Представление педагогического опыта "Развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования"
материал на тему
Представление педагогического опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление
педагогического опыта
Эшмирзоевой Светланы Владимировны
воспитателя структурного подразделения
«Детский сад №18 комбинированного вида»
МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»
Рузаевского муниципального района
Тема: «Развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»
1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Современному обществу необходим качественно новый путь развития, который требует от каждого: быть творческими, способными нестандартно мыслить, оригинально решать поставленные задачи, преобразовывать окружающую действительность. Развитие творческой активности дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов.
Именно в дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. С психологической точки зрения в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная деятельность, которая создает условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что - то красивое, необычное.
Но далеко не у каждого ребенка получается выполнить красивую поделку или рисунок. Очень часто у детей многое не получается, т.к. рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования и моторных функций для более точного изображения объектов. В результате усилий, проделанная работа не соответствует ожиданиям ребенка. Вследствие этого интерес к творческой деятельности угасает.
Поэтому я пришла к выводу о необходимости использования таких приемов, которые создадут ситуацию успеха у моих воспитанников, сформируют интерес к творческому процессу.
В настоящее время обучение дошкольников изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник изображения, рассматривается как актуальное и перспективное направление педагогической работы. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка. В основе предполагаемого инновационного опыта лежит идея о том, что ребенок должен видеть и ценить не только результат своего труда, но и создавать нечто новое, свое.
Исходя из вышеизложенного, я считаю данное направление наиболее актуальным и необходимым, т.к. оно позволяет наиболее эффективно развивать художественно-творческие способности у детей посредством нетрадиционных техник рисования.
2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением детей. Нужно отметить, что почти все дети рисуют. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки. Но очень часто отсутствие этих знаний и навыков у детей быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Использование нетрадиционных техник в работе с детьми позволяет преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. Это одна из причин того, что подтолкнуло меня на изучение проблемы: «Развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования».
Началом работы по теме опыта стало проведение мониторинга знаний детей. Результаты показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение её новым содержанием. Полученные данные подтолкнули меня более глубоко заняться этой работой и непринуждённо приобщить детей к миру прекрасного, развить активный интерес к изобразительному искусству, привить любовь к рисованию.
На формирование опыта работы также оказали влияние следующие факторы:
- изучение методической литературы по данной теме;
-изучение опыта работы коллег по данному направлению;
-написание дипломной работы на тему «Развитие художественно-творческих способностей у детей 4-5 лет средствами нетрадиционных техник рисования» во время профессиональной переподготовки.
С целью выявления отношения родителей к художественно - творческой деятельности детей я провела анкетирование. По результатам первичного анкетирования сделан вывод, что их заинтересовала данная тема, потому что они с удовольствием заполняли предложенные анкеты.
Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к детскому творчеству, но не все понимают его значимость в развитии ребенка и подготовке его к школе. Родители отмечали занятость на работе, нехватку времени на творческую деятельность с детьми.
Обсуждения с коллегами, изучение новинок методической литературы, подготовка и проведение круглых столов, мастер-классов привели меня к выводу о необходимости использования таких приемов, которые создадут ситуацию успеха у моих воспитанников, сформируют интерес к творческому процессу. Я заинтересовалась возможностью применения различных нетрадиционных техник в работе с дошкольниками для развития творческих способностей. Здесь можно сочетать различные материалы и инструменты. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна детям.
Я пришла к идее разработки инновационного опыта, целью которого является создание комплексной системы, направленной на развитие художественно-творческой активности ребенка посредством нетрадиционных техник рисования.
3. Теоретическая база опыта.
Начав работать по этой теме, я изучила методическую литературу и работы классиков педагогики.
Ещё Аристотель подчёркивал, что изобразительная деятельность способствует разностороннему развитию ребёнка. Во время изобразительной деятельности развиваются руки, ребёнок учится активно показывать в своих первых детских работах своё отношение к предметам и явлениям. А как точно во всём многообразии красок он познаёт окружающий мир.
Педагоги-практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Е.А. Флёрина дала следующее определение детского творчества: «Детское изобразительное творчество мы понимаем, как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому». Дальнейшие исследования детского творчества еще более уточнили это определение.
Н.А Ветлугина определила детское творчество как «первоначальную ступень в развитии творческой деятельности. Вместе с тем творчество ребёнка способно доставить удовольствие своей непосредственностью, свежестью выражения. В своём художественном творчестве ребёнок открывает новое для себя, а для окружающих – новое о себе».
