РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ И ВОСПИТАНИЮ
рабочая программа на тему
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Программа по духовно-нравственному воспитанию решает задачу восстановления, сохранения исторической памяти, духовно-нравственных традиционных ценностей, которые всегда являлись почвой, объединяющей народы и питающей народную жизнь и культуру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ И ВОСПИТАНИЮ | 59.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
Детский сад №2 «Теремок» г. Приморска.
Утверждаю
Заведующий
МБДОУ д/с №2
________Белых Е.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ
РАЗВИТИЮ И ВОСПИТАНИЮ
Разработчик:
воспитатель первой категории
Боголюбова Наталья Геннадиевна
2016г.
Актуальность
Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном обществе. В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».
«Истоки» служат укреплению отечественных духовных ценностей, способствуют защите культурного, духовного, нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни. «Истоки» позволяют сформировать у дошкольников целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются, подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. «Истоки» направлены на развитие духовно-нравственного стержня личности, укрепление семьи, создание доверительных отношений между детьми и родителями. Авторы программы «Социокультурные истоки» (И.А. Кузьмин, профессор Российской Академии естественных наук, г. Москва, А.В. Камкин, профессор Вологодского государственного педагогического университета, г. Вологда). Программа реализуется под эгидой Российской Академии естественных наук с 1995 г., была рассмотрена и получила поддержку в июле 1998 г. в Комитете по образованию и науке Государственной Думы. В 2002 г. инструментарий по программе «Истоки».
Пояснительная записка.
"Пока душа еще способна к образованию, нежна и, подобно воску, уступчива, удобно напечатлевает в себе налагаемые образы, надобно немедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре, чтобы, когда раскроется разум и придет в действие рассудок, начать течение с положенных первоначально оснований и преподанных образов благочестия, между тем как разум будет внушать полезное, а навык облегчит преуспеяние."
Святитель Василий Великий
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Исторические перемены российской жизни в 20 в., связанные с трагическими событиями русской революции и идеологией «нового человека», «нового мира» и т.д., приведшей к «вымыванию» (если не сказать насильственному искоренению) национальной культурной доминанты; сложные, противоречивые и часто деструктивные явления в современном культурном и образовательном процессе постперестроечного периода; общие глобализационные процессы – ставят перед образованием задачу восстановления, сохранения исторической памяти, духовно-нравственных традиционных ценностей, которые всегда являлись почвой, объединяющей народы и питающей народную жизнь и культуру.
В этой ситуации вновь возникает тяга к национальным истокам, к своей культурно-исторической специфике.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности. Программа создаёт условия для развития личности и самореализации. Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности ребенка. Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе деятельности воспитателя и детского сада. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на детский сад задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. В воспитательной работе используется программа нравственно-духовного развития дошкольников «Истоковедение, социокультурные истоки» (авторы Кузьмин И.А., Сильвестрова Л.П.).
Основная цель программы в дошкольный период— заложить основы формирования духовно-нравственной личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
Целями данной Программы являетсясоздание условий:
- для сохранения духовно-нравственного здоровья детей, путём приобщения их к нравственным и духовным ценностям христианской культуры и формирования у дошкольников ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно - исторических и духовно-нравственных, патриотических и общечеловеческих принципах нашего Отечества;
- для более тесного сотрудничества семьи и детского сада, повышения воспитательного и образовательного потенциала цепочки - семья, детский сад и ребенок.
Задачи программы.
- Объединение усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи для создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.
- раннее и системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
- присоединение семьи к детскомусаду ;
- формирование ощущения своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству на основе развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
- подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики и знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации.
В средней группе задачами воспитательно - образовательной работы являются:
∙ первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды и деятельности в ней человека,
∙ развитие способности следовать нравственным нормам и правилам на основе формирующихся у детей потребностей в социальном соответствии,
∙ развитие способности чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми и внимательными к родителям и другим близким людям, ∙ развитие навыков познавательного и личностного общения со сверстниками и взрослыми.
