Конспект литературной викторины для старшего дошкольного возраста
материал на тему

Чулкова Анна Владимировна

Конспект литературной викторины для старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект литературной  викторины

 с детьми старшего дошкольного возраста на тему:

«В гостях у сказки»

 

Цель: Продолжать закреплять знания о сказках.

Задачи:

  • Воспитывать в детях  любовь к устному народному творчеству. 
  • Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, поощрять исполнительское творчество.
  • Продолжать учить детей слушать, воспринимать, отвечать на вопросы, пересказывать, сочинять, помогать в овладении средствами образной выразительности.
  • Развивать память, связную речь, логическое мышление, умение сопоставлять, сравнивать, обобщать, анализировать.
  • Способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы, овладению коммуникативными навыками и развитию эмоциональной сферы, желанию принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера.

Оборудование:

- атрибуты: таблички с названием туров, модель кроссворда (формат А3), цветные фишки, набор строительного материала, пластмассовые корзины, наглядный материал к игре: «Угадай, из какой сказки?», медали для награждения по количеству детей.

- музыкальное оборудование: DVD.

Предварительная работа:

В течение месяца дети знакомились с русскими народными и авторскими сказками, рисовали иллюстрации к полюбившимся сказкам, в группах разыгрывали театрализованные представления.

Ход.

Воспитатель: (дети стоят в кругу) Ребята, вы любите сказки?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда начинаем нашу литературную викторину «В гостях у сказки». Вначале – разминка. Кто быстрее даст ответ на мой вопрос?

Воспитатель: Каким бы сказочным героем вы хотели бы стать? Почему? (ответы детей).

Воспитатель: А знаете ли вы, что такое сказка? (ответы детей). Сказка – это живое, увлекательное, яркое, красочное, поучительное произведение искусства в виде устного поэтического рассказа.

Воспитатель: Сегодня мы узнаем, кто всех больше знает сказок и любит читать. Для этого разделимся на две команды, по пять человек в каждой.

Воспитатель: У меня есть волшебные спички, возьмите по – одной. У кого красная спичка, тот занимает место за столом с красной карточкой, у кого синяя – за столом с синей карточкой (дети делятся на команды при помощи волшебных спичек и занимают места за столами).

Воспитатель: Переверните карточку и вы узнаете название своей команды (дети представляют название своей команды). Команды, поприветствуйте друг друга! Похлопайте.

Воспитатель: Я - ведущей нашей литературной викторины, которая состоит из пяти туров (макет). За правильный ответ вы будете получать одну фишку. Победит та команда, у которой будет больше фишек.

Воспитатель: Внимание, тур первый - «Отгадалкино» (показать на макете).

Игра «Отгадай загадку» 

Воспитатель: Вам необходимо отгадать загадки. За правильный – фишка! (Взрослый загадывает загадки по очереди детям из разных команд, задача детей – отгадать о какой сказке идёт речь, правильно отгадавшему сказку ребёнку выдаётся цветная фишка).

1 команда

2 команда

Посадил дед в огороде

Чудо - овощ для еды,

Вот и лето уж проходит,

Дед идет смотреть труды. (Репка)

Был у деда он, у бабы,

Стало скучно на окне

Покатил через ухабы,

В лес дремучий вдалеке. (Колобок)

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти

Маленькие дети? (Семеро козлят)

Домик этот уж не мал,

Стольких гостей он собрал.

Каждый место здесь нашел,

Каждый друга здесь обрёл. (Теремок)

В гости к бабушке пошла,

пироги ей принесла.

Серый волк за ней следил,

обманул и проглотил. (Красная шапочка)

Лисичка – сестричка

Очень хитрая была.

Зайчика – трусишку

Из избушки прогнала. (Заюшкина избушка)

Воспитатель: Молодцы, дети! С заданием обе команды справились на «отлично».

Воспитатель: Внимание, тур второй: «Кроссвордный» (показать на макете).

Игра «Разгадай кроссворд» 

Воспитатель: Вам необходимо ответить на мои вопросы, правильные ответы вписывается в  кроссворд и появляется ключевое слово. Какое – узнаете. За правильный – фишка! (Взрослый задаёт вопросы, дети отвечают, после чего ответ вписывается в «клеточки» кроссворда).