Л.С. Выготский писал: «Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению». Он отмечал, что изобразительная деятельность - самый первый, самый доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда. Умелое и тактичное руководство изобразительной деятельностью помогут развить способности ребенка.
Н. П. Сакулина рассматривает изобразительную деятельность ребенка как способность к изображению, т. е. умению правильно нарисовать предмет, и способность создать образ, показывающий отношение к нему рисующего. Эта способность выражения и является показателем детского творческого начала.
Данной проблеме в настоящее время уделяется особое внимание со стороны таких учёных, как Т.С. Комарова, Р.Г.Казакова, подчёркивающих необходимость формирования у детей навыков рисования и целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования.
О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий можно узнать в следующих источниках.
- Е. Н.Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников»
- А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки».
- О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко «Волшебные ладошки», «Волшебные краски».
- Мэри Энн, Ф. Колль «Рисование красками».
-К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка»
- А. М. Страунинг «Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности».
-Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Часть 1,2
-Педагогический опыт, опубликованный в журналах «Дошкольное воспитание».
Значительное количество и высокое качество исследований проведенных в последние годы свидетельствует об актуальности проблемы организации детского творчества в детском саду, о значимости нетрадиционных техник рисования дошкольников для развития их художественных способностей.
4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Сущность опыта состоит в том, что для эффективной работы по творческому развитию детей я учитываю их реальные возможности и способности, осуществляю выбор форм, методов и средств обучения с использованием нетрадиционных способов изображения.
Основной целью инновационного проекта является: развитие творческих способностей с использованием нетрадиционных техник рисования.
В соответствии с целью были определены задачи:
-создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами;
-привлекать детей к творческому экспериментированию с различными материалами, использованию разнообразных нетрадиционных техник и их сочетаний;
-развивать познавательные и творческие способности детей;
-развивать мелкую ручную моторику, зрительно-двигательную координацию;
-совершенствовать коммуникативные навыки;
-развивать эстетический вкус, воспитывать аккуратность в работе;
-воспитывать у детей личностную позицию, как при восприятии произведений изобразительного искусства, так и в процессе самостоятельного творчества;
-смоделировать систему совместной деятельности детей и педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования;
-вовлекать родителей в совместную творческую деятельность, повышать их педагогическую компетентность в области художественно-эстетического развития детей.
При решении поставленных задач я основывалась на следующих принципах:
-Принцип активности и самостоятельности – это активное сотворчество и взрослых детей.
-Принцип наглядности. Используются наглядные средства (игрушки, пособия, картинки, технические средства), которые создают развернутую картину действий и результата.
-Принцип поэтапности. Содержание комплексных познавательных занятий основывается на поэтапности, который вычленяет и интегрирует взаимосвязанные части.
-Принцип индивидуально – личностной ориентации воспитания дошкольников. Главная цель образования – ребенок, со своими особенностями индивидуальной восприимчивостью, эмоциональностью и непосредственностью.
-Принцип познавательной выразительности с приемами эмоционального подкрепления.
-Принцип успешности. Дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступны по форме и содержанию.
-Принцип коммуникативности. У дошкольников воспитывается потребность в общении со сверстниками и взрослыми.
Опыт реализовывался в форме познавательной - исследовательской деятельности, игры, в форме творческой активности, которые обеспечивают художественно-эстетическое развитие дошкольников.
Новизна опыта состоит в том, чтобы через использование нетрадиционных техник рисования в качестве основных форм проведения занятий по рисованию в дошкольном возрасте сформировать творческую личность и помочь ребенку найти «вдохновение» для творчества в окружающем мире.
Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. На мой взгляд, их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности детей.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации детей. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря изобразительной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.
Работу «Развитие художественно-творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник» я выстроила поэтапно:
1 этап – анализ методической литературы по данной теме.
2 этап - проведение мониторинга, с целью выявления уровня художественно – эстетического развития детей.
3 этап - объединение имеющихся ресурсов группы в центре художественно – продуктивной активности.
4 этап - привлечение родителей к работе по данной проблеме.
5 этап - активное применение в работе проекта в условиях современной программы дошкольного учреждения.
6 этап - педагогический анализ для сравнения достижения результатов
В основу опыта положены обще методические принципы, определяющие основные положения, содержание, организационные формы:
· От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
· Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
· Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
· Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
В рамках реализации проекта, использую разнообразные формы работы с детьми:
-занятия;
-дидактические игры, направленные на развитие творческих способностей и мелкой моторики;
- выставки (групповые, индивидуальные, коллективные);
- конкурсы;
-экскурсии;
-наблюдение за окружающим миром;
-рассматривание иллюстраций, книг по изобразительной деятельности.
