Особенности институализированных форм игры и игровой деятельности детей в условиях образовательных учреждений
презентация по психологии
Презентация на тему: "Особенности институализированных форм игры и игровой деятельности детей в условиях образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_institualizirovannyh_form_igry_v_dou.ppt | 1.71 МБ |
osobennosti_institualizirovannyh_form_igry_v_dou.ppt | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для студентов отделения психологического образования Исполнитель: Писарева Е. В.
Ростов-на-Дону2015 год
МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»Академия психологии и педагогикиПСИХОЛОГИЯ ИГРЫОсобенности институализированных форм игры и игровой деятельности детей в условиях образовательных учреждений
Касаткина Елена Ивановна(заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии детстваВологодского института развития образования)
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда закладываются основы личности, вырабатываются воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность, и все эти важнейшие качества формируются не в процессе учебных занятий, а в главной деятельности дошкольника – игре.
Касаткина Елена Ивановна(заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии детстваВологодского института развития образования)
Дети в детских садах играют мало, игры мало интересны, не оказывают влияние на развитие детской личности. С одной стороны в дошкольных образовательных учреждениях наблюдаются случаи, когда игры поводятся самотёком, а педагог считает, что если он выделил для игр определённое место, дал детям игрушки, то на этом его миссия заканчивается. С другой стороны, наблюдается противоположное, негативное влияние, когда игра перегружена дидактическими задачами, регламентируется каждый шаг и поступок ребёнка и таким образом извращается природа игры как детской самодеятельности.
Касаткина Елена Ивановна(заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии детстваВологодского института развития образования)
Для возвращения полноценной дошкольной игры в ДОУ необходимо отказаться от ряда привычных подходов и педагогических штампов, которыми руководствовались теоретики и методисты-практики, вводя тематическое планирование игр, зонирование игрового пространства, обучение игре и обучение через игру путём планирования её содержания. Руководство самостоятельными самодеятельными играми детей – одна из важных проблем в современном дошкольном учреждении, решение которой требует как предоставления детям полной свободы и самостоятельности в реализации замыслов, так и педагогического руководства, которое обеспечивает воспитательную ценность игры.
Касаткина Елена Ивановна(заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии детстваВологодского института развития образования)
Сложностью является то, что обогатить содержание игры, сделать её более ценной в воспитательном отношении, передать детям новые способы отображения окружающего так, чтобы не нарушить замысел самого ребёнка, не навязать ему готовый сюжет или способ решения игровой задачи, не подавить его инициативу и самостоятельность. Если ребёнок использует лишь только усвоенные от взрослого или сверстников конкретные действия и сюжеты, и у него не возникает собственный замысел игры, игра его будет носить не творческий, а репродуктивный характер, и следовательно, не будет способствовать развитию личности ребёнка.
Театрализованные игры (несложные представления на литературные сюжеты, где дети, взяв на себя роль, используют такие выразительные средства как интонация, мимика, жесты) расширяют сюжетные линии самостоятельных игр.
Касаткина Елена Ивановна(заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии детстваВологодского института развития образования)
Сюжетно-ролевая игра – ведущая форма игровой деятельности, обуславливающая значительные изменения в психике ребёнка. Основным источником, питающим игру, является реальный опыт и самые разнообразные знания об окружающем. Мотивом сюжетно-ролевой игры является взаимодействие людей, и нужно показать, что взрослые не только совершают разные интересные дела, но ещё и постоянно вступают в деловые контакты друг с другом.
Войти в игровую роль помогают и подвижные игры с сюжетным содержанием, такие как «У медведя во бору», «Курочка-Хохлатка» и др.
Касаткина Елена Ивановна(заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии детстваВологодского института развития образования)
Обогащению сюжетной линии игры помогают дидактические игры, рекомендованные В. В. Гербовой, например, «Как принимать гостей»
Перед воспитателем стоит задача использовать разные виды игр в целях всестороннего воспитания дошкольников, интересно и содержательно организовать жизнь детского коллектива.