В возрасте 4-5 лет дети ясно осознают, что у них есть родной дом, семья, в которой они находят радость и утешение. Дружная семья дает ощущение домашнего тепла, позволяет ребенку почувствовать, что родные люди всегда являются для него надеждой и опорой. Родной дом – начало всех путей и дорог. Куда за руку поведут ребенка взрослые? Какие дороги можно назвать добрыми? Известно, что отношение к действительности в детстве носит мифологический характер: дети верят в чудо, в волшебную силу слова, поэтому особую воспитательную ценность приобретают сказки. Сказки дают образы, в которых выражаются и которыми питаются чувства детей. Восприятие труда ребенком также имеет свои особенности. Для него на первый план выступает не технологический, а смысловой аспект различных видов трудовой деятельности. Включение категории «Праведный труд» программу средней группы детского сада позволяет подвести детей к восприятию труда как естественного и необходимого состояния человека, условия его полноценной жизни. Взаимодействуя со взрослыми, дети учатся произносить слова благодарности руководствуясь не только правилами вежливости, а с целью выразить имеющиеся у них добрые чувства. Во время праздников дети имеют возможность испытать ощущение родства с окружающими их людьми, природой, они испытывают радость и стремление поделиться ею с окружающими – в этом и состоит труд души.
В старшей группе задачами воспитательно-образовательной работы являются:
∙ первоначальное прочувствованное восприятие детьми ценностей внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, Мудрость),
∙ дальнейшее развитие опыта активного взаимодействия с взрослыми и сверстниками,
∙ развитие способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей,
∙ развитие первичной рефлексии и идентификации,
∙ создание условий для формирования адекватной самооценки.
Возраст 5 лет – время, когда ребенок в полной мере открывает для себя существование внутреннего мира в других людях. Происходит расширение социальных связей, в процессе общения с взрослыми и сверстниками уточняется самооценка, формируются социальные чувства – альтруизм, стыд, чувство совести. В традициях русской культуры духовно-нравственное воспитание детей всегда было связано с верой.
В рамках программы «Истоки» не ставится цель религиозного просвещения детей, решение этого вопроса входит исключительно в компетенцию семьи. Вера рассматривается как вера в родную землю, родной народ, надежда на завтрашнюю радость, устремление к доброму исходу дела. Вера и возникающее на ее основе доверие опыту старших является основой послушания, позволяющего родителям и детям обрести радость и душевный покой.
Главным условием доброй надежды является согласие. Дети учатся достигать согласия с взрослыми и ровесниками в деле (выполняя задания в паре или микрогруппе), в слове, следуя добрым советам старших (занятия «Мудрое слово», «Мудрые люди»), в чувствах и устремлениях (занятия «Добрые друзья», «Добрые дела»). Мудрый опыт поколений (правила поведения, нравственности) сохранен наиболее полно в народных сказках, пословицах, поговорках.
Периодичность и продолжительность занятий.
Продолжительность:
20 минут с детьми 4-5 лет
25 минут с детьми 5-6 лет
- Общее количество занятий на один возраст : в год - 36 занятий,
в месяц - 4 занятий
в неделю - 1 занятие
Место (роль) программы в образовательном процессе
- Программа интегрируется с основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Детство» Т.И. Бабаевой.
- Данная программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по образовательным областям:
- «Художественное творчество», где используются произведения народно-прикладного искусства.
- «Музыка», где разучиваются русские народные песни, хороводы, танцы, игры и т.д.
- «Художественная литература» - использование фольклора во всех его проявлениях ( сказки, песенки, пословицы, поговорки, былины, докучные сказки и т.д.)
- «Познание: ребенок в мире природы», где знакомят детей с предметами национального характера. Знакомство детей с народными праздниками и традициями позволят им наблюдать за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
- «Физическая культура», где знакомят детей с народными играми.
Формы работы.
Ресурсный круг – основная активная форма обучения. В ресурсном круге каждый ребенок получает реальную возможность высказаться. Дети и взрослые, находясь в кругу, лицом друг к другу, учатся, не перебивая, слушать друг друга, соблюдать очередность высказывания или выполнения действий, приобретают опыт взаимопонимания и взаимопомощи. Выполнение действий в ресурсном круге (пение колыбельной, рассказывание потешки и т. д.) позволяет ребенку лучше узнать себя и своих товарищей. Результатом такой самооценки и взаимооценки становится устойчивое позитивное отношение к себе и своим ровесникам. Средством, усиливающим мотивацию к общению в ресурсном круге, является использование предметов (кукла, книга, иллюстрация и т. д.)
Работа в паре – активная форма обучения, предполагающая необходимость прийти к единому мнению, договориться, вместе представить результат. Работа в паре позволяет избежать конкуренции и подготовить ребенка к участию к коллективной деятельности.