1. Сказка, о девочке, вылепленной из снега и не любившей весну и особенно лето.   (Снегурочка).

2. Сказка о девочке - сиротке. Ее сводными сестрами были Одноглазка, Двуглазка, Триглазка. И была у нее любимая рябая коровушка, которая ей помогала. (Хаврошечка)

3. В сказке рассказывается о том, как жил - был поп с попадьёй; у них была дочка Алёнушка.   (Разбойники)

4. Сказка о мачехе и падчерице, которую отправили в лес, где она встретила Мороза Ивановича, который за ее работу наградил ее.   (Морозко)

5. Сказка о коллективной работе в огороде деда, бабы, внучки, Жучки, кошки, и мышки. (Репка)

6. Жил был паук, удалой добрый молодец. Однажды к нему в сеть попала муха, которую он отпустил. Этот паук оказался ещё и умным, и перехитрил всех насекомых. Как звали паука? (Мизгирь)

Воспитатель: Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились, так как мы можем прочитать слово… СКАЗКА.

Воспитатель: Внимание, тур третий - «Строительный» (показать на макете).

Воспитатель: Ребята, здесь мы с вами превратимся в настоящих строителей, и будем сооружать постройки, в которых, возможно, захотят поселиться сказочные герои.

Подвижная игра «Построй дом». 

Воспитатель: Вам необходимо построить дом для сказочного персонажа по схеме. Та команда, которая быстрее и качественнее выполнит задание, получает цветную фишку (дети сооружают постройку по предложенному воспитателем образцу).  

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, я уверена, что в построенных вами домах обязательно захотят поселиться сказочные герои! А я уже вижу одного героя, который поселился в домике. Скорее вставайте и за мной повторяйте!

Динамическая пауза «В тёмном лесу есть избушка».

В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

Воспитатель: Отдохнули? Играем дальше! (воспитатель раскладывает на ковре  картинки)

Воспитатель: Внимание, тур четвёртый «Угадалкино» (показать на макете).

Игра: «Угадай, из какой сказки?» 

Воспитатель: Перед вами заколдованные картинки. По моей просьбе вы будете по-очереди их переворачивать и называть сказку.  За каждый правильный ответ - фишка (дети и воспитатель сидят на ковре, образовав круг. Перед ними перевёрнутые картинки с изображением предметов из разных сказок).

Изображения на картинках:

Соломенный домик («Три поросёнка»).

Берестяной короб («Маша и медведь»).

Красная шапочка («Красная шапочка»).

Мальчик («Мальчик с пальчик»).

Щука («По щучьему велению»).

Рыбка («Золотая рыбка»).

Лягушка («Царевна лягушка»).

Тарелка с кашей и топор («Каша из топора»).

Дед мороз («Морозко»).

Сокол («Финист – ясный сокол»).

Воспитатель: Молодцы, всё правильно отгадали!

Воспитатель: Внимание, тур пятый – называется «Театральный» (показать на макете).

Игра-драматизация: «Любимая сказка?»

Воспитатель: Мы знаем, что вы не только знаете много сказок, а умеете их и рассказывать. Слушайте внимательно отрывки и угадайте название сказок. Артисты готовы? (Да).

Воспитатель: Молодцы, артисты! (обе команды получают фишки).

Воспитатель: Отлично, ребята, вы действительно хорошо знаете сказки! К сожалению, время нашей литературной викторины закончилось. Вам понравилось?

Дети: Да!

Воспитатель: Что запомнилось вам больше всего? (ответы детей).

Воспитатель: Главное, помните, что в сказках показана вся наша жизнь, отображаются все наши хорошие и плохие поступки. Ведь не зря в народе говорят: «Сказка - ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок».

Воспитатель: Подводим итоги нашей литературной викторины (проводиться подсчёт фишек и выявляется команда победителей). Все участники нашей викторины получают награду (дети получают медали).

