Социализация младших дошкольников Презентация
презентация к уроку (младшая группа) на тему
Научные исследования показали что характер адаптации ребенка 2 и 3 года жизни является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка не только в детском саду, но и в школе. Поэтому сохранение здоровья детей в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач перед ДОУ и родителями. Именно мы, вместе, должны так организовать жизнь ребенка в группе, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsializatsiya_mladshih_doshkolnikov._evdokimova_zh._v.ppt | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТВОРЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА «ВОТ, МЫ КАКИЕ!» Тип проекта: групповой, долгосрочный, социальный Участники проекта: дети, родители, воспитатель, специалисты Сроки проекта: август 2014 - май 2015
АКТУАЛЬНОСТЬ Во время адаптации к условиям детского сада у ребенка происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, потерей части приобретенных ранее навыков. В некоторых случаях отмечается задержка нервно-психического и физического развития. Научные исследования показали что характер адаптации ребенка 2 и 3 года жизни является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка не только в детском саду, но и в школе. Поэтому сохранение здоровья детей в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач перед ДОУ и родителями. Именно мы, вместе, должны так организовать жизнь ребенка в группе, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям жизни.
ПРОТИВОРЕЧИЯ Между желанием ребёнка общаться с другими людьми и отсутствием коммуникативного опыта и низкой речевой активностью; Между желанием ребёнка познать новое и зависимостью от эмоциональной привязанности к матери и близким людям, введением новых требований к поведению и сменой условий жизни. Между желанием родителей отдать своего ребёнка в детский сад и низким уровнем мотивационной готовности родителей к сотрудничеству с педагогами ДОУ и недостаточным уровнем компетентности в вопросах подготовки ребенка к поступлению в ДОУ, отсутствием опыта семейного воспитания в вопросах особенностей развития детей раннего возраста.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА цель: Создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную социализацию и адаптацию ребенка в детском саду и сохранение и укрепление его здоровья . Задачи : . Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ. Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей. Повышать уровень компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.
НОВИЗНА ПРОЕКТА Проект в соответствии с ФГОС направлен на создание условий социальной ситуации развития младших дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально- нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих данному возрасту видов деятельности.
Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их родителей. Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами творческую деятельность. Основные направления проекта
Ожидаемые результаты реализации проекта: безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ; позитивное развитие отношений в детском коллективе; повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей; снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период; вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников; активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей. сформированность у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с ДОУ.
ГИПОТЕЗА Процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособление к ее условиям приведет к позитивным результатам в том случае, если создаются следующие педагогические условия: процесс привыкания будет постепенным для каждого ребенка индивидуально; создание доверительного и тесного сотрудничества между родителями, воспитателями и детьми. Повышение интереса родителей к педагогическому процессу и интереса к жизни группы; оказание положительной эмоциональной поддержки ребенку в период его пребывания в детском саду; выработка единых требований, правил, системы работы в адаптационный период коллектива работающего в группе (воспитатели, помощник воспитателя, медицинская сестра, родители ).
Объект исследования : ранняя социализация детей дошкольного возраста Предмет исследования: Влияние созданных оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную социализацию и адаптацию ребенка в детском саду.
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОУ Предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ; постепенное заполнение группы; гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей; сохранение в первые недели имеющихся у малышей отрицательных привычек; информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт; осуществление систематического контроля за ребенком в группе (медицинская сестра) (термометрия, кожные покровы, зев, стул); Наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье) (медицинская сестра); протекание адаптации (медицинская сестра).
ФОРМЫ И СПОСОБЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К НОВЫМ УСЛОВИЯМ элементы телесной терапии (обнять, погладить); исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой; релаксационные игры (песок, вода); создание доверительного и тесного сотрудничества между родителями, воспитателями и детьми. Повышение интереса родителей к педагогическому процессу и интереса к жизни группы; оказание положительной эмоциональной поддержки ребенку в период его пребывания в детском саду; выработка единых требований, правил, системы работы в адаптационный период коллектива работающего в группе (воспитатели, помощник воспитателя, медицинская сестра, родители ).