Работа в микрогруппе – активная форма обучения, предполагающая выполнение каких-либо действий небольшой группой детей (3-5 человек). Данная форма обучения удовлетворяет все основные коммуникативные потребности дошкольников: потребность во взаимопонимании, в оценке, в равноправном участии в деле. Активные формы обучения вынуждают детей искать точки соприкосновения, сходства, общности друг с другом, учат сопереживанию, умению согласовывать с другими людьми свои мнения и оценки, слаженности действий.
- Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
- Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
- Проведение совместных праздников, приуроченных к Рождеству, Пасхе, Дню Защитника Отечества, Дню Матери.
- Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения. Использование информационных компьютерных технологий.
- Экскурсии, целевые прогулки (в Храм, краеведческий музей, мини-музей «Русская изба», по историческим местам города и района);
- Детская благотворительность.
- Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
- Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
- Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.
- Творческие вечера.
- Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
Для реализации программы используются следующие методы:
- наглядный,
- словесный,
- практический.
Наглядный метод используется во время:
- выполнения практических работ;
- наблюдений;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведения дидактических игр;
- экскурсий по городу, целевых прогулок;
- моделирования сказок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
- чтения литературных произведений воспитателем;
- чтения стихотворений детьми, воспитателем;
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
- ответов на вопросы педагога, детей;
- проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- загадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбора житейских ситуаций;
- проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
- чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо:
- организовывать продуктивную деятельность;
- провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
- оформить выставочный материал;
- оформить коллекцию наглядности для занятия;
- сшить кукол к сказкам;
- организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
- провести экскурсии различной направленности;
- организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Работа с родителями.
Федеральные государственные образовательные стандарты ориентируют современное дошкольное образование на активное взаимодействие с семьями воспитанников в образовательном процессе.
Работа с родителями является важным ключевым элементом реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования. Осознавая тот факт, что решающую роль в духовно – нравственном развитии ребенка играет его семья, недостаточно формировать систему ценностей у ребенка только в детском саду. Такую работу необходимо проводить как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении.
Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»
ставит следующие задачи:
Объединить усилия детского сада и семьи с целью формирования у взрослых и детей единой системы ценностей.
Осуществлять руководство взаимодействием взрослых и детей.
Обеспечивать воспитателя социокультурным инструментарием, способствующим формированию духовно – нравственной основы личности, начиная с дошкольного возраста.
Повышать педагогическую культуру родителей.
Формы работы с родителями:
- родительские собрания на духовно-нравственные темы;
- лекторий для родителей;
- открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
- вечера вопросов и ответов;
- проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);
- факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
- индивидуальные консультации специалистов;
- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
- совместные экскурсии;
- совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
- помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Ожидаемые результаты:
- сформированность первых представлений о культуре своего народа, обычаях;
- обогащение словарного запаса детей;
- сформированность представлений о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваги;
- развитие коммуникативных навыков, уважительного отношения к взрослым, сверстникам, малышам;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- сформированность первых представлений о своей истории, традициях и обычаях русского народа;
- обогащение представлений детей о культурном наследии своего народа;
- сформированность первоначальных навыков доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия, способности различать нравственное и безнравственное;
- сформированность первоначальных универсальных учебных действий.
Учебно - методический комплекс для Программы «Истоки»
разработан для 4-х возрастных групп: младшей, средней, старшей, подготовительной.
Для осуществления воспитательно-образовательной работы разработан следующий инструментарий:
∙ комментарии к программе («Истоковедение», т. 5, с. 138),
∙ содержание курса по возрастам («Истоковедение», т. 5, с. 109),
∙ планы итоговых занятий с детьми 3-7 лет («Истоковедение», т. 5, с. 113),
∙ методическое пособие «Активные формы обучения детей 3-7 лет» («Истоковедение», т. 5, с. 152),
∙ комплект из 9 книг для развития детей 4-6 лет
,∙ методические рекомендаци к использованию книг для развития детей дошкольного возраста («Истоковедение», т. 11, с. 15),
∙ программа по работе с родителями «Моя семья» («Истоковедение», т. 11, с. 57). Инструментарий для программы «Моя семья» включает:
∙ методические рекомендации и комментарии к системе занятий с родителями («Истоковедение, т. 11, с.135),
∙ планы занятий с родителями детей 4-6 лет («Истоковедение, т. 11, с.62),
∙ методическое пособие «Активные занятия для работы с родителями» («Истоковедение, т. 11, с. 71).