Касаткина Елена Ивановна(заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии детстваВологодского института развития образования)
Привлекая дошкольников к совместным действиям, не следует забывать о том, что некоторые из них любят играть одни. Таких детей не надо вовлекать в игры против их желания. Но, заметив, что ребёнок хочет включиться в общую игру, а сом этого сделать не может, воспитатель должен прийти на помощь.
Смирнова Елена Олеговна(доктор психологических наук, руководитель Центра «Игры и игрушки» МГППУ)
1 февраля 2013 года Международной Ассоциацией Игры внесены следующие дополнения в текст Декларации о правах ребёнка и утверждены ООН Определение термина «игра» Игра — это способ понимания жизни и главная форма активности ребёнка. Потребность в игре является жизненно важной для ребёнка, наряду с базовыми в питании, здоровье, защите, обучении. Играя, ребёнок укрепляет чувство собственного достоинства и своей идентичности. • Игра это добровольная, свободная детская деятельность, предполагающая единство мысли и действия, коммуникации и самовыражения (экспрессии) • Игра приносит позитивные эмоции, переживание своих достижений и уверенности в себе • Игра интуитивна и спонтанна, она не может быть запрограммирована и управляема извне, автоматизирована. IPA предложила развернуть движение по реализации просветительских и практических мероприятий, направленных, с одной стороны, на понимание ценности игры и её роли в жизни и в развитии детей, а с другой — на конкретные меры по поддержке и развитию игровой деятельности.
Смирнова Елена Олеговна(доктор психологических наук, руководитель Центра «Игры и игрушки» МГППУ)
1 февраля 2013 года Международной Ассоциацией Игры внесены следующие дополнения в текст Декларации о правах ребёнка и утверждены ООН Игра в образовательных учреждениях: — Обеспечить возможности для инициативы, общения, проявления творческих возможностей через игру во всех образовательных учреждениях. — Разработать и осуществить программу исследования значения игры для детского развития в разных возрастах; разработать методы развития и поддержки игры и включить их в обучении специалистов, волонтеров, работающих с детьми. — Усилить поддержку игры в начальной школе для повышения мотивации и эффективности обучения. — Преодолеть разрыв между учебной деятельностью и свободной активностью посредством включения игровых программ в жизнь школ, колледжей и других образовательных учреждений.— Обучающиеся дети обязаны иметь возможность играть вне официальной образовательной системы.
Смирнова Елена Олеговна(доктор психологических наук, руководитель Центра «Игры и игрушки» МГППУ)
В режиме дня детских образовательных учреждений на свободную игру фактически не остаётся времени. Формирование игры не является самостоятельной задачей дошкольного образования. Более того, игра противопоставляется полезным занятиям как что-то необязательное, а потому ненужное. В результате уровень развития игры современных дошкольников резко снижается.
Смирнова Елена Олеговна(доктор психологических наук, руководитель Центра «Игры и игрушки» МГППУ)
Игра все чаще рассматривается взрослыми как развлечение, как бесполезный досуг, которому противостоит целенаправленное обучение и овладение полезными навыками. Этому во многом способствует ориентация взрослых (родителей, педагогов, специалистов) на обучение дошкольников. Давление образовательных достижений и приоритет обучающих занятий вытесняет игру. Раннее обучение для большинства родителей представляется более важным и полезным детским занятием, чем игра. Приоритет знаний и учебной деятельности вытесняют игру из жизни и образовательного процесса дошкольников.
Смирнова Елена Олеговна(доктор психологических наук, руководитель Центра «Игры и игрушки» МГППУ)
Важным показателем эффективности работы детского сада и благополучия ребёнка считается степень готовности к школе, которая выражается в умении считать, читать, писать и выполнять инструкции взрослого. Такая «готовность» не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению: пресытившись принудительными учебными занятиями в детском саду, дети часто не хотят в школу или теряют интерес к учёбе уже в младших классах. Но главное — дошкольники, так и не научившиеся играть, остаются личностно незрелыми. Ведь игра — практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (наверное, это главное) хотеть действовать правильно. Между тем взрослые искусственно ускоряют детское развитие.
