Зимние забавы
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Щепанкова Кабира Мухаматгараевна

Актуальность: Зима! Без устали сыплет снег, мороз, не покладая рук трудится над катками, мастерит ледяные горки, образовывает необыкновенно огромные снежные кучи. В прихожих дожидаются своего часа санки, снегокаты, ледянки, лыжи. Зима это не один день, а целых три месяца! Как сделать, чтобы часы, отпущенные на прогулку, были наполнены веселыми развлечениями, увлекательными занятиями, летели бы незаметнее и, главное, с большей пользой для детей? Существует масса замечательных народных, уже забытых игр, забав. Поэтому, было решено приложить все усилия для того, чтобы подобрать весь необходимый материал по данной теме, привлечь к этому родителей и совместными усилиями сделать незабываемой нашу зиму – зимушку с ее морозами, ветрами, метелями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starshaya_gruppa_strana_smesharikov_zimnie_zabavy.docx33.93 КБ

Предварительный просмотр:

ЦЕНТР ИСКУССТВА
(лепка) «Лыжники» Цель: лепить фигуру человека в движении, передавать форму тела, строение форму частей, пропорции.

рисование восковыми мелками «Зимние забавы».

ЦЕНТР МАТЕМАТИКИ
Деление целого на равные части

Учить делить целое на равные части, показывать и называть части «одна вторая», «одна четвертая», « половина»; закреплять понимание, что часть меньше целого, целое больше части.

Цветные счетные палочки: 16 белых палочек (или квадраты). Карточки клетками.

ЦЕНТР КНИГИ

 книги о зиме, зимних забавах, рассматривать иллюстрации, называть зимние забавы

иллюстрации к произведениям детской литературы (рассматривать, называть героев)

- настольный театр по сказке «Зимовье зверей» (инсценировать сказку)

ЦЕНТР СТРОИТЕЛЬСТВА
конструированию. «Зимний дворец спорта » Закрепить название строит. деталей и его цвет.

Выкладывание из риса снежинки. Обратить внимание на то, что у снежинки 6 лучиков и они все одинаковые. Развитие мелкой моторики.

«Построй по образу». Развивать зрительную память, восприятие, конструктивные данные.

Выкладывание из палочек зимнего пейзажа.

 «Схема по постройке товарища»

Дети придумывают и строят сооружения из строительного материала, а затем создают схемы по постройкам друг друга, изображая вид спереди, выкладывая фигурами и обводя фломастерами

Тема Зимние забавы

ЦЕНТР ДВИЖЕНИЯ
Разучивание пальчиковой гимнастики «Снеговик»

П/игра: «Охотники и зайцы» - упражнять детей в метании, ориентировке в пространстве.

П/игра: «Веселые соревнования» - игра - эстафета с препятствиями.

П/и: "Раз, два, три - к ... (дереву) беги!"

ЦЕНТР экспериментирования

Тающий лед.  Задача: определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

 Как можно получить разноцветную воду? Дети добавляют в воду цветные краски по выбору, заливают в формочки (у всех разные формочки) и на подносах ставят на холод.

 

ЦЕНТР НАУКИ
Рассматривание иллюстраций о зимних видах спорта;беседа с детьми на тему «Если хочешь быть здоров!». Знакомить с зимними видами спорта; дать представление о значении физических упражнений для организма зимой.

Беседа «Зима полна чудес и забав» Цель: дать представление о значении физической активности для здоровья человека, формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.

Дидактическая игра «Правила безопасности зимой» Цель: знать правила безопасности зимой; уметь по картинкам определять опасную ситуацию.

Дидактическая игра «Кто кем (чем) будет?»

Цель: закрепить последовательность событий.Рассматривание семейных фотографий зимнего отдыха детей и родителей.

Речевые игры «Зимние слова», «Когда это бывает?», «Верю - не верю»

ЦЕНТР С.Р ИГРЫ

С/р игра «Путешествие в зимний лес». Цель: формировать умение детей создавать сюжет игры на основе знаний, полученных при восприятии окружающего.

С/р игра «Семья». санки, зимняя одежда для кукол («Зимняя прогулка»)

Актуальность: Зима! Без устали сыплет снег, мороз, не покладая рук трудится над катками, мастерит ледяные горки, образовывает необыкновенно огромные снежные кучи. В прихожих дожидаются своего часа санки, снегокаты, ледянки, лыжи. Зима это не один день, а целых три месяца! Как сделать, чтобы часы, отпущенные на прогулку, были наполнены веселыми развлечениями, увлекательными занятиями, летели бы незаметнее и, главное, с большей пользой для детей? Существует масса замечательных народных, уже забытых игр, забав. Поэтому, было решено приложить все усилия для того, чтобы подобрать весь необходимый материал по данной теме, привлечь к этому родителей и совместными усилиями сделать незабываемой нашу зиму – зимушку с ее морозами, ветрами, метелями.