Перспективный план образовательной деятельности
по программе «Социокультурные истоки»
Средний дошкольный возраст (4-5 лет).
Месяц | Содержание, формы, методы, приёмы работы | Цель, источник | Информационно- выставочная деятельность. Работа с родителями | |
«Домашнее тепло» Проявление душевной доброты. Родной дом. Внимание. Забота. Мир. Счастье. | ||||
Октябрь | 1.Чтение рассказа «Первая рыбка» чтение стихотворения «Веселая забота» | (книга 1«Дружная семья» стр.16); (книга 1 «Дружная семья» стр.25). | Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; тетрадь вопросов и ответов для родителей; | |
2Русская народная игра «Как у Дедушки Трифона». Пальчиковая игра «Семья» | (книга 1 «Дружная семья» стр.14-15). | |||
3Чтение рассказа «Семья» Хороводная песня –«По малину в сад пойдём» | (книга 1«Дружная семья» стр.11). (книга 1«Дружная семья» стр.10). | |||
4 Итоговое занятие – ресурсный круг «Беседа- Как в вашей семье родные и близкие заботятся друг о друге». Использование поэтических текстов. | (книга 2 «В добрый путь» стр.8-9). | |||
«Дружная семья»Родные люди. Семья. Взаимная любовь. Все вместе - так и душа на месте | ||||
Ноябрь | 1. Беседа «Моя семья». Как в вашей семье родные и близкие заботятся друг о друге. С использованием поэтических текстов пословиц и личного опыта детей. | Воспитать уважение, любовь к членам семьи. Узнавать членов семьи на фотографиях, рассматривать картинки, фото, отражающие любовь и нежность детей и взрослых (мать и дети, бабушка и внуки). (книга 1 «Дружная семья», стр.3) | Наглядные виды работы: информационно-образовательные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; -тетрадь вопросов и ответов для родителей; | |
2. Экскурсия в «Русскую избу» - предметы быта. Как жила семья на Руси. Показ презентации «Русская изба» | Знакомить с предметами быта «Русской избы», их строением и назначением (прялка, веретено, скалка, деревянные ложки). | |||
3. Чтение рассказа «Семеро по лавкам» Русская народная игра «Как у бабушки Ларисы» | (книга 1«Дружная семья» стр.26). (книга 1 «Дружная семья» стр.25). | |||
4.Итоговое занятие – ресурсный круг «Домашнее тепло. Светлый образ Матери». | («Истоковедение», том 5, стр.165-166); | |||
«Сказочный лес»Поле, лес, река - прекрасный мир природы. Что ты чувствуешь,являясь частью этого мира? Сказочные образы. | ||||
Декабрь | 1«Здравствуй, зимушка- зима»Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок» | (книга 2 «В добрый путь» стр. 13-14); стихотворения И.Токмаковой «Ели» | Родительский лекторий «Христианские традиции воспитания на Руси и современности»; индивидуальные консультации специалистов; | |
«Зимовье зверей» Знакомство со сказками «Зимовье зверей» (сокр). «Добрая девочка» | (книга 2 «В добрый путь» стр. 10-11); Русск нар сказка «Зимовье зверей». | |||
3Беседа с детьми на тему «Сказочный лес» на основе русской народной сказки «Снегурушка и Лиса» | (книга 2 «В добрый путь» стр. 23-25); стихотворения И.Токмаковой «Ели» | |||
4«Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!» Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание колядки «Щедровочка» | (книга 2 «В добрый путь» стр. 26-27); Активное занятие. | |||
«Дороги добра» Родной дом - начало всех путей и дорог. Какие из них можно назвать добрыми? Добрый пример и похвала - основание доброго опыта | ||||
Январь | 1Беседа с детьми на тему «Какую дорогу можно назвать доброй? » на основе русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» потешек пословиц | (книга 2 «В добрый путь» стр. 5-7); (стр.8); (стр.4) и личного опыта детей. | Наглядные виды работы: информационно-образовательные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; -тетрадь вопросов и ответов для родителей; | |
2Игра «Огород» Хороводная игра «Ой, вставала я ранешенько» | (книга 2 «В добрый путь» стр.9); (книга 2 «В добрый путь» стр.12). | |||
3Беседа на тему «Какие добрые дела могут совершать дети» на основе рассказа «Добрая девочка» | (книга 2 «В добрый путь» стр.11). | |||
4Итоговое занятие – ресурсный круг «Домашнее тепло» работа в парах «Дороги добра» | (книга 2 «В добрый путь» стр.13-14); («Истоковедение» том 5, стр.167-168); | |||