Литературная викторина «Наши любимые сказки»

ЦЕЛЬ
Закрепление знаний детей о русских народных сказках 
ЗАДАЧИ
• Активизировать знания детей о русских народных сказках;
• Закрепить умение узнавать сказку по реплике, а так же узнавать героя по описанию портрета;
• Создавать условия для творческого самовыражения (рассказ монолога из сказки, изображать персонажа сказки схематично);
• Формировать умение составлять слова по следам звукового анализа;
• Развивать командных дух умение действовать согласованно;
• Следить за осанкой детей. 
Материал. 5 карточек с изображением колобка и 5 карточек с изображением репки, карточка красного цвета с буквой «М», желтого цвета с буквой «С», 2 карточки с названием сказок: «Три медведя», «Заюшкина избушка», 2 карточки с зашифрованными словами (теремок, снегурочка), 10 дипломов с надписью «Лучшему знатоку русских народных сказок, 2 листа бумаги.

Предварительная работа 
1. Рассматривание картин, иллюстраций по теме “Русские народные сказки”; 
2. Чтение сказок «Хаврошечка», «Жихарка», «Лиса и журавль», «У страха глаза велики»;
3. Беседа с детьми о русских народных сказках, пословицах, поговорках (о труде);
4. Изготовление альбома «Мои любимые сказки»;
5. Дидактические игры: «Чьи это имена», «Чье это прозвище» и др.
6. Изготовление книжки "Сказка в картинках"(для детей средней группы - в подарок)
7. Изготовление закладок для книжек.
8. К данной викторине следует прочитать следующие русские народные сказки:
1.«Заюшкина избушка»;
2.«Лисичка – сестричка и серый волк»;
3.«Кот, лиса и петух»;
4.«Репка»;
5.«Гуси-лебеди»;
6.«Теремок»;
7. «Колобок»;
8. «Заюшкина избушка»;
9. «Волк и семеро козлят»;
10. «Снегурочка»;
11. «Маша и медведь»;
12. «Три медведя»;
13. «Хаврошечка»;
14. «Жихарка»;
15. «Лисичка со скалочкой»;
16. «Гуси – лебеди»;
17. «У страха глаза велики».

Ход викторины

В. Ребята, накануне мы с вами вспоминали русские народные сказки, беседовали о пословицах, играли в разные игры, рисовали и лепили сказочных героев и даже изображали сюжетные композиции. Скажите, кто же написал эти сказки?
Д. Русский народ.
В. Молодцы. Для начала вам следует разделиться на две команды. Подойдите к столу и выберите по одной картинке (колобка или репки). Кто выбрал картинку колобка - проходите за стол слева, кто выбрал репку – за стол справа. Капитанов команд и название своей команде выбирайте сами. 
В. Ребята, кто у вас капитан?
Д. Влад. М. А команда наша называется «Колобок».
В. Замечательно. Ребята, а кто у вас капитан?
Д. Саша. А., наша команда «Репка» А сейчас я вам представлю наше жюри – это старший воспитатель – Рагулина В. Н., воспитатель старшей группы – Третьякова Н. С. и воспитатель средней группы Карцева А. В.. Жюри будет учитывать правильные ответы и обращать внимание на правила поведения. В конце викторины мы узнаем результаты.

В. 1 задание «Смотри не зевай и загадку отгадай» 

Героев сказок много,
Их всех не перечесть.
Ребята, угадайте,
О ком веду я речь?


1.Команде «Колобок»
Девочка из снега тут же ожила:
Ножкой шевельнула, ручкой повела.
Не любила солнце, не ждала тепла
И зачем с подружками по ягоды пошла?
(«Снегурочка»)


2.Команде «Репка»
По дороге в лес катился, 
Убежать от всех стремился.
На свою беду в лесу
Встретил хитрую лису.
Не вернулся он домой 
Был он съеден той лисой.
(«Колобок») 

1.Колотил, да колотил по тарелке носом,
Ничего не проглотил и остался с носом.
(«Лиса и журавль»)

2.Человечек этот мал
Да уж очень он удал.
Сам расправился с лисой,
Прибежал к себе домой.
Обнял его котик, обнял петушок,
А ты узнал его дружок?
(«Жихарка»)

