6.Учебно-исследовательская деятельность
учебно-методический материал по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4._uchebno-issledovatelskaya_deyatelnost.zip | 324.12 КБ |
курсовая | 39.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО Советом колледжа протокол №____от ___________ |
| УТВЕРЖДЕНО приказом директора колледжа № _____ от ______________
|
Положение о курсовой работе (проекте) обучающихся
ГБОУ СПО ВО «Муромский педагогический колледж».
- Общие положения
1.1. Положение о курсовой работе (проекте) разработано в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06. 2013 г. N 464 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования"; Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО), положением о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся.
1.2. Курсовая работа (проект) – вид учебной работы по дисциплинам профессионального цикла и (или) профессиональному модулю. Она является одной из форм самостоятельной научно-исследовательской работы обучающихся и формой контроля учебной работы.
1.3.Курсовая работа является предшествующим этапом выполнения выпускной квалификационной работы, связанной со сферой деятельности будущих специалистов.
1.4. Дидактическими целями курсовой работы являются:
- систематизация и совершенствование полученных студентом знаний, профессиональных умений и компетенций;
- развитие навыков самостоятельной работы, овладение методологией решения проблем, разрабатываемых в курсовой работе;
- определение уровня теоретической и практической готовности студентов к разработке реальных профессиональных проблем, актуализация потребности в непрерывном образовании.
1.5. Курсовая работа выполняется в сроки, определяемые учебным планом специальности.
2. Организация разработки тематики курсовых работ
2.1. Тематика курсовых работ (проектов) ежегодно разрабатывается преподавателями и согласуется с работодателями.
2.2. Тематика курсовых работ (проектов) рассматривается на заседании предметно-цикловой комиссии и утверждается директором колледжа до 1 марта текущего года.
2.3. Круг разрабатываемых тем должен соответствовать требованиям, предъявляемым студенту ФГОС СПО по специальности
2.4. Тема курсовой работы (проекта) может быть связана с программой производственной практики студентов.
2.5. Студент имеет право выбора темы курсовой работы (проекта).
2.6. Курсовая работа (проект) может стать составной частью (разделом, главой) выпускной квалификационной работы.
2.7. Темы курсовых работ (проектов) не должны повторяться в течение 3 лет.
3. Организация выполнения курсовой работы (проекта)
3.1. Общее руководство и контроль за ходом выполнения курсовой работы, осуществляет преподаватель соответствующей учебной дисциплины (УД), междисциплинарного курса (МДК), профессионального модуля(ПМ).
3.2. Научный руководитель курсовой работы (проекта) выполняет следующие обязанности:
- ознакомление студентов с настоящим положением и учебно-методической литературой по вопросам содержания и оформления курсовой работы, её структурирования;
- составление циклограммы работы над курсовой работой;
- контроль всех этапов выполнения курсовой работы (проекта);
- проведение консультаций по всем вопросам выполнения курсовой работы (проекта);
- исправление ошибок и организация корректирующего дидактического процесса.
3.3. Консультации проводятся за счет объема времени, отведенного в рабочем учебном плане на консультации.
3.4.Курсовая работа должна быть выполнена в установленные сроки и в соответствии с утвержденным календарным учебным графиком.
3.5. Защита курсовой работы (проекта) является обязательной и проводится за счет объема времени, предусмотренного на изучение УД, МДК, ПМ.
3.6. График защиты курсовых работ (проектов) на отделениях утверждается распоряжением директора колледжа.
3.7. Процедура защиты определяется научным руководителем при участии заместителя директора по НМР, председателя ПЦК (возможна в форме научно-практической конференции, индивидуальных выступлений студентов на итоговом занятии УД, МДК,ПМ).
3.8. Курсовая работа оценивается по пятибалльной системе.
3.9.Обоснование оценки научный руководитель оформляет в письменном отзыве, где отражается:
- степень разработанности темы и соответствие содержания курсовой работы (проекта) целям и задачам;
- уровень самостоятельности студента в работе над темой исследования;
- оценка умения студента работать с научной, справочной литературой, электронными образовательными ресурсами;
- уровень владения теоретическими знаниями, профессионально-значимыми компетенциями;
- оценка умения обосновывать ценность полученных и выводов;
- качество оформления курсовой работы ( проекта).
3.10. Студентам, получившим неудовлетворительную оценку по курсовой работе (проекту), предоставляется право выбора новой темы, или, по решению преподавателя, доработки прежней темы и определение нового срока для её выполнения. Студенты, не сдавшие курсовые работы (проекты), считаются имеющими академическую задолженность.
3.11.Оценка по курсовой работе (проекту) выставляется в зачетную книжку студента, а также в экзаменационную ведомость и диплом.
4.Оформление курсовой работы
4.1. Курсовая работа (проект) оформляется на стандартных листах специальной папки с соблюдением полей. Текст курсовой работы представляется в формате А4 машинописного текста, напечатанного через 1,5 интервала шрифтом Times New Roman 14 (интервал 1,5) с полями: слева – 30 мм, справа – 15 мм, сверху и снизу – 20 мм на одной стороне стандартного листа односортной бумаги.
4.2. Объем курсовой работы (проекта) должен составляет не менее 15-20 страниц печатного текста. Приложение не входит в объем работы и может быть довольно значительным.
5. Хранение курсовых работ (проектов)
5.1. Выполненные студентами работы хранятся один год в учебно-методическом кабинете.
5.2. Лучшие курсовые работы (проекты) могут быть использованы в качестве учебных пособий.
5.3. Курсовые работы (проекты), не представляющие практической ценности, списываются по акту комиссией в составе: заместителя директора по НМР, заведующего отделением, лаборанта учебно-методического кабинета в сентябре следующего учебного года.
