Хореография как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья
методическая разработка по коррекционной педагогике

Каримова Фатыма Михайловна

Хореографическое искусство является незаменимым средством эстетического воспитания и  художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Чем же осложнено эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями? Дети физически слабы, проблемы с нарушением координации движений, речевого развития, мелкая моторика недостаточно развита, повышенная утомляемость, низкая эмоциональная и мотивационная активность. Детям с ОВЗ очень трудно бывает адаптироваться к новой, непривычной обстановке. 

Хореографическое искусство позволит не только развивать творческие способности у детей с ограниченными возможностями здоровья, но и улучшать психодинамические функции, воздействовать на продуктивность их учебной деятельности в дальнейшем.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: Хореография как средство развития

творческих способностей детей с ограниченными возможностями

здоровья

Воспитатель Каримова Фатыма Михайловна

Хореографическое искусство является незаменимым средством эстетического воспитания и  художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Чем же осложнено эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями? Дети физически слабы, проблемы с нарушением координации движений, речевого развития, мелкая моторика недостаточно развита, повышенная утомляемость, низкая эмоциональная и мотивационная активность. Детям с ОВЗ очень трудно бывает адаптироваться к новой, непривычной обстановке.

Хореографическое искусство способствует у детей с ОВЗ:

  • укреплению и тренировке двигательного аппарата:
    развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшения ориентировки в пространстве, координации движений;   развитие дыхания; воспитание правильной осанки и походки; формирование двигательных навыков и умений; развитие ловкости, силы, выносливости.
  • нормализации психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения, тренировке органов слуха
  • оздоровлению психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера.
  • развитие художественного вкуса, творческого воображения и мышления.

Таким образом, хореографическое искусство позволит не только развивать творческие способности у детей с ограниченными возможностями здоровья, но и улучшать психодинамические функции, воздействовать на продуктивность их учебной деятельности в дальнейшем. 

Цель: развитие творческих способностей детей с проблемами в развитии средствами танцевального искусства.

Задачи:

  1. Совершенствовать артистические навыки и умения, моделирование навыков социального поведения.
  2. Стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
  3.  Формировать коммуникативные навыки.
  4. Воспитывать устойчивый интерес к танцевальной деятельности.
  5. Помогать каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться, развиться более гармонично.

Танцевальные движения укрепляют разные группы мышц и улучшают работу суставов, воздействуют на такие способности, как быстрота, точность и синхронизация движений, снимают мышечное напряжение, помогают избавиться от чувства неуверенности, повысить самооценку, стрессоустойчивость. 

Танцевальные движения эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.

 Постепенно дети с ОВЗ учатся согласовывать свои действия с действиями других детей. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми.

Хореографическое искусство заключается в том, чтобы ребёнок мог выразить свои эмоции через танец, вытанцевать свое настроение, ощущения.

Обучению танцам детей с ОВЗ предшествует работа по привитию навыков более четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца.

Дети с задержкой психического развития часто не справляются с основными движениями (ходьба, бег, прыжки), не говоря уже об их разновидностях (устремленная или пружинная ходьба, широкий или высокий бег, подскоки и т.д.) Выполняя танцевальные движения, дети развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат, учатся владеть своим телом, ориентироваться в пространстве, готовятся к выполнению более сложных двигательных заданий в танцах и играх, осваивают отдельные виды движений: всевозможные повороты, вращения, кружения, наклоны, покачивания, разновидности шага, бега, прыжков, подскоков, упражнения на разнообразные построения, движения по кругу, квадрату, диагонали, «змейками», цепочками, парами, тройками и т.д.,

Сейчас очень много песен – игр с движениями, которые я использую не только в танце, но и на гимнастике, на улице, при выполнении физминуток и т.д.. Песни с танцевальными движениями «Мы веселые мартышки», «Зайка», «У оленя дом большой», «Моя тетя Весельчак» сочетаются с пением, показом и мимикой.

Скачущие галопом лошадки, прыгающие зайчики, крадущиеся кошечки, веселый паровоз, папуасы и т.п., расцвечиваются фантазией детей, будят их творческое воображение. В этих упражнениях ребенок творчески познает возможности своего тела, соотносит свои действия с действиями других, приобретает навыки общения.

В заключении хочется сказать, что комплексы танцевальных занятий, способствуют не только успешному развитию творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья, но и в определённой мере улучшению психодинамических функций.

Дети с ОВЗ стали проявлять стойкий интерес и потребность к танцам, осваивают музыкально – ритмические движения, движений танцев, а также различные имитационные движения; более совершенным стало чувство ритма. Опыт моей работы подтвердил значимость применения хореографии, помогает более успешно развивать творческие способности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Совершенствуются артистические навыки и умения, развивается внимание, память, мышление, воображение. Формируются коммуникативные навыки.

С целью выявления результативности можно наблюдать динамику развития через показательные выступления детей на праздниках.

Об успехах детей свидетельствуют концерты перед родителями и сотрудниками детского сада; положительные отзывы общественности; высокая посещаемость занятий; активное участие в концертной и культурно-досуговой деятельности детского сада (утренники, праздники, развлечения, театрально – хореографические постановки), села, района; 2019.; победители XXI районного конкурса-фестиваля «Звездный дождь», диплом 1 степени в номинации «Хореография»; 2020г.; участники XXII районного конкурса-фестиваля, диплом участника  в номинации «Хореография».

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. – М., 1984.
  2. Субботина Л. Развитие творчества у детей. – Ярославль, !996.
  3.      Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. – М.: “Академия”, 2002.
  4.      Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. Танцевально-игровая гимнастика “СА-ФИ-ДАНС”. – СПб.: “Детство-пресс”, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях».

Пластилинография – это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение. Техника может с ус...

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством деятельности по художественно-эстетической направленности в условиях ДОУ

Методологический аппарат исследования в рамках программы работы с детьми ОВЗ: цель, задачи, объект и предмет исследования, методы и методики диагностики....

Гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Использование кинезиологического комплекса даёт как срочный, так и кумулятивный (накопительный) эффект в плане повышения умственной работоспособности и оптимизации психоэмоционального состояния....

Дополнительное образование по программе "Хореография" как средство для приобщения детей к здоровому образу жизни.

Программа дополнительного образования по "Хореографии" в нашем дошкольном учреждении  решает задачи творческого, умственного и физического развития детей. Построение занятия, его длител...

Проект «Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных художественных техник рисования»

В современный мир внедряется большое  количество инноваций. Это показатель того, что активизировать процесс получения  и приобретения знаний можно при использовании новых нетрадиционных сред...

Долгосрочный проект на тему : "Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных техник рисования" (2024-2025 уч.год)

Долгосрочный проект на тему : "Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных техник рисования"...