплощению своего замысла, способствует обучению, лучшему усвоению песен, танцев и игр.

    Творчество является нормальным и постоянным спутником детского развития. Его результатом является инициативность и самостоятельность мышления, способность к самовыражению в своих музыкальных способностях.

     Воспитание творчества дает такие качества и способности, которые необходимы ребенку, чтобы иметь дело с неизвестными ситуациями и переменами и осознанно с ними справляться. Творческий ребенок находится в постоянном контакте с окружающим миром и принимает в нем  участие.

    Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

    Задача педагогов предоставить творческим способностям детей пространства, сохранить в них игровое начало и развивать, как эмоциональную, так и интеллектуальную сторону их личности. Тогда дети смогут творчески реализовать свою индивидуальность.

    Забота о развитии творческих способностей детей сегодня - забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. Особо важная задача взрослых разглядеть и раскрыть едва проявивший себя росток творческого потенциала ребенка, не дать ему потускнеть, помочь ребенку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности.

    Формирование духовности личности, ее «нравственного стержня», в основе которого лежит стремление к красоте, добру, к тому, что возвышает человека. Поэтому вся музыкально-педагогическая деятельность подчинена воспитанию человека.

    Детское творчество имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать, развивая творческие способности детей. Оно обычно не имеет большой художественной ценности для окружающих людей по качеству, по масштабности охвата событий, по решению проблем, а является важным для самого ребёнка.

    Ребёнок в творческой деятельности выявляет своё понимание окружающего мира и отношение к нему. Он открывает новое для себя, а для окружающих его людей – новое о себе.

 Понятия творчество, творческие способности, музыкально-творческие способности.

    Творчество – это личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций, когда творчество, как навык, включается во все виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой.

    Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата.

Для творчества нет стандартов, поскольку оно всегда индивидуально и может быть развито только самим человеком.

    Творчество – это способность, вбирающая в себя, целую систему взаимосвязанных способностей-элементов: воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность (Л.С.Выготский, Я.А. Пономарев, Д. Б.Эльконин, А.И.Леонтьев).

    Для развития творческих способностей необходимо знать не только структуру этих   способностей к творчеству, но и самого ребенка.

    Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

    Таким образом, творческие способности – это индивидуальные качества и способности человека, которые   проявляются в умении применить знания, умения и навыки в условиях нестандартной ситуации.

    Способности – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности, не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, обнаруживаются в быстроте, глубине, прочности овладения способами и приемами деятельности .

Музыкальные способности - это часть общих способностей. Это аксиома: чтобы развивать частное, надо развивать общее. И, таким образом, если мы хотим успешно развивать, например слух, мы должны развивать прежде всего общие способности. А для этого необходимо заниматься всем: и литературой, и живописью, и танцами, и актерским мастерством, и музыкой.    Музыкальные способности - это часть общих способностей, которые развиваются в музыкальной деятельности. Развиваясь в процессе деятельности, музыкальные способности, такие, как эмоциональная отзывчивость на музыку, оперирование музыкально-слуховыми представлениями, оказывают влияние и на развитие творческих способностей в целом. Следовательно, такие музыкальные способности являются музыкально-творческими. С помощью музыки можно выразить свое отношение к окружающему, проявляя творчество.

    Музыкальная деятельность детей организована в детском саду таким образом, чтобы оптимально развивать творческие способности дошкольников, чтобы они  в полной мере могли проявлять свою неуемную фантазию, выдумку, воображение.

Значение музыкальности очень важно не только в эстетическом и нравственном воспитании, но и в развитии психологической культуры человека.

Современные исследователи сходятся на том, что способности, входящие в «ядро» музыкальности это: ладовое чувство; способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями; музыкально-ритмическое чувство.

    Педагоги-музыканты пришли к выводу, что задатки музыкальной деятельности (т.е. физические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Они составляют основу развития музыкальных способностей.    

    Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохом леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство. Иными словами, исходя из вышесказанного  творческие способности – это индивидуально-психологические особенности личности, относящиеся к успешному выполнению какой-либо деятельности, результатом которой является новый продукт, имеющий значимость либо для субъекта, либо для общества.    

Развитие творческих способностей – это выработка у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы, музыкального таланта: стремление создать что-то новое, свое, лучшее, стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания.

