Педсовет по теме: «Формирование социально-нравственных и толерантных форм поведения в игровой деятельности детей»
материал (старшая группа) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Детский сад компенсирующего вида № 480 для детей с нарушением зрения
ЮГО- ВОСТОЧНОГО ОКРУЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Педсовет по теме:
«Формирование социально-нравственных и толерантных форм поведения в игровой деятельности детей»
Подготовила и провела: Шипунова О.В.
2013-2014учебный год
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития детей: чувствовать – познавать – творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.
Но сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях – перестало работать. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры, киборги и т.д.) может привести к кризису игровой культуры.
Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше уделяя внимание современным нетрадиционным дидактическим и развивающим компьютерным играм, способствуя адекватной социализации ребенка.
Из опыта роботы могу сказать, что развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, формированию предпосылок учебной деятельности способствуют следующие нетрадиционные игры: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры В. Воскобовича.
Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны – предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях, идет успешная подготовка к школе.
Для формирования взаимоуважения, чуткости и внимательности между детьми и родителями проводится следующая работа:
- создание ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям (организация поздравления с праздниками, днем рождения);
- организация совместной деятельности родителей и детей (проведение совместных дел, праздников, походов в лес, подготовка к проектам);
- выполнение творческих семейных заданий (докладов, рассказов о семье, о доме, о профессиях родителей);
- традиционные совместные чаепития по пятницам (изготовление салатов, накрывание столов, совместные беседы)Наиболее эффективными формами работы с семьей являются индивидуальные беседы, консультирование, проведение тренингов по общению, родительские собрания в форме «круглого стола» по теме: «Права ребен
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. К большому сожалению, сегодня материальные ценности доминируют над духовно- нравственными, а это, в свою очередь сказывается и на воспитание наших детей. Сегодня дети испытывают серьёзные трудности в общении со сверстниками, у них искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, патриотизме и т.д Таким образом, проблема социально- нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение.
Проанализировав результаты диагностики по социально-нравственному воспитанию в начале учебного года и комплексную программу «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, мы определили основные задачи по социально - нравственному воспитания детей подготовительной группы:
- Формирование качеств социальной зрелости личности ребенка, то есть усвоение им нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности.
- Формирование навыков культуры общения и разрешения проблемных ситуаций.
- Формирование интереса к ознакомлению с родным городом, его географией, историей и культурой.
- Ознакомление с культурными ценностями России и других стран.
- Развитие речи и форм речевого общения, особое внимания уделяя речевому этикету.
Так как одной из годовых задач нашего детского сада является игровая деятельность детей, поэтому формирование социально нравственных и толерантных форм поведения решали средствами игровой деятельности детей.
Игровая деятельность – система применение игр и упражнений на развитие социальных эмоций, а так же освоение и закрепление социальных норм поведения в социуме через сюжетно– ролевые игры, театральную деятельность, дидактические игры и подвижные игры.
Для реализации вышесказанного, в нашей группе были созданы все необходимые для этого условия: оформили уголок по патриотическому воспитанию ( книги о нашей Родине, значки разных стран, д/и «Народы ближнего и дальнего зарубежья, фотографии с символикой нашей Родины, поделки, которые дети делали вместе с родителями), оформили уголок по космосу (фотографии, космические корабли), оформили уголок по правилам дорожного движения (Д/И «Правила дорожного движения», костюм гаишника), в нашей группе мы обустроили уголок для мальчиков, где они с удовольствием играют в военные игры, в моряков, пожарников, пополнили атрибутами ателье, поликлинику ( в которой принимает Доктор»Айболит»), для парикмахерской приобрели д/и «Я- модельер), с которой с огромным удовольствием играют не только девочки, но и мальчики. С помощью родителей значительно обогатили уголок по народно-прикладному творчеству предметами народного быта. Посуда, игрушки, картины придали интерьеру групп ы теплоту и уют. Уголки музыкально- театрализованной деятельности пополнились народными инструментами, различными видами театров по русским народным сказкам. Дети с удовольствием рассматривают изделия, интересуются из чего и как где они сделаны, например, Элона принесла глиняный горшок, который она сделала своими руками, ребятам он очень понравился, просили научить как его сделать).
В перспективном планировании самым большим планируемым разделом является «Совместная деятельность детей» Для осуществления поставленных целей мы планируем с детьми следующие формы: с.р.и., игры-упражнения( волшебный стул, передача чувств, волшебный цветок, свеча и дт), игры инсценировки ( в которых дети меняются ролями),служба спасения, поручения, задания и т.д. Для того, чтобы дети правильно играли в сюжетно-ролевую игру, мы считаем, что в первую очередь необходимо познакомить детей с данной профессий, для этого проводим эвристические беседы, в ходе которых выявляются знания детей о профессии, о её роли в жизни человека; ходим на экскурсии и т.д. Только затем дети самостоятельно распределяют между собой роли и начинают играть в игру.