Работа по созданию единого образовательного пространства в семье и ДОУ: Работа с родителями Создание необходимой развивающей среды в ДОУ и семье Взаимодействие педагогов ДОУ Самообразование педагогов Разработка цикла игр и занятий для развития детей
ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОЕКТА : ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ Содержание работы Сроки Ответственный Самообразование воспитателя по проблеме Постановка целей и задач проекта, выдвижение гипотезы, прогноз результатов август воспитатель Разработка и оформление карт адаптации, цикла интегрированных занятий и картотеки игр по формированию социальной адаптации и развитию речевой активности август воспитатель
ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОЕКТА : ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ Содержание работы Сроки Ответственный Первичная диагностика уровня развития детей сентябрь воспитатель Предварительная работа с родителями: анкетирование, тестирование, наблюдения сентябрь воспитатель Создание развивающей среды в группе август- октябрь воспитатель
ОСНОВНОЙ ЭТАП Сроки СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПРЕОБРАЗОВА-НИЕ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ РАБОТА С СЕМЬЁЙ СВЯЗЬ С СОЦИУМОМ Октябрь-апрель Организация режимных моментов с элементами фольклора и музыкаль - ным сопровожде - нием Игры, занятия Наблюдения и опыты Оформление уголка психологического комфорта «Наш малыш» Создание игровых зон в соответствии с возрастом Фотосъёмка детей и мам для уголка «Наш малыш» Привлечение родителей к созданию развивающей среды группы Детская поликлин - ика
ОСНОВНОЙ ЭТАП Сроки СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПРЕОБРАЗОВА-НИЕ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ РАБОТА С СЕМЬЁЙ СВЯЗЬ С СОЦИУМОМ Октябрь-апрель Труд в природе Чтение худ. литературы Интеграция видов деятельнос-ти Изготовле-ние мягких крупногаба-ритных развивающих модулей Оформление сенсорной зоны Организация интерактив-ного информа-ционного поля «Педагоги ДОУ – родители» Детская поликлиника
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Содержание работы Сроки Ответственный Диагностика уровня развития детей апрель- май воспитатель Мониторинг результатов работы с родителями по созданию единого образовательного пространства апрель воспитатель Оформление слайдовой презентации проекта для педагогов ДОУ май воспитатель Фотовыставка «Наш малыш» апрель воспитатель Стратегия на перспективу май воспитатель
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Анкетирование и тестирование Библиотека для родителей Родительские собрания Семинары для родителей Индивидуальное консультирование Составление рекомендаций Информа-ционный стенд Совместная деятельность Почтовый ящик Фотовыстав-ки Посещение семей
Обеспечение единства целей, задач и содержания совместной работы педагогов и семьи по социальной адаптации и развитию детей Обеспечение параллельности осуществления воспитательно-образовательной работы и консультативно-методической работы с семьей Установление и последовательное поддержание эмоционально-положительных взаимоотношений участников образовательного процесса в семье и группе ДОУ. Согласование образовательно-воспитательных воздействий на развитие ребёнка со стороны педагогов и родителей Реализация целей проекта в условиях взаимодействия семьи и ДОУ (преодоление трудностей)
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА Одно из важнейших условий реализации целей и задач ранней социализации детей в дошкольном учреждении – это создание целесообразной организации предметно-развивающей среды. Развивающая среда – это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Она как бы является материальной средой мысли ребенка, формирует воображение и мышление. При построении развивающей среды в своей группе в ходе проекта мы опирались на личностно-ориентированную модель воспитания, которая обнаруживает себя в следующих принципах: - активность, самостоятельность, творчество; - стабильность - динамичность; - комплексность и гибкое зонирование; - индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие ребенка и взрослого; - сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; - учет возрастных различий детей