Утренний сбор. Мотивация выбора темы

«Слева друг и справа друг.

           Очень дружный общий круг.

            Крепче за руки держитесь,

            И друг другу улыбнитесь».

Приветствие.

«Доброе утро, (имя ребенка)! Я рад(а), что ты сегодня с нами». От ребенка ребенку приветствие.

Новости.

Красавица – зима.

Нам много снега принесла.

И вместе с ней пришел мороз.

Он щиплет уши, щиплет нос.

Не злой мороз. Он много радостей принес!

Принес он зимние забавы.

Все то, что радость детям дарит!

Чем интересным можно заниматься на улице зимой? (можно кататься на лыжах и коньках, играть в хоккей, строить крепости из снега, лепить снеговика, бросаться снежками)

Обмен информацией

Какое у нас сейчас время года? Какой сейчас месяц зимы? Какая погода зимой?

Динамическая пауза. 

Пальчиковая гимнастика «Давай, дружок, смелей, дружок!»

Давай, дружок, смелей, дружок!

(Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя)

Кати по снегу свой снежок –

Он превратится в толстый ком.

(Рисуют в воздухе круг)

И станет ком снеговиком.

(Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх)

Его улыбка так светла!

(Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла...

(Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу)

Но солнце припечёт слегка –

(Дети поднимают руки вверх)

Увы! И нет снеговика!

(Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками)

Проблемные ситуации.

Отгадать загадки.

Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится? (Лыжник)

Мчусь как пуля я вперед, лишь поскрипывает лед,

Да мелькают огоньки. Кто несет меня? (Коньки)

Все лето стояли, зимы ожидали.

Дождались поры — помчались с горы. (Санки)

Меня не растили — из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку,

Глаза — угольки, губы — сучки.

Холодная, большая. Кто я такая? (Снежная баба)

Модель трех вопросов
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Что нужно сделать, чтобы узнать?

Материалы к теме в центрах
ЦЕНТР ИСКУССТВА

- различные материалы для рисования:  восковые мелки, цветные карандаши, акварельные краски, гуашь, пастель, бумага разного размера, формы, тонированная и белая (рисовать зимние пейзажи).

- раскраски с пейзажами, натюрмортами, портретами (раскрашивать, подбирая «зимние» краски)

- вырезки из газет и журналов

Пластилин для лепки  «Лыжники» 

ЦЕНТР СТРОИТЕЛЬСТВА
конструирование «Зимний дворец» деревянный конструктор.  

Выкладывание из риса снежинки. (рис)

«Построй по образу». (Деревянный конструктор, схемы построек)

Выкладывание из палочек зимнего пейзажа.(Счетные палочки)

 «Схема по постройке товарища»

ЦЕНТР экспериментирования
Тающий лед.
   Материалы: тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки.

Как можно получить разноцветную воду? Дети добавляют в воду цветные краски по выбору, заливают в формочки (у всех разные формочки) и на подносах ставят на холод.

ЦЕНТР НАУКИ
Рассматривание иллюстраций о зимних видах спорта

Дидактическая игра «Правила безопасности зимой» 

Дидактическая игра «Кто кем (чем) будет?»

Речевые игры «Зимние слова», «Когда это бывает?», «Верю-не верю»

ЦЕНТР С.Р ИГРЫ

С/р игра «Путешествие в зимний лес». 

Речевые игры «Зимние слова», «Когда это бывает?», «Верю-не верю»

С/р игра «Семья». санки, зимняя одежда для кукол («Зимняя прогулка»)

- кукольные зимние спортивные принадлежности

- балахон для ряженья в Снеговика

ЦЕНТР ДВИЖЕНИЯ
П/игра: «Охотники и зайцы» - упражнять детей в метании, ориентировке в пространстве.

П/игра: «Веселые соревнования» - игра - эстафета с препятствиями.

ЦЕНТР КНИГИ

 книги о зиме, зимних забавах: русск. нар.сказки «Снегурочка», «Зимовье зверей», Ю. Аким «Первый снег», Е. Благинина «Прогулка», О. Высотская «Снежный кролик», В. Берестов «Гололедица», «Чьи руки горячей?» и др. (слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации, называть зимние забавы)

иллюстрации к произведениям детской литературы (рассматривать, называть героев)

- настольный театр по сказке «Снегурочка» (инсценировать сказку)

- маски животных, кукла би-ба-боСнеговик (для игр-драматизаций)

- Куклы би-ба-бо по сказке «Зимовье зверей» (инсценировать сказку)

ЦЕНТР МАТЕМАТИКИ
Деление целого на равные части

Цветные счетные палочки: 16 белых палочек (или квадраты). Карточки клетками.

