Картотека "Устное народное творчество в режимных моментах детского сада"
картотека (младшая, средняя, старшая группа)

Народное слово – великолепный "учитель".
Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. 
Использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас детей, активизирует их познавательное и умственное развитие, развивает звукопроизношение, позволяет познакомить с окружающим миром. 

В материале подобраны примеры для использования потешек в разных режимных моментах детского сада. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_poteshek_v_rezhimnyh_momentah.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

Устное народное творчество в режимных моментах

детского сада

Народное слово – великолепный "учитель".
Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. 

Использование малых фольклорных форм расширяет словарный запас детей, активизирует их познавательное и умственное развитие, развивает звукопроизношение, позволяет познакомить с окружающим миром. 

ПРИЁМ ДЕТЕЙ

«Здравствуй», – деткам говорим,

Белый свет благодарим,

За Солнышко-колоколнышко!

Коля маленький, да удаленький

Да хорошенький, да пригоженький...

За улыбочку твою

Я тебя благодарю!

Здравствуй, Коля заходи, нам улыбку подари!

***

Я - твой друг и ты - мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Мы по кругу пойдём.

Хоровод заведём. (ходьба по кругу)

С добрым утром, глазки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ушки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ручки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ножки!

Вы проснулись?

Глазки смотрят.

Ушки слушают,

Ручки хлопают,

Ножки топают.

Ура, мы проснулись!

***

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!

УМЫВАНИЕ

***

Мыли, мыли руки с мылом

Мыли теплою водой

Мыли-мыли-мыли-мыли

Бело-набело отмыли.

***

Знаем, знаем, да-да-да

В кране прячется вода!

Выходи, водица!

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По-нем-нож-ку.

Лейся, лейся, лейся

По-сме-лей –

У-мы-вай-тесь ве-се-лей! 

***

Водичка, водичка

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

***

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем,

Перед каждою едой,

После сна и перед сном.

Щечки мыли?

Глазки мыли?

Ручки мыли?

ДА!

И теперь мы чистые-

Зайчики пушистые!

***

Я сегодня утром рано

Умывался из-под крана.

Я и сам теперь умею

Вымыть личико и шею.

Эх, водичка хороша,

Хороша водичка!

Пусть умоет малыша,

Чтоб сияло личико!

***

Руки надо с мылом мыть,

Рукава нельзя мочить,

Кто рукавчик не засучит,

Тот водички не получит.

***
Выходи, водица! Мы пришли умыться!

Лейся понемножку прямо на ладошку!

Будет мыло пениться

И грязь куда-то денется!

***

Кран, откройся! Нос, умойся! 
Мойтесь сразу, Оба глаза! 
Мойтесь, уши, Мойся, шейка! 
Шейка, мойся Хорошенько! 
Мойся, мойся, обливайся! 
Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!

***

Ладушки, ладушки,

С мылом моем лапушки!

Чистые ладошки,

Вот вам хлеб да ложки!

***
Водица-царица,
Всем помошница!
Помогала лугам,
Помогай и нам!

***
Котик-коток
Просыпался ранешенько,
Бежал на мосток,
Умывался белешенько.
Носик мыл, хвостик мыл,
И про лапки не забыл.

***

Тили-тили-тили-тили,
Мы по воду не ходили.
Приходил Егорка,
Приносил ведерко.
Мыли-мыли-мыли-мыли,
Бело-набело отмыли.
Лишь головушка одна
Все-равно черным-черна!

***

Водичка-водичка,
Умой Настино личико,
Настя кушала кашку,
Испачкала мордашку.
Чтобы девочка была
Самой чистенькой всегда,
Помоги, водичка,
Умыть Настино личико.

***

Буль, буль, буль, карасики.
Моемся мы в тазике.
Рядом лягушата, рыбки и утята.

Кто тут будет куп-куп,
По водичке - хлюп-хлюп?
В ванну быстро - прыг, прыг,
В ванне ножкой - дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.

