Методическая разработка
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и чело века. Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире : вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре. Основной целью программы является развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа опытно – экспериментальной
деятельности дошкольников
Воспитатель: Е.С. Себель
Введение
«Усваиваются всё крепко и надолго,
когда ребёнок слышит, видит и делает сам»
(Р. Эмерсон)
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н.Н. Подьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.
Эксперимент (от лат. experimentum - опыт, проба) один из основных методов познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы или общества. Любой опыт, любая попытка, проба осуществить что-либо каким - либо способом. Любой эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки и сравнения.
Опыт - воспроизведение какого-нибудь явления в искусственно созданных условиях с целью его исследования; то же, что эксперимент.
Мониторинг – система организации сбора, хранения и обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития.
Интеграция – ориентация на восприятие системно-структурированного знания на основе интеграции материалов из различных научных сфер, наличие междисциплинарных зависимостей и связей.
Познавательная деятельность – деятельность, направленная на овладение знаниями.
Развивающее обучение – способ организации обучения, который способствует включению внутренних механизмов развития обучающихся и наиболее полной реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
Пояснительная записка:
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и чело века. Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире : вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре. Основной целью программы является развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
Цель:
1. Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
2. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента.
3. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
4. Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
5. Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Задачи:
1.Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
2. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)
3. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение)
4. Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость).
5. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
6. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
8. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
9. Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
10. Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач.
11. Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать вывод.
Воспитатель: Е. С. Себель
Цель:
1. Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
2. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента.
3. Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
4. Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
5. Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Задачи:
1.Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
2. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)
3. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение)
4. Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость).
5. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
6. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
8. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
9. Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.
10. Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач.
11. Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать вывод.
Планируемый результат:
1.Проявлять устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
2.Выдвигать предположения, способы решения;
3.Самостоятельно планировать предстоящую деятельность; осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их назначением, качествами и свойствами;
4.Проявлять инициативу и творчество;
5.В диалоге со взрослыми объяснить ход деятельности, делать вывод.
Пояснительная записка
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире : вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре. Основной целью программы является развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
Месяц | Неделя | Тема | Цель | Направление и вид деятельности | Образовательная область | Выводы и примечания | Возраст детей |
Сентябрь | 1 | Тема: Песок, глина – наши помощники. | Цель: уточнить представления о свойствах песка и глины. | Экспериментирование с песком и глиной. Образовательная ситуация. Экспериментирование на прогулке. | Социализация, коммуникация, познание, безопасность. | Дети называют сходства и различия между песком и глиной. Вывод: песок сыпется, а глина нет. | Средняя группа |