«Добрая забота»Братья наши меньшие. Доброта. Забота. | ||||
Февраль | 1Беседа с детьми на тему «Как мы заботимся о животных» на основе рассказа Л. Нечаева «Как покататься на лошадке» | (книга 3 «Добрая забота» стр.4) и личного опыта детей | Наглядные виды работы: информационно-образовательные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; -тетрадь вопросов и ответов для родителей; | |
2Беседа с детьми на тему «Почему корову называют «кормилицей?» на основе русской народной песни «Буренушка» | (книга 3 «Добрая забота» стр.12) | |||
3Хороводная игра «Летели две птички» Знакомство с обрядовыми песнями, посвящёнными Масленице. «Ой ты, Масленица!» Рассказ о Масленице. Пение обрядовых песен. | (книга 3 «Добрая забота» стр.9) | |||
4 Итоговое занятие. «Гуляй, да присматривайся» Беседа о характерных признаках весны. Разучивание заклички о весне «Жаворонки, прилетите». | (книга 3 «Добрая забота» стр.13-14). «Истоковедение», том 5, стр.171-173. Сценарий развлечения «Семь дней масленицы» | |||
«Любимая сказка»Чудесный мир сказки. Сказочный герой. Почему взрослые и дети любят сказки? | ||||
Март | 1 Викторина «Узнай и назови сказку» «Отгадайте сказочного героя», | (книга 4 «Благодарное слово» стр10). Стр12 | Наглядные виды работы: информационно-образовательные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; -тетрадь вопросов и ответов для родителей; | |
2Дидактическая игра с кубиками и пазлами «Собери картинку из любимой сказки». | ||||
3Чтение русской народной сказки «Крошечка – Хаврошечка» и выполнение задания по прочитанной сказке. | (книга 4 «Благодарное слово» стр12). | |||
4«Мудреному и счастье к лицу» Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок. | (книга 4 «Благодарное слово» стр11); «Истоковедение», том 5, стр.174 – 175; | |||
«Светлый праздник»Русская березка. Веселый хоровод. Святой храм. Пасха. Святая Троица. | ||||
Апрель | 1Чтение фрагмента И.Шмелева «Лето Господне» («Троица») Беседа с детьми о русской березе на основе рассказа К.Ушинского «Березка» Стихотворения «Я березка кудрявая» | (книга 4 «Благодарное слово» стр25-26); (книга 4 «Благодарное слово» стр27); (книга 4 «Благодарное слово» стр28). | Наглядные виды работы: информационно-образовательные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; -тетрадь вопросов и ответов для родителей; | |
2Беседа с детьми о русской березе на основе рассказа «Сказки про березоньку» Русский народный хоровод «Во поле береза стояла» | (книга 4 «Благодарное слово» стр30); (книга 4 «Благодарное слово» стр29). | |||
3 «Красная горка» Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры, пение частушек. | Сценарий развлечения «Пасхальная радость» Интернетресурсы. | |||
4 Итоговое занятие – ресурсный круг « Доброе слово березке» Чтение воспитателем отрывка из «Слова к родителям» | («Истоковедение», том 5, стр.176 – 177); (книга 4 «Благодарное слово» стр24); со слов «Троицын день.. .» до слов «В дни праздника мы миримся и благодарим». | |||
«Праведный труд»Труд - основа жизни семьи. На земле жить - людям пользу приносить. Каким добрым делам научили тебя взрослые? | ||||
Май | 1Беседа с детьми на тему «Труд человека кормит» на основе рассказа О.Абрамовой «Семейный праздник» | (книга 3 «Добрая забота» стр17-20). | Наглядные виды работы: информационно-образовательные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; -тетрадь вопросов и ответов для родителей; | |
2 Беседа с детьми на тему «Труд человека кормит» на основе рассказа П.Засодимского «Откуда хлеб взялся?» стихотворения Т.Шорыгиной «Жатва» | (книга 3 «Добрая забота» стр.24-25). | |||
3Беседа с детьми на тему «Как дети помогают взрослым» на основе стихотворения В.Глущенко «Грядка» Русская народная игра «Кто с нами?» | (книга 3 «Добрая забота» стр.24-25); (книга 3 «Добрая забота» стр.22-23). | |||
4Итоговое занятие – беседа с детьми на тему «Зачем детей нужно учить добру?» на основе рассказа К.Ушинского «На что тебе?» Оформление страницы альбома «Праведный труд» | (книга 3 «Добрая забота» стр.26); (книга 3 «Добрая забота» стр.27). |
Старший дошкольный возраст (5-6 лет).
