Исследовательская работа «Волшебная соль»
проект на тему
Цель исследования – изучение области применения пищевой поваренной соли «Экстра» и её свойств.
Задачи:
-изучить исторические сведения о соли,
-исследовать свойства соли,
-узнать о значении соли в жизни человека,
-доказать, что соль – интересный материал для проведения опытов и творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_sol.docx | 33.11 КБ |
volshebnaya_sol_2.pptx | 2.73 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»
Исследовательская работа
«Волшебная соль»
Выполнил:
Корытин Илья, 6 лет
Ремезов Руслан, 6 лет
Пилоян Богдан,6 лет
Фахриева Вика, 6 лет
Руководитель:
Хабибуллина Э.М.
Воспитатель
Югорск, 2016
Содержание
Паспорт проекта 3
Введение …..……..………………………………………………….….… 5
1. Основная часть………………………………………………….…….…...6
1.1 Что представляет собой соль? 6
1.2 Немного истории 6
1.3 Способы добычи соли 7
1.4 Хлеб – соль 7
1.5 Соль в народных приметах и народном творчестве 8
1.6 Значение соли 8
2.Практическая часть 9
2.1 Выращивание кристаллов 9
2.2 «Плавающее» яйцо 9
2.3 Незамерзающая соль 9
2.4 «Нетающий» иней 10
2.5 Окрашивание соли 10
2.6 Соленое тесто 10
3 Заключение……………………………………………….……….……. 11
4 Список литературы……………………………………….……….….… 12
Паспорт проекта
Вид проекта – исследовательский
Продолжительность – краткосрочный (февраль 2016)
Участники проекта – дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметов.
Цель исследования – изучение области применения пищевой поваренной соли «Экстра» и её свойств.
Задачи:
-изучить исторические сведения о соли,
-исследовать свойства соли,
-узнать о значении соли в жизни человека,
-доказать, что соль – интересный материал для проведения опытов и творческой деятельности.
Методы исследования:
-сбор информации в сети Интернет;
- беседа с родителями;
- просмотр телепередач;
- чтение художественной литературы;
- проведение опытов.
Объект исследования: пищевая поваренная соль.
Предмет исследования: свойства пищевой поваренной соли «Экстра».
Гипотеза: предположим, что соль – не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов и творческой деятельности.
Этапы работы над проектом
Этапы | Задачи | Оборудование |
1 этап – подготовительный
Определение проблемы, сбор информации Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?» | Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности. | Совместно с родителями подобрать соответствующий материал для изучения данной проблемы. |
2 этап – основной
Беседы с детьми «Откуда соль берётся», «Для чего соль нужна», «Свойства соли». Познакомиться с художественными произведениями, где речь идет о соли (Сказки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки и т.п.) Опытно-экспериментальная деятельность Творческая мастерская | Дать детям знания о добычи поваренной соли. Стимулировать желание детей использовать самые разнообразные источники информации для получения значимого результата. Пробудить у детей интерес к естественно - научным экспериментам по изучению соли и определению ее основных свойств. Стимулировать интерес к созданию творческих работ с использованием соли как материала | Энциклопедии, беседа, загадки, пословицы, поговорки, эксперименты. |
3 этап – заключительный
Подведение итогов Презентация проекта «Волшебная соль» | Прививать детям стремление делиться собственным опытом исследовательской деятельности со сверстниками. | Создание презентации «Волшебная соль» |
Введение
21 век – время, когда для людей уже созданы все условия для комфортной жизни: у них есть теплые дома и квартиры, красивые и быстрые машины, умные роботы и компьютеры. Почти в каждом доме, на заводах, в больницах и школах есть большое количество разнообразной техники и приборов, которые облегчают труд людей, их быт и жизнь в целом. И человечество уже настолько привыкло к стиральным и посудомоечным машинам, сотовым телефонам, эскалаторам, интернету и космическим кораблям, что нам сложно представить, как люди жили без всего этого в недалеком прошлом.
