РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ И ВОСПИТАНИЮ
рабочая программа на тему

Боголюбова Наталья Геннадиевна

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Программа по духовно-нравственному воспитанию решает задачу восстановления, сохранения исторической памяти, духовно-нравственных традиционных ценностей, которые всегда являлись почвой, объединяющей народы и питающей народную жизнь и культуру

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

Детский сад №2 «Теремок» г. Приморска.

Утверждаю

Заведующий

МБДОУ д/с №2

________Белых Е.А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ

РАЗВИТИЮ И ВОСПИТАНИЮ

Разработчик:

 воспитатель первой категории

 Боголюбова Наталья Геннадиевна

        2016г.

Актуальность

      Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном обществе. В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».

       «Истоки» служат укреплению отечественных духовных ценностей, способствуют защите культурного, духовного, нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни. «Истоки» позволяют сформировать у дошкольников целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются, подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. «Истоки» направлены на развитие духовно-нравственного стержня личности, укрепление семьи, создание доверительных отношений между детьми и родителями.    Авторы программы «Социокультурные истоки» (И.А. Кузьмин, профессор Российской Академии естественных наук, г. Москва, А.В. Камкин, профессор Вологодского государственного педагогического университета, г. Вологда). Программа реализуется под эгидой Российской Академии естественных наук с 1995 г., была рассмотрена и получила поддержку в июле 1998 г. в Комитете по образованию и науке Государственной Думы. В 2002 г. инструментарий по программе «Истоки».

Пояснительная записка.

"Пока душа еще способна к образованию, нежна и, подобно воску, уступчива, удобно напечатлевает в себе налагаемые образы, надобно немедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре, чтобы, когда раскроется разум и придет в действие рассудок, начать течение с положенных первоначально оснований и преподанных образов благочестия, между тем как разум будет внушать полезное, а навык облегчит преуспеяние."

Святитель Василий Великий

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Исторические перемены российской жизни в 20 в., связанные с трагическими событиями русской революции и идеологией «нового человека», «нового мира» и т.д., приведшей к «вымыванию» (если не сказать насильственному искоренению) национальной культурной доминанты; сложные, противоречивые и часто деструктивные явления в современном культурном и образовательном процессе постперестроечного периода; общие глобализационные процессы – ставят перед образованием задачу восстановления, сохранения исторической памяти, духовно-нравственных традиционных ценностей, которые всегда являлись почвой, объединяющей народы и питающей народную жизнь и культуру.

В этой ситуации вновь возникает тяга к национальным истокам, к своей культурно-исторической специфике.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности. Программа создаёт условия для развития личности и самореализации. Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности ребенка. Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе деятельности воспитателя и детского сада. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на детский сад задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. В воспитательной работе используется программа нравственно-духовного развития дошкольников «Истоковедение, социокультурные истоки» (авторы Кузьмин И.А., Сильвестрова Л.П.).

Основная цель программы в дошкольный период— заложить основы формирования духовно-нравственной личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.

Целями данной Программы являетсясоздание условий:

 - для сохранения духовно-нравственного здоровья детей, путём приобщения их к нравственным и духовным ценностям христианской культуры и   формирования у дошкольников ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно - исторических и духовно-нравственных, патриотических и общечеловеческих принципах нашего Отечества;

- для более тесного сотрудничества семьи и детского сада, повышения воспитательного и образовательного потенциала цепочки - семья, детский сад и ребенок.

Задачи программы.

  • Объединение усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи для создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.
  •  раннее и системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
  • присоединение семьи к детскомусаду ;
  • формирование ощущения своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству на основе развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
  • подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики и знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации.

В средней группе задачами  воспитательно - образовательной работы являются:

 первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды и деятельности в ней человека,

 развитие способности следовать нравственным нормам и правилам на основе формирующихся у детей потребностей в социальном соответствии,

 развитие способности чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми и внимательными к родителям и другим близким людям,  развитие навыков познавательного и личностного общения со сверстниками и взрослыми.