В ходе реализации проекта в нашей группе были созданы: игровые зоны; сенсорная зона; уголок «Здоровячек» с ярким физкультурным оборудованием; экологический уголок, мини-лаборатория, соответствующая возрасту малышей; театральная зона и зона ряженья; зона психологической разгрузки была совмещена с книжным уголком «Мишка-коробейник». Таким образом, созданные зоны дают возможность реализовать потребность детей в игре, проводить занятия, осуществлять релаксацию, знакомить ребят с литературой, коллекциями из природного материала. Собраны аудио- и видеоматериалы для работы с детьми: «Колыбельные песни» «Голоса природы» «Русские народные песни» «Детские песенки» «Сказки для малышей»
Результаты социальной адаптации и речевой активности детей в ходе проекта
Результаты адаптации
Результаты работы с родителями:
Семья и ДОУ после реализации проекта Родители: Поняли истину, что право и обязанность воспитания их детей принадлежит им самим; Почувствовали уверенность в своих силах и мудрости; Приобрели знания о воспитании детей общедоступными научными сведениями; Научились управлять собственным поведением и поведением детей; Изменили своё отношение к услугам ДОУ. Педагоги: Накопили информационную базу по теме адаптации и ранней социализации детей 2-3 лет; Повысили квалификацию в условиях инновационного режима; Стали более ответственными за повышение статуса образовательного учреждения в городе. Успешная социализация детей
ВЫВОДЫ: В ходе реализации проекта произошёл позитивный процесс вхождения каждого ребенка в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Была оказана положительная эмоциональная поддержка каждому ребенку в период его пребывания в детском саду работы в адаптационный период коллектива работающего в группе.Были выработаны единые требования, правила, системы (воспитатели, помощник воспитателя, медицинская сестра, родители). Было создано доверительное и тесное сотрудничество между родителями, воспитателями и детьми. Произошло повышение интереса родителей к педагогическому процессу и интереса к жизни группы;
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА: Опыт работы в этом направлении был обобщён на уровне ДОУ и города и может быть использован дошкольными педагогами для практической деятельности. Разработаны методические рекомендации для родителей и педагогов. Проект будет обогащаться для реализации в группе младшего возраста следующего набора.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ «Раннее детство, познавательное развитие» Л. Н. Павлова, Г. Б. Волосова, Э. Г. Пилюгина 2006 год. Центр «Дошкольное детство» имени А. В. Запорожца «Воспитание и обучение младших дошкольников под редакцией Г. Н. Годиной, Э. Г. Пилюгиной «365 дней и ночей из жизни ребёнка» Л. Н. Павлова 1995 год «Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста» Л.Н Павлова, «АЙРИС ПРЕСС» 2007 год «Образовательные проекты в детском саду» Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова «АЙРИС ПРЕСС» 2008 год Журналы: «Дошкольное воспитание» «Воспитатель ДОУ» «Обруч» «Управление ДОУ» Сайт управления образования и науки Тамбовской области: www. regam.tambov.ru /oiv/obras/ Сайт Тамбовского областного института повышения квалификации работников образования: www.admi n .tstu.ru; Фестиваль “Открытый урок» http :// festival .1 september . ru / articles /
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра для социализации дошкольника (презентация, из опыта работы).
Нет ничего гармоничнее играющего ребёнка... Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг. Вся жизнь ребёнка-до...
"В поисках клада", презентация по закреплению программного содержания у детей 6-7 лет по ОО "Познание", "Коммуникация", "Социализация"
"В поисках клада", методическая разработка образовательной деятельности с использованием ИКТ по ОО "Познание", "Коммуникация", "Социализация"....
презентация из опыта работы по социализации по теме: «Прикоснись к сердцу ребенка»
В презентации представлен материал из опыта работы по социализации МБДОУ д/с о/в №7. Отмечены основные цели, задачи, система проводимых мероприятий, структура работы....
Доклад "Технология сотрудничества с семьей как условие социализации дошкольника", презентация.
Технология сотрудничества с семьей...
Презентация "Что такое социализация дошкольника с ОВЗ ?" Важность игры в социализации дошкольника"
Каждый человек – алмаз, который может очистить себя. В той мере, в какой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека – не стараться светить, но стараться очищать се...
Выступление на педагогическом совете «Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации дошкольника» на тему «Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»
Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.Сущность ...
консультация для родителей "Обогащение словаря младшихдошкольников"
Представлена консультация для родителей по обогащению словарного запаса детей младшего дошкольного возраста...