Месяц | Содержание, формы, методы, приёмы работы | Цель, источник | Информационно- выставочная деятельность. Работа с родителями | ||
«Праздник урожая. Покров»Познакомить детей с сезонными переменами в природе и их причинами, способствовать развитию познавательного интереса к миру природы, закрепить знания детей по теме. | |||||
Октябрь | 1«Вершки да корешки» Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая игра «Вершки да корешки» загадывание детьми загадок. | Наглядные виды работы: информационно-образовательные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; -тетрадь вопросов и ответов для родителей; | |||
2«Хлеб- всему голова» Беседа с детьми «Откуда, хлеб пришёл?» знакомство со старинными орудиями труда-цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе. | |||||
3«Октябрь пахнет капустой» Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обячаях и праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода- деревянным корытцем, тяпкой. | |||||
4 Итоговое занятие «Праздник урожая» Повторение попевки «Восенушка- осень» | |||||
«Верность родной земле» Родная земля - место, где родился и живет человек. Богатыри и воины - защитники Земли Русской. Благодарная память. Верность и вера. | |||||
Ноябрь | 1Чтение былины «Илья Муромец» (в пересказе И.А. Кузьмина) Чтение былины «Бой с несметной ратью под Киевом» (по А.Н. Нечаевой) П/и «Наседка и коршун» | Книга «Верность родной земле» стр.4, 14 | Наглядные виды работы: информационно-образовательные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; -тетрадь вопросов и ответов для родителей; | ||
2Чтение былины «Добрыня Никитич и змей» (в пересказе И.А. Кузьмина) Словесная игра «Объясни слово» Чтение стихотворения «Русь»(И.С.Никитина) Словесная игра «Дополни предложение» | Книга «Верность родной земле» стр.8, 14 | ||||
3Чтение былины «Алеша Попович и ТугаринЗмеевич» (в пересказе И.А. Кузьмина) Дидактическая игра «Что может пригодиться богатырю в бою» | Книга «Верность родной земле» стр.12, 21. | ||||
4 Развлечение «День матери». | - Развивать духовно – нравственный потенциал дошкольников и родителей; - Упражнять в проговаривании поговорок о матери; -Воспитывать любовь и уважение к матери, нравственные качества личности. Сценарий праздника «День матери» с приглашением мам и бабушек. | ||||
«Радость послушания»Вера рождает доверие. Доверие к опыту взрослых. Уважение. Послушание. Душевный покой | |||||
Декабрь | 1 Чтение сказки «Гуси-лебеди» П/и «Гуси-лебеди». | Книга «Радость послушания» стр.4 Альбом для рисования стр.3 | Наглядные виды работы: информационно-образовательные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; -тетрадь вопросов и ответов для родителей; | ||
2 Чтение сказки С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
| Книга «Радость послушания» стр.7 Альбом для рисования стр.4 | ||||
3Словесная игра «Что такое хорошо, а что такое плохо». Акция «Сохраним елочку, зеленую иголочку» | Книга «Радость послушания» стр.24 | ||||
4 Рассказ И.С. Шмелев «Рождество» Разучивание стихов о рождестве. Закличек о коляде. | Книга «Светлая Надежда» стр.5 | ||||
«Светлая надежда»Рождество Христово. Рождественская елочка. Надежда в сердце. Ожидание. Рождественское чудо. Почему надежда дружит с верой? | |||||
Январь | 1 Совместная деятельность «Пришла коляда, открывай ворота». | Сценарий праздника «Пришла коляда-отваряй ворота». - Знакомить детей с праздником «Рождество»; - Воспитывать интерес к традициям русского народа, русскому фольклору. | Наглядные виды работы: информационно-образовательные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; -тетрадь вопросов и ответов для родителей; | ||
2 Рассказ Е. Ивановский «Предание о первой рождественской елке»
| Книга «Светлая Надежда» стр.9 | ||||
3 Беседа по сказке «Жадный кармашек» | Книга «Светлая Надежда» стр.12 | ||||
«Доброе согласие»Общая надежда. Крепкая дружба. Умей сказать и умей выслушать. | |||||