- конец документа-
Предварительный просмотр:
департамент образования администрации Владимирской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Владимирской области
«Муромский педагогический колледж»
ЦМК педагогики психологии и частных методик
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Игровые приемы как средство формирования технических умений в изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста».
Выполнила: Шилова Наталья Анатольевна студентка 5 курса, заочной формы обучения
специальность
44.02.01 Дошкольное образование
Научный руководитель: Михеева Лидия Константиновна
Преподаватель профессиональной дисциплины
2017
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3 Теоретические основы формирования технических умений в изобразительной деятельности у дошкольников...................................... .......5
1. Теоретическое обоснование использования игровых приемов в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста…………………5
2. Определение игровых приемов обучения. Общие требования к их разработке и применению………………………………………………………11
3. Виды игровых приемов, применяемые в обучении детей изобразительной деятельности……………………………………………………………..……..15
4. Условия, необходимые для применения игровых приемов в обучении изобразительной деятельности детей дошкольного возраста………………19
5. Методика использования игровых приемов в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста ………………………………….22
Выводы............................................................................................................28
Список использованной литературы………………………………………….29
Введение
Необходимость использования игры в обучении детей дошкольного возраста – истина неоспоримая. То, что дети легко обучаются «играючи», заметили и доказали педагоги – ученые К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова. Большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Г.Г.Григорьевой, Т.Н. Дороновой Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, Р. И. и др.
В ряде психологических исследований, проведенных под руководством А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца, обнаружено, что такие психические процессы, как ощущение (Г. В. Ендовицкая), восприятие (З. М. Богуславская), память (Л. И. Зинченко), внимание (З. М. Истомина), воображение (Г. Д. Луков), процессы мышления (А. В. Запорожец, Я. З. Неверович), протекают наиболее успешно в игре. А. Н. Леонтьев подчеркивает, что успешная учебная деятельность дошкольников должна опираться на «неучебный контекст» деятельности, то есть на цели и мотивы тех видов деятельности, которые развиваются раньше.
Задача педагогов раскрыть творческий потенциал в каждом ребенке, не упустив период дошкольного детства, в котором в первую очередь закладываются первоначальные умения и навыки владения материалом для лепки, рисования и аппликации. Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем детстве, необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты.
Дети младшего дошкольного возраста находятся в доизобразительном периоде, т.к. в их работах нет сознательности, а значит и творчества считают многие педагоги - практики, однако в теории период каракуль называют и периодом творчества и педагог может формировать предпосылки творчества - предварительные условия развития творчества, без которых оно не может существовать.
Таким образом, сложилось противоречие между теорией и практикой, чтобы сузить противоречия необходимо решить следующую проблему: как игровые приемы будут способствовать процессу формирования технических приемов в изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Ответ на этот вопрос составит цель исследования.
Объект исследования: процесс формирования технических умений в изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - методика использования игровых приемов в процессе формирования технических умений детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- Проанализировать психолого-педагогические и методические аспекты формирования технических приемов у детей младшего дошкольного возраста средствами игровых приемов.
- Определить понятийный аппарат.
Методы исследования:
- теоретические – анализ печатных источников и интернет – ресурсов, анализ понятийного аппарата;
.
Глава 1. Теоретические основы формирования технических умений в изобразительной деятельности у дошкольников.
1. Теоретическое обоснование использования игровых приемов в изобразительной деятельности дошкольного возраста.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Изобразительное искусство предоставляет богатейшие возможности для развития творческих способностей ребенка, является большой и серьезной работой для него. В процессе рисования, лепки, аппликации координируется абстрактно-образное мышление, связанное с работой мозга. Координируется абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Отсюда непосредственная связь между рисованием и речью. Рисование представляет возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что знает ребенок, несмотря на нехватку слов.
Изобразительная деятельность участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладевать формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего.
Данные психические процессы дают основу для развития творчества дошкольников. Творческая деятельность — это сложный процесс, который включает в себя психологическую подготовленность детей, их психическую активность и целенаправленную поисковую деятельность.
Задача педагогов раскрыть творческий потенциал в каждом ребенке, не упустив период дошкольного детства, в котором в первую очередь закладываются первоначальные умения и навыки владения материалом для лепки, рисования и аппликации. Рисование побуждает детей к творчеству, учит видеть мир в живых красках. Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем детстве, необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты.
Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте проходит в 2 периода:
1. Доизобразительный период.
2.Изобразительный период
Доизобразительный период очень важен для развития дальнейших способностей ребенка. В этот период дети учатся пользоваться изобразительным материалами : держать карандаш, кисточку, правильно пользоваться красками, пластилином, клеем. Также малыши пробуют проводить линии разной длины, знакомятся с цветом, учатся лепить простые формы Но деятельность ребенка на данном этапе носит неосознанный характер, любые действия ребенка – это игра.
Самостоятельно немногие дети могут овладеть всеми доступными им движениями и нужными формами. Воспитатель должен вести ребенка от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке, лепке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей. Но в изобразительной деятельности пока еще нет замысла - рисование имеет характер игры. Возникающий образ становится для ребенка «живым»: он «кормит» птичку (ставит на листе точки), гладит ладошкой котенка. Дети путем ассоциаций учатся находить сходство в простейших формах и линиях с каким-либо предметом.
Такие ассоциации могут возникнуть у них непроизвольно, когда кто-нибудь из ребят замечает, что его штрихи или бесформенный кусочек глины напоминают знакомый предмет. Они могут быть вызваны разными качествами рисунка, вылепленного изделия — цветом, формой, композиционным построением. Ребенок осваивает пространство листа, оно становится местом действия («машина едет по дороге», «на полянке растут красивые цветы» и т. д.).