Открытая площадка

Наблюдение  «Угадай, чьи следы?» Цель: развивать внимательность, умение различать следы птиц и зверей по форме, вызвать интерес к окружающему

П/и. «Затейники» Цель: учить детей изображать зимние виды спорта.

Трудовая деятельность: сооружение снежной крепости.

Спортивное упражнение Метание снежков на дальность. Цель: развивать глазомер, двигательную активность.

Опытно-исследовательская деятельность– выявить, где быстрее остынет вода в бутылке: в снегу или на открытом месте.

П/и «Мороз – Красный нос». Цель: развивать интерес к русским народным играм. Игра – забава «Ледяные дорожки». Цель: учить детей скользить по льду, соблюдая равновесие.  

Наблюдение за снегопадом

Цель: в наблюдении обобщать знания о зимних явлениях в природе; продолжать развивать  поисковую деятельность детей.

Объяснить детям, что в мороз снег хрустит под ногами потому, что ломаются лучики у снежинок. В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие похожие на цветы или звездочки. Они падают по одной, поэтому их можно хорошо рассмотреть на куске темной бумаги.

Забава «Катание на санках». Цель: развивать двигательную активность, создать радостное настроение.

Д/и  «Когда это бывает?» Цель: закреплять знание времён года П/и «Два Мороза». Цель: развивать внимание, ловкость. Катание с горки на ледянках. Цель: развивать равновесие, ловкость.

Наблюдение – за работой дворника – зачем он расчищает снег с дорожек, какой инвентарь использует.

Труд – помочь дворнику расчистить площадку для игр.

Бурятская народная игра «Волк и ягнята».Цель: развивать ловкость, быстроту движения.

Ход игры. Один игрок – «волк», другой – «овца», остальные - «ягнята». «Волк» сидит на дороге, по которой движется «овца» с «ягнятами». Она впереди ,за нею идут друг за другом гуськом «ягнята». Подходят к «волку». «Овца» спрашивает: «Что ты здесь делаешь?» «Вас жду», - говорит «волк». «А зачем нас ждешь?» «Чтобы всех вас съесть!» - с этими словами он бросается на «ягнят», а «овца» загораживает их. «Ягнята» держатся друг за друга и за «овцу».

Правила игры. «Волк» может ловить только последнего «ягненка». «Ягнята» должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями «овцы». «Волку» нельзя отталкивать «овцу».

Наблюдение за снегом

При уличном освещении снег кажется совсем другим. Рядом с фонарем он искрится, переливается всеми цветами радуги, а там,  куда свет от фонаря не доходит, он кажется темным. На свету лучики снежинок отражают свет, поэтому снег переливается.

Провести опыт по отражению света от многогранного стеклышка.

Забава «С горы на санках». Цель: учить детей скатываться  на санках с невысокой горки, удерживая равновесие.

Грузинская народная игра «День и ночь».

Цель: развивать двигательную деятельность.

Ход игры. На некотором расстоянии друг от друга проводятся две линии. У одной линии выстраиваются мальчики, у другой – девочки. Ведущий между ними. Команда мальчиков – «Ночь», а команда девочек – «День. По команде «Ночь» мальчики ловят девочек по команде «День» девочки ловят мальчиков. Тот, кого поймали, переходит  в команду противников.

Наблюдение за красотой зимнего пейзажа

Цель: воспитывать у детей познавательный интерес к природе; развивать чуткость к восприятию зимнего пейзажа.

Обратить внимание детей на красоту зимнего пейзажа (кругом бело, снег сверкает на солнце, небо голубое). Воспитатель просит детей описать увиденную красоту, используя как можно больше эпитетов.

Приметы: зимой хорошая погода будет оставаться хорошей, если ночью и утром будет тихо и ясно; если зимой вьюги, летом ненастье; туман опускается зимой к земле – оттепели, высоко держится – к хорошей погоде.

Зимняя забава «Ловкие и быстрые».

Цель: развивать коммуникативные навыки.

Ход игры. Один ребенок везет другого на санках. Сидящий по дороге старается набрать как можно больше снежков или мешочков. П/и «Кто наберёт больше снежков».Цель: развивать быстроту, ловкость

Работа с книгами, энциклопедиями.
Найти информацию о том, какие бывают зимние забавы, как они называются, почему в разных местах разные зимние виды спорта, от чего это зависит.