1. Помогла нам яблонька,
Помогла нам печка,
Помогла хорошая
Голубая речка.
Все нам помогали,
Все нас укрывали,
К матушке и батюшке
Мы домой попали.
Кто унес братишку?
Назовите книжку.
(«Гуси – лебеди»)

2. Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была.
В доме том, в конце концов
Стало множество жильцов.
(«Теремок»)


В. 2 задание «Назовите сказку по первой букве»
Выходите капитаны команд и выберите карточку любого цвета. Вам нужно вспомнить название сказки, с той буквы, которую вы выбрали. Команде «Репка» назвать сказку, которая начинается на букву «М», а команде «Колобок» на букву «С».
Д. «Маша и медведь», «Снегурочка».

В. 3 задание «Угадайте героя по реплике»

Команде «Репка»
- «…высоко сижу – далеко гляжу» (Маша «Маша и медведь»)

Команде «Колобок»
- «… я от дедушки ушел…» (Колобок «Колобок»)

Команде «Репка»
- «…жучка иди… тянуть» (Внучка «Репка»)

Команде «Колобок»
«… слышим, слышим. Да не матушкин это голосок» (Козлята «Волк и семеро козлят»)

Команде «Репка»
- «…несет меня лиса за темные леса» (Петух «Кот, петух и лиса»)

Команде «Колобок»
- «…ловись рыбка мала и велика» (Волк «Лисичка – сестричка и серый волк»)

Команде «Репка»
- «Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, курочку под печку. …» («Лисичка со скалочкой»)

Команде «Колобок»
- «…приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!» (Лиса «Лиса и журавль»)

Команде «Репка»
- «…речка – реченька – укрой меня…» («Гуси – лебеди»)

Команде «Колобок»
- «…эта простая ложка — Петина, а эта не простая — точёная, ручка золочёная… (Жихарка «Жихарка»)

В. Следующее задание – 4. «Узнай персонажа сказки по описанию»

1. «…и стала она расти не по дням, а по часам: что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе». («Снегурочка»)

2. «Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и работой заморили: она и ткет и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает». («Хаврошечка»)

1. Этот персонаж смелый, смекалистый, отзывчивый, каждый раз спасал своего друга из беды. (Кот из сказки «Кот, петух и лиса»)

2.Этот персонаж хитрый, льстивый, лукавый, жадный, корыстный, притворщик и плут, любит гордиться собой и хвалиться. («Лисичка сестричка и серый волк»)


В. 5. Задание «Нарисуй героя схематично»
Вам нужно нарисовать любого персонажа из русской народной сказки схематично.

В. А сейчас немного отдохнем – поиграем в игру «Колобок». Играть будем необычно, сначала слова будем проговаривать грубым голосом, а потом тоненьким. 
(Дети проговаривают слова и выполняют движения в соответствии со словами).

Физминутка «Колобок»
Замесила бабушка не булку, не оладушки
(Руки сцеплены в замок, круговые движения влево – вправо).
Доставала из печи
(Приседания).
Не пирог, не калачи
(Повороты туловища влево – вправо, руки в стороны).
Как поставила на стол,
(наклон вперед и руки вытянуть)
Он от бабушки и дедушки ушел.
(Прыжки).
Кто же бегает без ног?
(Хлопки в ладоши).
Это желтый Колобок!
(ходьба на месте)