Обычно ассоциации у ребенка неустойчивы; в одном и том же рисунке он может увидеть разные предметы. В его сознании при рисовании еще нет прочного следа, который образуется общей работой представления, памяти, мышления, воображения. Простая нарисованная форма может напомнить много предметов, приближающихся к ней. От непроизвольных действий переходит к произвольным, стремясь еще раз увидеть изображение на листе.
Ассоциации помогают перейти к работе по замыслу. Одним из путей такого перехода является повторение той формы, которая получилась у него случайно. Иногда может быть не полное повторение всего изображения, а добавление к ассоциированной форме каких-либо деталей: рук, ног, глаз — человеку, колес — машине и т. п.
Большая роль в этом процессе принадлежит воспитателю, который, задавая вопросы, помогает ребенку осознать изображение, например: что ты нарисовал?
С появлением сознательного изображения предметов начинается изобразительный период – период развития творчества. Деятельность приобретает творческий характер. Здесь могут быть поставлены задачи систематического обучения детей.
Первые изображения предметов в рисунке, лепке очень просты, в них
отсутствуют не только детали, но и часть основных признаков. Объясняется это тем, что у маленького ребенка еще отсутствует аналитико - синтетическое мышление, а следовательно, и четкость воссоздания зрительного образа, мало развита координация движений рук, нет еще технических навыков. В более старшем возрасте при правильно поставленной воспитательно - образовательной работе ребенок приобретает способность передавать основные признаки предмета, соблюдая характерную для них форму. Таким образом, дети раннего возраста находятся в доизобразительном периоде, т. к. в их работах нет сознательности, а значит и творчества. Но педагог может формировать предпосылки творчества- предварительные условия развития творчества, без которых оно не может существовать.
Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке, лепке, аппликации задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то что техническое исполнение работ не является главным, овладение правильной и разнообразной техникой необходимо.
В лепке необходимо развивать такие движения рук, которые позволяли бы детям преобразовывать комок глины, пластилина, получать из него разнообразные формы, создавать изображения.
Дети постепенно овладевают отщипыванием маленьких комочков глины от большого, скатыванием прямым движением (палочки, цилиндры и т.п.), кругообразными движениями (шарики, ягодки, мячи и т.д.). Они учатся сплющивать комочки, вдавливать, оттягивать мелкие части и детали изображения. Их обучают разнообразным приемам лепки пальцами, использованию стеки, учат лепке по частям и из целого куска. Благодаря этому дети получают возможность передавать более тонкие особенности формы предметов (выпуклости, углубления).
Овладение техникой лепки способствует развитию движений руки, позволяет детям передать в этом виде изобразительной деятельности разнообразные предметы действительности, изображать несложные сценки из жизни и сказок. Рисование. Прежде всего необходимо научить детей правильно держать карандаш, кисть, мелки в руке. Сами дети этому научиться не могут. Неумение правильно держать карандаш и кисть тормозит развитие рисовальных движений и затрудняет создание изображений.
Дети должны научиться держать кисть и карандаш тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), рука при этом до локтя лежит на столе или может быть приподнята, опираясь на рисующий карандаш (или кисть, мелок и т.п.). Рисовать карандашом с разным нажимом (легко касаясь бумаги для получения светлых оттенков и тонких, легких линий и более сильно нажимая для получения яркого цвета и сильных энергичных линий). Это позволяет добиваться выразительности линий и изображения, так как линия — один из основных компонентов рисунка. При рисовании кистью детей учат вести линии всем ворсом и концом его для получения широких и тонких линий.
Детей учат правильным приемам закрашивания изображений (проводить линии в одном направлении, не меняя его в пределах одного контура, не выводить штрихи за пределы контура; передавая гладкую фактуру, закрашивать без просветов, а шероховатую — с просветами).
Дети приобретают умения регулировать длину штрихов и линий с целью изображения предметов, их частей и фактуры.
Дети усваивают различные способы работы кистью и красками: по сухому фону, по влажному, способом размывки. Их учат смешивать краски с белилами (в гуаши) и разводить их водой (в акварели) для получения различных оттенков цветов; использовать разные способы рисования и получения оттенков цвета, применять при создании изображения разные техники (простой карандаш и краски — гуашь, акварель: цветные восковые мелки и гуашь или акварель и т.п.).
Овладение техникой рисования развивает движения руки, позволяет детям свободно отражать в рисунке свой творческий замысел, создавать интересные выразительные рисунки.
Аппликация. Детей младших возрастов учат наклеиванию готовых геометрических фигур и изображений, правильно применяя приемы намазывания их клеем, наложения на бумагу, прижимая плотно наклеиваемое изображение салфеткой.
Прочное овладение техническими навыками и умениями требует длительных и систематических упражнений. Хорошее владение техникой изображения делает процесс создания рисунков, лепки, аппликации свободным и приятным для ребенка, повышает его интерес к деятельности и творческие возможности.
Упражнения в технике изображения проводятся не изолированно, а в процессе решения изобразительных задач на каждом занятии с детьми, не мешая творческой работе, а помогая и способствуя ей.
2 Определение игровых приемов обучения. Общие требования к их разработке и применению.
Игровые приёмы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путём постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.
Существование связей игры и художественного творчества позволяет предполагать, что игровые приёмы соответствуют не только возрастным особенностям детей, но и специфике детской изобразительной деятельности и потому способствуют оптимизации процесса руководства ею.
Игровые приемы определяются - как ситуации, состоящие из игровых действий, разработанные педагогом с учётом знаний и интересов детей и способствующие решению дидактических я творческих задач путем создания игровых мотивов деятельности детей на занятии.
Под системой игровых приёмов обучения понимается - совокупность приёмов, характеризующихся едиными существенными признаками (наличием игровых действий, воображаемой ситуации, направленностью на решение дидактических задач), определенным образом классифицирован-ных; и включенных в современную методику руководства детской изобразительной деятельностью.
