Развитие творческих способностей дошкольников.
презентация к уроку (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность темы нашего исследования связана с тем, что дошкольный возраст - благоприятный период для развития творчества. Обществу необходимы люди, которые способно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Т ворческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Социальный заказ общества на развитие творческих способностей детей сформулирован в нормативных документах системы дошкольного образования. В ФГОС ДО записано, что « Образовательная программа детского сада должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для развития его инициативы и творческих способностей». Система дошкольного образования почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей детей, Поэтому способности развиваются в основном стихийно.
Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами аппликации Цель работы -исследовать педагогические условия совершенствования творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами аппликации. Объектом исследования -процесс развития индивидуально-типологических особенностей детей среднего дошкольного возраста. Предметом исследования- развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средства аппликации.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Большой вклад внесли педагоги и психологи: Б.Г. Ананьева, Л.А. Венгер, Б.П.Теплов, Н.А. Ветлугина, А.А. Грибовская, Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова и др.
Развитие творческих способностей будет осуществляться успешно при условиях: Если будет разработана система занятий по аппликации; Если будет организована совместная деятельность педагогов ДОУ по аппликации в образовательном процессе с детьми (мастер-классы, творческие лаборатории, выставки, оформление групп и фаье детского сада); Если будет пополнена предметно-пространственная среда по изобразительной деятельности.
Задачи: На основе психолого-педагогической и методической литературы обосновать понятия «творческие способности» и «аппликация»; Проанализировать содержание разделов «познавательное развитие» и «художественно-эстетическое развитие» по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса и доказать их значение в формировании творческих способностей дошкольников; Изучить творческие способности детей среднего дошкольного возраста; Провести опытную работу по формированию творческих способностей среднего дошкольного возраста посредством аппликации.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие Творческие способности Социально-личностное развитие Физи ч еское развитие Художественно-эстетическое развитие Речевое развитие
Теоретико-методологическую основу составили: Концепция креативности Е.П. Торренса. Теоретические исследования творческих способностей детей (Б.Г. Ананьева, Л.А. Венгер, Б.П.Теплов). Педагогический аспект художественно-творческого развития дошкольников (в трудах Н.А. Ветлугиной, А.А. Грибовской, Т.Н. Дороновой, Т.С. Комаровой).
Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Согласно общепринятому определению, аппликация (от лат. applicatio - прикладывание), способ создания орнаментов, изображений путём нашивания , наклеивания на ткань, бумагу и т. п. разноцветных кусочков какого-либо материала (ткань, бумага, мех, соломка и т. п.) другого цвета или выделки, а также орнамент, изображение, созданные по такому способу, придающему им особую рельефность.
Основные понятия: Творчество - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата. Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохранятся реалистическая основа самого изображения. Нетрадиционная аппликация-это аппликация с использованием нетрадиционного материала и способов работы. Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Исследовательский эксперимент проходил в три этапа: Констатирующий эксперимент. Цель: выявить уровень творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. Формирующий эксперимент. Цель: организовать и провести экспериментальную работу по выявлению творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
Основные методы исследования: -метод наблюдения; -беседа; -педагогический эксперимент; - анализ методической литературы по исследуемой работы; - сравнительно-сопоставительный анализ.
«Это мы Умеем:»
«У нас всё получиться»:
И это наши способности:
В лесу: Чудо-дерево:
Новогодняя ёлочка.
Снеговик.
«Наше творчество безгранично:»
Использованная литература Книги и журналы:
Уровни творческих способностей контрольной и экспериментальной групп в констатирующем эксперименте.
Сравнительная диаграмма развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста на контрольном эксперименте .
Заключение Дошкольный возраст - благоприятный период для развития прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе – творческие способности. Стимулирование творческой активности в различных видах деятельности в системе обучения детей среднего дошкольного возраста имеет большое значение для развития творчества средних дошкольников и развития ребёнка в целом. Процесс развития творческих способностей детей на занятиях аппликацией был наиболее эффективен, так как мы разработали систему занятий по аппликации, пополняли предметно-пространственную среду по изобразительной деятельности, организовали совместную деятельность педагогов и детей в образовательном процессе (творческих лабораторий, выставок, участие в конкурсах, оформление групп и т.д.). Группа детей в условиях опытно-экспериментальной работы показала динамику развития творческих способностей.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной художественно-творческой деятельности»
Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Одним из эффективных средств развития индивиду...
Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников.
Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития...
«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника».
«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника»....
Развитие творческих способностей дошкольника через художественно-творческую деятельность.
Рисование для ребенка - это игра. Дети с удовольствием и интересом чертят на бумаге каракули. Дай детям возможность, они изрисовали бы все вокруг. Как только ребенок поймет, что карандаш, ручка оставл...
«Методы и приёмы развития творческих способностей дошкольников в художественно-творческой деятельности (в рисовании) в соответствии с ФГОС ДО»
ü Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);ü Развитие детского творчества;ü Приобщение к изобр...
Творческий проект. Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников через дизайнерскую деятельность»
Творческий проект для детей 3-4 лет и их родителей ....