Но в жизни есть и простые вещи, которым мы не придаем большого значения и воспринимаем, как само собой разумеющееся. Например: зубная щетка, спички, ложка, вода, сахар.… Без таких, казалось бы, простых вещей, люди не смогут «удобно» жить. К этим же вещам можно отнести и пищевую соль. Человек приправляет свою пищу солью и без этого обходиться не может. Соль всегда имела для человека огромное значение и ценилась очень дорого. И даже сегодня, в век технического прогресса, люди не смогли бы обойтись без нее.
1.Основная часть
1.1. Что представляет собой соль?
Чистая поваренная соль – бесцветное, не поглощающее влагу из воздуха, кристаллическое вещество, растворимое в воде и плавящееся при 801° С. В природе поваренная соль встречается в виде минерала галита – каменной соли. Слово «галит» происходит от греческого «галос», означающего и «соль», и «море». Основная масса галита чаще всего находится на глубине 5 км под поверхностью земли. Однако давление слоя горных пород, расположенных над пластом соли, превращает ее в вязкую, пластичную массу. «Всплывая» в местах пониженного давления кроющих пород, пласт соли образует соляные «купола», выходящие в ряде мест наружу.
1.2. Немного истории
Если обратиться к истории, то можно убедиться, насколько ценным было это вещество для человека.
Соль поваренная является минеральным природным веществом и очень важным компонентом человеческой пищи. Имеются свидетельства того, что добыча поваренной соли осуществлялась еще за 3-4 тысячи лет до нашей эры в Ливии. Соль выпаривают из воды, добывают из недр земли, из морской воды. Мировые геологические запасы соли практически неисчерпаемы.
В России еще в 16 веке известные русские предприниматели Строгановы самые большие доходы получали от добычи соли. Строгановы были самыми крупными солеварами. Жили они в Пермском крае. Прикамье было очень богато на выходы соленой грунтовой воды. Именно соль и прославила в то время Пермский край на всю Россию. Оттуда и с предгорий Урала соль отправлялась в Москву, Казань, Нижний Новгород, Калугу, даже за границу.
Соль была очень дорогим товаром. Ломоносов писал, что в то время за четыре небольших куска соли в Абиссинии можно было купить раба. Соль подавали на стол, как признак достатка и благополучия. Она обходилась настолько дорого, что на торжественных пирах ее подавали на столы только знатных гостей, прочие же расходились «не солоно хлебавши».
Солью запасались на случай бедствий и ею расплачивались вместо денег. Латинское слово “salarium” и английское слово “salary”, означающие «жалование» и «зарплата», - имеют «солевое» происхождение. По своей ценности соль приравнивалась к золоту. В Римской империи легионерам платили жалование солью. Отсюда и произошло слово «солдат».
Многие века соль была источником обогащения торговцев и предпринимателей. В наше время соль уже не ценится настолько дорого. Ее можно купить в любом продуктовом магазине. Но, тем не менее, она не перестает играть очень важную роль в жизни человека. Люди используют соль не только в пищу, но и в быту, медицине, промышленности.
1.3. Способы добычи соли
Существует 4 вида соли:
каменная (добывают из осадочных пород),
выварочная (выпаривают из морской воды),
самосадочная (отлагается сама)
садочная (выращивают люди).
Раньше, соль добывали преимущественно выпариванием, занимались этим жители жарких засушливых стран, находившихся недалеко от соленого водоема (будь то море, или соленое озеро). Методы добычи соли были очень просты: морскую, соленую воду либо кипятили на огне в сосудах, и при испарении воды соль отлагалась в сосуде. Иногда же просто поливали водой дрова, лежащие в огне, и соль отлагалась еще быстрей - прямо на дровах.
Но существовал еще один забавный способ добычи соли – «выжиганием». Этот способ использовали около тех побережий современной Германии, где недалеко от воды находились залежи торфа. При шторме или приливе соленая морская вода насыщала торф. Когда вода уходила, торф подсыхал, а соль оставалась. Постепенно в нем накапливалось много соли. Насыщенный торф выкапывали и сжигали, а золу выщелачивали в воде и раствор выпаривали.
