Педсовет. Развитие творческих способностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
статья по теме

Бухольц Ольга Владимировна

Развитие творческих способностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Современная образовательная политика России в сфере образования направлена на создание условий и развитие активной личности, осознающей глобальные проблемы человечества и готовой посильно участвовать в их решении.

 Цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Реализация этой цели предполагает решение таких приоритетных задач, как:

  • создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи.

Дети  с ограниченными возможностями здоровья так же, как и здоровые дети обладают талантами, способностями, одаренностью. Для развития способностей детей с ограниченными возможностями здоровья требуется специальная помощь и поддержка.  Выдающийся психолог, основатель индивидуальной психологии Альфред Адлер считал, что движущей силой развития личности становится стремление к преодолению чувства собственной неполноценности и слабости, которое возникает у ребенка сразу же после рождения в силу своей беспомощности, слабости и зависимости от взрослого. Преодоление своей неполноценности становится главной целью развития человека. В случае благополучного развития эта задача может быть решена двумя способами – путем компенсации своего дефекта или неполноценности и путем сверхкомпенсации, когда человек добивается максимального успеха именно в той области, которая, казалось бы, должна быть закрыта для него в силу специфики его дефекта. Так, заикающийся человек становится оратором, испытывающий тревогу публичных выступлений  – общественным деятелем или актером, певцом, музыкантом, тотально слепой человек становится талантливым ученым.

Говоря о развитии творческих способностей необходимо уточнить определение творческих способностей и творческой одаренности детей.

Во-первых, под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности.

В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Творческая одаренность - это особый вид одаренности.

Каковы же условия развития творческой одаренности у детей с ограниченными возможностями здоровья? Первое условие – готовность – материальная, ресурсная, психологическая - образовательных учреждений принять детей с ограниченными возможностями здоровья, готовность распознать и развивать творческую одаренность (или творческие способности) ребенка. Однако образовательные учреждения в большинстве случаев не приспособлены к особенностям и нуждам детей  с ограниченными возможностями здоровья. Школы должны быть не просто готовы принять такого особого ребенка, но и создать все необходимые условия для его успешного включения в продуктивную творческую деятельность с учетом психофизиологических особенностей ребенка.  Второе условие – адекватная позиция родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, их вера в возможности и способности ребенка к преодолению своего недуга, раскрытию талантов и способностей и современные формы взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников и обучающихся. Необходимо создание широкой сети социально-медико-психологической поддержки и сопровождения развития и обучения детей с ОВЗ. Необходимо формирование новых социальных установок в отношении детей с ОВЗ – не только и не столько установок принятия и толерантности, но установок на создание условий формирования общей одаренности таких детей, развития специальных способностей. Третьим условием развития творческой одаренности ребенка с ограниченными возможностями здоровья является его психолого-педагогическое сопровождение. Целью такого сопровождения является формирование положительных личностных качеств самого ребенка – его самоотношение и самоуважение, вера в свои возможности, готовность к преодолению трудностей, воля и оптимизм. Проблема состоит в том, что сами условия жизни детей с ограниченными возможностями здоровья провоцируют развитие прямо противоположных личностных качеств. Именно поэтому необходимо психолого-педагогическое сопровождение развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, активная заинтересованная позиция социального окружения, создание возможностей самореализации в творчестве, познании, сотрудничестве. Четвертое условие развития творческих способностей и одаренности детей с ограниченными возможностями здоровья – адекватная особенностям и способностям детей с ограниченными возможностями здоровья система внеурочной деятельности в образовательном учреждении, обеспечивающей включение ребенка в активную жизнь учреждения и социума. В основе взаимодействия с ребенком во внеурочной деятельности лежит принцип успешности каждого ученика, что требует особых педагогических средств и способов. Среда успешности вокруг ребенка с ограниченными возможностями здоровья предполагает чувство защищенности, безопасности, создание условий для самореализации, самоудовлетворения.

Литература:

  1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А.Адлер - Академический проект, 2011.- 240с.
  2. Матюшкин, А.М. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики /А.М.Матюшкин – М., Школа-Пресс, 1993. – 127 с.
  3. Семаго, Н.Я., Семаго, М..М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго – М., Издательский центр «Академия» 2000. – 207с.
  4. Селигман, М.Э. Как научиться оптимизму? / М. Э. Селигман - М.: Персей, 1997.
  5. Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий / М.Б. Телов  М, Просвещение, 1961, с.9-20.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях».

Пластилинография – это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение. Техника может с ус...

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством деятельности по художественно-эстетической направленности в условиях ДОУ

Методологический аппарат исследования в рамках программы работы с детьми ОВЗ: цель, задачи, объект и предмет исследования, методы и методики диагностики....

ПРОГРАММА По развитию изобразительных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

В последние годы стало более заметным стремление изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей - инвалидов в лучшую сторону. Для успешной подготовки детей с ограниченными возможностями...

Хореография как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

Хореографическое искусство является незаменимым средством эстетического воспитания и  художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка с ограниченными возможнос...

Использование теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в развитии творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Использование инновационной технологии Генриха Сауловича Альтшуллера - теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) творчески мыслить. ТРИ...

Проект «Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных художественных техник рисования»

В современный мир внедряется большое  количество инноваций. Это показатель того, что активизировать процесс получения  и приобретения знаний можно при использовании новых нетрадиционных сред...