книги о зиме, зимних забавах: русск. нар.сказки «Снегурочка», «Зимовье зверей», Ю. Аким «Первый снег», Е. Благинина «Прогулка», О. Высотская «Снежный кролик», В. Берестов «Гололедица», «Чьи руки горячей?» и др. (слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации, называть зимние забавы)

иллюстрации к произведениям детской литературы (рассматривать, называть героев)

- настольный театр по сказке «Снегурочка» (инсценировать сказку)

- маски животных, кукла би-ба-боСнеговик (для игр-драматизаций)

- Куклы би-ба-бо по сказке «Зимовье зверей» (инсценировать сказку)

Опыты, эксперименты


Тающий лед.  Задача:
 определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

Материалы: тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки.

Описание. Педагог предлагает отгадать, где быстрее растает лед — в миске с холодной водой или в миске с горячей водой. Раскладывает лед, и дети наблюдают за происходящими изменениями. Время фиксируется с помощью цифр, которые раскладываются возле мисок, дети делают выводы.

Детям предлагается рассмотреть цветную льдинку. Какой лед? Как сделана такая льдинка? Почему держится веревочка? (Примерзла к льдинке.•        Как можно получить разноцветную воду? Дети добавляют в воду цветные краски по выбору, заливают в формочки (у всех разные формочки) и на подносах ставят на холод.

Примерные вопросы для итогового сбора:

  • Ты выполнил все, что задумал?
  • Кто тебе помог, что тебе помогло?
  • Какой результат у тебя получился?
  • Ты доволен своей работой?
  • Что тебя больше всего порадовало в своей работе?
  • Чему ты сегодня научился?
  • Что новое тебе удалось узнать?
  • В чем тебе помогла Ира (Ирина мама)?
  • Как ты использовал трафареты (линейку, энциклопедию)?
  • Ты планируешь продолжить свою работу?
  • Что ты посоветуешь тем, кто будет работать в этом центре завтра (кто решит сделать такую же лодочку, кто заинтересовался этой книгой)?

Для планирования на утреннем сборе:

  • Какая у нас тема?
  • Какие у вас есть предложения?
  • Что еще можно предложить (узнать, сделать)?
  • Чем бы ты хотел сегодня заняться?
  • Какой у тебя план на сегодня?
  • Какое дело ты выбираешь для себя?
  • Что тебе нужно для того, чтобы выполнить план?
  • Как ты это будешь делать?
  • С чего ты начнешь?
  • Какие материалы тебе понадобятся (нужны, пригодятся)?
  • Какие материалы ты собираешься использовать в центре?
  • Кого ты хочешь пригласить работать вместе с тобой?
  • Тебе нужны помощники (партнеры)?
  • Можешь ли ты включить в свою работу малышей, что они смогут делать вместе с тобой?
  • Как ты планируешь распределить работу?
  • Кто будет ответственным в вашей работе?
  • Сколько времени тебе нужно для выполнения этой работы?
  • Что у тебя должно получиться?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий зимнего спортивного праздника в средней группе "Зимние забавы".

В сценарии зимнего спортивного праздника "Зимние забавы" включены веселые игры, эстафеты, аттракционы, сюрпизные моменты, стихи, загадки, встречи со сказачными героями....

Развлечение для детей старшего возраста "Зимние забавы". Развлечение для детей младшего возраста "Зимние забавы".

Стимулировать совместную музыкально-игровую деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость. Побуждать детей активно участвовать в развлечении....

ООД. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ РОДИТЕЛЕЙ И МАЛЫШЕЙ. РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

уточнить представления о зимних играх, учить рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы по изображению, воспроизводить движениями конкретные действия, сопровождая их речью; развивать слуховое...

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ РОДИТЕЛЕЙ И МАЛЫШЕЙ. РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

Формируем умение рассматривать сюжетные картинки отвечать на вопросы по изображению, воспроизводить движениями конкретные действия сопровождая их речью....

Проект : "Забавы с зимушкой - зимой» по лексической теме «Зимние забавы»"

Проблема. У детей дошкольного возраста недостаточные представления о здоровом образе жизни, не сформированы начальные представления о зимних развлечениях, зимних  видах спорта, способствующих пра...

Конспект занятия во второй группе раннего возраста по лексической теме «Зимние забавы родителей и малышей. Рассматривание картины «Зимние забавы»

Конспект интегрированного занятия во второй группе раннего возраста по теме "Зимние забавы и развлечения" по программе "От рождения до школы"...