Смирнова Елена Олеговна(доктор психологических наук, руководитель Центра «Игры и игрушки» МГППУ)
Одной из главных причин «ухода игры» из дошкольного образования является подмена игры игровыми формами обучения. Игра как бы не исчезает, а становится средством обучения, т. е. более «полезной» и направленной на усвоение нового. Игра подменяется игровыми приёмами и методами обучения, игровыми технологиями и всё более становится не самостоятельной деятельностью (притом ведущей), а средством обучения.
Смирнова Елена Олеговна(доктор психологических наук, руководитель Центра «Игры и игрушки» МГППУ)
Отличия игры от игровых форм обученияИгра – это свободная активность, лишённая принуждения и контроля со стороны взрослых.Игра приносит эмоциональный подъём , причём источником удовольствия является сам процесс деятельности, а не её результат или её оценка. Игра – это проба, спонтанное, активное опробование себя и предмета игры.
Смирнова Елена Олеговна(доктор психологических наук, руководитель Центра «Игры и игрушки» МГППУ)
Условия, способствующие возвращению игры– открытость образовательной программы адекватная предметно-пространственная средаигровая компетентность воспитателя
Собкин Владимир Самуилович(доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, заслуженный деятель науки РФ.)
«В детских садах с малышами надо играть, а не устраивать подобие школьных уроков» Детей в садике не надо учить, как в школе. Они к этому еще не готовы. Если их заранее перегрузить знаниями и уроками, это не поможет развить интеллект, но помешает гармоничному развитию. Для каждого занятия есть свой возраст, в детском саду с малышами надо играть, а не устраивать подобие уроков.
Собкин Владимир Самуилович(доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, заслуженный деятель науки РФ.)
Для педагога (учителя) на самом деле не слишком важно, чтобы ученики уже знали печатные буквы, немного считали. Важнее, чтобы они могли фиксировать внимание, у них была развита правильная речь, произвольное поведение, сформированы нравственные критерии, они были любознательны и открыты миру, чувствовали себя защищенными, не боялись нового. Когда всё это у ребёнка есть, то он готов к школе, его легко и интересно учить. Но эта готовность не формируется за партой. Дети так устроены, что для них главный способ познания мира – игра.
Собкин Владимир Самуилович(доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, заслуженный деятель науки РФ.)
Когда один воспитатель работает с группой из 30 малышей, от него сложно требовать какого-то развития своих подопечных. В лучшем случае он поможет всем раздеться-одеться, проследит, чтобы все поели и днём легли спать. И если в такой ситуации педагог пытается играть с детьми, то получается очень странная картина. Воспитатель оказывается игроком, а дети – фишками или кубиками, объектом игры. Это неправильно. Ребята должны сами играть, а взрослый – только направлять их действия, ввести правила, объяснить их, быть арбитром. В огромных группах воспитатель физически не в состоянии уделить внимание каждому, проследить за его развитием и здоровьем.
Эльконинова Людмила Иосифовна(кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии МГППУ)
Три уровня развития игры: Игра как потребное будущее; Актуальный уровень развития игры;Игра как ресурс дальнейшего развития ребенка.
Эльконинова Людмила Иосифовна(кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии МГППУ)
I. Игра как потребное будущее На этом этапе развития игры первой важнейшей задачей ребёнка в раннем возрасте является открытие двойного значения своего действия, практическое опробование/выстраивание игрового действия «как будто» и опознание его в этом качестве. Отделение ребёнком себя от других делает возможным принятие роли, без которой нельзя опробовать человеческие отношения в сюжетно-ролевой игре. В раннем возрасте это сначала роль в действии, умение разыгрывать её с игрушкой или другим ребёнком, использовать ролевую речь. Но это лишь первая стадия развития сюжетно-ролевой игры — её содержанием являются только социально направленные предметные действия, а не отношения между людьми.