2 | Тема: «Угадай растение». | Цель: учить описывать внешний вид растения. Сбор осенних листьев для гербария. | Труд в природе. Наблюдение за жизнью растений. | Социализация, коммуникация, познание, труд. | В течение недели дети под руководством воспитателя наблюдают за двумя растениями, одно из которых находится на свету, а другое – в темноте. Вывод: растение растет быстрее на свету, чем в темноте. Зарисовка опыта. | 2 младшая группа | |
3 | Тема: Этот удивительный воздух. | Цель: дать представления об источниках загрязнения воздуха, формировать желание заботиться о чистоте воздуха. | Экспериментирование с воздухом. Образовательная ситуация. Наблюдение на прогулке за ветром. | Социализация, коммуникация, познание. | Вывод: воздух может быть чистым и грязным. Поместить в уголок султанчики, игрушки – вертушки. Определить силу ветра с помощью флюгера. | Подготовительная группа | |
4 | Тема: С водой и без воды. | Цель: помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода). Игра «Угадай растение». Цель: учить детей описывать растение, используя схему описания. | Наблюдение за жизнью растений Экологическая игра | Социализация, коммуникация, познание. | В течение недели дети под руководством воспитателя наблюдают за двумя растениями, одно из которых поливается, а другое не поливается. Результаты наблюдения за состоянием растений в зависимости от полива зарисовывают. Дети сравнивают рисунки-прогнозы с результатами эксперимента. Вывод. Растения без воды жить не могут. | Старшая группа | |
5 | Тема: Консультации для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | Цель: дать знания о том, как организовать предметно – развивающую среду для проведения игр с водой. | Беседа. | Социализация, коммуникация, познание. | Домашнее задание: провести опыт в домашних условиях по растворимости веществ. | 2 младшая группа | |
Октябрь | 1 | Тема: Магнит и его свойства. | Цель: познакомить детей с магнитом некоторыми его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках. | Экспериментирование с предметами Опыт | Социализация, коммуникация, познание, труд. | Результаты эксперимента по выявлению взаимодействия магнита с предметами из различных материалов обсудить с воспитателем. Поместить в уголок магниты и разные мелкие предметы из разных материалов. | Подготовительная группа |
2 | Тема: Два магнита. | Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание. | Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация Опыт | Социализация, коммуникация, познание, труд. | Результаты эксперимента по выявлению взаимодействия магнита с предметами из различных материалов обсудить с воспитателем. Поместить в уголок магниты и разные мелкие предметы из разных материалов. | Старшая группа | |
3 | Тема: Песок, глина. Познание: развитие любознатель- ности, расширение представлений о свойствах песка, глины. Умеют называть свойства песка и глины. | Цель: учить выделять свойства песка и глины ( сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по- разному впитывают воду. | Экспериментирование с предметами. | Социализация, коммуникация, познание, труд. | Отвечают на поставленные воспитателем вопросы. | 2 младшая группа | |
4 | Тема: Путешествие капелькой. | Цель: Создать целостное представление о воде, как о природном явлении. Познакомить со свойствами воды(жидкая, прозрачная, без запаха без вкуса). Дать понятие о значимости воды в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к воде. | Наблюдение. Опыт. | Социализация, коммуникация, познание. | Дети делают вывод о воде. Умеют давать ответ на вопрос воспитателя. | Средняя группа | |
Ноябрь | 1 | Тема: Термометр и температура. | Цель: развивать способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела. Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; сравнение разных видов. | Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация | Социализация, коммуникация, познание, безопасность. | Выводы: температуру измеряют с помощью термометра. | Подготовительная группа |
2 | Тема: Замерзание воды. | Цель: показать зависимость состояния воды от температуры воздуха. Закрепить знания о свойствах и формах воды, о роли воды для жизни человека. Измерить температуру воздуха (отметить в календаре погоды). | Экспериментирование с водой Опыт Дидактическая игра Исследовательская деятельность на прогулке | Социализация, коммуникация, познание, труд. | Выводы: при низкой температуре вода превращается в лед. Внести в уголок формочки для замораживания цветной воды. | Старшая группа | |
3 | Тема: Световой луч. | Цель: формировать представление о том, сто свет – это поток световых лучей. Теневой театр «Репка». Цель: продолжать знакомить с устройством теневого театра, развивать творческие способности. | Экспериментирование с предметами. Образовательная ситуация Игровая деятельность Экспериментирование на прогулке | Социализация, коммуникация, познание, труд. | Вывод: световое пятно (тень) на стене будет более ярким и четким, если источник света ближе к стене и наоборот. | Средняя группа | |
4 | Тема: Стекло, его качества и свойства. | Цель: узнавать предметы, сделанные из стекла, определять его качества (структура поверхности: толщина. прозрачность и свойства : хрупкость). Умеют выделять предметы, сделанные из стекла, среди множества других предметов. | Экспериментирование с предметами. Образовательная ситуация. | Социализация, коммуникация, познание, труд. | Умеют согласовывать существительные с прилагательными. | 2 младшая группа | |