Выделение, систематизация, разработка методики применения игровых приемов осуществлялась на основе анализа специфики детской игры, характера, места и роли игровых проявлений в развивающейся изобразительной деятельности, возрастных особенностей детей и задач руководства этой деятельностью в детском саду.
Игровые приёмы оказывают влияние на эффективность обучения и развития детей на занятиях изобразительной деятельностью, формируют отношение детей к обучению, способствуют качественному освоению изобразительных учений и развитию творчества. Воздействие игровых приёмов осуществляется: [7, с.47]
а) во-первых, путем создания с их помощью мотивов, направляющих деятельность детей на выполнение изображения для каких-либо игровых персонажей. По своему характеру такие мотивы близки общественно направленным, присущим зрелой художественной деятельности и оказывающим наибольшее виляние на поиск выразительных средств создания образа и его качество.
В соответствии с содержанием предложенного мотива детские рисунки (аппликации) используются в игровом плане. Возникновение таких мотивов у детей обеспечивает понимание и принятие ими поставленной педагогом цели (создание рисунка), осознание предъявляемых требований к качеству и способам изображения, от выполнения которых зависит успешность игрового использования детских работ; вызывает активность при создании изображений, а затем их осмысленный и заинтересованный анализ.
б) во-вторых, игровые приёмы могут создавать мотивы конкретных действий детей на занятиях по изобразительной деятельности (восприятие изображаемого предмета, показа воспитателем способов действия и др.), вызывая интерес к игровым персонажам и действиям с ними.
Во всех случаях игровые приемы, влияя на мотивы изобразительной деятельности на занятиях, существенным образом перестраивают отношение детей к обучению: вызывают направленность деятельности на выполнение изображения нужного качества, интерес, разнообразную активность детей – мыслительную, речевую, эмоциональную.
Пробуждая воображение и эмоции, игровые приемы обучения активизируют способность «вхождения» в изображаемые обстоятельства, вызывают увлеченность, захваченность деятельностью – качества, наличие творческого начала в детской художественной деятельности и активизирующие волевые усилия при достижении творческой цели. Изменение отношения к обучению способствует лучшему освоению изобразительных умений, развитию творчества.
Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения.
Обучение рисованию в младшем возрасте начинается с игровых упражнений. Их цель — сделать более эффективным и процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснениями: «Это бегает по дорожке мальчик», «Так бабушка мотает клубок» и т. д. Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы.
Включение игровых моментов в изобразительную деятельность в младшей группе продолжается и при изображении предметов. Например, в гости к детям приходит новая кукла, и они лепят ей угощение: блины, пироги, печенье. В процессе этой работы малыши овладевают умением расплющивать шар.
В средней группе дети рисуют плюшевого мишку с натуры. И этот момент можно удачно обыграть. Мишка стучится в дверь, здоровается с детьми, просит их нарисовать его. В конце занятия он участвует в просмотре детских работ, выбирает по совету детей лучший портрет и вешает его в игровом уголке.
Даже с детьми шести лет возможно применение игровых приемов, конечно, в меньшей степени, чем в младшей группе. Например, во время прогулки дети через самодельные фотоаппараты рассматривают пейзаж, дерево, животных, «делают снимки», а, придя в детский сад, «проявляют и печатают их», изображая воспринятое на рисунке.
При использовании игровых моментов воспитатель не должен превращать весь процесс обучения в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.
Таким образом, выбор тех или иных методов и приемов зависит:
- от содержания и задач, стоящих перед данным занятием, и от задач изобразительной деятельности;
- от возраста детей и их развития;
- от вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети.
На занятиях, где в центре внимания стоят задачи по закреплению представлений об окружающем, в основном применяются словесные методы: беседа, вопросы к детям, которые помогают ребенку восстановить в памяти виденное.
В разных видах изобразительной деятельности приемы обучения специфичны, так как образ создается разными средствами. Например, задача обучения композиции в сюжетных темах требует в рисовании объяснения по картине, показа в рисунке того, как отдаленные предметы рисуются выше, а близлежащие ниже. В лепке эта задача решается расположением фигур согласно их действию: рядом или отдельно друг от друга, друг за другом и т. п. Здесь не требуется какого-либо специального объяснения или показа работы. [15, с.73]
Отдельные методы и приемы — наглядные и словесные — совмещаются и сопутствуют один другому в едином процессе обучения на занятии.
Наглядность обновляет материально-чувственную основу детской изобразительной деятельности, слово помогает созданию правильного представления, анализу и обобщению воспринятого и изображаемого.
3 Виды игровых приемов, применяемые в обучении детей изобразительной деятельности.
Игра в дошкольном детстве – один из любимых видов деятельности детей. В игре ребенок смел, раскрепощен, может заново пережить события, особенно взволновавшие его. Такое переживание событий возможно потому, что в игре всегда присутствует воображаемая, мнимая ситуация (ситуация «как будто»). В игре ребенок творит. Возможность развить у дошкольников творческие способности в игре и привлекает внимание педагога к этому виду деятельности детей, позволяет ему использовать игровые приемы на занятиях по изобразительной деятельности.
Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Игра на занятии должна быть похожа на настоящую игру.
Одним из признаков игрового приема является игровая задача. Игровая задача - это определение цели предстоящих игровых действий педагогом или детьми. Например, воспитатель предлагает детям: «Построим мишке домик», «Подумайте, как можно помочь зайчику перебраться через речку». Включаясь в предлагаемую игровую ситуацию, дети сами ставят игровые задачи.
Умело используя игровой прием, можно увеличивать количество игровых задач, развивать сюжетно-игровой замысел. Важно, чтобы и дети были активны при выполнении игровых действий. Это развивает у них творческие способности. Необходимым условием активности детей является определенный запас знаний, наличие ярких впечатлений о данном явлении. В этих случаях дети увлечены происходящими на занятиях событиями, придумывают игровые действия и способы их выполнения. Разнообразные по содержанию игровые действия должны соответствовать дидактическим задачам. Не всякие игровые действия, даже будучи интересными и понятными детям, помогают решить поставленные дидактические задачи.