Разнообразные формы работы с использованием нетрадиционных техник:
-способствует снятию детских страхов;
-развивает уверенность в своих силах;
-развивает пространственное мышление;
-учит детей свободно выражать свой замысел;
-побуждает детей к творческим поискам и решениям;
-развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
-развивает мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию;
-развивает творческие способности, воображение и фантазию;
-во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Нетрадиционные техники рисования не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии:
· личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);
· коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
· игровые (оригинальность сюжета, мотивация);
· педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:
· от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
· от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
· от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
· от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
· от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
· от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников.
Реализацию своего проекта «Чудо мыльных пузырей» начала с создания благоприятных условий для развития интереса и самореализации детей в различных видах творческой деятельности. При содействии родителей создали « Центр художественно – эстетического развития»», где объединили все имеющиеся ресурсы для организации работы: различные виды бумаги и картона, ткани, природный материал, различный бросовый материал. Пополнили «Центр» новыми дидактическими играми: «Волшебные картинки», « Составь узор», « На что это похоже», «Необычные картины», «Чудесная коробочка» и др. В своей работе широко использую имеющиеся в детском саду мультимедийный проектор, интерактивную доску, ноутбук, аудио и видео проигрыватели.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.
Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.
Работая в этом направлении, убедилась в том, что работа с необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Это увлекательная, завораживающая деятельность, которая восхищает и удивляет детей.
Задача активизации творческих способностей детей мотивирует меня к необходимости дальнейшего поиска новых способов художественного выражения.
5.Анализ результативности опыта.
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме: «Развитие художественно-творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования», я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития творческой активности детей.
Проведение систематичной и целенаправленной работы по данной теме позволило получить хорошие результаты:
– процесс работы по изобразительному творчеству с использованием нетрадиционных техник вызывал у детей положительные эмоции и удовлетворение от работы с разным материалом;
– у детей сформировался навык наблюдения, совершенствовались приёмы создания разнообразных сюжетов, сформировались более четкие представления о предметах и явлениях окружающего мира;
– у детей хорошо сформировался навык работы в коллективе, а также умение согласовывать свои действия с товарищем, что содействует воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений.
Внедрение нетрадиционных техник и материалов, современных форм работы с семьями воспитанников, преобразование предметно-развивающей пространственной среды обеспечило положительную динамику качественных показателей достижений детей в декоративно – прикладном творчестве. Повысился уровень познавательной активности к окружающему миру, уровень проявления творчества и самостоятельности при выполнении работы.
Итогом проделанной работы является динамика развития творческих способностей детей. На период 2013-2014 учебного года у некоторых детей были не сформированы данные способности - 35%, на стадии формирования – 59% , сформированы – 6%, за 2016-2017 учебный год – на стадии формирования – 65% , сформированы – 35%. Поэтому, я намерена продолжить работу в данном направлению.
6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта. Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека.
Трудности при применении данного опыта могут заключаться в:
- планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- подборе оборудования и материалов;
- применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей.
7. Адресные рекомендации по использованию опыта.
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, заинтересованным и внимательным родителям. Своим результатом работы я делюсь с коллегами своего детского сада и муниципального района.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/07/picture-379593-1512644676.jpg)
Педагогический опыт "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"
Педагогический опыт на тему: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/18/picture-420671-1616044174.jpg)
Педагогический проект «Формирование творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования».
Данный проект направлен на формирование творческих способностей детей, развитие воображения, мышления, совершенствование навыков работы с различными материалами.За основу проекта взят принцип художест...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/18/picture-420671-1616044174.jpg)
Презентация проекта на тему: «Развитие художественно– творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»
Данный материал содержит презентацию по теме «Развитие художественно– творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования». В презентации раскрыты ключевые момент...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/31/picture-886012-1485869161.jpg)
Представление инновационного педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования»
laquo;Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/21/picture-1348257-1632222051.jpg)
Опыт работы по теме: «Развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»
Актуальность выбранной темыФормирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраст...
Из опыта работы "Развитие художественно - творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования"
Нетрадиционные техники рисования - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Существует много техник нетрадиционного р...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/04/picture-1168914-1730743771.jpg)
Технология развития художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования
Развитие изобразительных навыков детей дошкольного возраста по средствам рисования разными методами с использованием нетрадиционных техник....