Конспект семинара для педагогов «Методические рекомендации по работе с детьми ОВЗ»
методическая разработка на тему

Иванова Светлана Викторовна

Семинар для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_ovz.docx30.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей №45»

Конспект семинара для педагогов

«Методические рекомендации по работе с детьми ОВЗ»

Оренбург 2017

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы образовательных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» дети с ОВЗ имеют равные со всеми права на образование.

Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

Основная классификация делит нездоровых ребят на следующие группы:

- с нарушениями слуха;

- с нарушениями зрения;

- с речевыми дисфункциями;

- с изменениями опорно-двигательного аппарата;

- с отсталостью умственного развития;

- с задержкой психического развития;

- комплексные нарушения.

Общие принципы и правила коррекционной работы:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

- игровые ситуации;

- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Рекомендации педагогу по проблеме социально-педагогической поддержки развития личности ребенка с ОВЗ

1.Относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям.

2.Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии.

3.Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.

4.Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха.

Приемы:

  • Снятие страха - «Ничего страшного...»
  • Скрытая инструкция - «Ты же помнишь, что...»
  • Авансирование - «У тебя получится...», «Ты сможешь...»
  • Говорите это искренне и уверенно.
  • Усиление мотива - «Нам это нужно для...»
  • («Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы»).
  • Педагогическое внушение - «Приступай же...
  • Высокая оценка детали - «Вот эта часть у тебя получилась замечательно...»
  • («Сегодня ты хорошо рассказал о..., отвечал на вопросы и т.д.»)

5.Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность.

Приемы:

  • Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи.
  • Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.
  • Формируйте веру в успех.
  • Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах

(на прошлом занятии ты смог сделать..., сможешь и сейчас).

6. Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с детьми с ОВЗ.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Поэтому очень   важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Как  родителей, так и педагогов  волнует вопрос, как обеспечить полноценное речевое развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Одним из показателей готовности к школьному обучению ребенка является сформированность  его речевых навыков.

Для успешного воспитания ребенка в детском саду необходимы:

  • эмоциональный комфорт (положительные эмоции);
  • демократический (партнерский, доверительный) стиль общения (воспитатель – партнер, но партнер-инициатор и консультант);
  • достаточная свобода для деятельности (свобода, но не анархия);
  • большое количество материалов для «исследований», много пособий, игр, т.е. развивающая и обучающая среда.

Овладение речью происходит в процессе общения и в ходе познания ребенком действительности. Взрослый организует и материальную, и языковую среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец, живой носитель тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть. Педагог – образец речевой культуры. Замечательно, если он обладатель таланта общения – главного таланта в жизни (такой вывод сделали современные исследователи, изучая биографии «успешных» людей).  При этом для педагога развитие речи детей – одна из важнейших целей работы, но у самих детей такой цели нет. Для них речь не цель, а средство реализации своих потребностей в общении, в игре,  в познании. Поэтому и основной формой обучения будут не столько специальные занятия, сколько естественная жизнь детской группы. Но жизнь эта также организуется и протекает в различных формах.

Перечислим основные.

1. Общение: неподготовленное и подготовленное. «Живое» общение с правилами, так называемое этикетное. Общение по телефону. Общение через письма. Расширение круга знакомств детей.

2. Игры. Речевые действия как часть речевого поведения. Ролевые игры. Речевое поведение ребенка в сюжетно - ролевых и театрализованных играх. Театрализованные игры как средство развития связной речи.

3. Учебно-игровые ситуации, возникающие по инициативе взрослого или ребенка, где ребенок может проявить речевую активность.

4. Пение. Стихотворение-рифмование.

5. Организация мини-туризма. Экскурсии. Музейный туризм.

6. Развитие речи через использование СМИ (радио, телевизор, периодическая детская печать).

7. Труд: трудовые и речевые действия.

8. Досуг. Праздники и развлечения как эффективная форма обучения речи.

С чего начинать речевое воспитание ребенка? Начинать работу следует с диагностики.

Диагностическая работа педагога заключается в выявлении особенностей и трудностей речевого развития ребенка

Воспитатель должен действовать по определенному алгоритму:

  • изучает уровень и динамику речевого развития своих подопечных;
  • выделяет детей с опережающим и нормативным речевым развитием, с негативными тенденциями, задержками и недостатками в нем;
  • квалифицирует (самостоятельно или с помощью специалистов) вид речевых недостатков, устанавливает их возможные причины;
  • конструирует групповые и индивидуальные программы речевой работы с детьми профилактической и/или коррекционно-развивающей направленности.

Для диагностики воспитатель должен использовать следующие методы:

  • наблюдение за ребенком в процессе разных видов деятельности и при выполнении специальных диагностических заданий;
  • изучение истории его раннего общего, речевого развития и условий семейного воспитания;
  • беседы с родителями;

Работа воспитателя по развитию звуковой культуры речи играет большую роль в речевом развитии ребенка. Она предусматривает введение с младшего дошкольного возраста в образовательный процесс упражнений артикуляционной, дыхательной гимнастики, на развитие мелкой моторики, фонематического слуха. Все это плодотворно сказывается на развитии речи детей в целом или становится подготовкой к коррекционной логопедической работе с ними в дальнейшем, которая будет, несомненно, протекать успешнее.

Важнейшая деятельность для дошкольника – игра, а главнейшая потребность – общение. Основная задача этих игр-занятий — воспитание культуры поведения детей, но они чрезвычайно важны и для развития речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи.

