Игра - занятие для детей подготовительной группы по формированию финансовой грамотности в рамках программы «Афлатот». «Умники и умницы».
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
МБДОУ ЦРР детский сад №3 «Солнышко»
Игра - занятие для детей подготовительной группы по формированию финансовой грамотности в рамках программы «Афлатот».
«Умники и умницы».
подготовила
воспитатель
Меренкова М.В.
Цель:
Закрепление полученных знаний, в непринуждённой игровой обстановке, у детей старшего дошкольного возраста по финансово - экономическим представлениям.
Задачи:
1.воспитать умение определять и различать потребности человека: жизненно важные, духовные, семейные потребности.
2.расширить представление детей о труде взрослых.
3.уметь различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара.
4.формировать представления о расходах семьи, понимать основные потребности семьи.
Оборудование: проектор (презентация, мультфильм про лень); музыкальный центр (гимн Афлатуна, физкультминутка); куклы «афлатунчики» (сделанные на первых занятиях по данной программе); логическая цепочка производства хлеба и молока (распечатанные картинки); два круга из ватмана, поделенные на сектора (для распределения семейного бюджета); деньги на магнитах: «афлатунчики» (звездочки номиналом: синяя – 1, красная – 2, желтая – 3; общая сумма денег не более 20); игрушка «Афлатун»; две магнитных доски; поощрительный приз – шоколадные монеты.
Ход занятия:
(экран: картинка Афлатуна; дети стоят полукругом и поют гимн Афлатуна с куклами в руках)
В: Ребята сегодня к нам пришли гости (поздороваемся с ними). Им очень интересно чему нас Афлатун за учебный год научил? Сегодня будет необычное занятие . Занятие в форме игры. Вы ведь любите играть ? правда? (ответ детей)
Игра наша будет называться : «Умники и умницы». Умники - команда мальчиков; умницы – девочек (разделились и присели на места, собрали кукол «афлатунчиков»).
Игра состоит из 4 раундов (заданий). За каждый правильный ответ команда зарабатывает «афлатунчик» (пояснить номинал) . Команда, набравшая большинство «афлатунчиков» считается выигравшей.
«Потребности» - 1-ый этап
В: что же такое «потребности человека»? (ответы ребят).
…то, чего нам хочется, то, в чем мы нуждаемся, все это можно назвать потребностями человека. Потребности бывают разные, вот сейчас мы с вами разберемся в этом. Первое задание для команды «умницы», а потом для «умников». Есть такие потребности, которые жизненно важные. Определите их.
На экран выводятся по два слайда для каждой команды, где участники игры определяют жизненно важные потребности человека (еда, вода, одежда, жилье).
Молодцы. Продолжаем дальше.
Ведущий:беседа: самое главное и ценное в нашей жизни – это семья. У семьи тоже есть свои потребности, они складываются из общих интересов и потребностей всех членов семьи. Как вы думаете, что можно отнести к потребности семьи? (ответы)
Ведущий: В семье решаются вопросы о приобретении тех или иных предметов. Ребята, а есть ли такие потребности, в которых члены семьи (человек) нуждаются, но приобрести ни за какие деньги их не возможно? (ответы)
Давайте посмотрим на экран, и проверим правильны ли были ваши ответы ?
(перечисление на слайдах: семейный отдых, совместный просмотр телевизора ,дружба, общение, любовь )
Все вы били правы , и поэтому вы зарабатываете ещё по «афлатунчику».
Подведение итогов по 1-му этапу.
«Труд» - 2-ой этап
Чтобы удовлетворять свои потребности, потребности своей семьи необходимо трудиться.
Чтение стихотворения (Злата) :
И мы будем трудиться
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож.
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И хлеба каравай –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За все, что сделано для нас,Благодарим людей,
Придет пора, придет и час,
И мы трудиться будем! В. Ливмиц
У труда есть враг – лень, когда ничего не хочется делать. Посмотрите, пожалуйста, современный мультфильм «Лень».
