Методическая разработка
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и чело века. Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире : вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре. Основной целью программы является развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа опытно – экспериментальной
деятельности дошкольников
Воспитатель: Е.С. Себель
Введение
«Усваиваются всё крепко и надолго,
когда ребёнок слышит, видит и делает сам»
(Р. Эмерсон)
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Подьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.
Эксперимент (от лат. experimentum - опыт, проба) один из основных методов познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы или общества. Любой опыт, любая попытка, проба осуществить что-либо каким - либо способом. Любой эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки и сравнения.
Опыт - воспроизведение какого-нибудь явления в искусственно созданных условиях с целью его исследования; то же, что эксперимент.
Мониторинг – система организации сбора, хранения и обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития.
Интеграция – ориентация на восприятие системно-структурированного знания на основе интеграции материалов из различных научных сфер, наличие междисциплинарных зависимостей и связей.
Познавательная деятельность – деятельность, направленная на овладение знаниями.
Развивающее обучение – способ организации обучения, который способствует включению внутренних механизмов развития обучающихся и наиболее полной реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
Пояснительная записка:
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и чело века. Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире : вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре. Основной целью программы является развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
Цель:
1. Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
2. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента.
3. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
4. Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
5. Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Задачи:
1.Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
2. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)
3. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение)
4. Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость).
5. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
6. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
8. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
9. Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
10. Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач.
11. Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать вывод.
Воспитатель: Е. С. Себель
Цель:
1. Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
2. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента.
3. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
4. Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
5. Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Задачи:
1.Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
2. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)
3. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение)
4. Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость).
5. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
6. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
8. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
9. Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
10. Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач.
11. Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать вывод.
Планируемый результат:
1.Проявлять устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
2.Выдвигать предположения, способы решения;
3.Самостоятельно планировать предстоящую деятельность; осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их назначением, качествами и свойствами;
4.Проявлять инициативу и творчество;
5.В диалоге со взрослыми объяснить ход деятельности, делать вывод.
Пояснительная записка
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире : вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре. Основной целью программы является развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
Месяц | Неделя | Тема | Цель | Направление и вид деятельности | Образовательная область | Выводы и примечания | Возраст детей |
Сентябрь | 1 | Тема: Песок, глина – наши помощники. | Цель: уточнить представления о свойствах песка и глины. | Экспериментирование с песком и глиной. Образовательная ситуация. Экспериментирование на прогулке. | Социализация, коммуникация, познание, безопасность. | Дети называют сходства и различия между песком и глиной. Вывод: песок сыпется, а глина нет. | Средняя группа |
2 | Тема: «Угадай растение». | Цель: учить описывать внешний вид растения. Сбор осенних листьев для гербария. | Труд в природе. Наблюдение за жизнью растений. | Социализация, коммуникация, познание, труд. | В течение недели дети под руководством воспитателя наблюдают за двумя растениями, одно из которых находится на свету, а другое – в темноте. Вывод: растение растет быстрее на свету, чем в темноте. Зарисовка опыта. | 2 младшая группа | |