      В возрасте 4-5 лет дети ясно осознают, что у них есть родной дом, семья, в которой они находят радость и утешение. Дружная семья дает ощущение домашнего тепла, позволяет ребенку почувствовать, что родные люди всегда являются для него надеждой и опорой. Родной дом – начало всех путей и дорог. Куда за руку поведут ребенка взрослые? Какие дороги можно назвать добрыми? Известно, что отношение к действительности в детстве носит мифологический характер: дети верят в чудо, в волшебную силу слова, поэтому особую воспитательную ценность приобретают сказки. Сказки дают образы, в которых выражаются и которыми питаются чувства детей. Восприятие труда ребенком также имеет свои особенности. Для него на первый план выступает не технологический, а смысловой аспект различных видов трудовой деятельности. Включение категории «Праведный труд» программу средней группы детского сада позволяет подвести детей к восприятию труда как естественного и необходимого состояния человека, условия его полноценной жизни. Взаимодействуя со взрослыми, дети учатся произносить слова благодарности руководствуясь не только правилами вежливости, а с целью выразить имеющиеся у них добрые чувства. Во время праздников дети имеют возможность испытать ощущение родства с окружающими их людьми, природой, они испытывают радость и стремление поделиться ею с окружающими – в этом и состоит труд души.

В старшей группе задачами воспитательно-образовательной работы являются:

 первоначальное прочувствованное восприятие детьми ценностей внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, Мудрость),

 дальнейшее развитие опыта активного взаимодействия с взрослыми и сверстниками,

 развитие способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей,

 развитие первичной рефлексии и идентификации,

 создание условий для формирования адекватной самооценки.

    Возраст 5 лет – время, когда ребенок в полной мере открывает для себя существование внутреннего мира в других людях. Происходит расширение социальных связей, в процессе общения с взрослыми и сверстниками уточняется самооценка, формируются социальные чувства – альтруизм, стыд, чувство совести. В традициях русской культуры духовно-нравственное воспитание детей всегда было связано с верой.

В рамках программы «Истоки» не ставится цель религиозного просвещения детей, решение этого вопроса входит исключительно в компетенцию семьи. Вера рассматривается как вера в родную землю, родной народ, надежда на завтрашнюю радость, устремление к доброму исходу дела. Вера и возникающее на ее основе доверие опыту старших является основой послушания, позволяющего родителям и детям обрести радость и душевный покой.

      Главным условием доброй надежды является согласие. Дети учатся достигать согласия с взрослыми и ровесниками в деле (выполняя задания в паре или микрогруппе), в слове, следуя добрым советам старших (занятия «Мудрое слово», «Мудрые люди»), в чувствах и устремлениях (занятия «Добрые друзья», «Добрые дела»). Мудрый опыт поколений (правила поведения, нравственности) сохранен наиболее полно в народных сказках, пословицах, поговорках.

Периодичность и продолжительность занятий.

Продолжительность:

20 минут с детьми 4-5 лет

25 минут с детьми 5-6 лет

  • Общее количество занятий на один возраст : в год - 36 занятий,

в месяц - 4 занятий

в неделю - 1 занятие

Место (роль) программы в образовательном процессе

  • Программа интегрируется с основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Детство» Т.И. Бабаевой.
  • Данная программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по образовательным областям:
  •  «Художественное творчество», где используются произведения народно-прикладного искусства.
  •  «Музыка», где разучиваются русские народные песни, хороводы, танцы, игры и т.д.
  •  «Художественная литература» - использование фольклора во всех его проявлениях ( сказки, песенки, пословицы, поговорки, былины, докучные сказки и т.д.)
  •  «Познание: ребенок в мире природы», где знакомят детей с предметами национального характера. Знакомство детей с народными праздниками и традициями позволят им наблюдать за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
  •  «Физическая культура», где знакомят детей с народными играми.

Формы работы.

Ресурсный круг – основная активная форма обучения. В ресурсном круге каждый ребенок получает реальную возможность высказаться. Дети и взрослые, находясь в кругу, лицом друг к другу, учатся, не перебивая, слушать друг друга, соблюдать очередность высказывания или выполнения действий, приобретают опыт взаимопонимания и взаимопомощи. Выполнение действий в ресурсном круге (пение колыбельной, рассказывание потешки и т. д.) позволяет ребенку лучше узнать себя и своих товарищей. Результатом такой самооценки и взаимооценки становится устойчивое позитивное отношение к себе и своим ровесникам. Средством, усиливающим мотивацию к общению в ресурсном круге, является использование предметов (кукла, книга, иллюстрация и т. д.)

 Работа в паре – активная форма обучения, предполагающая необходимость прийти к единому мнению, договориться, вместе представить результат. Работа в паре позволяет избежать конкуренции и подготовить ребенка к участию к коллективной деятельности.