Проводится небольшая беседа:
1.Что «напало» на самом деле на бурого мишку? (усталость)
2.Чем были заняты его друзья весь день? (бездельем, только играли)
3.Какой вывод сделали друзья? (неверный, т.к. они не предложили свою помощь бурому мишке, а лишь приняли решение играть в другую игру, пока их друг трудится)
4.Какой вывод можем сделать мы? Как бы вы поступили на месте друзей?
В: Всё правильно ребята, и когда ваша мама лежит на диване – это вовсе не означает, что на нее «напала» лень, скорее всего она переделала все домашние дела и на нее «напала» - усталость.
Продолжаем дальше. Раз вы о труде и о лени всё знаете, тогда слушайте следующее задание.
Отгадайте, какие пословицы о труде зашифрованы в картинках.
На экран выводятся по 1 заданию для каждой команды.
«Умницы»: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
«Умники»: Сделал дело, гуляй смело.
Ведущий: Ребята, как вы думаете, что такое профессия?
Ответы детей: Профессия – это труд.
Ведущий: Правильно, это труд, которому человек посвящает большую часть своей жизни. Каждой профессии надо учиться. Давайте, мы сейчас послушаем стихи, о том кем мечтают стать некоторые из вас:
ВЕТЕРИНАР (Маша З.)
Звери, птицы, все, кто болен,
Кто здоровьем недоволен!
Вас зовёт ветеринар -
Перевяжет, даст отвар.
ПАРИКМАХЕР (Милена К.)
Дайте ножницы, расчёску,
Он вам сделает причёску.
Парикмахер непременно
Подстрижёт вас современно.
ПОВАР (Артем П.)
Дайте повару продукты:
Мясо птицы, сухофрукты,
Рис, картофель... И тогда
Ждёт вас вкусная еда.
СПАСАТЕЛЬ (Миша С.)
Спасатель там, где есть беда,
Придёт на помощь он всегда.
И сомневаться нет причин:
Спасать - работа для мужчин.
И так задание следующее – «пантомима». Изображение жестами, мимикой, действиями какой – либо профессии; отгадывает сначала одна команда, потом другая, за правильный ответ - «афлатунчик» (пантомиму изображают дети, представитель от команды выходит на середину зала, воспитатель показывает картинку тому ребёнку, который будет показывать профессию для своей команды; по две профессии для каждой команды: врач, парикмахер, повар, пожарный).
В: Ребята, давайте с вами помечтаем и подумаем: кем же стать, когда подрастёте?
Физкультминутка: «Кем стать?!»
Подведение итогов данного этапа.
«Товар» - 3-ий этап.
В: Товар – это то, что производится для продажи. Задание называется просто: «Назови товар, или не товар. Потренируемся: «Повар испек торт и продал его» - товар, «Бабушка связала свитер для внука» - не товар.
Для «умниц»:
1.Фермер привез на рынок молоко (товар)
2.Папа починил детям игрушку (не товар)
3.Мама испекла пирог к празднику (не товар)
4.Плотник сделал шкаф и продал его (товар)
Для «умников»:
1.Маша сварила варенье для Миши (не товар)
2.На фабрике сделали игрушки и отвезли их в магазин (товар)
3.Кот Матроскин сшил Шарику фартук (не товар)
4.В издательстве напечатали много детских книг (товар)
Заработали «афлатунчики».
В следующем задании детям раздаются картинки с этапами производства молока и хлеба. Ребята должны стать по порядку этапов производства хлеба : (посев, уборка урожая, мукомольный завод, пекарня, транспортировка хлеба, хлеб в магазине) и этапов производства молока (коровы пасутся, коровы на ферме доятся, завод, упаковка молока, молоко на полке в магазине, молоко в холодильнике)
В: Цена товара зависит от того сколько труда вложено в его производство. Попробуйте определить, какой товар дороже на картинках, а какой дешевле.