3 | Тема: Этот удивительный воздух. | Цель: дать представления об источниках загрязнения воздуха, формировать желание заботиться о чистоте воздуха. | Экспериментирование с воздухом. Образовательная ситуация. Наблюдение на прогулке за ветром. | Социализация, коммуникация, познание. | Вывод: воздух может быть чистым и грязным. Поместить в уголок султанчики, игрушки – вертушки. Определить силу ветра с помощью флюгера. | Подготовительная группа | |
4 | Тема: С водой и без воды. | Цель: помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода). Игра «Угадай растение». Цель: учить детей описывать растение, используя схему описания. | Наблюдение за жизнью растений Экологическая игра | Социализация, коммуникация, познание. | В течение недели дети под руководством воспитателя наблюдают за двумя растениями, одно из которых поливается, а другое не поливается. Результаты наблюдения за состоянием растений в зависимости от полива зарисовывают. Дети сравнивают рисунки-прогнозы с результатами эксперимента. Вывод. Растения без воды жить не могут. | Старшая группа | |
5 | Тема: Консультации для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | Цель: дать знания о том, как организовать предметно – развивающую среду для проведения игр с водой. | Беседа. | Социализация, коммуникация, познание. | Домашнее задание: провести опыт в домашних условиях по растворимости веществ. | 2 младшая группа | |
Октябрь | 1 | Тема: Магнит и его свойства. | Цель: познакомить детей с магнитом некоторыми его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках. | Экспериментирование с предметами Опыт | Социализация, коммуникация, познание, труд. | Результаты эксперимента по выявлению взаимодействия магнита с предметами из различных материалов обсудить с воспитателем. Поместить в уголок магниты и разные мелкие предметы из разных материалов. | Подготовительная группа |
2 | Тема: Два магнита. | Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание. | Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация Опыт | Социализация, коммуникация, познание, труд. | Результаты эксперимента по выявлению взаимодействия магнита с предметами из различных материалов обсудить с воспитателем. Поместить в уголок магниты и разные мелкие предметы из разных материалов. | Старшая группа | |
3 | Тема: Песок, глина. Познание: развитие любознатель- ности, расширение представлений о свойствах песка, глины. Умеют называть свойства песка и глины. | Цель: учить выделять свойства песка и глины ( сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по- разному впитывают воду. | Экспериментирование с предметами. | Социализация, коммуникация, познание, труд. | Отвечают на поставленные воспитателем вопросы. | 2 младшая группа | |
4 | Тема: Путешествие капелькой. | Цель: Создать целостное представление о воде, как о природном явлении. Познакомить со свойствами воды(жидкая, прозрачная, без запаха без вкуса). Дать понятие о значимости воды в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к воде. | Наблюдение. Опыт. | Социализация, коммуникация, познание. | Дети делают вывод о воде. Умеют давать ответ на вопрос воспитателя. | Средняя группа | |
Ноябрь | 1 | Тема: Термометр и температура. | Цель: развивать способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела. Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; сравнение разных видов. | Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация | Социализация, коммуникация, познание, безопасность. | Выводы: температуру измеряют с помощью термометра. | Подготовительная группа |
2 | Тема: Замерзание воды. | Цель: показать зависимость состояния воды от температуры воздуха. Закрепить знания о свойствах и формах воды, о роли воды для жизни человека. Измерить температуру воздуха (отметить в календаре погоды). | Экспериментирование с водой Опыт Дидактическая игра Исследовательская деятельность на прогулке | Социализация, коммуникация, познание, труд. | Выводы: при низкой температуре вода превращается в лед. Внести в уголок формочки для замораживания цветной воды. | Старшая группа | |
3 | Тема: Световой луч. | Цель: формировать представление о том, сто свет – это поток световых лучей. Теневой театр «Репка». Цель: продолжать знакомить с устройством теневого театра, развивать творческие способности. | Экспериментирование с предметами. Образовательная ситуация Игровая деятельность Экспериментирование на прогулке | Социализация, коммуникация, познание, труд. | Вывод: световое пятно (тень) на стене будет более ярким и четким, если источник света ближе к стене и наоборот. | Средняя группа | |
4 | Тема: Стекло, его качества и свойства. | Цель: узнавать предметы, сделанные из стекла, определять его качества (структура поверхности: толщина. прозрачность и свойства : хрупкость). Умеют выделять предметы, сделанные из стекла, среди множества других предметов. | Экспериментирование с предметами. Образовательная ситуация. | Социализация, коммуникация, познание, труд. | Умеют согласовывать существительные с прилагательными. | 2 младшая группа | |