Эльконинова Людмила Иосифовна(кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии МГППУ)
II. Актуальный уровень развития сюжетно-ролевой игры В этот момент приобретённые в раннем возрасте достижения становятся уместными и востребованными, т. е. актуальными. Теперь они для ребёнка «осмысленны» — становятся игровой техникой для создания двухтактной формы как функционального органа чувствования отношений/смыслов действия. Ребёнок их опознает и спонтанно использует как средства сохранения равновесия между игрой и действительностью, создания развёрнутого своего/иного игрового пространства, удержания границы между ними, а также для подбора подходящей для своего желания роли. Они нужны для внутреннего планирования и выстраивания события игры. Двухтактная игра — точка отсчёта, свидетельствующая об акте развития.
Эльконинова Людмила Иосифовна(кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии МГППУ)
III. Сюжетно-ролевая игра как ресурс Приобретенный в игре опыт соотнесения замысла и программы реализации действия становится опорой задачной формы работы ребёнка в школе, например, при решении математических задач, при написании сочинения или в предметах эстетического цикла. Но с поступлением в школу, игра из жизни детей не уходит. Младшие школьники много играют в самые разные игры. Чаще всего они выбирают спортивные игры, подвижные игры с правилами и настольные игры. Эти игры содержат решение каких-либо задач (мыслительных, координаторных, силовых и т. п.), и это их роднит с учебной деятельностью.
Эльконинова Людмила Иосифовна(кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии МГППУ)
Игра — очень живая деятельность, в которой ребёнок может «двигаться» поразному. Если в центре его внимания находится смысл действия, он проигрывает его в вызове и строит два такта игры. Однако он может сосредоточиться не на ядерной, сюжетообразующей ситуации (смысл может быть уже открыт или ещё не открыт), а на иных аспектах игры. Игра легко может перейти в другую деятельность, например, в конструирование, рисование или упражнение в какихто физических умениях (состязание). Спонтанные чувства ребёнка — материал игры — является необходимым моментом игры. Только их включение в игровое действие приводит к подлинной его осмысленности. Первым тактом игры является построение ситуации вызова какоголибо действия. Второй такт игры — отклик на этот вызов. В двухтактной игре желание открыто выступает как инициатива и при обретает культурную форму. Момент созидания, построения такой двухтактной игры и есть акт психического развития в игре.
Источники:
Касаткина Е.И. Игра в современном дошкольном учреждении. // В сб.: Наука о дошкольном детстве – традиции и современность – М.: Аванти, 2000. – С. 46-47. Zap-1-Kas.pdfСмирнова Е. О. Игра в современном дошкольном образовании. Психологическая наука и образование. 2013 № 3. http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n3/62459.shtmlСмирнова Е. О. Игра и произвольность у современных дошкольников. :Вопросы психологии. — 2004. — № 1. — С. 91—10 Смирнова Е. О. Роль игры в жизни и развитии детей: новый подход к правам ребенка. Современная зарубежная психология. 2013 том 2. № 2. http://psyjournals.ru/jmfp/2013/n2/61155.shtmlСмирнова Е. О. Типология игры в зарубежной и отечественной психологии. Современная зарубежная психология. 2014 том 3 № 4. http://psyjournals.ru/jmfp/2014/n4/75350.shtmlСобкин В. С. А буквы подождут. «Российская газета» федеральный выпуск № 6105(129) http://www.rg.ru/2013/06/18/detsad.html#commentsЭльконина Л. И. Формы и материал сюжетно-ролевой игры дошкольников. Культурно-историческая психология. 2007 № 2. http://psyjournals.ru/kip/2007/n2/Elkoninova.shtmlЭльконинова Л. И. Полнота развития сюжетно-ролевой игры. Культурно-историческая психология. 2014. том 10 № 1. http://psyjournals.ru/kip/2014/n1/67614.shtml
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для студентов отделения психологического образования Исполнитель: Писарева Е. В.
Ростов-на-Дону2015 год
МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»Академия психологии и педагогикиПСИХОЛОГИЯ ИГРЫОсобенности институализированных форм игры и игровой деятельности детей в условиях образовательных учреждений
Касаткина Елена Ивановна(заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии детстваВологодского института развития образования)
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда закладываются основы личности, вырабатываются воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность, и все эти важнейшие качества формируются не в процессе учебных занятий, а в главной деятельности дошкольника – игре.