Игровые приемы, используемые при руководстве изобразительной деятельностью, выбираются педагогом с учетом особенностей игры детей, логики ее развития, с одной стороны, и особенностей изобразительной деятельности - с другой. Только в этом случае руководство будет безболезненным и эффективным. Это особенно необходимо при руководстве творческой деятельностью, воздействие на которую должно быть по возможности незаметным для ребенка, бережным в смысле сохранения детских чувств, настроения.
Все игровые приемы условно можно разделить на две большие группы: сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр и сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.
Сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр развертываются по поводу игрушек, каких-либо предметов, бросового материала и других объемных или плоскостных предметов. Ребенок и воспитатель действуют с ними, как в режиссерских играх. Другие игровые ситуации этого типа развертываются по поводу рисунка (рисованное изображение более условно, и возможно активного действия с ним более ограниченны). Дети и воспитатель действуют одновременно в том и другом случае и как сценаристы, и как режиссеры, и как актеры.
Прием обыгрывания предметов или игрушек (объемных и плоскостных), картин-панорам, природного, бросового материала, очень распространен. Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т.п.). Ведь с кисточкой, карандашами можно разговаривать, советоваться, учить их рисовать («бегать» по ровной дорожке, «кататься» с горки, «прыгать как зайчик, «ходить» как медведь и т.п.). Прием обыгрывания игрушек, предметов принимается детьми, так как учитывает присущий ребенку интерес к предметам и действиям с ними.
Используя этот прием, можно учесть постепенно изменяющиеся, усложняющиеся с возрастом и развитием интересы детей.
Другой прием - обыгрывание изображения. Как правило, этот прием применяется по окончании рисования, (лепки). Полученное изображение используется при этом как своеобразный игровой предмет.
Содержание игровых действий зависит от содержания изображения. Если изображена птица, то она может «летать», «садиться» на деревья, «клевать» зерна и т.д. Нарисовал малыш дорожку - по ней будут «ходить» звери, люди и т.п. Таким образом, содержание игровых действий определяется содержанием действий, осуществляемых с этим предметом в реальной жизни. А способы выполнения этих действий могут быть различными, в большей степени они зависят от того, является изображение объемным или плоскостным. Специально организованное обыгрывание детских работ позволяет педагогу живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку.
Педагог может использовать и такой прием, как обыгрывание незаконченного (еще только создаваемого) изображения. Его можно назвать сюжетно-изобразительной игрой. Этот прием направлен на руководство процессом изображения, и потому он как бы сопровождает его. Воспитатель ставит следующие задачи: игровой анализ создаваемого образа, дальнейшее развитие замысла детей, стимулирование изобразительного способа его воплощения. Способы выполнения игрового действия в этом случае разнообразны. Они могут быть выражены словом. Так, воспитатель, увидев нарисованную девочку в длинной шубке, спрашивает ее: «Ты не замерзла без шапки?», тем самым неназойливо подсказывая малоинициативному ребенку возможность развития замысла и выполнения более выразительного рисунка. Процесс использования этого приема представляет собой, по существу, постановку детям разнообразных игровых задач, побуждение к их принятию и самостоятельной постановке новых. Вследствие этого происходит частично совместное, частично самостоятельное развитие сюжетно-игрового замысла. Игровой прием стимулирует не только совершенствование замысла, но и выполнение его специфическими, изобразительными средствами. Таким образом, стимулируется изобразительное творчество.
В руководстве изобразительной деятельностью возможно применение другой группы игровых приемов с ролевым поведением детей и взрослых. Детям предлагается роль художников, фотографов, гончаров, строителей, продавцов, покупателей; младшим детям - роль зайчиков, медведей и т.д. Например, дети-художники подготовительной группы могут рисовать афиши по сказке или разным сказкам. Самые красивые и выразительные афиши потом можно использовать для оформления игр-драматизаций, кукольного театра. Выделение игрового приема с элементами ролевого поведения обусловлено особенностями развития игры. Однако в той или иной роли ребенка привлекают или разнообразные действия человека (игрового персонажа), или взаимоотношения. В зависимости от этого строится и содержание игрового приема. Учитывая знания детей, их интересы, предпочтения, уровень игры в группе, воспитатель разрабатывает эти игровые приемы. Некоторым художникам-мастерам предлагают рассказать, какую посуду они придумали. Это делается с целью демонстрации обучения детей замысливанию образа.
Все вышеизложенные приемы сочетают в себе основные признаки игры и своеобразие детской изобразительной деятельности. Вследствие этого они близки и понятны детям, не нарушают естественности изобразительного процесса. В реальном процессе обучения используются в различных сочетаниях все виды игровых приемов.
4.Условия, необходимые для применения игровых приемов в обучении изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
Игровые приемы занимают особое место в руководстве детской изобразительной деятельностью. Игровые приемы на занятиях по изобразительной деятельности у младших дошкольников имеют свою специфику. Ребенок-рисовальщик в период младшего дошкольного возраста похож на ребенка, играющего в режиссерские игры: он и сценарист, и режиссер, и изготовитель игрушек-персонажей, и актер, и ведущий-комментатор графического спектакля. Поэтому, с одной стороны, игровой прием, как и всякий другой, направлен на решение дидактических задач, в данном случае по изобразительной деятельности, а с другой стороны, по своему характеру он должен быть максимально приближен к настоящей игре, обладать ее существенными признаками. Это очень важно, поскольку игру на занятии предлагает педагог.
Педагоги, опираясь на особенности развития изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста, особое значение придают взаимосвязи занятий рисованием с игрой.