5 | Тема: Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?» | Цель: познакомить с необходимыми правилами поддерживания интереса к экспериментальной деятельности. | Беседа. | Социализация, коммуникация, познание. | Вывод: систиматически оказывать помощь в проведение экспирементов с детьми. | Старшая группа | |
Декабрь | 1 | Тема: Почему идет снег? | Цель: Дать представление о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег – это пар, который замерзает в облаках. Упражнять детей в установлении различий между инеем и снегом. | Опыты со снегом Образовательная ситуация. Наблюдение на прогулке. Словесная игра | Социализация, коммуникация, познание, труд | Вывод: снег бывает мокрый, липкий, рассыпчатый и т. д. Отгадывание загадок о снежинках. Зарисовка снежинок. | 2 младшая группа. |
2 | Тема: Мир ткани. | Цель: познакомить с различными видами тканей, формировать умение сравнивать качества и свойства тканей, помочь понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления. | Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация | Социализация, коммуникация, познание, труд. | Дети называют сходства и различия разных тканей. Вывод: от воды защищает плащевая ткань, а из других тканей лучше шить повседневную одежду. | Подготовительная группа. | |
3 | Тема: Мир бумаги. | Цель: познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, обёрточная, чертежная); формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги. | Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация Беседа | Социализация, коммуникация, познание. | Дети называют, какой вид бумаги быстрее сминается, намокает и т.д., а какой – медленнее. Вывод: чем тоньше бумага, тем легче ее смять, разорвать, разрезать, намочить. | Старшая группа. | |
4 | Тема: Снег, его свойства. | Цель: выявить свойства снега | Опыты со снегом Образовательная ситуация Наблюдение на прогулке | Социализация, коммуникация, познание, труд. | Вывод: снег бывает мокрый, липкий, рассыпчатый и т. д. Отгадывание загадок о снежинках. Зарисовка снежинок | Средняя группа | |
Январь | 1 | Тема: Тонет – не тонет. | Цель: поддерживать интерес к экспериментированию, определять с помощью опыта, какие предметы тонут в воде, а какие – нет. | Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация. Игра – экспериментирование | Социализация, коммуникация, познание, труд. | Вывод: чем больше поверхность предметов, тем выше их плавучесть. Независимо от размера. Металлические предметы тонут, потому что они тяжелые. | Старшая группа |
2 | Тема: Плавающие и тонущие предметы | Цель: Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку: тонет, плавает. | Образовательная ситуация Беседа. Опыт. | Социализация, коммуникация, познание, труд | Дети умеют классифицировать предметы на группы: тонущие и не тонущие. | Средняя группа | |
3 | Тема: Ветер, ветер ветерок. | Цель: Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы. | Образовательная ситуация Беседа. Опыт. | Познание, коммуникация. | Умеют узнавать направление ветра. | 2 младшая | |
4 | Тема: Легкая пластмасса. | Цель: помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая), изделий из пластмассы. Тема: что из чего сделано? Цель: учить определять материалы, из которых сделаны предметы, называть их качества и свойства. | Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация Дидактическая игра | Социализация, коммуникация, познание. | Вывод: пластмасса гладкая, легкая, не тонет, гнется, нагревается). | Подгото- вительная группа | |
Февраль | 1 | Тема: Какие условия нужны растению для хорошего роста? | Цель: выявить значение тепла, влаги и света для роста растений. | Наблюдение за жизнью растений | Социализация, коммуникация, познание, труд. | В течение недели дети под руководством воспитателя наблюдают за тремя луковицами, одна из которых находится в банке с водой на свету, а другая - без воды на свету, а третья – без воды и света. Наблюдения за состоянием растений в зарисовывают на протяжении 3 недель. Дети сравнивают рисунки-прогнозы с результатами эксперимента. | Старшая группа |
2 | Тема: Металл и пластмасса. | Цель: сравнить способность тонуть металлических и пластмассовых предметов. | Экспериментирование с предметами. Опыт | Социализация, коммуникация, познание. | Вывод: независимо от размера металлические предметы тонут, потому что они тяжелые, а пластмассовые держатся на воде, так как легкие. | Подготови-тельная группа | |
3 | Тема: Песочная страна. | Цель: Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы. | Экспериментирование с предметами Опыт | Познание, коммуникация. | Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования. Умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения. | 2 младшая группа | |
4 | Тема: Значение воды в жизни растений. | Цель: Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. | Наблюдение. Опыт. | Познание, коммуникация | Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов. | Средняя группа | |