Касаткина Елена Ивановна(заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии детстваВологодского института развития образования)
Дети в детских садах играют мало, игры мало интересны, не оказывают влияние на развитие детской личности. С одной стороны в дошкольных образовательных учреждениях наблюдаются случаи, когда игры поводятся самотёком, а педагог считает, что если он выделил для игр определённое место, дал детям игрушки, то на этом его миссия заканчивается. С другой стороны, наблюдается противоположное, негативное влияние, когда игра перегружена дидактическими задачами, регламентируется каждый шаг и поступок ребёнка и таким образом извращается природа игры как детской самодеятельности.
Касаткина Елена Ивановна(заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии детстваВологодского института развития образования)
Для возвращения полноценной дошкольной игры в ДОУ необходимо отказаться от ряда привычных подходов и педагогических штампов, которыми руководствовались теоретики и методисты-практики, вводя тематическое планирование игр, зонирование игрового пространства, обучение игре и обучение через игру путём планирования её содержания. Руководство самостоятельными самодеятельными играми детей – одна из важных проблем в современном дошкольном учреждении, решение которой требует как предоставления детям полной свободы и самостоятельности в реализации замыслов, так и педагогического руководства, которое обеспечивает воспитательную ценность игры.
Касаткина Елена Ивановна(заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии детстваВологодского института развития образования)
Сложностью является то, что обогатить содержание игры, сделать её более ценной в воспитательном отношении, передать детям новые способы отображения окружающего так, чтобы не нарушить замысел самого ребёнка, не навязать ему готовый сюжет или способ решения игровой задачи, не подавить его инициативу и самостоятельность. Если ребёнок использует лишь только усвоенные от взрослого или сверстников конкретные действия и сюжеты, и у него не возникает собственный замысел игры, игра его будет носить не творческий, а репродуктивный характер, и следовательно, не будет способствовать развитию личности ребёнка.
Театрализованные игры (несложные представления на литературные сюжеты, где дети, взяв на себя роль, используют такие выразительные средства как интонация, мимика, жесты) расширяют сюжетные линии самостоятельных игр.
Касаткина Елена Ивановна(заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии детстваВологодского института развития образования)
Сюжетно-ролевая игра – ведущая форма игровой деятельности, обуславливающая значительные изменения в психике ребёнка. Основным источником, питающим игру, является реальный опыт и самые разнообразные знания об окружающем. Мотивом сюжетно-ролевой игры является взаимодействие людей, и нужно показать, что взрослые не только совершают разные интересные дела, но ещё и постоянно вступают в деловые контакты друг с другом.
Войти в игровую роль помогают и подвижные игры с сюжетным содержанием, такие как «У медведя во бору», «Курочка-Хохлатка» и др.
Касаткина Елена Ивановна(заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии детстваВологодского института развития образования)
Обогащению сюжетной линии игры помогают дидактические игры, рекомендованные В. В. Гербовой, например, «Как принимать гостей»
Перед воспитателем стоит задача использовать разные виды игр в целях всестороннего воспитания дошкольников, интересно и содержательно организовать жизнь детского коллектива.
Касаткина Елена Ивановна(заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии детстваВологодского института развития образования)
Привлекая дошкольников к совместным действиям, не следует забывать о том, что некоторые из них любят играть одни. Таких детей не надо вовлекать в игры против их желания. Но, заметив, что ребёнок хочет включиться в общую игру, а сом этого сделать не может, воспитатель должен прийти на помощь.
Смирнова Елена Олеговна(доктор психологических наук, руководитель Центра «Игры и игрушки» МГППУ)
1 февраля 2013 года Международной Ассоциацией Игры внесены следующие дополнения в текст Декларации о правах ребёнка и утверждены ООН Определение термина «игра» Игра — это способ понимания жизни и главная форма активности ребёнка. Потребность в игре является жизненно важной для ребёнка, наряду с базовыми в питании, здоровье, защите, обучении. Играя, ребёнок укрепляет чувство собственного достоинства и своей идентичности. • Игра это добровольная, свободная детская деятельность, предполагающая единство мысли и действия, коммуникации и самовыражения (экспрессии) • Игра приносит позитивные эмоции, переживание своих достижений и уверенности в себе • Игра интуитивна и спонтанна, она не может быть запрограммирована и управляема извне, автоматизирована. IPA предложила развернуть движение по реализации просветительских и практических мероприятий, направленных, с одной стороны, на понимание ценности игры и её роли в жизни и в развитии детей, а с другой — на конкретные меры по поддержке и развитию игровой деятельности.