КОРМЛЕНИЕ

***

Глубоко - не мелко!
Корабли в тарелках:
Луку головка,
Красная морковка,
Петрушка, картошка
И крупки немножко.
Вот кораблик плывет,
Заплывает прямо в рот!

***

Гу-ту-ту, гу-ту-ту,
На зеленом на лугу
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.
Как они летели,
Мы на них глядели,
Как они садились,
Все на них дивились.
Ам, ам, ам, ам.
Ах, ах, ах, ах.

***

Это – ложка, это – чашка.

В чашке – гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала –

Кашки гречневой не стало!

***

Ладушки, ладушки,
Испекли оладушки,
На окно поставили,
Остывать оставили.
Остынут, поедим
И воробышкам дадим.
Воробышки сели,
Все оладьи съели.
Кыш, кыш - полетели!
На головку сели.

***
Гроза идет!
Коза бредет!
Травку жует!
Молочко дает!
Кто кашку не ест,
Молочко не пьет?
Того забодает,
На рогах унесет!

***

Умница, Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

***

Люли, люли, люленьки.
Прилетели гуленьки.
Стали гули говорить,
Чем Танюшу накормить.
Один скажет - кашкою,
Другой - простоквашкою,
Третий скажет - молочком
И румяным пирожком.

***

Идет коза рогатая за малыми ребятами.

Кто кашу не ест, кто молоко не пьет –

Забодает, забодает, забодает .

***

Умницы детки,

Ешьте котлетки,

Но сначала супец,

Чтоб ты был молодец!

***
На того, кто ест опрятно,

И смотреть всегда приятно,

Мы едим всегда красиво,

После скажем все «Спасибо»

***

Очень каша хороша,

Кушай кашу не спеша.

Ложка за ложкой,

И съели понемножку.

***

Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну-ли!
Не ворчите вы, кастрюли!
Не ворчите, не шипите,
Кашу сладкую варите,
Кашу сладкую варите.
Наших деток (нашу детку) накормите.

***
Пошел Степа на бережок.
Нашел каши горшок.
Толоконца комок.
Каша масленая,
Ложка красненькая.
Ложка гнется!
Степка смеется,
Душа радуется!

***
Пришел кисель,
На залавочке присел.
На залавочке присел
Поесть (есть ...) Ванечке велел.

***
Сорока, сорока,
Где была?
- Далеко:
В лесу на опушке,
На попрядушке,
Кашу варила,
на порог становила,
Деток кормила,
Гостей собирала,
Всех угощала:
Одному - ложечку,
Другому - ложечку,
А третьему - целую поварешечку!

***

Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила:
- Этому дала,
Этому дала,
- Этому дала,
А этому не дала:
Ты в лес не ходил,
Дров не рубил,
Воды не носил,
Печь не топил -
Не дам тебе кашки!

***

- Пальчик-пальчик,
Где ты был?
- С этим пальцем
В лес ходил,
С этим пальцем
Щи варил,
С этим пальцем
Кашу ел,
С этим пальцем
Песни пел.

***

Пышка-лепешка
В печи сидела,
На тебя глядела-
В рот захотела.

***

На моей тарелочке
Рыженькая белочка.
Чтоб она была видна,
Все съедаю я до дна!

***

Пришел кисель,
На лавочке присел,
На лавочке присел,
Поесть Оленьке велел.

***

Будем кашку варить,
Будем Сашеньку кормить.

Наша деточка в саду,
Словно яблочко в меду!


ПОДГОТОВКА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

***
Тушки-татушки, соберем игрушки

Сядем мы с тобой рядком

Да поговорим ладком

Тушки-татушки, соберем игрушки

И лениться мы не станем,

Уберем и погутарим.

***

Мы игрушки соберем

Хоровод да заведем

В хоровод скорей вставай

Да игру затевай.


***

Летели три утки,

Молчи три минутки!

***

Дело мастера боится. 

***

Делу время – потехе час,

Что мы сделаем сейчас?

***

Умелые руки не знают скуки. 