Март | 1 | Тема: Волшебная рукавичка. | Цель: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы (магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри). | Экспериментирова-ние с предметами. Опыт. | Познание, коммуникация, социализация. | Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности. | 2 младшая |
2 | Тема: Плавающее перо. | Цель: Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека. | Экспериментирование. Образовательная ситуация. | Познание | Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности. | Средняя группа | |
3 | Тема: Световой луч. | Цель: наблюдение на улице образование теней днем от солнца, вечером - от света фонарей. | Экспериментирование с предметами. Образовательная ситуация. Игровая деятельность. Экспериментирование на прогулке. | Вывод: световое пятно (тень) на стене будет более ярким и четким, если источник света ближе к стене и наоборот. | Старшая группа | ||
4 | Тема: Наши помощники– глаза. | Цель: познакомить со строением глаза, функцией его частей, помочь понять с помощью опыта, почему человек имеет два глаза, воспитывать бережное отношение к органу зрения. | Человек Образовательная ситуация Опыт Беседа | Вывод: глаза человеку нужны не для красоты. Все части глаза выполняют необходимую для жизнедеятельности функцию. | Подгото- вительная группа | ||
Апрель | 1 | Тема: Волшебная кисточка. | Цель: Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски. | Художественное творчество. | Коммуникация, труд. | Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности. | 2 младшая |
2 | Тема: С водой и без воды. | Цель: Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло). | Экспериментирование. Образовательная ситуация. | Коммуникация. | Умеют называть факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие растений. | Средняя группа | |
3 | Тема: Свойства воды. | Цель: формировать представления о свойствах воды: без запаха, без вкуса, не имеет формы. Игра «Хорошо – плохо». Цель: выявить положительные и негативные стороны воздействия воды на окружающую среду и человека. | Экспериментирование с водой. Образовательная ситуация Дидактическая игра | Социализация, коммуникация, познание. | Вывод: вода не имеет запаха, не имеет цвета, не имеет вкуса. Зарисовка графических рисунков, обозначающих данные свойства воды. | Старшая группа. | |
4 | Тема: Определение пищи на вкус. | Цель: учить определять пищу на вкус, продолжать формировать представление детей о пользе и вреде продуктов питания на здоровье человека. | Человек Образовательная ситуация | Социализация, коммуникация, познание. | Домашнее задание: иллюстрации по теме «Полезно – вредно» | Подгото- вительная группа | |
Май | 1 | Тема: Путешествие в мир стеклянных вещей. | Цель: Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы. | Образовательная ситуация | Социализация, коммуникация, познание. | Умеют называть свойства стеклянных предметов. Строят предложения грамматически правильно. | Средняя группа |
2 | Тема: Песочная страна. | Цель: Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы. | Образовательная ситуация. | Социализация, коммуникация, познание. | Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования, умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения. | 2 младшая группа | |
3 | Тема: Металл и пластмасса.
| Цель: сравнить способность тонуть металлических и пластмассовых предметов. | Экспериментирование с предметами Опыт | Социализация, коммуникация, познание. | Вывод: независимо от размера металлические предметы тонут, потому что они тяжелые, а пластмассовые держатся на воде, так как легкие | Старшая группа | |
4 | Тема: куда исчезает вода? | Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, наличие ветра). Развивать воображение, творческие способности. Сказка «Путешествие капельки» Цель: поддерживать интерес к литературе, закрепить представления о круговороте воды в природе. | Экспериментирование с водой Опыт Игра-имитация Чтение художественной литературы | Дети наблюдают за процессом испарения воды, фиксируют в дневнике наблюдений. Вывод: вода быстрее испаряется в тепле (у батареи), потом около окна (ветер – сквозняк), в последнюю очередь в тумбе (там прохладно, нет сквозняка). | Подготовительная группа |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми5-6 лет»: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В. Дыбина (отв. Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
- «Добро пожаловать в экологию»! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста./сост. О.А. Воронкевич.- СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-336 с.
- Иванова И.А. «Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду». Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
- «Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
- « От рождения до школы» программа под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/30/picture-305125-1598785624.jpg)
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/12/picture-1020472-1520877440.jpg)
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/13/picture-1266613-1602582893.jpg)
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....