Консультация для педагогов и родителей "Литотерапия-как средство развития познавательной и эмоциональной сфер детей дошкольного возраста"
консультация (младшая группа)
Литотерапия-это одно из малоизученных направлений арт-технологии, и в моей консультации есть небольшая информация для педагогов,а также родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_litoterapii.docx | 17.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Литотерапия- как средство развития познавательной и эмоциональной сфер детей дошкольного возраста.
Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная методика, ставшая популярной в последнее время. В более широком понимании, литотерапия это любое использование природных минеральных веществ (песок, камни, глина и пр.) с целью воздействия на организм человека.
Литотерапия– доступный и эффективный способ психотерапевтического воздействия на эмоциональную сферу человека.
Об этом писал основоположник одного из направлений глубинной психологии, швейцарский психиатр К.Г.Юнг. Эффективность воздействия камня он проверил на своих психотерапевтических сеансах.
Перебирая гладкие камешки в руках, дети успокаиваются и уравновешиваются, а раскладывая камни в узоры, составляя из них мозаики и орнаменты, – учатся осознавать мир, выражать свои мысли и строить логические цепочки.
Игра с камешками помогает малышам снизить тревожность. Дети становятся более коммуникабельными, охотнее идут на контакт со сверстниками и взрослыми.
Камень - это натуральный материал, он не только наполняет природной энергией, но и успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды.
Камень является для ребенка средством психологической защиты в тревожной для него ситуации общения.
Просто выполнять упражнения ребёнку будет скучно, поэтому лучше использовать интересные игры, совместно с детьми придумывать сюжеты, сочетать с подходящим стихотворным текстом, сказкой или стихотворением. В свою очередь, согласованность между словом и соответствующим движением обеспечивается через мыслительные операции, т.е. при непосредственном участии мышления.
Варианты упражнений с применением камней:
— Камушки можно просто рассматривать, трогать и сортировать по цвету, величине, форме; фантазировать о том, на что похож тот или иной камень;
— камни можно смачивать водой и наблюдать за изменением цвета камней и своими ощущениями;
— с помощью камней можно выполнять игровой массаж рук и всего тела (катать между ладонями, раскатывать вдоль ладоней, сжимать в кулаке, раскладывать на тело и пр.);
— есть камни – «пирамидки»: если камень нагреть и потом ударить по нему молотком, то он расколется на пластинки и потом его части можно собирать в одно целое; также «пирамидки» и скульптуры можно строить из различных камней;
— камни можно раскрашивать и на камнях можно рисовать!
Игра "Разложи камушки"
Цель: развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожность, агрессивности и страхов, расслабление.
Необходимое время: 20- 30 минут.
Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов, пластиковые бутылочки с разными горлышками от минеральной воды, йогуртов, кефиров, пенок-шампуней.
Процедура: Каждый ребенок получает горстку камушков. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабленной атмосферы.
Инструкция: Выберите камушки самые красивые с вашей точки зрения. Рассмотрите их и скажите, чем они вам понравились.
Разделите камушки на кучки, какие кучки у вас получились.
Разложите камушки дорожками.
Сделайте так, чтобы одна дорожка была больше другой.
Чтобы дорожки были одинакового размера.
Разложите камушки в следующем порядке:
•один большой, за ним 2 маленьких;
•один серый, три беленьких впереди и т. д.
Разложите камушки в виде известных вам геометрических фигур.
Разложи камушки по бутылочкам.
Создай из камушек свой рисунок (солнце, дом, дерево, забор, кот, человечка и т. д., разложив их на столе.
Нарисуйте на камушках разные картинки акриловыми красками (они не токсичны) или маркерами. Это могут быть любые предметы, игрушки, растения, птицы, животные или сказочные персонажи. С готовыми камушками можно придумать истории.
«Создай каменную картину»
Цель: развитие воображения, связной речи и мелкой моторики руки.
Необходимое время: 20- 30 минут.
Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов, картон, пластилин, картинки различных животных, краски, кисточки.
Процедура: каждый ребенок получает горстку камушков, картон с вырезанной и приклеенной картинкой животного, рыбы, птицы (или сам вырезает и приклеивает). На картинке размазывается пластилин, в который утапливаются камушки. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабленной атмосферы.
Инструкция: Выберите понравившуюся вам картинку животного, вырежете ее и приклейте на картон. На картон с помощью пластилина наклейте камушки, выбранные вами, украсив тем самым выбранную картинку.
«Балансирующие камни»
Цель: развитие воображения, исследовательской деятельности, связной речи и мелкой моторики руки, снятие тревожность, агрессивности и страхов.
Необходимое время: 20- 30 минут.
Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов.
Процедура: каждый ребенок получает горстку камушков. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабленной атмосферы. Это известная китайская игра, в которую умеют играть даже малыши. Задача - выстроить из плоских и гладких камушков настолько высокую башенку, насколько это возможно.
«Мозаика»
Цель: развивать моторику пальцев рук, ловкость, подвижность пальцев, воображение, усидчивость, детское творчество, способствовать развитию самостоятельности в работе.
Возраст: 4-5 лет.
Правила игры: Работу с мозаикой лучше провести поэтапно. На первом этапе дети знакомятся с полем мозаики, учатся выкладывать камешки по рисункам - образцам: грибок, домик, кораблик. На втором этапе проводится выкладывание по замыслу детей, применяется самостоятельное придумывание собственных вариантов и создание их на мозаичном поле.
Первый вариант:
"Песочные прятки"
Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения, интерес ребенка к экспериментальной деятельности.
Возраст: 4-5 лет.
Игровое задание: Найди в песочке, спрятавшие камешки.
Второй вариант:
"Создание узоров на песке"
Цель: развивать мелку моторики рук, воображение, тактильные ощущения.
Игровое задание: Выложи узоры на песке (например, домик, солнышко, цветочек и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей и сотрудников детских садов....
Игры и упражнения для развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
В статье рассказывается о значении и опыте использования в работе с детьми дошкольного возраста психологических , коммуникативных игр....
Влияние изобразительной деятельности на развитие познавательной и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Руководство детской изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания специфики творчества ребёнка, умения тактично способствовать приобретению необходимых навыков...
Мастер-класс для родителей «Игра с камнями как средство развития познавательной и эмоциональной сфер детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для родителей «Игра с камнями как средство развития познавательной и эмоциональной сфер детей дошкольного возраста»...
«МАНДАЛА - ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Мандалы – это есть способ объединения того, что было разобщено в единое целое. Для подростка мандала – это не столько незаконченный художественный объект, а сколько способ обобщения и упор...
Проект "Литотерапия как средство развития познавательной и эмоциональной сфер детей дошкольного возраста"
Проект для воспитанников подготовительной к школе группе с конспектом бесед, консультаций для родителей, текстом тематических худодественных произведений, описанием игр, используемых на каждом эт...