Самообразование 2017-2018г (Роль чтения для детей средней группы)
статья (средняя группа) на тему
Из данного материала можно узнать, как чтение влияет на развитие детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2017-2018gg.docx | 772.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль чтения для детей средней группы
Книга - не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. Ребенок должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного. Малыш рисует в воображении любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит «вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве книга, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.
Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров - от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.
Чтение — одно из лучших средств педагогического воздействия: оно не просто открывает для ребёнка возможность приобщиться к культуре и знаниям, но помогает научиться размышлять, понимать мотивы человеческого поведения, знакомит с духовными ценностями. Чтение художественной литературы в средней группе оказывает положительное влияние на развитие речи, воображения, памяти и эстетического вкуса; этот вид деятельности хорошо подходит для нежной психики детей 4–5 лет и в методическом отношении
Для чего и как читают литературу с детьми средней группы
Выдающиеся просветители, педагоги и писатели во все времена подчёркивали огромное значение книги для становления гармонично развитой, думающей личности
Чтение — это один из истоков мышления и умственного развития.
В. А. Сухомлинский
В конце прошлого века учёные забили тревогу: популярность чтения, особенно среди молодёжи, падала с угрожающей быстротой. Появление новых удивительных гаджетов: мобильных телефонов, планшетов, а также ярких и динамичных компьютерных игр привело к тому, что подрастающее поколение стало терять интерес к чтению. Всевозможные «стрелялки» и «бродилки», мультфильмы и видеоролики казались детям гораздо интереснее книг. Давались неутешительные прогнозы: чтение уйдёт в прошлое, потеряет свою популярность, станет редким хобби. К счастью, этого не случилось
В конце ХХ века учёные всерьёз забеспокоились о том, что электронные игрушки заменят детям книгу
Человечество, наигравшись с технологическими изобретениями, вернулось к чтению с лёгкостью и удовольствием. Растут объёмы продаж книг, появляются новые произведения. Люди читают, используя те самые гаджеты, которые прежде считались чуть ли не врагами книг. Теперь в одном устройстве может быть спрятана целая библиотека! Но и традиционные бумажные книги не сдают своих позиций.
Важную роль в сохранении популярности чтения сыграли и учебные заведения, неустанно пропагандирующие этот вид интеллектуальной деятельности среди учащихся.
Дошкольные образовательные учреждения уделяют большое внимание чтению художественной литературы. В некоторых программах (согласно федеральным государственным образовательным стандартам) оно определено как отдельная образовательная область со своими целями и задачами, которые расширяются и усложняются по мере взросления детей. Новые поколения не просто должны уметь читать: они должны читать больше других и лучше ориентироваться в возрастающем потоке информации
Любовь к чтению надо прививать малышам с раннего детства
Цели и задачи чтения в средней группе
Главная цель — формирование интереса к чтению (восприятию) книг, становление культурной, всесторонне развитой личности, «большого читателя», как сказал С. Я. Маршак.
Задачи образовательной деятельности:
1. Расширять опыт слушания литературных произведений за счёт разных жанров фольклора (прибаутки, загадки, заклички, небылицы, сказки о животных и волшебные), литературной прозы (сказка, рассказ) и поэзии (стихи, авторские загадки, весёлые детские сказки в стихах).
2. Углублять у детей интерес к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной деятельности со взрослыми и самостоятельной деятельности.
3. Развивать умение воспринимать текст:
понимать основное содержание;
устанавливать временные и простые причинные связи;
называть главные характеристики героев;
определять (несложные) мотивы их поступков;
оценивать их с позиций этических норм;
сочувствовать и сопереживать героям произведений;
осознавать значение некоторых средств языковой выразительности для передачи образов героев, общего настроения произведения или его фрагмента
4. Способствовать освоению художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов:
пересказывать сказки и рассказы (в том числе по частям, по ролям);
выразительно рассказывать наизусть потешки и прибаутки, стихи и поэтические сказки (и их фрагменты);
придумывать поэтические рифмы, короткие описательные загадки;
участвовать в литературных играх со звукоподражаниями, рифмами и словами на основе художественного текста
5. Поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности:
в рисунках,
в изготовлении фигурок и элементов декораций для театрализованных игр,
в игре-драматизации
Помимо образовательных, чтение выполняет также развивающие и воспитательные функции
Развивающие задачи:
дать детям представление о природе и предметном мире посредством художественного слова;
развивать речь малышей согласно нормам литературного русского языка;
дать ребёнку возможность практически осваивать грамматику родной речи в совокупности с лексикой до начала обучения в школе;
способствовать развитию эстетического вкуса (умению видеть прекрасное и стремиться к нему)
Чтение — не только развлечение, но и обучение
Воспитательные задачи:
формирование нравственных эталонов (норм поведения);
воспитание положительных моральных качеств (доброта, отзывчивость, честность, щедрость и т. д.);
формирование осуждения и неприятия отрицательных моделей поведения (ложь, жестокость, трусость)
Эти задачи сформированы на основе изменившихся возрастных особенностей детей.