Смирнова Елена Олеговна(доктор психологических наук, руководитель Центра «Игры и игрушки» МГППУ)
1 февраля 2013 года Международной Ассоциацией Игры внесены следующие дополнения в текст Декларации о правах ребёнка и утверждены ООН Игра в образовательных учреждениях: — Обеспечить возможности для инициативы, общения, проявления творческих возможностей через игру во всех образовательных учреждениях. — Разработать и осуществить программу исследования значения игры для детского развития в разных возрастах; разработать методы развития и поддержки игры и включить их в обучении специалистов, волонтеров, работающих с детьми. — Усилить поддержку игры в начальной школе для повышения мотивации и эффективности обучения. — Преодолеть разрыв между учебной деятельностью и свободной активностью посредством включения игровых программ в жизнь школ, колледжей и других образовательных учреждений.— Обучающиеся дети обязаны иметь возможность играть вне официальной образовательной системы.
Смирнова Елена Олеговна(доктор психологических наук, руководитель Центра «Игры и игрушки» МГППУ)
В режиме дня детских образовательных учреждений на свободную игру фактически не остаётся времени. Формирование игры не является самостоятельной задачей дошкольного образования. Более того, игра противопоставляется полезным занятиям как что-то необязательное, а потому ненужное. В результате уровень развития игры современных дошкольников резко снижается.
Смирнова Елена Олеговна(доктор психологических наук, руководитель Центра «Игры и игрушки» МГППУ)
Игра все чаще рассматривается взрослыми как развлечение, как бесполезный досуг, которому противостоит целенаправленное обучение и овладение полезными навыками. Этому во многом способствует ориентация взрослых (родителей, педагогов, специалистов) на обучение дошкольников. Давление образовательных достижений и приоритет обучающих занятий вытесняет игру. Раннее обучение для большинства родителей представляется более важным и полезным детским занятием, чем игра. Приоритет знаний и учебной деятельности вытесняют игру из жизни и образовательного процесса дошкольников.
Смирнова Елена Олеговна(доктор психологических наук, руководитель Центра «Игры и игрушки» МГППУ)
Важным показателем эффективности работы детского сада и благополучия ребёнка считается степень готовности к школе, которая выражается в умении считать, читать, писать и выполнять инструкции взрослого. Такая «готовность» не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению: пресытившись принудительными учебными занятиями в детском саду, дети часто не хотят в школу или теряют интерес к учёбе уже в младших классах. Но главное — дошкольники, так и не научившиеся играть, остаются личностно незрелыми. Ведь игра — практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (наверное, это главное) хотеть действовать правильно. Между тем взрослые искусственно ускоряют детское развитие.
Смирнова Елена Олеговна(доктор психологических наук, руководитель Центра «Игры и игрушки» МГППУ)
Одной из главных причин «ухода игры» из дошкольного образования является подмена игры игровыми формами обучения. Игра как бы не исчезает, а становится средством обучения, т. е. более «полезной» и направленной на усвоение нового. Игра подменяется игровыми приёмами и методами обучения, игровыми технологиями и всё более становится не самостоятельной деятельностью (притом ведущей), а средством обучения.
Смирнова Елена Олеговна(доктор психологических наук, руководитель Центра «Игры и игрушки» МГППУ)
Отличия игры от игровых форм обученияИгра – это свободная активность, лишённая принуждения и контроля со стороны взрослых.Игра приносит эмоциональный подъём , причём источником удовольствия является сам процесс деятельности, а не её результат или её оценка. Игра – это проба, спонтанное, активное опробование себя и предмета игры.
Смирнова Елена Олеговна(доктор психологических наук, руководитель Центра «Игры и игрушки» МГППУ)
Условия, способствующие возвращению игры– открытость образовательной программы адекватная предметно-пространственная средаигровая компетентность воспитателя
Собкин Владимир Самуилович(доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, заслуженный деятель науки РФ.)