В. Ребята, продолжим нашу викторину. Следующее задание – игра называется «Блиц – опрос», каждой команде буду задавать вопросы, а вам нужно быстро отвечать.
1. В какой сказке девочка сломала мебель? « Три медведя»
2. В какой сказке один герой – выгнал из дома другого героя и стал там жить? «Заюшкина избушка»
1. В какой сказке, герой хитростью выманивал из дома петушка, а потом унес за темные леса? «Кот, петух и лиса»
2. В какой сказке герой всю кашу съел, а другой так и остался голодный? «»Лиса и журавль»
1. В какой сказке один герой целый дом сломал? «Теремок» 
2. В какой сказке герои слепили себе ледяную внучку? «Снегурочка»
1. В какой сказке убежало хлебобулочное изделие? «Колобок»
В. Ребята, кто скажет, что такое хлебобулочное изделие? 
Д. Это те изделия, которые пекут из муки.
В. Замечательно. А какие вы знаете хлебобулочные изделия?
Д. Хлеб, булочка, батон, баранка, бублик.
2.В какой сказке птицы унесли мальчика? «Гуси – лебеди»
1. Какого героя провели на пирожках? (Медведя) «Маша и медведь»
2. В какой сказке вырос овощ – мутант? «Репка»
В. Как вы понимаете слово мутант?
Д. Это что – то не похожее на других или не такое как все.
В. А сейчас 7 задание «Расскажи монолог»
Капитаны команд выйдут и выберут любую карточку, на которой написано название сказки и вместе с командой определится, кто будет рассказывать монолог из сказки. Для начала вспомните, что такое монолог?
Д. Монолог – это когда говорит один человек.
В. Как вы понимаете слово диалог?
Д. Диалог – это когда говорят два человека.
В. Я рада, что помните значение этих слов. Выходите и выбирайте карточку. Представьте себе образ того или иного героя сказки и, передайте его характер при помощи интонации голоса.
Д. Сказка «Три медведя» и «Заюшкина избушка». 
В. Задание 8 «Зашифрованное название сказки»
Послушайте в чем оно заключается: сейчас выйдут по одному члену команд и возьмут карточки с заданиями. Затем все вместе будете расшифровывать название сказки. 
Д. У нас было зашифровано название сказки «Снегурочка».
В. Ребята, а у вас какое название сказки зашифровано?
Д. Теремок.
В. Молодцы. Задание 9 «Исправь ошибки» 
Я буду говорить название сказки, а вы будете меня исправлять. Вопрос команде «Колобок», затем «Репка».
1. «Волк и семеро ягнят» (козлят);
2. «Утки – лебеди» (гуси);
3. «У страха глаза огромны» (велики);
4. «Заюшкин домик» (избушка);
5. «Даша и медведь» (Маша);
6. «Лисичка с кастрюлькой» (со скалочкой).
В. Замечательно. И последнее задание звучит «Доскажи пословицу». Я так же по порядку буду говорить пословицы, а вы будете договаривать. Приготовьтесь и будьте внимательны.
1. За добро - …(добром платят);
2. Без труда - …(не вытащишь и рыбку из пруда);
3. Под лежачий камень – … (вода не течет);
4. Друзья - … (познаются в беде);
В. Ребята хотелось бы вам сказать, что наша викторина подошла к концу спасибо вам большое. Вы меня очень порадовали тем, что вы знаете наши русские народные сказки, и я думаю.
А сейчас волнительный момент, мы узнаем, кто же победил в этой викторине.

 

 

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области познание викторина «Угадай мультфильм» с использованием ЭОР

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области познание викторина «Угадай мультфильм» с использованием ЭОР...

Конспект литературной викторины в старшей группе по теме: «Произведения Николая Носова».

Литературная игра-викторина по произведениям Николая Носова в старшей группе....

Литературная викторина для старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну сказок"

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНАдля детей старшего дошкольного возраста«Путешествие в страну сказок» Цель: Закрепить знания детей о прочитанных произведениях. Задачи:1. Обеспечить развитие кругозора д...

Конспект СОД для детей старшего дошкольного возраста Викторина «Страна моя-Россия»

Викторина "Моя страна -Россия" для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект викторины для старшего дошкольного возраста «С Днем Рождения, Петербург!» (Проводится в конце учебного года)

Приглашаются две команды: команда «Сфинксы» и команда «Грифоны».Представляются члены жюри.Ведущий объясняет командам, что вопросы задаются ведущим по очереди каждой команде, жю...

Литературная викторина для детей дошкольного возраста «Здравствуй, сказка!»

Литературная викторина для детей старшего дошкольного возраста «Здравствуй, сказка!»...

Сценарий литературной викторины для детей дошкольного возраста «Удивительный мир сказок К.И. Чуковского»

Сказки К. Чуковского позволяют детям понять и почувствовать их глубокое идейное содержание и художественные достоинства; поэтические образы привлекают детское внимание и надолго запоминаются. Книги К....