На четвёртом году жизни восприятие ребёнком художественного произведения ещё поверхностно и базируется на личном опыте. Дети способны видеть лишь самые простые связи между последовательными событиями. В центре их внимания обычно находится один центральный персонаж и два-три второстепенных, причём оценку поступков они дают, не понимая пока мотивов и эмоций действующих лиц произведения.
На пятом году жизни, накопив некоторый жизненный и литературный опыт, дети по-иному воспринимают и переосмысливают художественный текст. Дошкольники начинают задумываться о причинах описываемых событий: кто и почему поступил именно так, что последовало за этим. Появляются первые попытки установить причинно-следственные связи
(На пятом году жизни) начинается новая стадия литературного развития ребёнка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.
К. И. Чуковский
Содержание деятельности в образовательной области «Художественная литература.
В связи с вышеописанными возрастными изменениями значительно обогащается содержание деятельности детей в средней группе. Значительно расширяются горизонты чтения, теперь малышам интересны не только сказки и потешки в больших, богато и ярко иллюстрированных книгах, но и рассказы, авторские стихи и даже фрагменты повестей. У ребёнка появляются литературные предпочтения, любимые книги; он запоминает их, находит среди прочих, стремится пересматривать, воспроизводить по памяти отрывки произведений
У детей средней группы появляется интерес к заучиванию наизусть коротких, выразительных стихотворений, считалок, произведений малых фольклорных форм. Повышается усидчивость и внимательность во время восприятия текста. Дети способны даже заслушаться обожаемым произведением на несколько минут, чего с непоседами второй младшей группы не бывает
Если книга интересная, то её охотно слушают всей группой
Возрастает роль воображения, появляется способность представить героя, его внешность и основные черты характера, а также происходящие события. Это особенно заметно по невольным воспроизведениям действий персонажа. Например, слушая рассказ В. Катаева «Дудочка и кувшинчик», ребятишки вместе с героиней «собирают землянику», делая характерные движения пальцами рук. И если в младших группах такие сопутствующие действия зачастую вызывались «сигнальными словами» (топ-топ, хлоп-хлоп), то у детей средней группы это происходит не рефлекторно, а на основе понимания событий и сопереживания им.
Эмоциональность восприятия также меняется. Дошкольники учатся сочувствию, пониманию настроения персонажа, мотивов его поведения, дают несложные оценочные характеристики героев. Появляется заинтересованность нравственной стороной описанных событий. Главная мысль и воспитательная ценность произведения детьми не устанавливается, но с помощью наводящих вопросов педагога они могут дать обобщённую моральную оценку: «Нужно быть честным, храбрым, добрым, как определённый положительный персонаж, а поступать как отрицательный персонаж нельзя, плохо и т. д.»
Если поищешь в книгах мудрости внимательно, то найдёшь большую пользу для души своей.