В настоящее время, в зависимости от вида, соль добывают разными способами. Каменную соль добывают 3-мя способами: карьерами (если соль расположена не очень глубоко) и шахтами, если соль погребена глубоко, и подземным растворением – если пласты маломощные и часто переслаиваются пустой породой. Кроме того, добывают и природные подземные рассолы и их вываривают. Самосадочную соль добывают в озерах. Морскую (выварочную) соль добывают с помощью системы бассейнов, соединенных каналами, из которых постепенно отводят воду. В каждом бассейне отлагается один из эвапоритовых минералов, последовательно, от труднорастворимых до легкорастворимых соединений.
1.4.Хлеб-соль
По старинной традиции хлебом с солью до сих пор на Руси встречают важного гостя: он должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Это пожелание добра, выражение гостеприимства. Этот старинный обряд означает, что гость вступил в дружеские отношения и готов съесть вместе с встречающими «пуд соли», готов разделить все их беды и заботы.
Обычай приветствовать гостя с хлебом и солью известен в России с давних времен. Хлеб выражал пожелание богатства и благополучия, а соль считалась оберегом, способным защитить человека от враждебных сил. «Хлебосольством» и сейчас называют радушие и щедрость, проявляемые при угощении.
Соль важна для организма человека. В приготовлении пищи - это важнейшая приправа. С малых лет мы знаем вкус соли, без которого пища кажется невкусной. Но много соли есть нельзя. Это вредно для здоровья человека.
1.5.Соль в народных приметах и народном творчестве
С солью связано множество суеверий и примет, одна из самых известных: просыпать соль – дурная примета. Если гость случайно или, хуже того, специально просыпал соль — это считалось неуважением к хозяевам. Вот отсюда и пошла примета: если рассыпать соль, то это приведет к ссоре.
Народ всегда уделял соли особое внимание. Во многих русских народных пословицах говорится: «Соль всему голова, без соли и жито - трава». Много народных загадок сложено о соли:
Белый камень из горы
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает.
( соль)
Меня одну не едят,
а без меня мало едят.
(соль)
В русской народной сказке «Соль» говорится о том, как Иван продал заморскому королю корабль простой соли за полный корабль золота и серебра.
Русская народная сказка «Лиса и журавль» заканчивается такими словами: «Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла - не солоно хлебавши». Не солоно хлебавши - значит, не получила удовольствия, ничего не добилась, осталась голодная. Выражение появилось в те времена, когда соль была дорогим продуктом. Случалось, что в богатом доме важные гости «хлебали солоно», а незнатным гостям доставалась несолёная пища.
1.6.Значение соли
- соль используют для приготовления еды, чтобы она была вкуснее;
- соль используют, когда засаливают продукты (например: рыбу, сало, консервируют овощи на зиму;
- солью можно мыть посуду;
- солью посыпают лед на дорогах, чтобы люди не падали, и не случались аварии;
- для здоровья полезны ванны с морской солью.
- Соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, стекла и ещё многого другого
2.Практическая часть
2.1. Выращивание кристаллов
Опыт 1. Сначала я сделал очень насыщенный раствор соли. Для этого в стаканчик налил теплую воду, добавил туда соль (примерно 2 ст. л.), перемешал до полного (или почти полного) растворения. В неглубокую тарелочку вылил часть приготовленного раствора и оставил в сухом прохладном месте примерно на неделю. Когда вода испарилась, в тарелочке образовались кристаллы соли. Они имели правильную кубическую форму.
Опыт 2. Я сделал концентрированный раствор соли и налил его в два стакана. Между ними поставил тарелку. Концы ниточки опустил в стаканы, при этом серединная часть ниточки осталась лежать на тарелке. Оставил как есть на неделю в сухом теплом месте. Ниточка впитала в себя соляной раствор, находящийся в стаканах. Затем этот соляной раствор начал выделяться из серединной части ленточки и стекать в тарелочку. Выделяемые капли содержали большую концентрацию соли. По мере испарения воды образовывались соляные кристаллы.
