Доклад по ОБЖ
консультация на тему

ОБЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_obzh.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

     Возраст 3-4 года характеризуется несовершенством координации движений, которое, сочетаясь с любознательностью ребенка, не сформированной эмоциональной и волевой сфер, навыков поведения  приводят к возникновению травма-опасных ситуаций. Часто это недостаточный досмотр родителей. Подтверждением тому служат данные медицинской статистики, показывающие, что из всего детского травматизма бытовые травмы составляют от 50% до 75%; из них 32% травмированных – дети первых трех лет жизни.

   Наблюдая за детьми своей группы, я заметила, что часто они приходят в детский сад с ушибами, царапинами, ссадинами. Нередко и в группе возникают ситуации опасные для здоровья ребенка. Чтобы выяснить, чем же причина, был проведен опрос родителей по детским травмам.

Наиболее часто встречаются следующие:

  • Ранения и ушибы;
  • Ожоги:
  • Электротравмы;
  • Отравления;
  • Попадание в организм инородных тел.

   Кроме того, результаты опроса родителей воспитанников моей группы свидетельствуют о том, что зачастую родители не придают должного внимания созданию безопасных условий для ребенка, не обучают взаимодействию с  домашними животными; многие травмы происходят из-за простой беспечности родителей: такие, казалось бы, на первый взгляд пустяки как оставленные в доступном для малышей месте иглы,  лекарственные препараты, яркие пуговицы, монеты  могут привести к травме, а иногда и к смерти.

Поэтому целью моей работы является обучение ребенка заботе о своем здоровье и безопасности.

 Изучив педагогическую литературу по проблеме, определила  следующие направления работы:

  • Формирование элементарных представлений о сохранении своего здоровья: приобретение детьми гигиенических навыков ухода за своим телом; знание частей тела
  • Формирование элементарных представлений о правилах поведения со сверстниками
  • Формирование элементарных представлений о правилах поведения с домашними животными
  • Формирование элементарных представлений о правилах дорожного движения
  • Просветительская работа с родителями по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей

Особое внимание уделила созданию условий для овладения детьми основами безопасности жизнедеятельности:

  • Пополнила игровой уголок группы игрушками и игровыми пособиями: пластмассовая посуда, столовые приборы, предметы бытовой техники (миксер, мясорубка, пылесос и т.п.); машины грузовые и легковые (разных размеров и цветов); разные предметы зеленого и красного цветов (мячи, шары, кубы, круги); атрибутами к сюжетным играм: «Шофер» (руль и маски), «Светофорчик» (шапочки красного и зеленого цветов), «Птицы и автомобиль» (маски птиц и маска, руль.)
  • для развития мелкой и крупной моторики изготовила разнообразные вкладыши, объемные и плоскостные пазлы, различные мозаики, конструкторы, бросовые и природные материалы
  • продумала расположение детской игровой мебели, дидактических пособий, комнатных растений в соответствии с требованиями охраны труда;
  • обогатила среду наглядно-дидактическими пособиями: альбом с сюжетными картинками с изображением транспорта, двухцветного светофора, картины из серии «Мы играем»

Учитывая специфику возраста, на данном этапе ведущее место занимает опосредованное обучение детей.

Так, в процессе умывания - формируем привычку к здоровому образу жизни, знакомим ребенка с частями тела.

Физическое развитие ребенка имеет существенное значение в предупреждении травм.

 Установлено, что хорошо развитые дети, ловкие, с хорошей координацией движений редко получают травмы. Поэтому большое значение уделяю физическому воспитанию.

Учитывая, что часто источником травмы становится сверстник, важно воспитывать у детей чувство гуманности, доброты, сочувствия. С этой целью использую различные естественно возникающие и специально созданные ситуации, где ребенку требуется помощь, забота, внимание со стороны другого малыша; вовлекаю детей в совместную со сверстниками деятельность (игру, инсценировку песенок, потешек, рисование, пение и др.); поощряю общение, способствующее возникновению взаимной симпатии.

Малыши осваивают азы безопасного поведения на основе своего интереса к познанию окружающего мира, опираясь на образ и сказку. Так, стихотворения, русские народные песенки и потешки, отрывки из произведений служат иллюстрацией к определенной опасной ситуации. Например, русские народные сказки «Колобок», «Волк и козлята» помогли малышам понять правила поведения с незнакомцами; русская народная потешка «Кошкин дом» иллюстрирует доступные и необходимые при пожаре действия.

Игровой персонаж, который  приходит к детям, рассказывает им истории, происходившие с ним (из-за нарушений правил безопасности), «открывает» вместе с детьми правила поведения, а также приносит картинки и разные задания. На примерах из жизни Антошки показываю, что может случиться, если не соблюдать правила безопасности. Использование игрового персонажа дает детям возможность  исправлять его ошибки, тем самым лучше усваивать эти правила.

Учитывая сложность предлагаемого детям содержания и трудность при демонстрации, мною был выбран метод ситуативно-имитационного моделирования, то есть разыгрывание опасных ситуаций и имитация действий с потенциально опасными предметами быта в игровом уголке  с помощью кукольных персонажей.

Формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности невозможно без использования наглядного материала. Поэтому разработала и использую систему дидактических игр, которые помогают не только закрепить, но и расширить знания детей.

Наптимер  игра- панно «Будь осторожен!»

 Цель данный игры: Формировать у  детей представления о видах травм и их предупреждения .

Ход игры: На панно находятся карточки с видами травм, детям предлагается  выбрать карточку с соответствующей причиной привлекшей к данной травме.

Следующая игра - многофункциональная: « Как избежать неприятностей?»Цель: Научить детей беречь свою жизнь и здоровье, избегая опасных ситуаций .Развивать внимание. Воспитывать бережное отношение отношение к своему здоровью.

Ход игры: Детям предлагается проблемная ситуация, для ее решения даются карточки с изображением людей конкретной профессии и их орудия труда.

  Вся работа с детьми по воспитанию навыков безопасного поведения проходит в тесном взаимодействии с родителями.

 Взрослые привыкли относиться к травме ребенка как к непредвиденному случайному несчастью, в котором никто не виноват. Поэтому знакомлю родителей с проблемой детского травматизма, чтобы каждый из них мог решить, какие именно факторы от него зависят и своевременно устранить их. Для  достижения поставленной цели я использовала различные формы взаимодействия с родителями. Это и ознакомление их с материалами, представленными на информационных стендах (Причины детского травматизма, Первая помощь при несчастном случае, Внимание, дорога!), проведение бесед (Профилактика травматизма) с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к детскому травматизму; это и специально организованные лекции с привлечением специалистов; показ выставок плакатов, детской художественной литературы, дидактического материала по тематике безопасности жизнедеятельности.

Информируя родителей о причинах детского травматизма, привожу конкретные примеры несчастных случаев, делая акцент на неосторожное поведение родителей или взрослых, по вине которых пострадали дети. Элемент экстремальности, вызывающий сильные эмоциональные переживания у родителей, способствуют повышению у них бдительности, осторожности, восприимчивости к предостережениям, касающимся безопасности ребенка как в быту, так и на дорогах.

В итоге проведенной  работы  травматизм детей в моей группе снизился до 30% , повысилась бдительность  и компетентность родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"

Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана  и укрепление  здоровья  детей  и духовно-нравственное во...

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...