Нестор Летописец
Становятся доступными дошкольникам и новые способы передачи характера персонажей при пересказе услышанного: дети используют интонацию, силу голоса. Педагогу следует вести целенаправленную работу по обогащению словарного запаса малышей, указывая на средства языковой выразительности, которые встречаются в произведении. Иначе, увлёкшись сюжетом, дети их могут попросту не заметить. Однако со временем они поймут ценность эпитетов, сравнений, будут сами подмечать их и употреблять в речи
Необходимо поощрять желание детей слепить или нарисовать полюбившегося героя
У дошкольников в средней группе, при всей их взрывной и неуёмной энергии, бывают периоды тишины и покоя. Опытный воспитатель использует эти моменты как для чтения художественной литературы, так и для выражения впечатлений от прочитанного при помощи разных видов творчества. Дети могут слепить или нарисовать полюбившегося героя, разукрасить готовую бумажную форму (сарафан для Машеньки, тарелочку для Мишутки), изготовить поделку в подарок (корону, корзинку, стульчик, лодочку, домик)
Следует поощрять желание детей театрализовать услышанные произведения. Для этого в уголке театрализованной деятельности должны присутствовать всевозможные атрибуты: косынки, маски, шапочки, разные виды театров (пальчиковый, настольный, театр рукавичек, бибабо)
Обыгрывание любимой сказки — что может быть интереснее
Что касается образовательной деятельности педагога, то к её содержанию предъявляются следующие требования:
развивает у детей способность слушать литературные и фольклорные произведения различных жанров и тематики (сказку, рассказ, стихотворение) и эмоционально реагировать на их содержание;
использует чтение книг как источник расширения и культурного обогащения мира ребёнка представлениями о близком и далёком, о сказочных героях и их характерах, о реалистических событиях, поступках взрослых и детей;
учит детей следить за развитием действия в произведении; отвечать на вопросы на понимание прочитанного и обсуждать его;
привлекает детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании знакомых произведений, к их полной или частичной драматизации, выражению смысла художественного текста во внешних действиях;
использует высокохудожественные иллюстрации как одно из основных опорных средств, позволяющих ребёнку следить за развитием действия и понимать текст;
представляет ребёнку некоторые произведения без зрительной опоры с целью развития воображения, умения слушать речь и воспринимать литературный язык;
создаёт благоприятную атмосферу для детского словотворчества, игровых и юмористических вариаций стихотворных текстов, в частности, произведений поэтического фольклора, различных импровизаций на основе литературных произведений;
обогащает литературными образами игровую, изобразительную деятельность детей, конструирование и др.; знакомит детей как с отдельными произведениями, так и с циклами, объединёнными одними и теми же героями; начинает читать с детьми произведения несколько большего объёма — чтение с продолжением на следующий день;
читает детям ежедневно, выбирая для этого удобное время и соответствующие произведения (перед сном, перед едой, на прогулке и др.);
вырабатывает ценностное отношение к книге — бережное обращение, стремление самостоятельно и повторно рассматривать иллюстрации, желание повторно послушать именно эту книгу, поддерживает индивидуальные интересы детей;
способствует вовлечению родителей в систематическое чтение в семье, рекомендует посещение детских театров
Приёмы работы с художественными произведениями
Сегодня существует целая система приёмов, направленных на глубокое и всестороннее восприятие детьми художественных произведений. Эти приёмы являются вспомогательными средствами для следующих основных методов работы с художественной литературой:
- Дословное воспроизведение текста по книге или по памяти. Воспитатель читает произведение, передавая при помощи интонации его смысл, настроение, выделяет главные слова и фразы. От мастерства педагога зависит степень воздействия художественного произведения на слушателя.
- Рассказывание с долей импровизации и интерпретации текста. Зная особенности своих воспитанников, педагог может подобрать именно те слова, которые заинтересуют малышей и найдут в них эмоциональный отклик. При рассказывании идёт контакт «глаза в глаза», что особенно важно для дошкольников этого возраста.
- Инсценирование. Практический метод, который особенно полезен для закрепления текста. Для его осуществления необходимо наличие нескольких видов театров в группе (театр игрушек, рукавичек, теневой и др.) Также следует учитывать уровень подготовленности детей. Тем, кто лучше и быстрее запомнил текст, можно доверить роли с большим объёмом реплик персонажей. Но детей, у которых есть проблемы с речью или запоминанием, тоже следует привлекать к отыгрыванию произведений.
- Заучивание наизусть. В средней группе ведётся целенаправленная работа по переходу от непроизвольного запоминания к произвольному. Важно одновременно с заучиванием стихотворения обращать внимание на его эстетическую ценность, красоту слова, развивать чувство ритма и напевности стиха
Приёмы работы с художественными текстами делятся на словесные, наглядные, игровые и практические
1. Словесные приёмы работы с книгой:
Рассказ воспитателя о событиях, аналогичных происходящим в произведении (в качестве предварительной работы).
2. Беседа:
вступительная, имеющая целью направить внимание детей на восприятие произведения и выделение главной мысли;
заключительная, закрепляющая в памяти основные события, героев, идею прочитанного.