Февраль | 1 Рассказ И.С. Шмелев «Счастье мое миндальное». Раскрасить рисунок к фрагменту произведения. И.С. Шмелев «Счастье мое миндальное» | Книга «Светлая Надежда» стр.17, | Наглядные виды работы: информационно-образовательные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; -тетрадь вопросов и ответов для родителей; | ||
2 Рассказ Л. Нечаев «Саночки»
| Книга «Светлая Надежда» стр.20 | ||||
3 Рассказы К.Д. Ушинский «Четыре желания» | Книга «Светлая Надежда» стр.22 Альбом для рисования стр.5 | ||||
4Поэзия: А. Митяев «Сад», «Где жить хорошо», рассказ «Дружба». Подбор пословиц и поговорок о дружбе. | |||||
«Добрые дела» Взаимопомощь. Маленькие помощники. Радовать других - радоваться самому. | |||||
Март | 1 Сказка П.П. Ершов «Конёк-Горбунок» | Книга «Добрые друзья» стр.17 Альбом для рисования стр.11 | Наглядные виды работы: информационно-образовательные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; -тетрадь вопросов и ответов для родителей; | ||
2 Сказка П.П. Ершов «Конёк-Горбунок» (продолжение ) | Книга «Добрые друзья» стр.17 Альбом для рисования стр.12 | ||||
3«Мудреному и счастье к лицу» Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок. | |||||
4 Активное занятие «Добрые дела» Ресурсный круг – Добрые дела. Работа в парах. | Книга 4 «Добрые друзья» стр 34-35. | ||||
«Добрые друзья» Кого можно назвать добрым другом? Сочувствие. Взаимопомощь. | |||||
Апрель | 1.Сказка русская народная «Сивка-Бурка». Раскрасить рисунок к данной сказке. | Книга «Добрые друзья» стр.5, 11. | Наглядные виды работы: информационно-образовательные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; -тетрадь вопросов и ответов для родителей; | ||
2.Сказка русская народная «Зимовье зверей». Раскрасить рисунок к сказке. | Книга «Добрые друзья» стр.12 Альбом для рисования стр.8,9 | ||||
3.Сказка русская народная «Два Ивана – солдатских сына | Книга «Добрые друзья» стр. | ||||
4.Изготовление игрушки в подарок другу. | |||||
«Мудрое слово»Как сказка и пословица учат мудрости. Победа добра. Вера, надежда, любовь - правила мудрости. | |||||
Май | Русская народная сказка «Никита Кожемяка» | Книга «Мудрое слово» стр.5, стр.9 (Рисунок раскрасить) | Наглядные виды работы: информационно-образовательные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; -тетрадь вопросов и ответов для родителей; | ||
Чтение фрагментов из произведений, прочитанных в течение года: Былина «Бой с несметной ратью под Киевом», Сказка «Аленький цветочек», П.П. Ершов «Конёк – Горбунок». | Книга «Мудрое слово» стр.8 | ||||
Русская народная сказка «Белая уточка» | Книга «Мудрое слово» стр.10 | ||||
Беседа «Мудрости начала» | Русские народные загадки, пословицы, поговорки (составитель Ю.Г. Круглов) стр.261 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация рабочей программы кружка Художественно-эстетическое воспитание детей с нарушениями речи средствами фольклора
«…Детство – рассвет жизни, основа судьбы» (Р.М. Чумичева, доктор пед. наук) «…Русские сказки наравне с былинами, пословицами, поговорками составляют огромный пласт русской культу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию детей....
рабочая прграмма кружка по патриотическому воспитанию
рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию...
Рабочая программа по разделу "Экологическое воспитание" для группы общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет.
Рабочая программа по разделу "Экологическое воспитание" для группы общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет....
Рабочая программа по курсу "Экологическое воспитание" (старший дошкольный возраст)
1. Тематический план по курсу "Экологическое воспитание"2.. Содержание рабочей программы3. Перспективный план кружка "Юный эколог"4. Приложение к рабочей программе5. Пояснительная записка...
Рабочая программа инструктора по физическому воспитанию
Пояснительная записка, организация физкультурно-оздоровительной работы, содержание психолого-педагогической работы: образовательная область "Физическая культура", "Здоровье"....
Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Мой родной посёлок"
Настоящая программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию нравственно-патриотических качеств....