Картотека игр, развивающих творчество
картотека (старшая группа) на тему
Опыт, проведенный учеными в детском саду, показал, что игра и творчество имеют много общего: требуют относительной свободы и независимости; позволяют активно выразить собственное отношение к миру, получить удовлетворение от процесса создания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_tvorchestvo.docx | 18.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр, развивающих творчество
Подкорытова В.Н. воспитатель первой квалификационной категории детский сад «Солнышко», старшая/подготовительная группа.
Детская игра – это творческая деятельность, которая не направлена на конечный продукт. В отличии рисования и лепки в игре дети ничего не создают.
Опыт, проведенный учеными в детском саду, показал, что игра и творчество имеют много общего: требуют относительной свободы и независимости; позволяют активно выразить собственное отношение к миру, получить удовлетворение от процесса создания.
В игре развиваются творческие способности детей. Чтобы их совершенствовать, родителям и педагогам следует:
- Поощрять игровое экспериментирование с предметами (шарф может стать ковром-самолетом, облаком или рекой).
- Предлагать, кроме игрушек, картон, бруски, шарики, бумагу и т.д.
- Поддерживать творческие усилия ребенка при создании новых сюжетов игровых действий, правил.
Игровые приемы
- «Оживление» предмета
Любая вещь наделяется человеческими чувствами, желаниями, манерой поведения. Например, ребенок или взрослый берет на себя роль холодильника. Что может хотеть холодильник? Что бы в нем было как можно больше вкусных продуктов. Чего он может опасаться? Чтобы их у него не отобрали. Какая история с ним могла произойти? Однажды холодильник купил тысячу брикетов мороженого и пошел в парк, чтобы раздать их детям.
Информация для воспитателя. Дошкольники вообще склонны оживлять мир. Например, дети считают облака живыми, так как они движутся.
Предлагаемая игра позволяет ребенку четко различать мир реальный. В нем «вольности» не всегда допустимы, и мир воображаемый, где возможны любые преобразования и превращения.
- «Перевирание» сказки
Известные сказочные герои наделяются противоположными чертами характера.
Воспитатель говорит: «Злая волшебница заколдовала Золушку и ее сестер. Теперь Золушка злая, грубая, ленивая, а ее сестры – трудолюбивые, добрые девочки. (Выбирается Золушка и сестры.)
Педагог рекомендует детям продолжить новый сюжет, затем разыграть ее.
- Игра в «волшебника»
Взрослый предлагает ребенку стать волшебником: «Вот тебе волшебная палочка! Ты можешь превращать людей и вещи во что пожелаешь! Только помни одно условие: не навреди никому!»
Правила для остальных участников игры: «Как только палочка коснется вас, вы превращаетесь в… Слушайте волшебника!»
- «Салат» из сказок
Из нескольких сказок составляется новая. Например, Царевна-лягушка повстречала Мальчика с пальчик и просит помочь ей: придумать заклинание, чтобы победить злого волшебника.
Другой вариант: злой волшебник требует от братьев, желающих спасти царевну, исполнения своих желаний и т.д.
Это может быть режиссерская игра, когда один ребенок разыгрывает все роли, или коллективная, в которой участвует несколько детей. В любом случае участие взрослого обязательно.
При недостатке атрибутов или артистов вводятся куклы, предметы-заместители. Рекомендуется иметь ценные, с точки зрения детей, атрибуты, например, красивую корону для Царевны-лягушки или копье для Мальчика с пальчик, что может сделать роль более желанной.
При создании «салата» из сказок размывается, нарушается сюжет, но характеристики героев остаются прежними. В сказку можно вводить волшебные предметы: ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапку-невидимку.
Информация для воспитателя. В ходе преобразования знакомых сюжетов следует поощрять стремление ребенка к самовыражению. Это является основной целью, а гибкость сюжета и необычность сочетания героев разных сказок – цель подчинения.
Следует иметь в виду, что при разыгрывании сюжетов младший дошкольник будет идти от игровых действий к изменению сюжета, а старший дошкольник сначала начнет обговаривать сюжет.
- Прием «овеществлении»
Живое наделяется свойствами неживого. Например, педагог говорит: «Человек – сосулька». Надо показать действия этого человека, рассказать, где он живет, что ест, ходит, чего опасается. (Дети- сосульки живут в холодильнике, питаются снегом и любят шоколад. Больше всего они опасаются тепла. Из своей квартиры – холодильника они выходят только зимой и осторожно, чтобы не разбиться, гуляют и т.д.)
- Игры-смешинки
Вариант первый. Придумываются и частично разыгрываются смешные истории. Например, воспитатель говорит: «Дети, сегодня к вам пришел вместо воспитателя медведь, слушайтесь его!»
Ребенку, исполняющему эту роль, даются указания:»Ты предлагаешь детям делать все наоборот: спать под кроватями, есть мячи вместо каши. Ты не знаешь, как надевается шапка, пальто и т.д.
Информация для воспитателя. Дошкольник предпочитает не представить, увидеть смешное действие, поэтому следует поощрять детей к показу, как они «едят» мяч, ходят на четвереньках и т.д.
Вариант 2.
Дети придумывают правило, которое необходимо соблюдать на протяжении определенного времени. Например: «Сегодня до завтрака выполнять поручения воспитателя следует, прыгая на одной ноге или держась с приятелем за руку и т.д.
- Игры в заданном ключе
Детям предлагается ситуация, а они должны придумать и разыграть ее продолжение. Например, что могло бы произойти, если бы исчезло солнце, или вы превратились бы в деревья и т.д.
Литература:
1.О.А. Белобрыкина Речь и общение Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль «Академия развития» «Академия К», 1998
2.Журнал Ребенок в детском саду - № 5/2001, с. 38-42
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ТВОРЧЕСТВО
Игра и творчество имеют много общего: требуют относительной свободы и независимости; позволяют активно выразить собственное отношение к миру, получить удовлетворение от процесса создания.В игре ра...
Картотека. Устное народное творчество в математике.
Картотека по математике ( считалки. чистоговорки)...
Картотека музыкальных игр. "Творчество в игре на музыкальных инструментах"
Материал для музыкальных руководителей ДОУ...
"Игры,развивающие творчество детей"
в статье говорится о том, как помочь ребенку развить свои музыкальные способности...
Картотека "Устное народное творчество в режимных моментах детского сада"
Народное слово – великолепный "учитель".Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь,...
Картотека Устное народное творчество."Заклички"
Картотека Устное народное творчество."Заклички"...
картотека игр и заданий, развивающих творчество в театрально- игровой деятельности
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24194731","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24194797","attributes":{"alt...