Работа в микрогруппе – активная форма обучения, предполагающая выполнение каких-либо действий небольшой группой детей (3-5 человек). Данная форма обучения удовлетворяет все основные коммуникативные потребности дошкольников: потребность во взаимопонимании, в оценке, в равноправном участии в деле. Активные формы обучения вынуждают детей искать точки соприкосновения, сходства, общности друг с другом, учат сопереживанию, умению согласовывать с другими людьми свои мнения и оценки, слаженности действий.

  • Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
  • Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
  • Проведение совместных праздников, приуроченных к Рождеству, Пасхе, Дню Защитника Отечества, Дню Матери.
  • Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения. Использование информационных компьютерных технологий.
  • Экскурсии, целевые прогулки (в Храм, краеведческий музей, мини-музей «Русская изба», по историческим местам города и района);
  • Детская благотворительность.
  • Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
  • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
  • Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.
  • Творческие вечера.
  • Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.

Для реализации программы используются следующие методы:

- наглядный,

- словесный,

- практический.

Наглядный метод используется во время:

  •  выполнения  практических работ;
  • наблюдений;
  • показа сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • проведения дидактических игр;
  • экскурсий по городу, целевых прогулок;
  • моделирования сказок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

  • чтения литературных произведений воспитателем;
  • чтения стихотворений детьми, воспитателем;
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
  • ответов на вопросы педагога, детей;
  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
  • сообщения дополнительного материала воспитателем;
  • загадывания загадок;
  • рассматривания наглядного материала;
  • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
  • разбора житейских ситуаций;
  • проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
  • чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо:

  • организовывать продуктивную деятельность;
  • провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
  •  оформить выставочный материал;
  • оформить коллекцию наглядности для занятия;
  • сшить кукол к сказкам;
  • организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
  • провести экскурсии различной направленности;
  • организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
  • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Работа с родителями.

Федеральные государственные образовательные стандарты ориентируют современное дошкольное образование на активное взаимодействие с семьями воспитанников в образовательном процессе.

Работа с родителями является важным ключевым элементом реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования. Осознавая тот факт, что решающую роль в духовно – нравственном развитии ребенка играет его семья, недостаточно формировать систему ценностей у ребенка только в детском саду. Такую работу необходимо проводить  как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении.

Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»

ставит следующие задачи:

Объединить усилия детского сада и семьи с целью формирования у взрослых и детей единой системы ценностей.

Осуществлять руководство взаимодействием взрослых и детей.

Обеспечивать воспитателя социокультурным инструментарием, способствующим формированию духовно – нравственной основы личности, начиная с дошкольного возраста.

Повышать педагогическую культуру родителей.

Формы работы с родителями:

  • родительские собрания на духовно-нравственные темы;
  • лекторий для родителей;
  • открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
  • вечера вопросов и ответов;
  • проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);
  • факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
  • индивидуальные консультации специалистов;
  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
  • совместные экскурсии;
  • совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
  • помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

Ожидаемые результаты:

  • сформированность первых представлений о культуре своего народа, обычаях;
  • обогащение словарного запаса детей;
  • сформированность представлений о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваги;
  • развитие коммуникативных навыков, уважительного отношения к взрослым, сверстникам, малышам;
  • развитие эмоционально-волевой сферы;
  • сформированность первых представлений о своей истории, традициях и обычаях русского народа;
  • обогащение представлений детей о культурном наследии своего народа;
  • сформированность первоначальных навыков доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия, способности различать нравственное и безнравственное;
  • сформированность первоначальных универсальных учебных действий.

Учебно - методический комплекс для Программы «Истоки»

разработан для 4-х возрастных групп: младшей, средней, старшей, подготовительной.

        Для осуществления воспитательно-образовательной работы разработан следующий инструментарий:

 комментарии к программе («Истоковедение», т. 5, с. 138),

 содержание курса по возрастам («Истоковедение», т. 5, с. 109),

 планы итоговых занятий с детьми 3-7 лет («Истоковедение», т. 5, с. 113),

 методическое пособие «Активные формы обучения детей 3-7 лет» («Истоковедение», т. 5, с. 152),

 комплект из 9 книг для развития детей 4-6 лет

, методические рекомендаци к использованию книг для развития детей дошкольного возраста («Истоковедение», т. 11, с. 15),

 программа по работе с родителями «Моя семья» («Истоковедение», т. 11, с. 57). Инструментарий для программы «Моя семья» включает:

 методические рекомендации и комментарии к системе занятий с родителями («Истоковедение, т. 11, с.135),

 планы занятий с родителями детей 4-6 лет («Истоковедение, т. 11, с.62),

 методическое пособие «Активные занятия для работы с родителями» («Истоковедение, т. 11, с. 71).