                              ПРОГУЛКА

***

В гости к Солнышку пойдем

Все игрушки соберем,

Будем одеваться,

Лени не бояться.

***
Раз, два, три, четыре, пять — 
Собираемся гулять. 

Если хочешь прогуляться,

Нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай,

И одежду доставай.

***

Мы завяжем Катеньке 
Шарфик полосатенький. 
Наденем на ножки 
Новые сапожки. 
И пойдем скорей гулять, 
Прыгать, бегать и скакать. 


***

Голосянка

Соберемся на полянке

И затянем голосянки!

А кто не дотянет,

Безголосым станет!

Эге-гей! Эге-гей!

Голоси веселей!

Дождик, дождик, лей, лей,

Ты водицы не жалей,

Землю нашу поливай,

Будет славным урожай!

Не боимся хрипоты,

Голосим и я, и ты-ы-ы-ы-ы-ы-ы!

***
Солнышко, солнышко,

Не скрывайся в тучку,

Холод нам наскучил.

Покажись нам, Солнышко,

Посвети немножко,

Просуши дорожки!


***

Мы снимаем шапочки, 
Надеваем тапочки. 


 ЗАСЫПАНИЕ

***

Ай, люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать,

Стали гули ворковать,

Стали детки засыпать.

***

Баю-баю-байки,

Прилетели чайки,

Стали крыльями махать,

Наших деток усыплять.

***
Этот пальчик хочет спать, 
Этот пальчик лёг в кровать, 
Этот пальчик лишь вздремнул, 
Этот пальчик уж заснул. 
Этот крепко, крепко спит. 
Тише! Тише, не шумите! 
Пальчики вы не будите. 

***

Баю-баю, баиньки

В огороде заиньки,

Зайки травушку едят

Детке спать велят

Спят медведи и слоны,

Заяц спит и ежик.

Все давно уж спать должны,

Наши дети тоже.

ПРОБУЖДЕНИЕ

***

Просыпайся, лежебока.

В небе солнышко высоко

Наше Солнышко встает,

На зарядку всех зовет.

Глазки открываются,

Глазки просыпаются,

Потягушки-ножки,

Потягушки-пяточки,

Ручки и ладошки,

Сладкие ребяточки!

***

Потянушки-потягушки,

Кто тут сладкий на подушке?

Кто тут нежится в кроватке?

Чьи тут розовые пятки?

Это кто же тут проснулся,

И все деткам улыбнулся?

***

Потягуни-потягушечки

От носочков до макушечки!

Мы потянемся, потянемся,

Маленькими не останемся!

Вот уже растем, растем, растем!

И с кроваток все встаем

РАССЧЕСЫВАНИЕ

***

Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
ты расти, расти, коса,
Всему городу краса

***

Петушок-петушок,

Подари мне гребешок,

Ну, пожалуйста, прошу,

Я кудряшки причешу.

***

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят

Все волосики в ряд.

***

Дружат волосы с расческой,

Хороша моя прическа.

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклора (устного народного творчества) в режимных моментах в группах младшего возраста.

Слово фольклор в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность,...

Использование народного творчества в режимных моментах

Гениальный творец языка и величайший педагог - народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням эмоционального и нравственного развития. Сопровождая действ...

Консультация для педагогов «Использование народного творчества в режимных моментах»

Гениальный творец языка и величайший педагог - народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням эмоционального и нравственного развития. Сопровождая ...

Картотека "Устное народное творчество в режимных моментах"

Картотека "Устное народное творчество в режимных моментах"...

Презентация "Устное народное творчество в режимных моментах" Картотека

Фольклор раскрывает перед ребенком красоту и звучность русского языка. В детском саду развитие речи очень зависит от общения с педагогом.  Поэтому в работе с детьми приоритетом  для меня явл...

Буклет. Устное народное творчество в режимных моментах

Устное народное творчество – это художественное слово русского народа, дошедшее до нас из глубины веков. Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиес...

картотека "устное народное творчество в режимных моментах"

картотека "устное народное творчество в  режимных моментах"...