На экран выводятся по 2 задания для каждой команды.
Для «умниц»:
1.шуба и платье
2.летняя и зимняя обувь
Для «умников»:
1.чупа- чупс и киндер сюрприз
2.конфеты в упаковке и россыпью
Подведение итогов.
«Семейный бюджет» - 4-ый этап
Каждой команде выдается определенное количество монет, которые необходимо рационально распределить.
1.Квартплата. 2.Питание. 3.Одежда. 4.Банк (копилка). 5.Развлечения. 6.Игрушки.
Ведущий: Ребята, представьте себе, что вы распоряжаетесь семейным бюджетом. Определите, пожалуйста, куда вы израсходуете деньги (звучит музыка).
Правильным считается тот вариант, где дети в первую очередь оплатили жизненно важные потребности (жильё, одежда, еда, банк(копилка) ).
Дополнение к заданию: Папа заработал премию 3 монеты – еще отводится время на пересмотрение бюджета.
(звучит музыка)
После выполнения задания, выслушиваются ответы: почему дети распределили деньги именно так.
Подводятся итоги 4 раунда
Итоги всей игры.
Воспитатель предлагает детям потратить заработанные командами деньги с пользой (предлагается объединить бюджет обеих команд, общая сумма – общий результат – победила дружба).
В: Ребята, конечно, мы с вами понимаем, что «афлатунчики» - это деньги не настоящие, игрушечные, но представьте на минуточку, что вы заработали сейчас настоящие деньги. Как бы вы их потратили? Причем не каждый из вас, а посоветуйтесь между собой и решите, куда бы вы эти деньги потратили?(т.к. вы вместе их зарабатывали – вместе должны и тратить). Может, оказали бы благотворительную помощь кому- либо (слово благотворительность разъяснено ранее).
Выслушиваются ответы детей.
В: Ребята, наш друг Афлатун доволен сегодняшней игрой, вашими знаниями и поэтому решил поощрить каждого из вас деньгами, не обычными, а шоколадными.
Все участники игры получают поощрительные призы (вос-ль раздает шоколадные монеты).
Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами вспомнили основы финансовой грамотности. Вы все постарались, вы действительно «умники» и «умницы». Спасибо всем за увлекательную и интересную игру. Спасибо вам дорогие гости за внимание. Всего вам доброго и до новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Три копейки на покупку» ". Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Конспекты занятий по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возрастаЗанятие №1 «Деньги", "купюра", "монета".Цель: раскрыть сущность...
Конспект открытого занятия с детьми подготовительной группы по финансовой грамотности "Путешествие в страну Финансов"
Этот материал будет полезен и интересен для педагогов и детей старшего дошкольного возраста....
Игра-занятие по ранней профориентации и формированию финансовой грамотности « Страна профессий»
Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности....
Конспект итогового занятия в старшей группе по формированию финансовой грамотности «Путешествие в страну взрослых дел»
Образовательная область: познаниеИнтеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественно – эстетическая, региональный компонент.Цель: формирование у детей старше...
Технологическая карта на тему Сюжетно-ролевая игра «Банк» (организованная образовательная деятельность по формированию финансовой грамотности в средней группе)
Цель: формировать начальные представления о финансовой грамотности, рациональное использование бюджета. Создать условия для ознакомления детей с новыми экономическими понятиями в игровой форме, формир...
Занятие для детей подготовительной группы по финансовой грамотности Тема "Золотая антилопа"
Цель занятия: рассказать основы финансовой грамотности на примере сказки "Золотая антилопа" Подвести детей к пониманию того ,что человеческие ценности намного важнее золотых монет....
Конспект итогового интегрированного занятия-конкурса в подготовительной группе с воспитанниками логопедической группы (ОНР) и (ФФНР) «Умники и умницы».
Цель: подвести итоги коррекционной работы за год, подчеркнуть значимость логопедических занятий для общего и речевого развития детей....