Перспективный план образовательной деятельности

по программе «Социокультурные истоки»

Средний дошкольный возраст (4-5 лет).

Месяц

Содержание, формы, методы, приёмы работы

Цель, источник

Информационно-

выставочная

деятельность. Работа с родителями

«Домашнее тепло»  Проявление душевной доброты. Родной дом.

Внимание. Забота. Мир. Счастье.

Октябрь

1.Чтение рассказа «Первая рыбка»

чтение стихотворения «Веселая забота»

(книга 1«Дружная семья» стр.16);

(книга 1 «Дружная семья» стр.25).

Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

тетрадь вопросов и ответов для родителей;

2Русская народная игра «Как у Дедушки Трифона».

Пальчиковая игра «Семья»

(книга 1 «Дружная семья» стр.14-15).

3Чтение рассказа «Семья»

Хороводная песня –«По малину в сад пойдём»

(книга 1«Дружная семья» стр.11).

(книга 1«Дружная семья» стр.10).

4 Итоговое занятие – ресурсный круг «Беседа- Как в вашей семье родные и близкие заботятся друг о друге». Использование поэтических текстов.

(книга 2 «В добрый путь» стр.8-9).

«Дружная семья»Родные люди.

Семья. Взаимная любовь. Все вместе - так и душа на месте

Ноябрь

1. Беседа «Моя семья». Как в вашей семье родные и близкие заботятся друг о друге.  С использованием поэтических текстов пословиц и личного опыта детей.

Воспитать уважение, любовь к членам семьи. Узнавать членов семьи на фотографиях, рассматривать картинки, фото, отражающие любовь и нежность детей и взрослых (мать и дети, бабушка и внуки).
(книга 1 «Домашнее тепло» стр. 24-25);

(книга 1 «Дружная семья», стр.3)

Наглядные виды работы: информационно-образовательные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

-тетрадь вопросов и ответов для родителей;

2. Экскурсия в «Русскую избу» - предметы быта. Как жила семья на Руси. Показ презентации «Русская изба»

Знакомить с предметами быта «Русской избы», их строением и назначением (прялка, веретено, скалка, деревянные ложки).

3. Чтение рассказа «Семеро по лавкам»

Русская народная игра «Как у бабушки Ларисы»

(книга 1«Дружная семья» стр.26).

(книга 1 «Дружная семья» стр.25).

4.Итоговое занятие – ресурсный круг «Домашнее тепло. Светлый образ Матери».

(«Истоковедение», том 5, стр.165-166);

«Сказочный лес»Поле, лес, река - прекрасный мир природы. Что ты чувствуешь,являясь частью этого мира? Сказочные образы.

Декабрь

1«Здравствуй, зимушка- зима»Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок»

(книга 2 «В добрый путь» стр. 13-14);

стихотворения И.Токмаковой «Ели»

Родительский  лекторий  «Христианские традиции воспитания  на Руси и современности»;

индивидуальные консультации специалистов;

«Зимовье зверей» Знакомство со сказками «Зимовье зверей» (сокр). «Добрая девочка»

(книга 2 «В добрый путь» стр. 10-11);

Русск нар сказка «Зимовье зверей».

3Беседа с детьми на тему «Сказочный лес» на основе русской народной сказки «Снегурушка и Лиса»

(книга 2 «В добрый путь» стр. 23-25);

стихотворения И.Токмаковой «Ели»

4«Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!»

Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание колядки «Щедровочка»

(книга 2 «В добрый путь» стр. 26-27); Активное занятие.

«Дороги добра» Родной дом - начало всех путей и дорог. Какие из них можно назвать добрыми?

Добрый пример и похвала - основание доброго опыта

Январь

1Беседа с детьми на тему «Какую дорогу можно назвать доброй? » на основе русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко»

потешек

пословиц

(книга 2 «В добрый путь» стр. 5-7);

(стр.8);

(стр.4)

и личного опыта детей.

Наглядные виды работы: информационно-образовательные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

-тетрадь вопросов и ответов для родителей;

2Игра «Огород»

Хороводная игра «Ой, вставала я ранешенько»

(книга 2 «В добрый путь» стр.9);

(книга 2 «В добрый путь» стр.12).

