Консультация для воспитателей «Актуальность проектной деятельности в условиях введения ФГОС ДО»
консультация на тему
Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и с взрослыми. На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс. Следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Актуальность проектной деятельности в условиях введения ФГОС ДО»
Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка.
Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и с взрослыми. На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс. Следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком. Если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию. В ФГОС Дошкольного образования от «17» октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014 года, где прописано – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться. Давайте рассмотрим подробнее некоторые пункты документа, которые можно реализовать посредством проектной деятельности;
Часть 1 Общие положения
В основе Стандарта заложены принципы: (вот некоторые из них)
1.4 Основные принципы дошкольного образования:
3. содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4. поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5. сотрудничество Организации с семьёй;
7. формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
Часть 2 Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему
2.1. Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
Часть 3. Требования к условиям реализации основной Образовательной программы дошкольного образования. Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
2. способствует профессиональному развитию педагогических работников;
3. создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
5. создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности
- п. 3.2.5. Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
2. Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Из этого следует, что выбранная тема «проецируется» на все образовательные области, предлагаемых в ФГОС, и на все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету,
усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями. Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»: Проблема; Проектирование или планирование; Поиск информации; Продукт; Презентация. Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.) Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск; обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых; развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков. Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
-обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
-развитие познавательных способностей;
-развитие творческого воображения;
-развитие творческого мышления; развитие коммуникативных навыков.
Задачи развития в младшем дошкольном возрасте: вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты). Задачи развития в старшем дошкольном возрасте: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
3.Основные этапы метода проектов, виды проектов.
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели: •к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу); •в каких источниках можно найти информацию; •какие предметы использовать (принадлежности, оборудование); •с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
В настоящее время проекты классифицируются: a - по составу участников; b - по целевой установке; c - по тематике; d - по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов: 1.исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2.ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3.информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4.творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например, «Театральная неделя»).
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе: •комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»; •межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»; •творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»; •групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»; •индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»; •исследовательские: «В мире воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).
4.Советы воспитателю по работе над проектом
Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
Развивать творческое воображение и фантазию детей.
Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Заключительный этап проекта: тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.
В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики. В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития.
Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие игровой деятельности в условиях введения ФГОС ДО.
Развитие игровой деятельности в условиях введения ФГОС ДО...
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в условиях введения ФГОС ДО учителя-логопеда дошкольного логопункта
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в условиях введения ФГОС ДО учителя-логопеда дошкольного логопункта...
Разработка плана конспекта проведения родительского собрания в средней группе на тему «Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребёнка» по курсу «Актуальные проблемы ДО в условиях введения ФГОС ДОО» в рамках каскадной модели повышения к
План конспект проведения родительского собрания в средней группе на тему «Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребёнка»...
презентация "Организация игровой деятельности в условиях введения ФГОС ДО"
Организация игровой деятельности дошкольников в условиях введения ФГОС ДО...
Примерная рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в условиях введения ФГОС ДО учителя-логопеда дошкольного логопункта
Специализированная программа по коррекции речевых нарушений старших дошкольников в условиях логопункта....
Семинар-практикум с воспитателями «Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС»
Цель: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологии проектирования, объединить усилия коллектива детского сада для исполь...