3. Чтение отдельных эпизодов, вызвавших интерес малышей или имеющих значение для более полного и правильного понимания произведения;
4. Словарная работа:
пояснение незнакомых слов и оборотов речи до чтения произведения с использованием иллюстраций; замена слова в прозаическом произведении на более понятное; разъяснение непонятного слова после занятия, индивидуально;
ознакомление с названиями жанров (сказка, рассказ, потешка, колыбельная и т. д.).
5. Договаривание стихотворного текста в соответствии с рифмой.
6. Придумывание рифм, необычных слов, имён (словотворчество).
7. Фантазирование на основе прочитанного (дети придумывают дальнейший ход событий, иные варианты случившегося). Доступен со второй половины года, получает более полное развитие в старшей группе
К наглядным приёмам относятся:
показ картин и иллюстраций;
демонстрация слайдов, мини-презентаций, фрагментов мультфильмов;
знакомство с портретами писателей (сопровождается краткой биографией с наиболее интересными и понятными детям фактами);
изобразительная деятельность по результатам восприятия произведения (рисунок, аппликация, смешанные техники работ);
выражение впечатлений с помощью движений, пластики, мимики
Выражать свои впечатления от литературных произведений мимикой и пластикой естественно для детей
Практические приёмы используют обычно при вторичном прочтении текста. Это: инсценировки, драматизации, театрализации, обыгрывание ситуаций;
создание в реальности (на практике) ситуаций из книг
Игровые приёмы важны и необходимы, поскольку игра — основной вид деятельности ребёнка в данный возрастной период. Она поможет и лучшему усвоению нового материала, и закреплению уже изученного. Игра развивает ребёнка, даёт простор фантазии, позволяет сделать сложное простым и доступным
Игровые приёмы при изучении литературных произведений:
дидактические игры;
пальчиковые игры;
подвижные игры на основе сказок;
викторины литературного содержания;
режиссёрские игры по прочитанному;
игры-фантазирования (импровизационные)
Работа с книгой в детском саду ведётся как в форме организованной образовательной деятельности, так и вне этих рамок. Художественное слово педагог использует при любом подходящем случае, в разные моменты дня, обогащая содержание деятельности детей эстетической составляющей
Организация и проведение занятий по чтению художественной литературы в ДОУ
1.Подготовка занятия включает в себя следующие этапы:
2.Выбор темы и средств педагогического воздействия.
3.Определение образовательных, развивающих и воспитательных задач НОД. Предварительная работа над текстом.
4.Подбор наглядного материала.
5.Предварительная работа с детьми
Подготовка к занятию
Планируя занятие по чтению, педагог в первую очередь должен выбрать произведение, над которым будет работать. Оно должно соответствовать возрасту детей, времени года, а также в максимальной степени способствовать выполнению программных задач. В наше время существует множество печатных изданий, в которых представлены перспективные планы по чтению в детском саду для разных возрастов. Тематика и задачи их разнообразны и соответствуют требованиям ФГОС.
Но это не означает, что педагог не должен проявлять креативность и творческий подход: наоборот, это приветствуются, если не идёт вразрез с требованиями методики и способствует повышению эффективности занятий. Не менее важным является выбор типа занятия. Исследователь детской речи М. М. Конина подразделяет занятия по чтению на такие типы
1.Занятие, посвящённое одному произведению.
2.Объединение литературных произведений, близких по:
тематике (два-три стихотворения об одном времени года, два рассказа о домашних любимцах, рассказ и стихотворение о дружбе);
описываемому герою (сказки о зайчике, медведе, лисе);
жанру (колыбельные, небольшие рассказы, пословицы)
3.Интеграция чтения с другими видами искусства (живописью, музыкой). Такой приём оказывает сильное эмоциональное воздействие на детей. Произведения должны быть подобраны в едином ключе, доступными для понимания детей пятого года жизни и обязательно сопровождаться пояснениями педагога.
4. Рассказывание с опорой на наглядность. Это могут быть:
игрушки (для осуществления задачи воспитатель должен подобрать набор игрушек, соответствующий персонажам нескольких сказок, таких как «Теремок», «Колосок», «Лиса, Кот и Петух»);
разные виды театров;
фланелеграф с наборами картинок;
видеоматериалы, слайды
5. Чтение может быть составляющей занятия по развитию речи (произведение используют для закрепления изученной темы, во время беседы или же для отработки артикуляционных навыков)
Выбор темы и типа занятия тесно взаимосвязаны и дают направление всей дальнейшей работе, поэтому воспитатель должен ответственно подойти к этому этапу подготовки. Выбранное произведение следует проанализировать, наметить, какие вопросы будут заданы детям по его прочтении, какую воспитательную нагрузку оно несёт. Сюжетная канва, взаимоотношения и характерные черты персонажей в произведениях для детей средней группы несложны для понимания взрослого, однако воспитателю нужно посмотреть на рассказ или сказку с точки зрения детей — и обеспечить как восприятие, так и понимание текста. Если в произведении встречаются незнакомые слова, нужно продумать, как и когда пояснить их значение.
Иногда воспитателю полезно посмотреть на произведение глазами детей
Немаловажно отработать выразительность чтения. Воспитатель должен определиться, с какими интонациями будет прочитано произведение, где следует сделать паузы, а где, наоборот, ускорить темп или подчеркнуть важность эпизода логическим ударением. Следующий этап — определение задач, которые предстоит выполнить в ходе организованной образовательной деятельности
Занятия с детьми средней группы проводятся с обязательным использованием наглядных пособий. Это могут быть:
иллюстрации;
сюжетные картины;
художественные полотна (репродукции);
портреты писателей; предметы, которые упоминаются в произведении; схемы (элемент ТРИЗ, теории решения изобретательских задач);
муляжи (овощей, фруктов, снеговичка) — в зависимости от сезона;
игрушки;
образцы изделий народных промыслов;
всевозможные театры для небольших драматизаций
Иллюстративный и другой наглядный материал должен подчиняться таким требованиям: соответствовать теме;
иметь эстетическую ценность, красивое оформление;
быть чётким и понятным детям (поэтому вместо фото писателей и поэтов рекомендуется использовать рисованные портреты);
не «перетягивать» на себя внимание малышей, поскольку главной частью занятия остаётся всё же чтение, а не рассматривание иллюстраций;
не быть слишком ярким, пёстрым, возбуждающим;
если даётся изображение героя, должны быть хорошо различимы его характерные черты (добрый, сердитый, грустный, весёлый);
сюжетная картина не должна быть перегружена персонажами и деталями, но должна иллюстрировать один из ключевых моментов произведения;
при подборе серии иллюстраций по одному произведению нельзя брать картинки из разных наборов по одной теме (например, при иллюстрировании сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» герои на всех изображениях должны быть в одинаковой одежде, а если соответствующую серию подобрать не удаётся, лучше ограничиться одной иллюстрацией)
Любое занятие предполагает подготовительную работу. Предварительную работу можно вести на прогулках, при выполнении некоторых режимных моментов (утренний приём, одевание, умывание), во время, предоставленное для свободной деятельности. Наличие перспективного плана позволяет педагогу загодя знать тему занятия и использовать удобные моменты для предварительной работы. К примеру, планируя чтение стихотворений об осени, воспитатель на прогулке обращает внимание детей на изменения в живой и неживой природе, поведение птиц, насекомых. Целесообразно провести дидактические игры «Назови краски осени», «Что изменилось?», «Когда это бывает?». Особая ценность стихотворений заключена в их воздействии на тонкие струны детской души, поэтому для усиления лирического эффекта нелишними будут задания творческого характера с элементами эмпатии: «Послушайте, что шепчет ветер», «Представьте себя осенними листочками», «Покажите настроение дождевой тучки»
Дети с удовольствием изучают окружающий мир, педагогу нужно лишь направить их внимание
Структура и временной план занятия
В средней группе занятия по чтению длятся, как и все остальные, около 20 минут и имеют такую структуру и временные рамки
- Вступительная часть (организация детей, вводная беседа, мотивация деятельности) — 2–3 мин.
- Основная часть — 15 мин.
Знакомство с произведением.
Воспитатель читает художественный текст выразительно, с соответствующими эмоциями.
Беседа о прочитанном (необходимо уточнить, понятно ли детям содержание, обратить внимание на средства выразительности).
Физкультминутка.
Повторное чтение. Проводится в том случае, если произведение невелико по размеру. Можно заменить дидактической игрой или инсценировкой наиболее яркого фрагмента.
- Заключительная часть — 2–3 мин. Краткий анализ общих впечатлений детей, подчёркивание основной идеи произведения. Дошкольники могут поделиться своими впечатлениями от услышанного, высказать личное мнение о событиях и героях
Мотивация образовательной деятельности
Дети пятого года жизни — самые непоседливые и эмоционально отзывчивые в детском саду. Их неуёмная энергия и потребность постоянно двигаться создают определённые трудности в организации занятий, на которых требуется усидчивость и повышенная концентрация внимания. Но в то же время этот возраст отличается зарождением познавательного интереса к окружающему миру, желанием устанавливать связи между событиями, узнавать «суть вещей». Пытливость, любознательность и склонность детей к эмпатии (сопереживанию) часто используют для мотивации к чтению литературы в этой группе
Способность ребёнка воспринимать игрушку как живое существо можно использовать для мотивации образовательной деятельности
Наиболее удачными приёмами мотивации будут:
*Сюрпризный момент. В группе появляется подарочная коробка, загадочный мешочек, таинственный конверт. Их содержимое (предмет, письмо от сказочного героя) логически подводит детей к восприятию произведения. Например, дети получают письмо от бабушки из деревни и посылку, а в ней всего одно яблочко. Бабушка пишет ребятам, что это яблочко необычное. Оно её очень сильно напугало. А как это произошло, они узнают, когда внимательно послушают сказку «У страха глаза велики»
Подарки и сюрпризы всегда вызывают заинтересованность детей
* Появление любимого персонажа (Лисички, Зайчика, Маши из популярного мультфильма). Это может быть игрушка или рисунок. Персонаж обязательно несёт смысловую нагрузку: приглашает в путешествие, просит помочь, делится с малышами своей проблемой, которую не может решить самостоятельно. Иногда персонаж может быть наделён непривычными для него характеристиками
- Например, к детям в гости заглянул Серый Волк. Он совсем не злой, наоборот, он доверчивый и добрый. Его обманула Лисичка, не дала попробовать рыбки, а ему так хочется есть.
- После такого вступления персонаж прячется (посиди с нами, отдохни). Воспитатель читает сказку «Лисичка-сестричка и Серый Волк». После ознакомления с произведением дети делают вывод: Лисичка поступила нехорошо, схитрила. Волк обманут, ему больно.
- Дети жалеют героя, советуют ему больше не верить Лисичке (не дружить с ней). А чтобы угостить Волка, они решают нарисовать или слепить ему много рыбок на соответствующем занятии
*Приглашение в путешествие — отличный приём при изучении стихотворных произведений о временах года
* В групповой комнате появляется Белочка. Она принесла детишкам корзинку осенних даров: грибов, листьев, орехов. Белочка рассказывает, как красиво стало в её лесу с приходом осени.
*Проводится дидактическая игра «Подарки осени», после которой воспитатель говорит детям, что осень — любимая пора многих поэтов, и о ней написано много красивых стихов.
*Белочку приглашают послушать стихи об осени, на что она охотно соглашается. Теперь дети с особым интересом будут слушать произведения, ведь их любимый герой тоже увлечён темой занятия
Проблемную ситуацию обычно приносит грустный, опечаленный герой.
Так, для мотивации к чтению сказки «Колосок» используют игрушку Мышонка. Он появляется очень невесёлый, хнычет (импровизация воспитателя). Детям, конечно, хочется узнать, что с ним случилось.
Мышонок говорит, что не умеет печь пирожки, но очень хочет их попробовать. Проводится чтение сказки. В беседе по прочитанному дети высказывают своё мнение: «Мышата не получили пирожков заслуженно, потому что ленились. Им нужно извиниться перед Петушком и научиться печь пироги, чтобы работать вместе».
Дети исполняют песенку «Я пеку, пеку» в сопровождении имитационных движений (учат мышонка печь пироги).
К детям в гости могут прийти и персонажи, изображаемые взрослым (Клоун, Матрёшка), но после озвучивания мотивирующей ситуации они уходят, чтобы не отвлекать внимание воспитанников.
Постановка проблемного вопроса возможна и без участия персонажа. В таком случае используется предмет, играющий ключевую роль в произведении (шляпа при чтении рассказа Н. Носова «Живая шляпа», бидончик — для рассказа Н. Калининой «Помощники»). Естественно, нужен вопрос воспитателя: «Как эта шляпа могла испугать ребят? Как простой маленький бидончик помог двум мальчикам сделать полезное дело?» Причём задать его педагог должен так. чтобы дети видели его заинтересованность проблемой.
Вступительную беседу тоже можно использовать для мотивации к деятельности. Например, перед сказкой «Два жадных медвежонка» можно задать детям такие вопросы:
Что такое щедрость (термин поясняется детям предварительно)?
Кого можно назвать щедрым?
Хорошо ли быть щедрым? А жадным?
Хотите ли вы узнать, как были наказаны за свою жадность два медвежонка?
Использование в качестве мотивации дидактической или пальчиковой игры возможно, если они тесно связаны с темой чтения. Дидактическая игра должна быть короткой, насыщенной, не содержать лишней информации. К примеру, перед чтением рассказа Евгения Чарушина «Воробей» можно провести простую игру «Летает — не летает». Воспитатель называет животных (зверей, домашних питомцев, птиц), а воспитанники хлопают, услышав название птицы. Так в элементарной и понятной детям форме закрепляется ещё и классификация представителей животного мира. К чтению подводят следующими словами: «Молодцы, ребята, много птиц знаете. А я знаю доброго мальчика Никиту, который научил воробья летать. Хотите с ним познакомиться?» Акцент при изучении произведений всегда делают на моральную сторону событий, поскольку главная цель чтения — воспитание не просто мыслящей, а по-доброму мыслящей личности
Что ещё следует учесть
Проводя занятие по чтению, воспитатель должен обратить внимание на следующие моменты:
- После чтения произведения нельзя сразу переходить к беседе по содержанию. Детям необходимо дать время осмыслить и пережить услышанное, иногда на это уходит секунд 15–20, иногда больше. Особенно важно это при изучении лирических стихотворений, оказывающих сильное влияние на эмоции ребёнка.
- Как во вступительной, так и в заключительной итоговой беседе не должно быть случайных вопросов, пустых, рассчитанных на заранее известный хоровой ответ. Например, спрашивать, понравилось ли детям стихотворение, бессмысленно, потому что они все закричат «да». Лучше сказать: «Какое замечательное стихотворение, я сразу представила дерево в жёлтых листочках, а что представили вы?» или «Вот молодец дядя Стёпа. Столько добрых дел сделал. Какое из них вам запомнилось?»
- Заучивание стихотворного произведения на занятии не означает громкое хоровое проговаривание несколько раз. Ведущие методисты признают такую форму работы вредной и безрезультатной. Дети привыкают «кричать» стихи, не обращая внимания на смысл и средства выразительности. Выбранное к заучиванию произведение на занятии читают трижды (ознакомление, повтор, закрепление) и предлагают тем, кто запомнил, рассказать с помощью воспитателя. Дальнейшая работа ведётся вне занятий, в подгруппах или индивидуально.
- Собственно чтение по книге в средней группе не должно превышать 20 минут в день. В остальное время нужно использовать другие виды работы (рассказывание, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с кратким пересказом, викторины, театрализация и изодеятельность по мотивам произведений и т. д.)
- Ведя беседу с детьми, следует избегать в речи фраз типа «Скажите мне», «Я хочу знать», поскольку это настраивает детей на роль второстепенных участников разговора. Лучше использовать выражения «Как вы думаете?», «Как вам кажется?», а если уж и обращаться с прямым вопросом, то от лица персонажа (того же мышонка или мишки). Их дети воспринимают на равных.
- Следует уделять большое внимание развитию творческой инициативы (дети на занятии не только слушают и запоминают, но и участвуют в процессе). Полезны в этом плане игры «Измени конец сказки», «Дай другое имя герою», «Сделай подарок». Например, Машеньку в игре они могут назвать Наташенькой, а чтобы Серый Волк не мёрз у проруби ночью, «подарить» ему воображаемую удочку
Таблица: игры творческого характера
Название игры Содержание игры
«Узнай сказку по схеме»
Детям дают схематические изображения сказок. «Три поросёнка» — три розовых круга, «Репка» — большой жёлтый круг и семь квадратов разных размеров и разного цвета. «Три медведя» — три коричневых овала разного размера. Необходимо узнать и назвать сказку
«Оцени поступок»
на развитие эмоциональной сферы и умение давать оценку действиям персонажа. Из оборудования потребуется разобранный на части «математический веер». На одну сторону клеится улыбающийся смайл, на другую грустный. Воспитатель зачитывает фрагмент произведения, дети показывают весёлого или грустного человечка. Нужно учить детей обращать веер правильной картинкой к воспитателю, а не к себе, а также показывать товарищам по группе выбранную эмоцию
«Придумай конец сказки»
Дети творчески обыгрывают сюжет, делая завершение сказки иным. Колобка не съела Лисичка, он укатился дальше в лес, встретил там Белочку, Барсука и подружился с ними
«Скажи доброе слово»
Эта игра полезна для поддержания положительного эмоционального фона в группе. На занятии по чтению о временах года можно использовать в качестве гостя-персонажа осенний листочек (лучше всего кленовый), зимой это будет искусственная снежинка, весной — цветок из бумаги. Дети становятся в круг и передают предмет друг другу, шёпотом говоря ему приятные слова: «Ты красивый», «Ты нежная», «Ты хорошо пахнешь» и т. д. В случае, если ребёнок не может подобрать слова, внимание на этом не заостряют, предмет передают дальше. Педагог говорит малышу, что он может сказать приятные слова, когда вспомнит после занятия. Листочек (снежинку) оставляют на полке в уголке природы или в другом месте, доступном детям. Ребёнок подходит в удобное время и говорит своё доброе слово
«Сделай подарок»
Дошкольники, прослушав сказку или рассказ, говорят, какие подарки хотели бы сделать героям и почему. Например, Пузырю, Соломинке и Лаптю они бы подарили лодочку, чтобы те могли перебраться через реку, а героям сказки «Репка» — лопату, чтобы облегчить их труд.
Разумеется, художественное слово должно звучать не только во время организованной деятельности. Уместным оно будет на прогулках и во время умывания, даже при проведении сюжетно-ролевой игры можно вспомнить знакомые стихотворения о строителях, поварах и т. д. Укладывая детей спать, воспитатель может прочитать им короткую спокойную сказку (как элемент сказкотерапии). Во второй половине дня практикуется чтение детских энциклопедий, книг познавательного характера.
В каждой группе должен быть оборудован уголок книги, который постоянно обновляется в соответствии с сезоном и событиями общественной жизни. Необходимо также вести систематическую работу по пропаганде чтения в семье. Для этого в раздевалке размещают стенд с информацией о рекомендованной для данной возрастной группы литературе, советы по организации чтения дома, примеры бесед по произведениям и т. п.
Одной из задач детского сада является пропаганда семейного чтения
Чтение — важный инструмент приобщения детей к культурному богатству своего народа, средство всестороннего развития и духовного воспитания малышей. Продуманное, правильно спланированное и грамотно проведённое занятие по чтению в средней группе принесёт большую пользу, подготовит детей к восприятию более сложных текстов в старших группах и школе, послужит средством развития речи и эстетического восприятия, расширит кругозор ребёнка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по самообразованию. Тема:Развитие навыков исследовательской деятельности детей средней группы детского сада.
Обобщение опыта.Отчёт по самообразованию.Цель публикации: помочь молодым педагогам в составлении аналитического отчёта по итогам года в соответствии ФГОС....
Перспективный план по теме самообразования 2017-2018г
Перспективный план по теме самообразования 2017-2018г...
Самообразование 2017-2018г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию № 76 г. Челябинска...
Отчет по самообразованию 2017-2018г.
Отчет по самообразованию(средняя группа) Тема: «Эмоциональное развитие дошкольников посредством театральной деятельности»...
Отчет по теме самообразования "Развитие мелкой моторики рук у детей средней группы" 2019 - 2020 уч.г.
Отчет по теме самообразования "Развитие мелкой моторики рук у детей средней группы" 2019 - 2020 уч.г....
План работы по самообразованию 2017-2018г.
План по самообразованию...
Самообразование. "Развитие творческих и познавательных способностей детей средней группы (4-5 лет) через экспериментальную деятельность с учетом ФГОС".
Актуальность. В настоящее время, исследования педагогов и психологов отмечают большой процент детей с задержкой психического развития. А отсюда - дети мало эмоциональны, активны, слабый интерес ...