Избранные педагогом методы обучения изобразительной деятельности должны соответствовать общей цели и задачам обучения; специфике вида деятельности, которой будут обучать и в процессе усвоения которой пойдет развитие детей; возрастным и индивидуальным особенностям детей. Применительно к изобразительной деятельности методы традиционно классифицируются по источнику знаний: наглядные, словесные, игровые. Они тесно взаимосвязаны друг с другом. Каждый метод и прием имеет свою специфику, и применяются они в различных сочетаниях, в зависимости от задач обучения.
Рассмотрим, какими существенными признаками обладают игровые приемы, которые используются в руководстве изобразительной деятельностью, и каким требованиям они должны соответствовать, чтобы эффективно решать задачи формирования изобразительных навыков у младших дошкольников.
1. Содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам. В противном случае интерес детей на занятии будет носить поверхностный сиюминутный характер, а у воспитателей вызывает чувство неудовлетворенности и впечатление бесполезности, ненужности игровых приемов в обучении.
2. При разработке игровых приемов важно думать не только о содержании и логике игровых действий, но и о соответствии их логике и смыслу реальных жизненных ситуаций. Игровой прием будет тем интереснее и эффективнее, чем разнообразнее по содержанию игровые действия. Поэтому воспитатели, придумывая их, должны ориентироваться на содержание соответствующих жизненных ситуаций и особенности поведения при этом человека, животных. Если это условие не учитывается педагогом, то ребенок фактически не принимает предлагаемую взрослым игровую ситуацию, вскоре теряет интерес к ней, и игровое воздействие на детей при этом малоэффективно.
3. Хорошее знание воспитателем содержание отражаемых явлений, возможной логики развития событий важно для быстрого придумывания разнообразных игровых задач, соответствующих им игровых действий и является основой для крайне необходимой педагогу игровой импровизации в условиях занятий. Этого требуют порой непредвиденное развитие рисунка, неожиданное качество детской работы.
4. При разработке игровых приемов педагогу нужно знать ведущие мотивы игры, т.е. ту сферу действительности, которая интересует дошкольника: предметы и действия с ними; люди, их деятельность и отношения; события.
5. Необходимо, чтобы сам воспитатель эмоционально и заинтересованно (как дети) реагировал на происходящее, проявляя самые разнообразные чувства: удивление, восхищение, радость или сочувствие, огорчение, печаль (соответственно содержанию изображаемой ситуации). При этом следует помнить о чувстве меры в их проявлении, разумном сочетании игровых и деловых отношений, плавном, незаметном переходе от игры к прямому обучению и наоборот.
6. Воспитателю необходимо помнить, что игру на занятии он использует не ради развлечения, а с целью руководства художественной деятельностью, чтобы процесс обучения был радостным, способствовал развитию чувств, воображения, творчества. Поэтому игровые приемы обучения должны быть нацелены на решение конкретных задач занятия и соответствовать этим задачам.
5 Методика использования игровых приемов в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста .
В игровых приемах можно ставить разные по содержанию задачи и по-разному их реализовывать: через имитирующие действия с предметами, через ролевые действия и взаимодействия. Например, под влиянием фольклора (потешек, загадок, сказок) детям становятся близкими и понятными образы петушка, матрешки и др. Обыгрывая игрушечного петушка, для которого дети будут рисовать зернышки, воспитатель выполняет с ним определенные действия: петушок гуляет, ищет зернышки, разгребает землю и т.п. Кроме того, ребенок сам может показать (ему это интересно), как петушок ходит, клюет зернышки, передать его взаимоотношения с другими персонажами (лисой, котом и т.п.).
Воспитатель в процессе обыгрывания предлагает свое понимание образа и побуждает ребенка играть, фантазировать, например, говорит: «Посмотри, какая дорожка длинная получилась». Затем на этой дорожке появляется зайка. Педагог имитирует его движения и приговаривает: «Зайка скачет по дорожке, прыг-скок, прыг-скок. Вот какая длинная дорожка».
Большие возможности для обогащения образа представляют рисунки детей, которых интересует движение, ритм, и они смело черкают на листе. В таком нагромождении линий можно увидеть и дорожку, и крышу домика, и пр. Например, зайчик бежит по дорожке и, удивленный, останавливается: «Что это такое? Кажется, крыша. Это домик? Кто там живет? Тук-тук, кто-кто в домике живет, кто-кто в невысоком живет?». Подобное обыгрывание вызывает интерес у ребенка, сосредоточивает его внимание на самом рисунке (лепке), что очень важно для становления изобразительной деятельности. [4, с.18]
Задача воспитателя - подвести детей к изображению «по замыслу». С этой целью он как бы включается в процесс «черкания» и, обыгрывая его, побуждает малышей самостоятельно ставить изобразительную задачу.
Обыгрывание детских рисунков особенно полезно использовать в работе с детьми робкими, не уверенными в себе: в условиях игры они раскрепощаются и нередко сами ставят изобразительную задачу, охотно идут на повторное изображение.
Так на игровой основе педагог осуществляет формирование способности видеть образ в рисунке, развитие интереса к деятельности, закрепление элементарных технических навыков.
Например, под известную песенку «В лесу родилась елочка» появляется силуэтное или полуобъемное изображение елки. Воспитатель и дети разговаривают с елочкой, приглашают ее на праздник, предлагают украсить: повесить разноцветные игрушки, «зажечь» фонарики и т.п.
Затем обыгрывается выполняемый рисунок. Воспитатель показывает способ ритмичного рисования мазками: «зажигает» на елке фонарики, еще один, еще. Этот процесс представляет собой игровое упражнение. Такие игровые упражнения наиболее приемлемы, так как они позволяют в увлекательной форме закреплять элементарные изобразительные действия, но усвоение которых необходимо и возможно только при многократном их повторении.