«В детских садах с малышами надо играть, а не устраивать подобие школьных уроков» Детей в садике не надо учить, как в школе. Они к этому еще не готовы. Если их заранее перегрузить знаниями и уроками, это не поможет развить интеллект, но помешает гармоничному развитию. Для каждого занятия есть свой возраст, в детском саду с малышами надо играть, а не устраивать подобие уроков.
Собкин Владимир Самуилович(доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, заслуженный деятель науки РФ.)
Для педагога (учителя) на самом деле не слишком важно, чтобы ученики уже знали печатные буквы, немного считали. Важнее, чтобы они могли фиксировать внимание, у них была развита правильная речь, произвольное поведение, сформированы нравственные критерии, они были любознательны и открыты миру, чувствовали себя защищенными, не боялись нового. Когда всё это у ребёнка есть, то он готов к школе, его легко и интересно учить. Но эта готовность не формируется за партой. Дети так устроены, что для них главный способ познания мира – игра.
Собкин Владимир Самуилович(доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, заслуженный деятель науки РФ.)
Когда один воспитатель работает с группой из 30 малышей, от него сложно требовать какого-то развития своих подопечных. В лучшем случае он поможет всем раздеться-одеться, проследит, чтобы все поели и днём легли спать. И если в такой ситуации педагог пытается играть с детьми, то получается очень странная картина. Воспитатель оказывается игроком, а дети – фишками или кубиками, объектом игры. Это неправильно. Ребята должны сами играть, а взрослый – только направлять их действия, ввести правила, объяснить их, быть арбитром. В огромных группах воспитатель физически не в состоянии уделить внимание каждому, проследить за его развитием и здоровьем.
Эльконинова Людмила Иосифовна(кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии МГППУ)
Три уровня развития игры: Игра как потребное будущее; Актуальный уровень развития игры;Игра как ресурс дальнейшего развития ребенка.
Эльконинова Людмила Иосифовна(кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии МГППУ)
I. Игра как потребное будущее На этом этапе развития игры первой важнейшей задачей ребёнка в раннем возрасте является открытие двойного значения своего действия, практическое опробование/выстраивание игрового действия «как будто» и опознание его в этом качестве. Отделение ребёнком себя от других делает возможным принятие роли, без которой нельзя опробовать человеческие отношения в сюжетно-ролевой игре. В раннем возрасте это сначала роль в действии, умение разыгрывать её с игрушкой или другим ребёнком, использовать ролевую речь. Но это лишь первая стадия развития сюжетно-ролевой игры — её содержанием являются только социально направленные предметные действия, а не отношения между людьми.
Эльконинова Людмила Иосифовна(кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии МГППУ)
II. Актуальный уровень развития сюжетно-ролевой игры В этот момент приобретённые в раннем возрасте достижения становятся уместными и востребованными, т. е. актуальными. Теперь они для ребёнка «осмысленны» — становятся игровой техникой для создания двухтактной формы как функционального органа чувствования отношений/смыслов действия. Ребёнок их опознает и спонтанно использует как средства сохранения равновесия между игрой и действительностью, создания развёрнутого своего/иного игрового пространства, удержания границы между ними, а также для подбора подходящей для своего желания роли. Они нужны для внутреннего планирования и выстраивания события игры. Двухтактная игра — точка отсчёта, свидетельствующая об акте развития.
Эльконинова Людмила Иосифовна(кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии МГППУ)
III. Сюжетно-ролевая игра как ресурс Приобретенный в игре опыт соотнесения замысла и программы реализации действия становится опорой задачной формы работы ребёнка в школе, например, при решении математических задач, при написании сочинения или в предметах эстетического цикла. Но с поступлением в школу, игра из жизни детей не уходит. Младшие школьники много играют в самые разные игры. Чаще всего они выбирают спортивные игры, подвижные игры с правилами и настольные игры. Эти игры содержат решение каких-либо задач (мыслительных, координаторных, силовых и т. п.), и это их роднит с учебной деятельностью.