Опыт 3. Мне понадобилась литровая банка, на две трети наполненная горячей водой. Я приготовил перенасыщенный солевой раствор, растворяя соль до тех пор, пока она уже больше не смогла растворяться. После соорудил основу для будущего кристалла. Среди кристалликов соли я выбрал самый крупный и привязал его к нитке. Другой конец нитки я прикрепил к карандашу, уложил его на горлышко банки, а нитку с солевой крупинкой опустил в раствор. Поставил банку в такое место, чтобы можно было легко за ней наблюдать, так как тревожить раствор нельзя, иначе ничего не выйдет. Рост кристалла – дело небыстрое. Постепенно на солевой крупинке стали оседать кристаллики соли, и она увеличивалась. Через две недели я вытащил выращенный кристалл, только он был очень хрупок.
2.2.«Плавающее» яйцо
Для проведения опыта мне понадобились: 2 сырых яйца, 2 стакана, 2 столовые ложки соли, вода.
1. Я поставил 2 стакана: с чистой водопроводной водой и раствором соли.
2. В каждый из стаканов положил по одному сырому яйцу.
3. В стакане с солёной водой - яйцо осталось плавать на поверхности воды, а в стакане с чистой водопроводной водой яйцо опустилось на дно.
Вывод: соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.
В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.
2.3.Незамерзающая соль
Зимой на дорогах и тропинках образуется лёд, бывает гололедица. Чтобы люди не падали и не происходили аварии, лёд посыпают солью. Я налил в две чашечки воды, в одну добавил и размешал соль. Потом обе чашки поставили в морозилку. Через 8 часов обнаружил, что пресная вода превратилась в лёд, а солёная стала холодной, но не замерзла. Оставил воду в морозильной камере. Через два дня проверил. Солёная вода немного замерзла, похожа на жидкую кашу.
Вывод: температура замерзания соляного раствора ниже, чем температура замерзания обычной воды.
2.4.«Нетающий» иней
Я взял веточки лиственницы с шишками, еловую ветку и сосновую. Для «заснеживания» веток я приготовили крепкий солевой раствор. Дальше опыт проводила мама, а я наблюдал. Мама вскипятила солёную воду в кастрюле, опустила в нее ветки примерно на 5 - 6 часов. Когда время прошло, на ветках ничего не было, они просто намокли. Я их осторожно вытащил и положил сушиться. После полного высыхания ветки заблестели и покрылись белым «инеем», как бывает в сильные морозы.
Вывод: ветки во время кипения пропитались раствором соли. При высыхании вода испарилась, на поверхности веток выступили кристаллы соли.
2.5.Окрашивание соли
В аптечных магазинах я видел в продаже разноцветную соль для ванн. Я решил проверить, можно ли окрасить обычную поваренную соль. Для окрашивания соли я использовал гуашь. Мне понадобились: чистая баночка, гуашь и соль. На лист бумаги я налил гуашь, насыпал туда соль и хорошо размешал кисточкой. Для получения тона средней насыщенности достаточно 2-4 мл гуаши на 200 мл соли. Поставил соль сохнуть. На следующий день соль хорошо размял, чтобы не было комочков, и с помощью чистого тетрадного листа разноцветную соль засыпал в баночку, чередуя цвета.
Вывод: обычную поваренную соль можно окрасить.
2.6.Солёное тесто
Я посещаю кружок «Солёное тесто». Для того чтобы сделать соленое тесто, надо взять много соли. Тогда поделка не испортится. Можно лепить поделки из белого теста. Потом высушить и покрасить. А можно тесто разделить на несколько частей и каждую часть сразу покрасить, а потом лепить поделки и сушить.
Рецепт соленого теста:
- 2 стакана муки
- 1 стакан соли
- примерно 125 мл воды
Полезный совет: если солёное тесто осталось после работы, то его можно положить в пакет и убрать в холодильник. Тесто может там храниться долго и ничего с ним не случится.