В конце занятия обыгрываются готовые рисунки. Это может быть хоровод вокруг елочки: «Теперь она, нарядная, на праздник к нам пришла…» Или инсценирование песни: дети изображают трусишку-зайку, серого волка и т.п. Использование элементов движений из хороводных, подвижных игр облегчает образное восприятие рисунка.
Изобразительная деятельность не только может завершаться игрой, но и нередко с нее начинается. Например, перед занятием воспитатель зеркалом пускает по стене солнечные «зайчики», а малыши ладошками ловят их. Вдруг зайчик «прыгнул» на большой лист бумаги, прикрепленный к мольберту. Воспитатель набрал на кисть желтой краски - и «поймал» солнечного зайчика. Потом зайчиков «ловили» дети, сначала на этом же листе, а затем каждый на своем. В конце занятия педагог говорит: «Как много солнечных зайчиков на листочках, как стало от них светло и красиво в комнате. Так красиво, что настоящий солнечный зайчик еще раз заглянул в группу и побегал по вашим рисункам».
В соответствии с методикой в начале занятия используется игровая мотивация изобразительной деятельности: рисунок (лепка, аппликация) выполняется для какого-то персонажа (игрового, сказочного). Создаваемая до занятия или в начале его игровая ситуация делает понятным необходимость выполнения рисунка (лепки). Это дает возможность подвести детей к самостоятельной постановке изобразительной задачи.
Можно привлечь детей к показу способа изображения, от имени вводимого игрового персонажа, напомнить требования к технике рисования красками.
В процессе изображения используется прием обыгрывания создаваемого рисунка, а по окончании работы уже готового, с конкретным анализом и оценкой.
Дошкольник осваивает технику работы с материалом, поэтому важно дать возможность почувствовать ее влияние на выразительность рисунка, поделки. Для этого воспитатель придумывает такое содержание игровых действий, которое не только интересно детям, но и помогает им увидеть качество рисунка. Например, петушок прыгает на лесенку и едва
не падает со «сломанной» ступеньки. Малыши объясняют, почему она получилась кривая. Показывают петушку, на какую лесенку можно встать. Безусловно, подобный анализ должен быть непродолжительным, предельно тактичным, без называния имен, без демонстрации неудавшихся рисунков. [13, с.102]
Таким образом, игровая мотивация направлена на регуляцию деятельности детей в течение всего занятия: от принятия или самостоятельной постановки задачи изображения, через осознание и элементарный контроль необходимых способов изображения, до понимания оценки полученного результата, данной воспитателем.
В реальных условиях дошкольного учреждения в развитии изобразительной деятельности детей обнаруживаются разные уровни. Особенно ярко это проявляется в самостоятельной деятельности дошкольников. В такой ситуации основной акцент должен быть сделан на индивидуальной работе.
Приведем ряд примеров. В группе всегда есть дети, которым плохо дается даже элементарное изображение. Надо поупражнять их, добиваясь достаточно быстрого выполнения трудных, а может быть, и не очень интересных для них изобразительных действий. Как это сделать? Можно использовать игрушки и с их помощью обыграть законченный, по мнению детей, рисунок. Например, ребенок с большим трудом нарисовал одно яблоко. Воспитатель инсценирует ситуацию: прибежала мышка-норушка и «ам-ам» - съела яблоко. Педагог закрывает рисунок. Прибежала лягушка-квакушка: «А мне?» Прибежал зайчик-побегайчик: «А мне?» Воспитатель спрашивает: «Где же мышке и лягушке взять яблоко?» Если ребенок не догадывается, взрослый сам ставит конкретную игровую задачу, требующую изобразительного решения: «Угости мышку и лягушку яблоками». Подобные игровые приемы направлены на стимулирование повторных изобразительных действий.
Однако есть дети, рисующие смело и уверенно. Они не только охотно повторяют изображение, но и «оживляют», обыгрывают его: девочка закрашивает часть яблока красным цветом. Затем уверенно рисует красные яблоки, но меньшей величины: «Вот еще, еще, еще!» Обращается к мальчику, сидящему рядом: «Хочешь попробовать яблоко? Оно вкусное». Тот отказывается. «Тогда я сама съем! Ам-ам-ам! Ой, как вкусно!» Подносит рисунок к лицу, чмокает губами, будто ест. Ребенок играет легко, так как владеет разными способами выполнения игровых действий. Кроме этого, у девочки сформирован навык изображения округлых предметов. Нужно ли в данном случае вмешательство воспитателя, и если нужно, то какое? Руководство взрослого поможет усложнить изобразительно-игровой образ, придать ему большую выразительность. Например, воспитатель жестом как бы пытается взять яблоко за черенок (который ребенок не нарисовал): «Ой, черенка нет. Все яблоки без черенков и без листочков». Такой прием нацеливает на усложнение, расширение образа.
В том случае, если дошкольник относительно хорошо овладел способом изображения, его можно нацелить на создание других образов, объединяя их одним сюжетом. Путь воздействия - постановка игровых задач, не только развивающих сюжетно-игровой замысел, но и определяющих изобразительный способ их решения, подведение к сюжетному рисунку.
Ребенок нарисовал солнышко. Воспитатель говорит: «Ой, как жарко! Кого греет солнышко? (Кузнечика.) Как он быстро прыгает! Притаился, спрятался, боится птицы, наверное. Где он прячется?
В травке, под цветочком?» В результате рисунок усложняется, становится более выразительным.
Вот так в игре, интересно и увлекательно можно прививать детям и желание рисовать, и изобразительные навыки.
Обучение рисованию в младшем возрасте начинается с игровых упражнений. Их цель - сделать более эффективным и процесс обучения детей по созданию простейших линейных форм и развитие движений руки. Дети вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснениями: «Это бегает по дорожке мальчик», «Так бабушка мотает клубок» и т.д. Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение умениями изображать линии и простейшие формы.