В спортивном уголке мы оформили картотеку подвижных игр, которые играют немало важную роль в социально-нравственном воспитании ребёнка.
Особенно нашим детям нравиться играть в народные игры. Так в игре «Бояре» дети узнали традиции и обычаи нашего народа. Дети играют всегда дружно и вместе.
Наши дети с удовольствием играют в настольно-печатные игры. Например, Варе мы предлагаем игру «Одень куклу» или «Как мы одеваемся». Она с радостью играет в эти игры, а мы воспитываем в ней культуру - следить за своим внешним видом.
Кроме этого для формирования социально-нравственных форм поведения используем и нетрадиционные игры: логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры В. Воскобовича.
Организуем праздники и развлечения для детей: дни именинника, день рождения. Развивая преемственность между разными возрастными группами, организуем совместную деятельность детей ( концерты, постановки сказок, изготовление игрушек, совместные прогулки и экскурсии и т.д.).
Помимо работы с детьми, педагогический коллектив сада активно работает и над собой, ведь воспитатель - это тот человек, с которого группа детей ежеминутно берет пример. На консультациях, педагогических советах обсуждаем насущные, актуальные вопросы:
провели с воспитателями консультацию по теме «Подвижные игры», семинар-практикум по теме «Сюжетно-ролевые игры», анкетирование по игровой деятельности детей.
Конечно, успешная работа с детьми по социально- нравственному воспитанию невозможна без тесного взаимодействия с родителями, без установления с ними деловых доверительных отношений.
На встречах с родителями (собраниях, консультациях и т.д) обсуждали вопросы:
Как общаться с трудным ребенком ?
Дети и компьютер;
Влияние зарубежной массовой культуры на формирование личности ребенка
Профилактика детского сквернословия.
Стараемся побудить родителей на честный открытый разговор. Иногда это удается.
Большинство родителей принимают активное участие в социально- экологических акциях ( например, в озеленении участка, в субботниках) С большим удовольствием родители принимают участие в народных досугах и праздниках. Помогают в оформлении среды группы, в оформленни атрибутов к праздникам. В целом коллектив родителей положительно оценивает усилия ДОУ по развитию нравственного начала в детях.
В заключении, хотелось бы сказать о связи детского сада с учреждениями социума.
Наши дети с 4 лет с удовольствием посещают детскую библиотеку , в которой их ждут не только книги, но и герои сказок в театрализованных представлениях. Педагогическая техника работников библиотек при проведении занятий не уступает работе опытных воспитателей. Кроме того посещают музеи, памятники архитектуры, мы друг другу советуем какую интересную программу в музеях и театрах можно посмотреть на выходных.
Подводя итог сказанному, делаем вывод, что работа по развитию нравственного начала в детях сложна, многогранна и никогда не кончается. Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности институализированных форм игры и игровой деятельности детей в условиях образовательных учреждений
Презентация на тему: "Особенности институализированных форм игры и игровой деятельности детей в условиях образовательных учреждений....
Включение малых фольклорных форм в театрализованно-игровую деятельность детей младшего дошкольного возраста
Включение малых фольклорных форм в театрализованно-игровую деятельность детей младшего дошкольного возраста...
Формирование социально-нравственных качеств и толерантности у детей дошкольного возраста через применение здоровьесберегающих технологий и вовлечения в музыкально-театрализованную деятельность в ДОУ
Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития толерантности и социально-нравственных качеств у дошкольников ».Цель мастер-класса: обучение участников мастер-класса примен...
Выступление на педсовете «ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО — НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ И ТОЛЕРАНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ »
Основа толерантности — признание права на отличие....
Семинар на тему: «Формирование здорового образа жизни и правил безопасного поведения средствами игровых технологий».
Семинар на тему: «Формирование здорового образа жизни и правил безопасного поведения средствами игровых технологий»....
Тема: «Формирование основ здоровьесбережения в образовательном процессе в ДОУ через игровую деятельность».
Здоровье, являясь важнейшей ценностью человека и общества, относится к категории государственных приоритетов, поэтому процесс его сохранения и укрепления вызывает серьезную озабоченность не только мед...
Презентация " Малые формы фольклора в игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста"
Представлена практика " Малые формы фольклора", через игровую деятельность, для детей младшего дошкольного возраста.Практическая значимость представленной практики – это ме...