3.Заключение
Что может быть удивительного в обычной соли? Всем известно, что соль хорошо растворяется в воде, что она используется при приготовлении пищи. Но, при более внимательном изучении соли, я понял, что знаю о ней мало. В ходе исследовательской работы я научился работать с книгами, узнавать из них то, что до меня уже знали другие люди. Я понял, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными. Изучение соли невозможно провести даже за один год. Хочется подробнее узнать о способах добычи соли, о соляных месторождениях, а также, что еще интересного и удивительного можно сделать с её помощью.
4.Список литературы
- Васильев Ю. Р. «Занимательное природоведение», М., «Омена», 2007.
- Рубцова Е. «Фантазии из соленого теста», ООО Издательство «Эксмо», 2008.
- Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М., 2009.
- Энциклопедия «Я познаю мир», М.:АСТ «Астрель», 2009.
- Интернет-ресурсы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель исследования : - изучение области применения пищевой поваренной соли «Экстра» и её свойств. Задачи: -изучить исторические сведения о соли, -исследовать свойства соли, -узнать о значении соли в жизни человека, -доказать, что соль – интересный материал для проведения опытов и творческой деятельности.
Объект исследования: соль Предмет исследования: неживая природа Гипотеза: предположим, что соль – не только необходимый продукт, но и интересный материал для проведения опытов и творческой деятельности. Методы исследования: - сбор информации в сети Интернет; - беседа с родителями; - просмотр телепередач; - чтение художественной литературы; - проведение опытов.
Соль – это символ дружбы. Происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь . «Хлеб – соль!» – так на Руси встречали гостей. Это – пожелание добра. «Делить хлеб и соль» – значит дружить. В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Отсюда народная примета: «Соль рассыпал – к ссоре, к неудаче.»
Из литературы мы узнали, что источниками соли являются моря и океаны. С древних времён соль добывали в залежах Мёртвого моря, оно считается самым солёным в мире. Также соль находится в природе, в виде залежей минерала галита , это – «каменная соль». Откуда соль берётся?
Для чего соль нужна? Старая русская пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Жизни без соли – нет! Уже 8 тысяч лет люди используют соль в пище. Человек может выдержать без соли не более десяти суток, так как прекращается пищеварение. Значение соли: - соль используют для приготовления еды, чтобы она была вкуснее; - соль используют, когда засаливают продукты (например: рыбу, сало), консервируют овощи на зиму; - солью можно мыть посуду; - солью посыпают лед на дорогах, чтобы люди не падали, и не случались аварии; - для здоровья полезны ванны с морской солью. - Соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, стекла и ещё многого другого Животным тоже нужна соль. Хищники получают её с мясом и кровью добычи, травоядные ищут выступы соли и лижут их.
Свойства соли Свойства соли Цвет : белый На вкус: солёная Состоит из кристаллов. Растворяется в воде. Имеет свойство скрипеть. Соль похожа на снег. Как и снег она состоит из кристаллов. Снег зимой скрипит под ногами. Если в тарелочку насыпать соль и нажимать на нее , то слышен хруст.
Опыт №1 Выращивание кристалла соли Нам понадобилась банка, на две трети наполненная горячей водой. Мы с воспитателем приготовили перенасыщенный солевой раствор, растворяя соль до тех пор, пока она уже больше не смогла растворяться. После соорудил основу для будущего кристалла. Один конец нитки я прикрепил к карандашу, уложил его на горлышко банки, а другой конец опустили в раствор. Поставил банку в такое место, чтобы можно было легко за ней наблюдать, так как тревожить раствор нельзя, иначе ничего не выйдет.
Ура! Вот и кристаллики!!! Уже на второй день можно было заметить небольшие кристаллики соли. А через 7 дней весь шнурок был покрыт белыми кристалликами соли. И вот какой удивительный кристалл получился. На шнурке видны сотни маленьких блестящих кристаллов.
Опыт №2 «Плавающее яйцо» Для проведения опыта нам понадобились: 2 сырых яйца, 2 стакана, 2 столовые ложки соли, вода. 1. Мы поставили 2 стакана: с чистой водопроводной водой и раствором соли. 2. В каждый из стаканов положил по одному сырому яйцу. 3. В стакане с солёной водой - яйцо осталось плавать на поверхности воды, а в стакане с чистой водопроводной водой яйцо опустилось на дно. Вывод: соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.