3Беседа на тему «Какие добрые дела могут совершать дети» на основе рассказа «Добрая девочка»

(книга 2 «В добрый путь» стр.11).

4Итоговое занятие – ресурсный круг «Домашнее тепло» работа в парах «Дороги добра»

(книга 2 «В добрый путь» стр.13-14);

(«Истоковедение» том 5, стр.167-168);

«Добрая забота»Братья наши меньшие. Доброта. Забота.

Февраль

1Беседа с детьми на тему «Как мы заботимся о животных» на основе рассказа

Л. Нечаева «Как покататься на лошадке»

(книга 3 «Добрая забота» стр.4) и личного опыта детей

Наглядные виды работы: информационно-образовательные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

-тетрадь вопросов и ответов для родителей;

2Беседа с детьми на тему «Почему корову называют «кормилицей?» на основе русской народной песни «Буренушка»

(книга 3 «Добрая забота» стр.12)

3Хороводная игра «Летели две птички»

Знакомство с обрядовыми песнями, посвящёнными Масленице.

«Ой ты, Масленица!»

Рассказ о Масленице. Пение обрядовых песен.

(книга 3 «Добрая забота» стр.9)

4 Итоговое занятие.

«Гуляй, да присматривайся» Беседа о характерных признаках весны. Разучивание заклички о весне «Жаворонки, прилетите».

(книга 3 «Добрая забота» стр.13-14).

«Истоковедение», том 5, стр.171-173.

Сценарий развлечения «Семь дней масленицы»

«Любимая сказка»Чудесный мир сказки. Сказочный герой. Почему взрослые и дети любят сказки?

Март

1 Викторина «Узнай и назови сказку»

«Отгадайте сказочного героя»,

(книга 4 «Благодарное слово» стр10).

Стр12

Наглядные виды работы: информационно-образовательные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

-тетрадь вопросов и ответов для родителей;

2Дидактическая игра с кубиками и пазлами «Собери картинку из любимой сказки».

3Чтение русской народной сказки «Крошечка – Хаврошечка» и выполнение задания по прочитанной сказке.

(книга 4 «Благодарное слово» стр12).

4«Мудреному и счастье к лицу» Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок.

(книга 4 «Благодарное слово» стр11);

«Истоковедение», том 5, стр.174 – 175;

«Светлый праздник»Русская березка. Веселый хоровод. Святой храм. Пасха. Святая Троица.

Апрель

1Чтение фрагмента И.Шмелева «Лето Господне» («Троица»)

Беседа с детьми о русской березе на основе рассказа К.Ушинского «Березка»

Стихотворения «Я березка кудрявая»

(книга 4 «Благодарное слово» стр25-26);

(книга 4 «Благодарное слово» стр27);

(книга 4 «Благодарное слово» стр28).

Наглядные виды работы: информационно-образовательные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

-тетрадь вопросов и ответов для родителей;

2Беседа с детьми о русской березе на основе рассказа «Сказки про березоньку»

Русский народный хоровод «Во поле береза стояла»

(книга 4 «Благодарное слово» стр30);

(книга 4 «Благодарное слово» стр29).

3 «Красная горка» Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры, пение частушек.

Сценарий развлечения «Пасхальная радость» Интернетресурсы.

4 Итоговое занятие – ресурсный круг

« Доброе слово березке»

Чтение воспитателем отрывка из «Слова к родителям»

(«Истоковедение», том 5, стр.176 – 177);

(книга 4 «Благодарное слово» стр24); со слов «Троицын день.. .» до слов «В дни праздника мы миримся и благодарим».

«Праведный труд»Труд - основа жизни семьи. На земле жить - людям пользу приносить. Каким добрым делам научили тебя взрослые?

Май

1Беседа с детьми на тему «Труд человека кормит» на основе рассказа О.Абрамовой «Семейный праздник»

(книга 3 «Добрая забота» стр17-20).

Наглядные виды работы: информационно-образовательные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

-тетрадь вопросов и ответов для родителей;

2 Беседа с детьми на тему «Труд человека кормит» на основе рассказа П.Засодимского «Откуда хлеб взялся?»

стихотворения Т.Шорыгиной «Жатва»

(книга 3 «Добрая забота» стр.24-25).

3Беседа с детьми на тему «Как дети помогают взрослым» на основе стихотворения В.Глущенко «Грядка»

Русская народная игра «Кто с нами?»