Включение игровых моментов в изобразительную деятельность в младшей группе продолжается и при изображении предметов. Например, в гости к детям приходит новая кукла, и они лепят ей угощение: блины, пироги, печенье. В процессе этой работы малыши овладевают умением расплющивать шар.
В средней группе дети рисуют плюшевого мишку с натуры. И этот момент можно удачно обыграть. Мишка стучится в дверь, здоровается с детьми, просит их нарисовать его. В конце занятия он участвует в просмотре детских работ, выбирает по совету детей лучший портрет и вешает его в игровом уголке.
Даже с детьми шести лет возможно применение игровых приемов, конечно, в меньшей степени, чем в младшей группе. Например, во время прогулки дети через самодельные фотоаппараты рассматривают пейзаж, дерево, животных, «делают снимки», а придя в детский сад, «проявляют и печатают их», изображая воспринятое на рисунке.
Младший дошкольный возраст - период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.
Дети младшего дошкольного возраста, в изобразительной и конструктивной деятельности могут передать строение предмета из нескольких частей, для этого необходимо их знакомить с обозначением пространственных отношений - выше, ниже, внизу, слева и т.д. Эту способность следует развивать постепенно, с первых шагов обучения изобразительной деятельности. С этой целью изготавливаются дидактические игры «Разрезные картинки», разные наборы мозаики: геометрической, сюжетной. [11, с.327]
Выводы.
Обобщая высказанные положения о роли игровых приемов, можно определить их воспитательную функцию следующим образом:
- игровые приемы помогают воспитателю сделать процесс обучения занимательным, соответствующим возрастным особенностям дошкольников ( особенно это относится к младшему дошкольному возрасту);
- позволяют представить неинтересную для детей учебную задачу в занимательной форме;
-дают возможность многократно упражнять детей при формировании какого- либо умения;
- играют роль мотива, побуждающего детей к качественному выполнению задания.
В то же время следует подчеркнуть, что все задания, предъявляемые детям в игровых ситуациях, вуалируют учебную задачу, ребенок не ставится в условия осознания особенностей деятельности (необходимость в приложении усилий, старания; наличие умения сосредотачивать свое внимание на предложенном задании, стремление выполнить его как можно точнее, достичь результата, соответствующие поставленным требованиям). Поэтому игровые приемы следует сочетать с другими приемами. Варианты их сочетания должны определяться содержанием изобразительной деятельности, возрастом детей, степенью сложности программного содержания. Если в младших группах игровые приемы преобладают, то в старших, поскольку на первый план выдвигается задача воспитания у детей нравственно- волевых качеств, на смену им приходят другие, позволяющие дошкольникам осознавать, что деятельность – есть выполнение учебных задач.
Следовательно, значимость игровых приемов зависит от возраста детей и степени сформированности у них опыта учебной деятельности: они доминируют в младших группах и сочетаются, взаимодействуют с другими в старших.
Список использованной литературы
1. Алексеев Н. Г., Золотник Б. А., Громыко Ю. В. Организационно-деятельностная игра: возможности в области применения//Вестник высшей школы. 2009г. №7. С. 30-35.
2. Винникотт Д. Игра и реальность. - М.: Ин-т общегуманит. исслед., 2010г. - 267 с.
3. Волынкин, В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников [Текст] / В. И. Волынкин. - Ростов н/Д. : Феникс, 2007. - 441 с.
4. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. - М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2006г. - 512 с. («Библиотека всемирной психологии»).
5. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры/Под ред. М. Г. Ярошевского. - М.: Изд «Ин-т практ. психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006г.
6. Гамезо М. В., Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М. В. Гомезо. - М. : Педагогическое общество России, 2012. - 412 с.
7. Григорьева Г.Г. Использование игровых приемов в руководстве изобразительной деятельностью //Дошкольное воспитание. – 2011. - №3.
8. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. – М., 2012г.
9. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. – М., 2011г.
10. Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] / Т. Г. Казакова. - М. : Владос, 2006. - 255 с.
11. Козлова С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / С. А. Козлова. - М. : Академия, 2010. - 416 с.
12. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст] / Т. С. Комарова. - М. : Просвещение, 2011. - 176 с.
13. Комарова, Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография – М. Мозайка – Синтез, 2013
14. Косминская, В. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей [Текст] / В. Б. Косминская, Н. Б. Халезова. - М. : Просвещение, 2007. - 128 с.
15. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М., 2014.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
17. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду.- М.:Просвещение, 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы активизации учебно-исследовательской деятельности дошкольников
Детская учебно-исследовательская практика по проведению наблюдений и экспериментов важна и ценна, но не способна охватывать и решать весь круг задач исследовательского обучения. Проведение исследовате...
Учебно-исследовательская деятельность
-положение о курсовой работе -положение о ВКР-требования к портфолио...
4. Учебно-исследовательская деятельность
1.Курсовая работа на тему "Развитие диалогической речи в старшем дошкольном возрасте в процессе беседы"2.Автореферат к курсовой работе3.Положение о ДКР4.Положение о ВКР5.Положение о курсовой работе6.П...
4. Учебно-исследовательская деятельность
1. Курсовая работа "Адаптация ребёнка к детскому саду, как фактор социально-коммуникативного развития"2. Автореферат к курсовой работе3. Положение о дкр4. Положение о вкр5. Положение о курсовой работе...
4.Учебно - исследовательская деятельность
Исследования...
Методы и приемы активизации учебно-исследовательской деятельности дошкольников
Детская учебно-исследовательская практика по проведению наблюдений и экспериментов важна и ценна, но не способна охватывать и решать весь круг задач исследовательского обучения. Проведение исследовате...