5 | Тема: Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?» | Цель: познакомить с необходимыми правилами поддерживания интереса к экспериментальной деятельности. | Беседа. | Социализация, коммуникация, познание. | Вывод: систиматически оказывать помощь в проведение экспирементов с детьми. | Старшая группа | |
Декабрь | 1 | Тема: Почему идет снег? | Цель: Дать представление о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег – это пар, который замерзает в облаках. Упражнять детей в установлении различий между инеем и снегом. | Опыты со снегом Образовательная ситуация. Наблюдение на прогулке. Словесная игра | Социализация, коммуникация, познание, труд | Вывод: снег бывает мокрый, липкий, рассыпчатый и т. д. Отгадывание загадок о снежинках. Зарисовка снежинок. | 2 младшая группа. |
2 | Тема: Мир ткани. | Цель: познакомить с различными видами тканей, формировать умение сравнивать качества и свойства тканей, помочь понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления. | Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация | Социализация, коммуникация, познание, труд. | Дети называют сходства и различия разных тканей. Вывод: от воды защищает плащевая ткань, а из других тканей лучше шить повседневную одежду. | Подготовительная группа. | |
3 | Тема: Мир бумаги. | Цель: познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, обёрточная, чертежная); формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги. | Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация Беседа | Социализация, коммуникация, познание. | Дети называют, какой вид бумаги быстрее сминается, намокает и т.д., а какой – медленнее. Вывод: чем тоньше бумага, тем легче ее смять, разорвать, разрезать, намочить. | Старшая группа. | |
4 | Тема: Снег, его свойства. | Цель: выявить свойства снега | Опыты со снегом Образовательная ситуация Наблюдение на прогулке | Социализация, коммуникация, познание, труд. | Вывод: снег бывает мокрый, липкий, рассыпчатый и т. д. Отгадывание загадок о снежинках. Зарисовка снежинок | Средняя группа | |
Январь | 1 | Тема: Тонет – не тонет. | Цель: поддерживать интерес к экспериментированию, определять с помощью опыта, какие предметы тонут в воде, а какие – нет. | Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация. Игра – экспериментирование | Социализация, коммуникация, познание, труд. | Вывод: чем больше поверхность предметов, тем выше их плавучесть. Независимо от размера. Металлические предметы тонут, потому что они тяжелые. | Старшая группа |
2 | Тема: Плавающие и тонущие предметы | Цель: Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку: тонет, плавает. | Образовательная ситуация Беседа. Опыт. | Социализация, коммуникация, познание, труд | Дети умеют классифицировать предметы на группы: тонущие и не тонущие. | Средняя группа | |
3 | Тема: Ветер, ветер ветерок. | Цель: Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы. | Образовательная ситуация Беседа. Опыт. | Познание, коммуникация. | Умеют узнавать направление ветра. | 2 младшая | |
4 | Тема: Легкая пластмасса. | Цель: помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая), изделий из пластмассы. Тема: что из чего сделано? Цель: учить определять материалы, из которых сделаны предметы, называть их качества и свойства. | Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация Дидактическая игра | Социализация, коммуникация, познание. | Вывод: пластмасса гладкая, легкая, не тонет, гнется, нагревается). | Подгото- вительная группа | |
Февраль | 1 | Тема: Какие условия нужны растению для хорошего роста? | Цель: выявить значение тепла, влаги и света для роста растений. | Наблюдение за жизнью растений | Социализация, коммуникация, познание, труд. | В течение недели дети под руководством воспитателя наблюдают за тремя луковицами, одна из которых находится в банке с водой на свету, а другая - без воды на свету, а третья – без воды и света. Наблюдения за состоянием растений в зарисовывают на протяжении 3 недель. Дети сравнивают рисунки-прогнозы с результатами эксперимента. | Старшая группа |
2 | Тема: Металл и пластмасса. | Цель: сравнить способность тонуть металлических и пластмассовых предметов. | Экспериментирование с предметами. Опыт | Социализация, коммуникация, познание. | Вывод: независимо от размера металлические предметы тонут, потому что они тяжелые, а пластмассовые держатся на воде, так как легкие. | Подготови-тельная группа | |
3 | Тема: Песочная страна. | Цель: Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы. | Экспериментирование с предметами Опыт | Познание, коммуникация. | Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования. Умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения. | 2 младшая группа | |