Эльконинова Людмила Иосифовна(кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии МГППУ)
Игра — очень живая деятельность, в которой ребёнок может «двигаться» поразному. Если в центре его внимания находится смысл действия, он проигрывает его в вызове и строит два такта игры. Однако он может сосредоточиться не на ядерной, сюжетообразующей ситуации (смысл может быть уже открыт или ещё не открыт), а на иных аспектах игры. Игра легко может перейти в другую деятельность, например, в конструирование, рисование или упражнение в какихто физических умениях (состязание). Спонтанные чувства ребёнка — материал игры — является необходимым моментом игры. Только их включение в игровое действие приводит к подлинной его осмысленности. Первым тактом игры является построение ситуации вызова какоголибо действия. Второй такт игры — отклик на этот вызов. В двухтактной игре желание открыто выступает как инициатива и при обретает культурную форму. Момент созидания, построения такой двухтактной игры и есть акт психического развития в игре.
Источники:
Касаткина Е.И. Игра в современном дошкольном учреждении. // В сб.: Наука о дошкольном детстве – традиции и современность – М.: Аванти, 2000. – С. 46-47. Zap-1-Kas.pdfСмирнова Е. О. Игра в современном дошкольном образовании. Психологическая наука и образование. 2013 № 3. http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n3/62459.shtmlСмирнова Е. О. Игра и произвольность у современных дошкольников. :Вопросы психологии. — 2004. — № 1. — С. 91—10 Смирнова Е. О. Роль игры в жизни и развитии детей: новый подход к правам ребенка. Современная зарубежная психология. 2013 том 2. № 2. http://psyjournals.ru/jmfp/2013/n2/61155.shtmlСмирнова Е. О. Типология игры в зарубежной и отечественной психологии. Современная зарубежная психология. 2014 том 3 № 4. http://psyjournals.ru/jmfp/2014/n4/75350.shtmlСобкин В. С. А буквы подождут. «Российская газета» федеральный выпуск № 6105(129) http://www.rg.ru/2013/06/18/detsad.html#commentsЭльконина Л. И. Формы и материал сюжетно-ролевой игры дошкольников. Культурно-историческая психология. 2007 № 2. http://psyjournals.ru/kip/2007/n2/Elkoninova.shtmlЭльконинова Л. И. Полнота развития сюжетно-ролевой игры. Культурно-историческая психология. 2014. том 10 № 1. http://psyjournals.ru/kip/2014/n1/67614.shtml
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей « Оптимизация игровой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях»
« Оптимизация игровой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях»...
Выступление на Окружном семинаре 2011 г: "Особенности обучения детей с педагогической запущенностью в условиях образовательного учреждения".
Особенности обучения детей с педагогической запущенностью в условиях образовательного учреждения. ...
Особенности организации игровой деятельности детей в образовательном учреждении
Широко известны слова А. В. Запорожца о том, что если ребенок не наигрался до школы, он будет доигрывать в школе. В аспекте проблемы преемственности ступеней в системе развивающего и развивающегося об...
Конспект сюжетно – ролевой игры: «Открываем кафе «Вкусняшка» для открытого показа на городском методическом объединении по теме: «Игровая деятельность как условие успешной социализации дошкольников» для педагогов дошкольных образовательных учреждени
Конспект сюжетно – ролевой игры:«Открываем кафе «Вкусняшка»для открытого показа на городском методическом объединениипо теме: «Игровая деятельность как условие успешной с...
Особенности организации образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении в условиях реализации ФГОС ДО
В статье раскрывается эффективность формирования универсальных учебных действий через использование современных образовательных технологий в образовательной деятельности, которые окажут помощь: повыше...
«Игровая технология «Круг». Развитие навыков общения и взаимодействия воспитанников с ОВЗ (со сложными дефектами) через игровую деятельность в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Данная методическая разработка основана на личном опыте учителя-дефектолога и ориентирована на воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, посещающих группу со сложными дефектами дошкольного...
Статья "Современные подходы к организации игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении"
статья "О современных подходах к организации игровой деятельности в ДОУ"...