достижениями культуры.  В процессе любой деятельности ребенок осваивает определенные действия, которые ведут к определенному внешнему результату. Так  и музыкальная деятельность состоит из многочисленных действий

    «Музыкальная деятельность дошкольников» – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, с помощью которого осуществляется и общее развитие». (Назайкинский Е..В.).

    В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность.

    Наглядно структура, виды музыкальной деятельности и их взаимодействие отражены в схеме, которая составлена О.П.Радыновой на основе схемы Н.А.Ветлугиной.

                                      ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ:

1.        Восприятие музыки специально созданной для слушания

2.        Восприятие музыки в связи с ее исполнением

3.        Музыкально дидактические игры

                                       ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО:

1.        Пение

2.        Музыкально-ритмические движении

3.        Игра на музыкальных инструментах

                                        ТВОРЧЕСТВО:

1.        Песенное творчество

2.        Музыкально – игровое и танцевальное творчество

3.        Игра на музыкальных инструментах

               

              МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

  1. Знания общего характера

  2. Специфические знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.

  3. Особенности и условия развития творческих способностей детей

    Большинство психологов считают, что   существует две группы условий и развития творческих способностей: психологические условия (интеллектуальные и личностные факторы) и социально-психологические.

    Исследования психологов и педагогов указывают на связь творческих способностей с развитием личности и интеллекта.

    Творческие способности ребенка развиваются в ходе взаимодействия его со средой, под влиянием обучения и воспитания в самом хорошем значении этих слов.

 Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, так как творчество – норма детского развития. Реализация творческих способностей детей  делает более богатой и содержательной его жизнь. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения активности, способности принимать быстрое решение и мыслить аналитически

    Развитию творческих способностей свойственны определенные этапы:

1. Накопление впечатлений;

2. Спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях;

3. Импровизации двигательные, речевые, музыкальные, иллюстративность в рисовании;

4. Создание собственных композиций, являющихся отражением какого-нибудь художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического.

Преодоление этих этапов осуществляется при решении следующих задач:

1. Воспитание нравственно-эстетической отзывчивости, эмоциональной культуры детей, развитие фантазии, воображения при восприятии художественных произведений в их диалектической взаимосвязи с окружающим миром;

2. Выявление художественно-творческих устремлений на основе проблемных, поисковых методов обучения: беседы, игровой импровизации, диалога, наблюдения, сравнения, а также знаний соответствующего типа;

3. Формирование музыкальных знаний, умений и навыков таких, как:

   Сравнение различных музыкальных воплощений явлений окружающего мира;

   Определение по характеру музыки того или иного персонажа, создание его словесного и живописного портретов;

   Осознание элементарных принципов звуковысотной и ритмической организации музыки, высоких и низких, долгих и коротких звуков;

   Сочинение простейших музыкальных попевок, характеризующих настроение, состояние;

   Элементарное постижение выразительной сущности музыкальной интонации как основы для приобщения к пению;

   Умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки.

   Детское творчество на занятиях музыки представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику, связанную с самостоятельными действиями, с умениями оперировать знаниями, навыками, применять их в ранее неизвестных условиях, в новых видах практики. Оно предполагает непременное условие – отказ от стереотипных представлений. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать.        «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю». (Китайская народная мудрость). Чтобы сделать музыку достоянием своего личного опыта им необходимо петь, играть на инструментах, танцевать, самим придумывать и изменять. Поэтому необходимо уделять большое внимание творческому развитию учащихся в различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, игре на детских музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях.

Развивать творческие способности детей - значит развивать их воображение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активная консультация для педагогов «Развитие творческих способностей детей на основе национально-регионального материала»

Данный конспект мероприятия может быть полезен педагогам. Мероприятие рекомендуется провести в форме консультации.  По окончании консультации предполагается практическая часть.Рекомендации: ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности...

ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПО СРЕДСТВАМ ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.

Подвижная игра, как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста эффективна и приносит ребенку радость, удовлетворение, она обогащает внутренний мир ребенка, развивает его всесторонне,...

Развитие творческих способностей детей посредством формирования художественно-эстетического вкуса, творческого выражения личности.

laquo;Дети должны жить в мире, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» Сухомлинский В.А....

Консультация для педагогов: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники аппликации"

Аппликация с нетрадиционными техниками не только интересное и увлекательное занятие, доступное дошкольникам, но и полезное для их развития....

Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через конструктивную деятельность"

Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через конструктивную деятельность"...