4 | Тема: Значение воды в жизни растений. | Цель: Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений. | Наблюдение. Опыт. | Познание, коммуникация | Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов. | Средняя группа | |
Март | 1 | Тема: Волшебная рукавичка. | Цель: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы (магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри). | Экспериментирова-ние с предметами. Опыт. | Познание, коммуникация, социализация. | Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности. | 2 младшая |
2 | Тема: Плавающее перо. | Цель: Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека. | Экспериментирование. Образовательная ситуация. | Познание | Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности. | Средняя группа | |
3 | Тема: Световой луч. | Цель: наблюдение на улице образование теней днем от солнца, вечером - от света фонарей. | Экспериментирование с предметами. Образовательная ситуация. Игровая деятельность. Экспериментирование на прогулке. | Вывод: световое пятно (тень) на стене будет более ярким и четким, если источник света ближе к стене и наоборот. | Старшая группа | ||
4 | Тема: Наши помощники– глаза. | Цель: познакомить со строением глаза, функцией его частей, помочь понять с помощью опыта, почему человек имеет два глаза, воспитывать бережное отношение к органу зрения. | Человек Образовательная ситуация Опыт Беседа | Вывод: глаза человеку нужны не для красоты. Все части глаза выполняют необходимую для жизнедеятельности функцию. | Подгото- вительная группа | ||
Апрель | 1 | Тема: Волшебная кисточка. | Цель: Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски. | Художественное творчество. | Коммуникация, труд. | Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности. | 2 младшая |
2 | Тема: С водой и без воды. | Цель: Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло). | Экспериментирование. Образовательная ситуация. | Коммуникация. | Умеют называть факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие растений. | Средняя группа | |
3 | Тема: Свойства воды. | Цель: формировать представления о свойствах воды: без запаха, без вкуса, не имеет формы. Игра «Хорошо – плохо». Цель: выявить положительные и негативные стороны воздействия воды на окружающую среду и человека. | Экспериментирование с водой. Образовательная ситуация Дидактическая игра | Социализация, коммуникация, познание. | Вывод: вода не имеет запаха, не имеет цвета, не имеет вкуса. Зарисовка графических рисунков, обозначающих данные свойства воды. | Старшая группа. | |
4 | Тема: Определение пищи на вкус. | Цель: учить определять пищу на вкус, продолжать формировать представление детей о пользе и вреде продуктов питания на здоровье человека. | Человек Образовательная ситуация | Социализация, коммуникация, познание. | Домашнее задание: иллюстрации по теме «Полезно – вредно» | Подгото- вительная группа | |
Май | 1 | Тема: Путешествие в мир стеклянных вещей. | Цель: Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы. | Образовательная ситуация | Социализация, коммуникация, познание. | Умеют называть свойства стеклянных предметов. Строят предложения грамматически правильно. | Средняя группа |
2 | Тема: Песочная страна. | Цель: Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы. | Образовательная ситуация. | Социализация, коммуникация, познание. | Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования, умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения. | 2 младшая группа | |
3 | Тема: Металл и пластмасса.
| Цель: сравнить способность тонуть металлических и пластмассовых предметов. | Экспериментирование с предметами Опыт | Социализация, коммуникация, познание. | Вывод: независимо от размера металлические предметы тонут, потому что они тяжелые, а пластмассовые держатся на воде, так как легкие | Старшая группа | |
4 | Тема: куда исчезает вода? | Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, наличие ветра). Развивать воображение, творческие способности. Сказка «Путешествие капельки» Цель: поддерживать интерес к литературе, закрепить представления о круговороте воды в природе. | Экспериментирование с водой Опыт Игра-имитация Чтение художественной литературы | Дети наблюдают за процессом испарения воды, фиксируют в дневнике наблюдений. Вывод: вода быстрее испаряется в тепле (у батареи), потом около окна (ветер – сквозняк), в последнюю очередь в тумбе (там прохладно, нет сквозняка). | Подготовительная группа |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми5-6 лет»: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В. Дыбина (отв. Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
- «Добро пожаловать в экологию»! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста./сост. О.А. Воронкевич.- СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-336 с.
- Иванова И.А. «Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду». Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
- «Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
- « От рождения до школы» программа под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...

Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....