(книга 3 «Добрая забота» стр.24-25);

(книга 3 «Добрая забота» стр.22-23).

4Итоговое занятие – беседа с детьми на тему «Зачем детей нужно учить добру?» на основе рассказа К.Ушинского

«На что тебе?»

Оформление страницы альбома «Праведный труд»

(книга 3 «Добрая забота» стр.26);

(книга 3 «Добрая забота» стр.27).

Старший дошкольный возраст (5-6 лет).

Месяц

Содержание, формы, методы, приёмы работы

Цель, источник

Информационно-

выставочная

деятельность. Работа с

родителями

«Праздник урожая. Покров»Познакомить детей с сезонными переменами в природе и их причинами, способствовать развитию познавательного интереса к миру природы, закрепить знания детей по теме.

Октябрь

1«Вершки да корешки» Знакомство со сказкой «Мужик и медведь». Дидактическая игра «Вершки да корешки» загадывание детьми загадок.

Наглядные виды работы: информационно-образовательные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

-тетрадь вопросов и ответов для родителей;

2«Хлеб- всему голова» Беседа с детьми «Откуда, хлеб пришёл?» знакомство со старинными орудиями труда-цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.

3«Октябрь пахнет капустой»        Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обячаях и праздниках (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода- деревянным корытцем, тяпкой.

4 Итоговое занятие «Праздник урожая» Повторение попевки «Восенушка- осень»

«Верность родной земле» Родная земля - место, где родился и живет человек. Богатыри и воины - защитники Земли Русской.

Благодарная память. Верность и вера.

Ноябрь

1Чтение былины «Илья Муромец»

(в пересказе И.А. Кузьмина)        

Чтение былины «Бой с несметной ратью под Киевом» (по А.Н. Нечаевой)

П/и  «Наседка и коршун»

Книга «Верность родной земле» стр.4, 14

Наглядные виды работы: информационно-образовательные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

-тетрадь вопросов и ответов для родителей;

2Чтение былины «Добрыня Никитич и змей»

(в пересказе И.А. Кузьмина)        

Словесная игра «Объясни слово»

Чтение стихотворения «Русь»(И.С.Никитина)

Словесная игра «Дополни предложение»        

Книга «Верность родной земле» стр.8, 14

3Чтение былины

 «Алеша Попович и ТугаринЗмеевич»

(в пересказе И.А. Кузьмина)

Дидактическая игра «Что может пригодиться богатырю в бою»                

Книга «Верность родной земле» стр.12, 21.

4 Развлечение «День матери».        

- Развивать духовно – нравственный потенциал дошкольников и родителей;

- Упражнять в проговаривании поговорок о матери;

-Воспитывать любовь и уважение к матери, нравственные качества личности. Сценарий праздника «День матери» с приглашением мам и бабушек.

«Радость послушания»Вера рождает доверие. Доверие к опыту взрослых. Уважение. Послушание. Душевный покой

Декабрь

1 Чтение сказки «Гуси-лебеди»

П/и  «Гуси-лебеди».        

Книга «Радость послушания» стр.4

Альбом для рисования стр.3

Наглядные виды работы: информационно-образовательные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

-тетрадь вопросов и ответов для родителей;

2 Чтение сказки С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

        

Книга «Радость послушания» стр.7 Альбом для рисования стр.4

3Словесная игра         

«Что такое хорошо, а что такое плохо». Акция «Сохраним елочку, зеленую иголочку»

Книга «Радость послушания» стр.24

4 Рассказ И.С. Шмелев «Рождество»

Разучивание стихов о рождестве. Закличек о коляде.

Книга «Светлая Надежда» стр.5

«Светлая надежда»Рождество Христово. Рождественская елочка. Надежда в сердце. Ожидание. Рождественское чудо. Почему надежда дружит с верой?

Январь

1 Совместная деятельность «Пришла коляда, открывай ворота».        

Сценарий праздника «Пришла коляда-отваряй ворота».

- Знакомить детей с праздником «Рождество»;

- Воспитывать интерес к традициям русского народа, русскому фольклору.

Наглядные виды работы: информационно-образовательные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

-тетрадь вопросов и ответов для родителей;

2 Рассказ Е. Ивановский «Предание о первой рождественской елке»

        

Книга «Светлая Надежда» стр.9

3  Беседа по сказке «Жадный кармашек»

Книга «Светлая Надежда» стр.12

«Доброе согласие»Общая надежда. Крепкая дружба.