Опыт №3 «Незамерзающая соль» Зимой на дорогах и тропинках образуется лёд, бывает гололедица. Чтобы люди не падали и не происходили аварии, лёд посыпают солью. Я налил в две чашечки воды, в одну добавил и размешал соль. Потом обе чашки поставили в морозилку. Через 8 часов обнаружил, что пресная вода превратилась в лёд, а солёная стала холодной, но не замерзла. Вывод: температура замерзания соляного раствора ниже, чем температура замерзания обычной воды.
Опыт №4 «Нетающий иней» Мы взяли веточки сосны с шишками. Для « заснеживания » веток мы приготовили крепкий солевой раствор. Опустили в нее ветки примерно на 5 - 6 часов. Когда время прошло, на ветках ничего не было, они просто намокли. Мы их осторожно вытащили и положили сушиться. После полного высыхания ветки заблестели и покрылись белым «инеем», как бывает в сильные морозы. Вывод: ветки пропитались раствором соли. При высыхании вода испарилась, на поверхности веток выступили кристаллы соли.
Опыт №5 «Окрашивание соли» Мы решили проверить, можно ли окрасить обычную поваренную соль. Для окрашивания соли использовали гуашь. Нам понадобились: чистая баночка, гуашь и соль. На лист бумаги мы налили гуашь, насыпали туда соль и хорошо размешали кисточкой. Для получения тона средней насыщенности достаточно 2-4 мл гуаши на 200 мл соли. Поставили соль сохнуть. На следующий день соль хорошо размяли, чтобы не было комочков, и с помощью чистого тетрадного листа разноцветную соль засыпали в баночку, чередуя цвета. Вывод: обычную поваренную соль можно окрасить.
Опыт №6 «Солёное тесто» Для того чтобы сделать соленое тесто, надо взять много соли. Тогда поделка не испортится. Можно лепить поделки из белого теста. Потом высушить и покрасить. А можно тесто разделить на несколько частей и каждую часть сразу покрасить, а потом лепить поделки и сушить. Рецепт соленого теста: 2 стакана муки 1 стакан соли примерно 125 мл воды Полезный совет: если солёное тесто осталось после работы, то его можно положить в пакет и убрать в холодильник. Тесто может там храниться долго и ничего с ним не случится.
Выводы: Изучение свойств соли помогло нам больше узнавать о простых предметах и явлениях окружающего мира. Ведь соль есть на каждом столе, в каждом доме, а оказалось, что она такая неизвестная! Она просто необходима для жизни! Благодаря исследовательской работе, мы узнали, что соль действительно не только необходимый продукт, но и интересный материал для опытов и творчества.
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный исследовательский проект "Волшебная соль". Воспитатель МБДОУ №50 Марина Елена Петровна ст. Анастасиевская, Славянский район, Краснодарский край.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...
Индивидуальный исследовательский проект "Волшебная соль"
Индивидуальный исследовательский проект "Волшебная соль" реализован в подготовительной группе....
Исследовательский проект " Волшебная соль"
Я мечтаю стать ученым. когда вырасту. Мне нравится изучать свойства предметов.Однажды, воспитатель Елена Геннадьевна, предложила провести опыты с солью, мне стало так интересно. что я решил выяснить:Ц...
Конспект НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности "Волшебная соль" (старшая группа)
Цель: Расширение и систематизация представлений детей о соли и её свойствах. Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предм...
Познавательно-исследовательский ПРОЕКТ «Волшебная соль» средняя группа
Познавательно-исследовательскийПРОЕКТ«Волшебная соль»средняя группа...
Исследовательская работа "Волшебная соль"
Цель: Выяснить какие «волшебные» свойства имеет соль.Чтобы достигнуть цели, нужно выполнить задачи:Изучить литературу по теме;Провести опыты с солью;Сделать выводы по результатам опыт...
Познавательно-исследовательский проект «Волшебная соль»
Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое....