Доклад на педсовете Тема: «Обучение детей рассказыванию»
консультация на тему

Кокорина Елена Ивановна

Обучение рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого развития дошкольников, на их речевую подготовку для дальнейшего обучения в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_ped.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

на педсовете

Тема: «Обучение детей рассказыванию»

1. Понятие о творческом рассказывании детей

Возможность развития творческой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу.

Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок небылиц; в словотворчестве (создании новых слов – новообразований).

2. Влияние творческих рассказов на развитие речи и воображение.

Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии. Наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг. Так, перед описанием природы используются систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе и чтении литературы с описанием природных явлений.

Чтение книг, особенно познавательного характера, обогащает новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей.

Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов – определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Поэтому процесс обогащения опыта детьми тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов.

Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный рассказ. Поэтому одно из условий – умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания.

Этим умениям дети обучаются на предыдущих возрастных этапах, воспроизводя литературные тексты, составляя описания игрушек и картин, придумывая по ним рассказы. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.

Еще одно условие – правильное понимание детьми задания «придумать», т.е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

Тематика творческих рассказов должна быть связана с общими задачами воспитания у детей правильного отношения к окружающей жизни, воспитания уважения к старшим, любви к младшим, дружбы и товарищества. Тема должна быть близка опыту детей (чтобы на основе воображения возник зримый образ), доступна их пониманию и интереса. Тогда у них появится желание придумать рассказ или сказку.

Темы для рассказывания могут быть с конкретным содержанием: «Как мальчик нашел щенка», «Как Таня ухаживала за сестренкой», «Подарок маме» и т.д. Когда дети научатся придумывать рассказ с конкретным содержанием, можно усложнить задачу – предложить рассказывание на отвлеченную тему: придумать рассказ  «Про веселый случай», «Про страшный случай», «Про интересный случай».

3.Требования к рассказам детей.

Во-первых, рассказ должен быть связанным и понятным слушателям, достоверным, правильно отражать объективную действительность.

Во-вторых, рассказ должен быть коротким. Лаконичная передача наиболее характерного и важного, при отсутствии излишней детализации – ценное качество. Последовательность содержания может быть легче удержана вниманием и памятью ребенка, в нем более выделяется структура. Между тем многие воспитатели не обращают внимание на это качество, подчеркнутое в программе («короткий», «небольшой»), и добиваются от детей описания многопредметной картины, подробного описания праздника в детском саду и т.д.

С этим могут справиться не все дети, поэтому описание у некоторых оказывается поверхностным. А ведь программа рассчитана на прохождение ее каждым ребенком.

В–третьих, рассказ должен быть самостоятельным, в полном смысле монологом, то есть по возможности не прерываться вспомогательными, дополнительными вопросами воспитателя.

Такой рассказ должны уметь составлять дети к концу пребывания в старшей группе.

Значительно больше требований предъявляется к рассказам детей в подготовительной группе. Прежде всего, необходимо обратить внимание на целенаправленность рассказа (говорить на тему, не отвлекаясь от содержания). Нужно приучать детей рассказывать про определенную игрушку, картинку, тактично направлять их внимание.

Очень важное качество любого рассказа – последовательность изложения содержания, умение строить несложные суждения, умозаключения, что в целом характеризует логичность речи.

По объему рассказ ребенка 6 лет должен быть больше, описания полнее, словарь более точным (определения, обстоятельства места, времени и др.); желательно, чтобы дети применяли некоторые образные выражения.

В рассказах детей 6 лет необходимо отмечать элементы творчества. Мы должны поощрять самостоятельность ребенка в составлении фактических рассказов, выдумку – в придуманных – и способствовать этому. Но инициатива не должна уводить ребенка от выполнения поставленной задачи.

Воспитателю следует активно обращать внимание на выразительность рассказа (по исполнению), заботиться о культуре поведения ребенка во время рассказа.

Детей приучают внимательно слушать рассказы товарищей, если надо, дополнять их.

4. Методика проведения занятий по обучению детей творческому рассказыванию.

Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного, творчества и роли педагога в этом процессе.

На первом этапе происходит накопление опыта. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего (восприятие приобретает эстетическую окраску). В обогащении восприятия особую роль играет искусство. Произведения искусства помогают ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствуют зарождению художественных образов в его творчестве.

Второй этап – собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Процесс детского творчества не очень развернут во времени. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана обстановка на новую деятельность (придумаем рассказ). Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов. Большое значение здесь имеют творческие задания.

На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремиться завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования художественного вкуса.

В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описание природы. В ряде работ выделяется сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев). Чаще всего дети создают контаминированные тексты, поскольку им трудно давать описание, не включая в него действие, а описание сочетания с сюжетным действием.

Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера («Как Миша варежку потерял», «Подарки маме к 8 Марта»). Не рекомендуется начинать обучение с придумывания сказок, так как особенности этого жанра заключаются в необыкновенных, иногда фантастических ситуациях, что может привести к ложному фантазированию.

 Наиболее сложным заданием является создание текстов описательного характера о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно. Для выражения своих переживаний, связанных с природой, ему надо владеть большим количеством обобщенных понятий, в большей степени уметь синтезировать.

Приемы обучения творческому рассказыванию зависят от умений детей, задач обучения и вида рассказа.

В старшей группе в качестве подготовительного этапа можно использовать простейший прием рассказывание детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагается тема, задаются вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывают ответ. В конце из лучших ответов составляется рассказ. По существу воспитатель «сочиняет» вместе с детьми.

Например по теме «Что случилось с девочкой» детям предлагают такие вопросы: «Где находилась девочка? Что с ней случилось? Почему она заплакала? Кто ее утешил?» Было дано указание придумать рассказ. Если дети затрудняются, педагог подсказывает («Может быть, она была на даче или заблудилась на шумной улице города»).

С целью развития творческих умений рекомендуется такой прием, как придумывание детьми продолжение авторского текста.

В подготовительной к школе группе задачи обучения рассказыванию усложняются (умение четко выстраивать сюжетную линию, использовать средства связи осознавать структурную организацию текста). Используются все виды творческих рассказов, разные приемы обучения с постепенным усложнением.

Составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать его содержание, выстроить его логически, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию. Такая работа требует большого запаса слов, композиционных навыков (умение придумывать завязку, кульминацию, развязку), умение точно, занимательно и выразительно передавать свой замысел. Всеми этими навыками ребенок овладевает в процессе систематического обучения, путем постоянных упражнений.

Как и в старшей группе, работу с детьми начинают с придумывания реалистических сюжетов. Наиболее легким принято считать придумывание предложения и завершения рассказа. Воспитатель дает образец, который содержит завязку и определяет пути развития сюжета. Начало рассказа должно заинтересовать детей, знакомить с главным героем и его характером.

План в виде вопросов помогает сосредоточить внимание детей на последовательности и полноте развития сюжета. Для плана целесообразно использовать 3-4 вопроса, больше их количество ведет к излишней детализации действий и описания, что может тормозить самостоятельность детского замысла.

В процессе рассказывания вопросы задаются очень осторожно. Можно спросить, что случилось с героем, о котором ребенок забыл рассказать. Можно подсказать описание героя, его характеристику или как закончить рассказ.

Более сложный прием – рассказывание по сюжету, предложенному педагогом. Например, воспитатель напоминает, что скоро 8 Марта. Все дети будут поздравлять своих мам, дарить им подарки. Далее сообщает: «Сегодня будем учиться придумывать рассказ про то, как Таня и Сережа готовили подарок маме к этому дню. Рассказ назовем: «Подарок маме». Лучшие рассказы мы запишем». Педагог ставит перед детьми учебную задачу, мотивирует ее, предлагает тему. Сюжет, называет основных персонажей. Дети должны придумать содержание, оформить его словесно в форме повествования, расположить события в определенной последовательности. В конце такого занятия можно нарисовать поздравительные открытки для мам.

Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему – самое трудное задание. Использование этого приема возможно при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования и средствах внутритекстовой связи, а также умения озаглавливать свой рассказ. Педагог советует, о чем можно придумать рассказ (об интересном случае, который произошел с мальчиком или девочкой, о дружбе зверей, о зайце и волке). Предлагает ребенку придумать название будущего рассказа и составить план.

Обучение умению придумывать сказки начинается с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты.

Например, воспитатель дает начало рассказа «Сон Андрюши»: «Мальчику Андрюше папа подарил велосипед. Малышу он так понравился, что даже приснился ночью. Приснилось Андрюше, что он поехал путешествовать на своем велосипеде». Куда поехал Андрюша и что он там увидел, должны придумать дети. Этот образец в виде начала рассказа можно дополнить пояснениями: «Во сне может произойти что-то необыкновенное. Андрюша мог поехать в разные города и даже страны, увидеть что-нибудь интересное или смешное».

Сказки на первых порах лучше ограничивать сюжетами о животных: «Что случилось в лесу с ежиком», «Приключения волка», «Волк и заяц». Ребенку легче придумать сказку о животных, так как наблюдательность и любовь к животным дают ему возможность мысленно представить их в разных условиях. Но необходим определенный уровень знаний о повадках зверей, их внешнем виде. Поэтому обучение умению придумывать сказки о животных сопровождается рассматриванием игрушек, картин, просмотром диафильмов.

Чтение и рассказывание детям небольших рассказов, сказок помогает обратить их внимание на форму и структуру произведения, подчеркнуть интересный факт, раскрытый в нем. Это положительно влияет на качество детских рассказов и сказок. Развитие словесного творчества детей под влиянием русской народной происходит поэтапно. На первом этапе в речевой деятельности дошкольников активизируется запас известных сказок с целью усвоения их содержания, образов и сюжетов. На втором этапе под руководством воспитателя осуществляется анализ схемы построения сказочного повествования, развития сюжета (повторность, цепная композиция, традиционный зачин и концовка). Детей побуждают использовать эти элементы в их собственных сочинениях. Воспитатель обращается к приемам совместного творчества: выбирает тему, называет персонажей – героев будущей сказки, советует план, начинает сказку, помогает вопросами, подсказывает развитие сюжета. На третьем этапе активизируется самостоятельное развитие сказочного повествования: детям предлагается придумать сказку по готовым темам, сюжету, персонажам; самостоятельно выбрать тему, сюжет персонажей.

Придумывание рассказа или сказки по плану воспитателя требует большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно.

Придумывание рассказов по теме, предложенной воспитателем (без плана), дает еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли. Ребенок выступает автором, сам выбирает содержание и форму.

Наиболее сложным видом детских сочинений является описание природы. Эффективной считается такая последовательность обучения описанию природы:

1. Обогащение детских представлений и впечатлений о природе в процессе наблюдений, обучение умению видеть красоту окружающей природы.

2. Углубление детских впечатлений о природе путем рассматривания художественных картин и сравнения красоты изображенного с живой действительностью.

3. Обучение детей описанию объектов природы по представлению.

4. Обучение умению описывать природу, обобщать свои знания, впечатления, полученные во время наблюдений, рассматривания картин, слушания художественных произведений.

Помощь детям оказывает образец воспитателя.

Интересны описания миниатюры (О.С. Ушакова). Например, после небольшой беседы о весне и лексических упражнений детям предлагают рассказывать о природе весной.

Примеры упражнений: «Как можно сказать о весне, какая весна? Какая трава весной? Какая может быть яблонька весной?»,

Детское словесное творчество не ограничивается рассказами и сказками. Дети также сочиняют стихи, загадки, небылицы, считалки. Популярны и повсеместно в детской беседе бытуют считалки – короткие рифмованные стихи, которые дети используют для того, чтобы определить ведущих или распределить роли.

Стремление к рифме, повторение рифмованных слов – не только считалок, но и дразнилок – часто увлекает детей, становится потребностью. У них появляется желание рифмовать. Дети просят давать им слова для рифмовки, а сами придумывают к ним созвучные. На этой основе появляются стихи, часто подражательные.

Словесное творчество детей проявляется иногда после длительных размышлений, иногда спонтанно в результате какого-то эмоционального всплеска.

Полезно вести записи детских сочинений и составлять из них книжки-самоделки, альбом детских рассказов. Дать книжке или альбому интересное название, предложить детям нарисовать каждому к своему рассказу иллюстрации. Читать вместе с детьми их рассказы,  дети с удовольствием по многу раз слушают свои рассказы.

Обучение рассказыванию оказывает влияние на все стороны речевого развития дошкольников, на их речевую подготовку для дальнейшего обучения в школе.

Конспекты ОД

(подготовительная группа).

 

Тема: Придумывание сказки на тему «Как ежик выручил зайца».

Задачи:

Образовательные:

 Связная речь. Учить детей придумывать сказку на заданную тему, списывать внешний вид персонажей, их действий, поступки и переживания; оценивать рассказы друг друга;

 Грамматика. Учить подбирать однокоренные слова;

 Словарь. обогащать словарный запас; учить подбирать синонимы и антонимы; воспитывать чуткость к смысловым оттенкам слова; помочь усвоить значения многозначных слов;

 Звуковая культура речи. Учить регулировать силу голоса (произносить четверостишие громко, тихо, шепотом).

Развивающие задачи:

Развивать речь, память, образное мышление, фантазию и творчество.

Воспитательные задачи:

Воспитывать эстетические качества, учить выслушивать рассказы товарищей, учить видеть прекрасное.

Ход занятия.

Воспитатель загадывает загадки:

Что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной

И стоит среди травы,

Уши больше головы?

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни -  одной?

    ( Н. Артюхова.)

Дети отгадывают, что это заяц и еж.

Затем дети отвечают на вопросы воспитателя:

«Почему у ежика много иголок? Зачем они ему? Какие еще бывают иголки?

 - Где живут еж и заяц? (В лесу).

 - Какие слова можно образовать от слова лес? (Лесок, лесочек, лесной, лесник, лесовичок).

Если дети испытывают затруднения, педагог задает дополнительные вопросы:

 - Как называется тропинка в лесу? (Не в парке, не в саду, а в лесу). (Лесная).

 - Как называют человека, который работает в лесу? (Лесник).

 - Как называется сказочный человек, который живет в лесу? (Лесовичок).

 - А теперь повторите слова, которые вы вспомнили и назвали.

Следующее задание – придумать синонимы к названным словам.

 - Еж был смелый, а заяц – какой? (Трусливый). Сейчас слушайте внимательно , задание будет трудным.

 - Заяц трусливый. А как можно сказать про него по другому? Подберите слова, по смыслу близкие к слову трусливый (боязливый, пугливый…)

 - смелый еж. Подберите слова близкие по смыслу к слову смелый. ( Храбрый, отважный).

Если дети не смогут самостоятельно подбирать синонимы, воспитатель спрашивает: «Похожи ли по смыслу слова: трусливый, боязливый, пугливый? Да похожи. Можно сказать, что заяц трусливый? Да. А что заяц пугливый? Да. Это слова, близкие по смыслу, слова – друзья».

Физкультминутка   «В темном царстве есть избушка»

В темном царстве есть избушка – дети шагают

Стоит задом наперед – дети поворачиваются

В этой избушке есть старушка – Грозят пальцем

Бабушка Яга живет – грозят пальцем другой руки

Нос крючком, - показывают пальчиком

Глаза большие – показывают      

Словно угольки горят- покачивают головой

Ух, сердитая какая! – бег на месте

Дыбом волосы стоят –руки вверх

Воспитатель Сегодня мы будем придумывать сказку о том, как ежик выручил зайца. Подумайте, что могло случиться с зайцем и как ежик мог выручить своего друга. Сказка должна быть небольшой, интересной и законченной.

Воспитатель выслушивает не менее пяти детей. После двух – трех ответов спрашивает, чья сказка больше понравилась и почему.

Затем проводится упражнение на подбор слов, противоположных по смыслу.

Воспитатель А сейчас я прочитаю вам стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра». Вы поможете мне найти в нем слова противоположные по смыслу

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь… (низко).

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь… (близко).

Скажу тебе я слово «трус».

Ответишь ты…(храбрец).

Теперь «начало» я скажу –

Ну, отвечай:…(конец).

Задание выполняется два раза. Дополняя строку стихотворения, дошкольники могут сказать не «храбрец», а «храбрый». 

Воспитатель поясняет: «Если было бы сказано «трусливый», тогда нужно ответить «храбрый», но здесь слово «трус» и противоположное ему по смыслу слово – «храбрец».

В заключение все вместе читают первый куплет стихотворения (громко, тихо, шепотом).

Рассказы детей:

2 « Жили были заяц и еж. Жили они в лесу. Их домики были недалеко друг от друга. Зайчик с ежиком очень дружили. Часто ходили друг к другу в гости. И вот однажды ежик пришел к зайчику и пригласил его прогуляться по лесу.

Гуляли они по лесу и дошли до реки.. Зайчик шел первый, а ежик за ним. Зайчик шел и разглядывал все по сторонам оступился и упал в реку. Ежик бросился спасать зайчика. Зайчик кричал: «Помогите!». Ежик пытался вытащить зайца, но у него ничего не получалось. Белочка услышала крик зайца и прибежала на помощь. Ежик вместе с белочкой помогли зайцу выбраться из воды. Зайчик очень испугался. Он был весь мокрый и дрожал от холода, и тогда ежик предложил ему пойти к нему домой. Дома ежик напоил зайчика чаем и уложил его спать. После этого случая ежик и зайчик  стали жить еще дружнее».

1 «Встретились как-то в лесу зайчик и ежик. Ежик собирал грибы, готовил запасы на зиму, а зайчик хотел пойти к леснику в огород нарвать морковки. Зайчик был очень трусливый и попросил ежика сходить с ним вместе к леснику. И вот идут они по лесной тропинке, и вдруг из-за кустов выскочил волк и схватил зайчика. Зайчик так испугался, что затрясся от страха. Ежик был очень смелый. Он подбежал к волку и начал колоть его своими острыми иголками. Волк отпустил зайчика и убежал. Зайчик  поблагодарил ежика за то, что он его выручил,  спас от беды.

Тема: Придумывание сказки на тему « День рождения зайца».

Задачи:

Образовательные:

Связная речь. Учить детей самостоятельно придумывать сказку на заданную тему по плану; использовать описания, диалог, при оценке сказок отмечать занимательность сюжета, средства выразительности;

Грамматика. Закреплять умение образовывать существительные винительного падежа множественного числа.

Звуковая культура речи. Упражнять в отчетливом произношении потешек, в различении ритма, темпа речи и силы голоса.

 

Развивающие задачи:

Развивать речь, память, образное мышление, фантазию и творчество.

Воспитательные задачи:

Воспитывать эстетические качества, учить выслушивать рассказы товарищей, учить видеть прекрасное.

Ход занятия.

Воспитатель обращается к детям:

 - В прошлый раз вы придумывали интересную сказку о ежике и зайце. Вчера у зайца был день рождения. На дне рождения у зайца лесные звери играли, танцевали, отгадывали загадки о том, что они видели в лесу, поле. Ежик загадал такую загадку: «Я видел много ромашек, васильков, колокольчиков. Где я был?» (В поле).

Представьте себе, что вы тоже гости зайца. Придумайте, какого зверя вы будете изображать и какую загадку подарите зайцу. В загадке надо рассказать о том, что вы видели, чего не видели, чего видели много. А все гости будут отгадывать.

Такое грамматическое упражнение формирует навык употребления правильных окончаний у одушевленных и неодушевленных существительных в винительном падеже единственного и множественного числа.

Воспитатель:Я вам предлагаю сыграть в игру «Ты мне – я тебе».

Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.  Например: корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка».

Коза – «Волк и семеро козлят»; Медведь – «Три медведя»; Волк –«Лиса и волк»; Гуси – «Гуси лебеди»; Лиса –«Лисичка со скалочкой»; Курица – «Курочка ряба»; Заяц- «Заяц хваста».

Молодцы!- Тихо садимся за стол.

После того как дети выполняют упражнение, воспитатель предлагает детям придумать сказку на тему «День рождения зайца».

Воспитатель намечает план: «Сначала  расскажите, кто собирался в гости к зайцу, что каждый из зверей хотел ему подарить. Потом расскажите, как звери загадывали загадки. Сказка должна быть интересной, короткой и законченной».

В придумывании сказки участвует несколько человек. Предварительно они договариваются, о чем и в какой последовательности будут рассказывать. Перед тем как дети начнут рассказывать, воспитатель говорит, что лучшие (по оценке детей) сказки будут записаны в альбом.

Следующее упражнение – на формирование чувства ритма. Воспитатель произносит первую строчку потешки, а дети продолжают ее в том же ритме (воспитатель выстукивает ритм).

«Зайчик – зайчик, как гулял?

Ежик – ежик, с кем плясал?

Эй, зверята, где вы были?

Ты, лисичка, где гуляла?

Медвежонок, где ты был?»

Дети выбирают потешку, которая им больше понравилась, произносят ее медленно и быстро, громко и шепотом.

Воспитатель читает скороговорку: «Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел, а вот белка не бела, белой даже не была». Воспитатель вызывает нескольких детей и предлагает произнести скороговорку так, чтобы был отчетливо слышен каждый звук. Затем скороговорка произносится сначала медленно, затем умеренно и быстро.

Рассказы детей:

«У зайчика был День рождения. Он пригласил в гости своих друзей медведя, белочку, ежика и мышку. Зайчик готовил праздничный обед, чтобы всем гостям угодить. Для мышки он приготовил – сыр, для белочки – орешки, для ежика – грибы, а для мишки – сладкий мед.

Гости тоже готовились к празднику и все думали, что же подарить зайчику? И они придумали веселую песенку.

Гости пришли, спели зайчику песенку. Песенка зайчику очень понравилась. Потом все сели за праздничный стол. После обеда зверушки пели, танцевали, играли в разные игры. Всем было очень весело».

Конспект знятия по развитию речи в подготовительной группе «Рассказывание по воображению»

Введение.

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит в общую задачу развития речи дошкольного возраста. Обучая ребенка рассказыванию, т.е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, мы помогаем ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звука и слово - произношения. Иными словами, совершенствуем все стороны речи ребенка - лексическую, грамматическую, фонематическую.

В подготовительной к школе группе новым для детей видом обучения являются занятия по творческому рассказыванию на предложенный сюжет. Рассказывание по сюжету усиливает интерес к рассказыванию в целом, подготавливает к литературно - словесному творчеству, с которым они встретятся в школе.


Тема: 1. Придумывание сказки по предложенному сюжету «Приключения зайца»

2. Слова - определения и слова, обозначающие действия

Программное содержание:

1) Продолжать учить детей различать литературные жанры.

2) Учить детей придумывать сказку по предложенному сюжету. Учить самостоятельно, придумывать завязку, ход события, развязку, описывать место, время действия, соблюдая логику развития сюжета, активно используя накопленные знания представления. Активизировать воображение; активизировать в речи прилагательные глаголы. Углублять интерес к речевой деятельности.

 

Ход занятия:
- Ребята, вы уже научились различать разные литературные предложения, знаете уже, что такое рассказ, стихотворение, что такое сказка или почему произведение называется небылица и т.д. 
- Я сейчас вам прочитаю отрывок из знакомого всем произведения. Вы послушайте его внимательно (читаю). 
- Что я вам прочитала? Это сказка или рассказ, стихотворение или что-то другое? 
(Читаю отрывок из произведения В. Осеевой «Волшебное слово») 
(ответы детей) 
- Включаю в грамзаписи часть произведения (отрывок из сказки). 
- Что вы услышали - рассказ или сказку, или стих? Почему вы так думаете? 
Что такое сказка? 
- Читаю отрывок из произведения Чуковского «Путаница»

- Что вы теперь услышали - стихотворение, сказку или небылицу? Что же такое небылицы? 
- А теперь угадайте, про кого эта загадка:

Что за зверь лесной встал,

как столбик под сосной, 
И стоит, среди травы 
Уши больше головы!

- Правильно, эта загадка про зайца.

- Подумайте и скажите, какими словами можно ответить на вопрос:

Заяц какой? (шустрый, белый, серый, ушастый, косой, пушистый, трусливый, быстроногий, осторожный, умный и т.д.) 
- А когда убегает от волка. как можно сказать про него? Он что делает? 
(Мчится, несется) 
- Сегодня вы будите придумывать сказку, про зайца. 
- Давайте еще вспомним и скажем, что такое сказка? 
- Сказка, которую вы будите придумывать - называется «Приключения зайца». Придумывайте, как будут звать вашего зайца. Где и с кем мог жить заяц, что с ним могло приключиться, какое время года было, что мог делать заяц, куда мог пойти, и как закончилось его приключение. Не забывайте использовать в своих сказках те интересные слова, про зайца, которые вы уже называли. 
Сказки у вас должны быть разными, разными начало и конец. Сказку надо рассказывать выразительно, громко, так, чтобы слышно было, как разговаривают герои вашей сказки - вот тогда сказку будет интересно слушать.

(2-3 — минуты на обдумывание).

Рассказы детей (5-6 человек). После каждого рассказа давать оценку, к оценке привлекать, детей: «Что тебе понравилось, запомнилось в сказке? Как рассказывает сказку Юра?

Занятие по развитию речи в подготовительной группе "Рассказывание по картине из серии «Домашние животные»"

Материал: картины из серии «Домашние животные» (лошадь с жеребенком, корова с теленком, собака со щенятами), мяч для малоподвижной игры.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает поиграть с мячом: «Кто у кого?»

Дети стоят полукругом, воспитатель бросает мяч ребенку с вопросами: «У лошади?… жеребенок. Много … жеребят. У коровы … теленок. Много … телят. У собаки … щенок. Много … щенят. У козы … козленок. Много … козлят. У свиньи … поросенок. Много … поросят».

Дети садятся на стульчики и воспитатель загадывает загадку: «По среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла» (корова)

Воспитатель вывешивает первую картину: «Корова с теленком».

Воспитатель: «Кого вы видите на этой картине? Давайте придумаем название нашей картине»

Воспитатель:

«Давайте рассмотрим картину»

«Что она делает?»

«Как вы думаете, человеку необходима корова?»

«Давайте рассмотрим теленка»

«Что он делает? Что вы можете о нем сказать?»

Воспитатель предлагает рассказать по картине (2 человека).

Воспитатель: «Если у коровы есть рога, то как мы про нее скажем?»

Дети: «Рогатая».

Воспитатель: «Тогда теленок какой?»

Дети: «Безрогий».

Далее вывешивается следующая картина «Собака с щенятами».

Воспитатель: «Что вы видите на картине? Давайте придумаем название нашей картине».

Воспитатель предлагает рассмотреть собаку:

«Что вы можете сказать о собаке?»

«Что она делает?»

«Какие щенки? Что они делают?»

«Как вы думаете, почему собаку называют другом человека»

«Какие породы собак вы знаете?»

Воспитатель предлагает составить рассказ по картине (2 человека .

Проводиться физкультминутка.

Далее вывешивается последняя картина «Лошадь с жеребенком».

Воспитатель: «Что вы видите на картине?»

«Давайте придумаем название нашей картине»

«Что вы можете сказать о лошади?»

«Что она делает?»

«то вы можете сказать о жеребенке?»

«Как вы думаете, человеку необходима лошадь?»

Воспитатель предлагает составить рассказ по картине (2 человека).

Воспитатель: «Если у жеребенка длинные ноги, то как про него скажем?» (длинноногий)

«Если у жеребенка большие глаза, то как про него скажем?» (Большеглазый)

Воспитатель: «Ребята, как можно назвать одним словом всех животных, о которых мы сегодня говорили?» (домашние)

Воспитатель предлагает поиграть в словесную игру «Придумай дальше». Воспитатель говорит первую строчку:

«Жеребенок где гулял?» (Я по улице скакал)

«Ты теленок где гулял?» (Я за мамою бежал)

Дети спрашивают друг друга, играют двое. Один спрашивает, другой придумывает.

Подводим итог. Воспитатель спрашивает у детей, чей рассказ им понравился больше и почему?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что на следующем занятии мы рассмотрим другую картину, но какую, это останется секретом. А эти картины остаются на доске, чтобы ребята рассматривали и рассказывали родителям.

Творческое рассказывание

Образовательные задачи:

обогащать словарный запас существительными, определениями.

формировать образную речь.

умения подбирать образные выражения.

упражнять в образование сложных слов.

учить составлять предложения.

учить отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.

Развивающие задачи:

развивать речь, память.

образное мышление, фантазию и творчество.

Воспитательные задачи:

воспитывать эстетические качества.

учить выслушивать рассказы товарищей.

учить видеть прекрасное.

Материал: набор картинок, мяч; материал для изготовления костюмов (бусинки, мишура, лепестки роз, звездочки, цветочки, снежинки и т.д.); модели костюмов, вырезанные из бумаги.

Ход занятия

Ребята, у вас хорошее настроение, весёлое? Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, посмотрим, друг на друга и передадим друг другу добрую улыбку, радостное настроение.

Давайте поиграем? Ребята вспомните и назовите всё, что вас радует зимой.

Дети стоят в кругу и передают друг другу мяч, говоря фразу: Мне радостно и весело, когда идет снег, когда я катаюсь на санках, когда я играю в снежки, когда наступает новый год и т.д.

А сейчас я вам буду называть предложения, а вы должны добавить подходящие слова, связанные со словом снег.

Д/И «Доскажи слово»

Тихо, тихо как во сне падает на землю… (снег).

С неба всё скользят пушинки – серебристые… (снежинки)

Кружатся над головою каруселью… (снеговою)

На посёлок, на лужок тихо падает… (снежок)

Землю белой, чистой, нежной застелил постелью… (снежной)

Словно белый пуховик нарядился…(снеговик)

Рядом - снежная фигурка – это девочка… (снегурка)

На снегу – то, посмотри – с красной грудкой… (снегири)

Ребята, посмотрите, пока мы с вами играли, у нас тут появилось, какое – то послание.

Давайте прочитаем.

Слушайте! Слушайте!

И не говорите, что не слышали!

Поспешите все на карнавал!

Карнавал! Карнавал!

В гости всех ребят позвал!

- А вы хотите на сказочный карнавал?

Для карнавала нужно подготовиться, подобрать то, что необходимо на карнавал.

Игра «Что возьмём с собой на карнавал»

Воспитатель предлагает детям набор картинок разной одежды карнавальной, спортивной и т.д. Дети выбирают, объясняют, почему они выбрали ту или иную вещь.

(Дети садятся на стульчики).

Беседа с детьми

- Ребята, а где мы можем взять вещи?

Дети: можно купить в магазине, сшить в ателье, сшить самим

- Давайте сошьем сами. Хотите? (Да)

- Что нам нужно для работы? Какие предметы и приспособления?

Дети. Ножницы, сантиметр, напёрсток, утюг, иголки, нитки и т.д.

- Ребята, раз мы с вами идем на необычный, сказочный карнавал. Значит, ткань должна быть необычной, сказочной.

- Какую ткань себе подберёте? Подумайте.

Дети. Из лунного света, из звёздного неба, из прозрачной воды, из лепестков роз, из шелковой травы, полевых цветов и т.д.

- Какими иголками и нитками вы будите шить? Ткань у нас необыкновенная и иголки должны быть необыкновенные.

Дети. Иголки от ежа, сосны, кость рыбы, сосулька иголки от кактуса, розы.

- И нитки у нас будут необычными. Какие?

Дети. Из волос гривы конька – горбунка, из паутинки, из солнечных лучей, из волос Златовласки и т.д.

- Всё у нас готово. Ткань, иголки, нитки. Приступим к работе.

 Воспитатель предлагает детям подойти к столу и выбрать себе материал, из которого они будут изготавливать карнавальные костюмы. Выбираю модель костюма вырезанного из бумаги, и начинают украшать.

Звучит лёгкая, таинственная музыка

Ну, а теперь наряжайтесь в свои сказочные карнавальные костюмы. Не забудьте об обуви, головных уборах, о неотразимой прическе. Дети имитируют, движения как они наряжаются.

- Ребята, я вас не узнаю. Вы такие красивые! Покажите, как вы в этих необыкновенных нарядах будете ходить на Карнавале. Дети важно, грациозно, легко, уверенно, таинственно проходят по группе.

Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики.

- Ребята, а теперь расскажите всем присутствующим на Карнавале о своем костюме.

Дети составляют рассказы о своем костюме, платье говорят, как называется их наряд, из какого материала сшит, какой иголкой, чем украшен, фасон.

Вы придумали замечательные костюмы и очень интересно рассказали о них.

Но каждый карнавал подходит к концу. Давайте возьмём свечи в руки и задуем их. Дети берут в руки полоску бумаги, набирают носиком воздух и толчком выдыхают.

Релаксация «Вот какие мы»

Вот какие мы сегодня молодцы, погладьте себя по голове, по груди, по ножкам. Покажите, как мы справились с заданиями. (Дети показывают большой палец)

Поблагодарите, друг друга, пожмите руку и скажите друг другу спасибо за взаимодействие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Обучение детей рассказыванию об игрушке, набор сюжетных картинок".

Статья о том, как научить детей правильно описывать игрушку, как в описательной форме передать свои восприятия- зрительные, слуховые, осязательные и др....

Доклад на тему: «Использование моделей и картинно-графических схем при обучении детей рассказыванию» (с элементом мастер – класса)

В связи с большим объемом познавательного материала, заложенного в современных программах воспитания и обучения дошкольников, все более актуальным  становится  выбор методов обучения детей....

Консультация для молодых педагогов на тему: «Обучение детей рассказыванию и отгадыванию загадок».

Консультация для молодых педагогов на тему: «Обучение детей рассказыванию и отгадыванию загадок»....

Доклад на педсовет Тема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников" Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудования"

Доклад на педсоветТема педсовета: "Работа ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников"Тема выступления: "Система оздоровительной работы в ДОУ с помощью нетрадиционного оборудо...

Конспект занятие Тема:"Обучение детей рассказыванию русских народных сказок с помощью наглядного моделирования""Заюшкина избушка"

Учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на модель - сюжетные картинки. Развивать - связанную монологическую речь, коммуникативные качества детей; сове...