Умей сказать и умей выслушать.

Февраль

1 Рассказ И.С. Шмелев «Счастье мое миндальное».

Раскрасить рисунок к фрагменту произведения. И.С. Шмелев «Счастье мое миндальное»        

Книга «Светлая Надежда» стр.17,

Наглядные виды работы: информационно-образовательные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

-тетрадь вопросов и ответов для родителей;

2 Рассказ Л. Нечаев «Саночки»

        

Книга «Светлая Надежда» стр.20

3 Рассказы  К.Д. Ушинский «Четыре желания»        

Книга «Светлая Надежда» стр.22

Альбом для рисования стр.5

4Поэзия: А. Митяев  «Сад», «Где жить хорошо»,  рассказ «Дружба». Подбор пословиц и поговорок о дружбе.

«Добрые дела» Взаимопомощь. Маленькие помощники.

Радовать других - радоваться самому.

Март

1 Сказка П.П. Ершов «Конёк-Горбунок»        

Книга «Добрые друзья» стр.17

Альбом для рисования стр.11

Наглядные виды работы: информационно-образовательные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

-тетрадь вопросов и ответов для родителей;

2 Сказка П.П. Ершов «Конёк-Горбунок» (продолжение )        

Книга «Добрые друзья» стр.17

Альбом для рисования стр.12

3«Мудреному и счастье к лицу» Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок.

4 Активное занятие «Добрые дела»

Ресурсный круг – Добрые дела. Работа в парах.

Книга 4 «Добрые друзья» стр 34-35.

«Добрые друзья» Кого можно назвать добрым другом?

Сочувствие. Взаимопомощь.

Апрель

1.Сказка русская народная «Сивка-Бурка». Раскрасить рисунок к данной сказке.

Книга «Добрые друзья» стр.5, 11.

Наглядные виды работы: информационно-образовательные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

-тетрадь вопросов и ответов для родителей;

2.Сказка русская народная «Зимовье зверей». Раскрасить рисунок к сказке.

Книга «Добрые друзья» стр.12

Альбом для рисования стр.8,9

3.Сказка русская народная «Два Ивана – солдатских сына

Книга «Добрые друзья» стр.

4.Изготовление игрушки в подарок другу.

«Мудрое слово»Как сказка и пословица учат мудрости. Победа добра.

Вера, надежда, любовь - правила мудрости.

Май

Русская народная сказка «Никита Кожемяка»

Книга «Мудрое слово» стр.5, стр.9 (Рисунок раскрасить)

Наглядные виды работы: информационно-образовательные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

-тетрадь вопросов и ответов для родителей;

Чтение фрагментов из произведений, прочитанных  в течение года:

Былина «Бой с несметной ратью под Киевом», Сказка «Аленький цветочек», П.П. Ершов «Конёк – Горбунок».

Книга «Мудрое слово» стр.8

Русская народная сказка «Белая уточка»

Книга «Мудрое слово» стр.10

Беседа «Мудрости начала»

Русские народные загадки, пословицы, поговорки (составитель Ю.Г. Круглов) стр.261


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация рабочей программы кружка Художественно-эстетическое воспитание детей с нарушениями речи средствами фольклора

«…Детство – рассвет жизни, основа судьбы» (Р.М. Чумичева, доктор пед. наук)   «…Русские сказки наравне с былинами, пословицами, поговорками составляют огромный пласт русской культу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ

Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию детей....

рабочая прграмма кружка по патриотическому воспитанию

рабочая программа кружка по патриотическому воспитанию...

Рабочая программа по разделу "Экологическое воспитание" для группы общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет.

Рабочая программа по разделу "Экологическое воспитание"  для группы общеразвивающей направленности с 4 до 5 лет....

Рабочая программа по курсу "Экологическое воспитание" (старший дошкольный возраст)

1. Тематический план по курсу "Экологическое воспитание"2.. Содержание рабочей программы3.  Перспективный план кружка "Юный эколог"4. Приложение к рабочей программе5. Пояснительная записка...

Рабочая программа инструктора по физическому воспитанию

Пояснительная записка, организация физкультурно-оздоровительной работы, содержание психолого-педагогической работы: образовательная область "Физическая культура", "Здоровье"....

Рабочая программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Мой родной посёлок"

Настоящая программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию нравственно-патриотических качеств....