В развитии речи дошкольников очень важны игровые прагмы и просто эмоциональность в применении некоторых приемов: интригующая интонация голоса при вопросе, утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания, использование шутки при объяснении задания. Живость эмоций повышает внимание детей в игре, вследствие чего активизируются все процессы речи (сравните упражнение на классификацию предметов, которое проводят за столами, и игру «Не зевай!» с тем же словесным материалом, проводимую в кругу с мячом, с разыгрыванием фантов). На занятии, особенно в конце его, можно задавать шутливые вопросы, использовать небылицы, перевертыши, игру «Так или не так», игровой персонаж (внести Петрушку, мишку), употреблять игровые формы оценки (фишки, фанты, аплодисменты).

 Усиливают эмоциональное воздействие учебного материала такие приемы, как действия по выбору (составь рассказ по одной из этих двух картин; вспомни стихотворение, которое тебе нравится) или по замыслу. Вызывают интерес и усиливают внимание детей к речевому материалу элементы соревнования («Кто скажет больше слов?», «Кто лучше скажет?»), красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр.

Воспитатели  мало работают над развитием диалогов между детьми и взрослыми. Не потому ли наши дошкольники не умеют спорить, участвовать в обсуждениях. Некоторые дети стесняются говорить, избегают участия в беседе, не отвечают на прямой вопрос педагога. Это опасное явление, и задача взрослых помочь научиться ребенку говорить смело, громко, отчетливо, чтобы в дальнейшем развитие речи шло успешнее.

У детей с  ограниченными возможностями здоровья обычно наблюдаются специфические проявления особенностей работоспособности, памяти, внимания, мышления, развития личности. Необходимо четко определить цели, которые желательно достичь в процессе обучения. Перед началом обучения составляют этапную программу обучения. Процесс обучения следует сделать трехступенчатым:

1. Вначале ребенку объясняют, что он должен сделать.

2. Затем при необходимости оказывают ту или иную помощь.

3. Создают ситуацию успеха и поощряют за выполненное задание.

Для того, чтобы помочь ребенку показать себя с лучшей стороны, следует:

  • предлагать ребенку короткие задания, стараясь сделать их более разнообразными, чередовать разнообразные виды деятельности;
  • начинать и заканчивать каждую серию заданий ситуацией успеха;
  • сочетать новые более трудные задания с уже известными заданиями, более легкими;

Воспитателям, работающим с детьми с  ограниченными возможностями здоровья необходимо набраться терпения и не спешить. Не следует стараться научить ребенка сразу всему, лучше двигаться небольшими шажками, поднимаясь как бы по маленьким ступенькам.

Доступным для детей с  ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок  перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с  ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.

Принципы обучения

Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения. Каждый вариант нарушения требует своей программы развития, основными принципами которой являются:

1. Психологическая безопасность.

2. Помощь в приспособлении к окружающим условиям.

3. Единство совместной деятельности.

4. Мотивирование ребенка к учебному процессу.

Начальный этап образования включает в себя сотрудничество с воспитателем, повышенный интерес к выполнению разных заданий.

Не секрет, что процесс становления индивида включает в себя единство систем социокультурных и биологических факторов. Атипичное развитие имеет первичный дефект, который был вызван биологическими обстоятельствами. Он, в свою очередь, образует вторичные изменения, возникшие на патологической среде. Например, первичным дефектом будет нарушение слуха, а вторичным – наступившая немота. Изучая связь первичных и последующих изменений, педагог Л. С. Выготский выдвинул положение, в котором говорится, что чем дальше первичный дефект отделен от вторичных симптомов, тем успешнее будет коррекция последних. Так, на развитие ребенка с ОВЗ влияют четыре фактора: тип нарушения, качество, степень и срок возникновения основного нарушения, а также условия окружающей среды.

При правильном и вовремя начатом развитии ребенка многие отклонения в дальнейшем становлении можно значительно смягчить. Образование детей с ОВЗ должно быть качественным. В настоящее время наблюдается рост количества ребят с тяжелейшими нарушениями, но вместе с этим благодаря использованию новейшего оборудования, современным коррекционным программам многие дети достигают нужного уровня развития в своей возрастной категории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации по работе с детьми в сенсорной комнате

В рекомендациях использованны материалы по работе с детьми в сенсорной комнате, способствующие всестороннему развитию детей....

методические рекомендации по работе с детьми дома

Данные рекомендации помогут родителям правильно организовать  работу по развитию речи в домашних условиях....

Методические рекомендации по работе с детьми, пребывающими с Украины

Для родителей, прибывающих с Украины предоставлена информация по вопросам обеспечения права детей на получение общего образования...

Методические рекомендации. Оздоровительная работа с детьми среднего возраста в детском саду

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Такие словосочетания, как «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в б...

Консультация для педагогов "Методические рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста, имеющими особые образовательные потребности"

В данной статье не рассматриваются цели, задачи и методика работы с детьми в специальных группах для детей дошкольного возраста с отклонениями и задержками развития. Однако и в массовой группе воспита...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.

"Формирование основ безопасного поведения в быту"....

Методический семинар для педагогов по теме «Формы работы с детьми по воспитанию основ пожаробезопасного поведения»

Неосторожное, неумелое обращение с огнем, детские игры и шалости с огнем, огнеопасными предметами приводят к возникновению пожаров....