ПЛАН по самообразованию «Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности у дошкольников». на 2017 – 2018 учебный год
материал (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
ПЛАН
по самообразованию
ТЕМА: «Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности у дошкольников».
на 2017 – 2018 учебный год
Самсонова М.С
Тема самообразования:
«Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности у дошкольников».
Цель: развивать познавательную активность детей, любознательность через занимательный математический материал.
Задачи:
1. Развивать интерес к математике в дошкольном возрасте.
2. Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, логического мышления и креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить) ;
3. Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости;
4. Формирование базисных математических представлений, речевых умений
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
Сентябрь -Подбор литературы по теме самообразования Мониторинг, анкетирование Работа с документацией. Изучение ФГОС ДО, закона «Об образовании», других нормативных документов Работа с личной библиотекой, интернетом .Знакомство и анализ документации.Изучение теории по теме:«Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников». Планирование работы с детьми на новый учебный год. Знакомство с литературой по данной тематике создания перспективного плана работы.
Октябрь-Продолжила изучение теории обучения детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала у детей подготовительной группы раздела образовательной программы: область «Познание» Знакомство с литературой. Работа над развивающей математической средой группы. Оформление уголка группы Ноябрь-Разработка картотек игр по математическому развитию. Подбор материала Беседы с воспитателями . Обмен опытом по проблеме.
Декабрь- Работа над созданием методических папок. Подбор материала по темам.
Январь - Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми. - Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек) - Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры на воссоздание силуэтов «Танграм»)
Февраль Проведение открытого занятия для педагогов по математике с использованием занимательных математических игр «Поиски клада» Подбор материала -Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей. - Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару)
Март - Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми. Вечер развлечений «Путешествие Знайки и Незнайки»
Апрель - Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну чудес» - Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала. - Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера, настольно-печатные игры)
Май - Анализ, оформление результатов диагностики Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. Подбор методической литературы.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
-Рекомендации для родителей «Математика – это интересно»
Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»
-Проведение родительского собрания по теме «Математика в гостях у семьи»
- Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни»
- Индивидуальные беседы и консультации
- Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Н А. Арапова - Пискарева « Формирование элементарных математических представлений в детском саду 2-7 лет», Москва: Мозаика- Синтез , 2009г;
- И.А. Помораева «Занятия по формированию элементарных математических представлений. Москва, Мозаика- Синтез,2016г;
- .З.А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва,1990г.
- Щедровицкий Г.П. «Методические замечания к педагогическим исследованиям игры».// Психология и педагогика игры дошкольников. Под. Ред. Запорожца – М.: 2003 - - Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. «Играя, учимся математике». – М.:2005. - Коваленко В.Г. «Дидактические игры на уроках математики». – М.: 2000. - Перова М.Н. «Дидактические игры и упражнения по математике».
- журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»
ПРИЛОЖЕНИЕ
Консультация для родителей
«Дома играем- математику изучаем»
Цель: показать родителям, как на основе игр закрепить знания, умения, навыки по математике, играя дома с ребенком.
Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений – величайшая часть их общей подготовке ребѐнка к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, воспитывается привычка к точности, аккуратности, умение контролировать свои действия.
Работа ведется по нескольким разделам: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка во времени». Дети учатся кратко и точно отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться правильными грамматическими оборотами речи. Играя, ребенок приобретает новые знания, развивает способности, подчас не догадываясь об этом.
Закреплением пройденного материала происходит в совместной и самостоятельной деятельности, но, как показала практика, этого недостаточно, необходимо родителям принимать активное участие, в изучении математики играя всей семьей. Радость, которую вы доставите ребенку, станет и вашей радостью, проведенные вместе приятные минуты помогут Вам сделать добрее и веселее совместную жизнь. Приходя вечером домой, вы часто слышите от своих детей просьбу «Поиграй со мной», но у родителей много домашних дел, например, приготовить ужин.
Так давайте приготовим его, играя с ребенком!
1. Моторика - «Золушка»
Попросить ребенка перебрать в отдельные емкости горох и фасоль для второго блюда.
2. Форма - «Испечем печенье»
Пока мама замешивает тесто, ребенок на столе где рассыпана мука, пальчиком рисует формы будущего печенья: круглые, овальные, квадратные, треугольные, прямоугольные – закрепляя тем самым геометрические фигуры.
3. Количество и счет - «Накроем на стол»
Предложить ребенку посчитать, сколько человек будут ужинать и в соответствии с этим поставить соответствующее количество предметов (чашки, вилки, тарелки, блюдца, ложечки). При этом, закрепляя умение считать и согласовывать существительные с числительными.
Упражнения на развитие математических способностей для детей пяти - семи лет
Упражнение 1
Материал: набор фигур - пять кругов (синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький, маленький красный квадрат).
Задание: "Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат) Объясни почему. (Все остальные - круги) ".
Упражнение 2
Материал: тот же, что к упражнению 1, но без квадрата.
Задание: "Оставшиеся круги раздели на две группы. Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру)".
Упражнение 3
Материал: тот же и карточки с цифрами 2 и 3.
Задание: "Что на кругах означает число 2? (Два больших круга, два зеленых круга.) Число 3? (Три синих круга, три маленьких круга) ".
Упражнение 4
Материал: тот же и дидактический набор (набор пластиковых фигурок: цветные квадраты, круги и треугольники).
Задание: "Вспомни, какого цвета был квадрат, который мы убрали? (Красного.) Открой коробочку "Дидактический набор". Найди красный квадрат. Какого цвета еще есть квадраты? Возьми столько квадратов, сколько кругов (см. упражнения 2, 3). Сколько квадратов? (Пять.) Можно сложить из них один большой квадрат? (Нет.) Добавь столько квадратов, сколько нужно. Сколько ты добавил квадратов? (Четыре.) Сколько их теперь? (Девять.)".
Упражнение 5
Материал: изображения двух яблок маленькое желтое и большое красное. У ребенка набор фигур: треугольник синий, квадрат красный, круг маленький зеленый, круг большой желтый, треугольник красный, квадрат желтый.
Задание: "Найди среди своих фигур похожую на яблоко". Взрослый по очереди предлагает рассмотреть каждое изображение яблока. Ребенок подбирает похожую фигуру, выбирая основание для сравнения: цвет, форма. "Какую фигурку можно назвать похожей на оба яблока? (Круги. Они похожи на яблоки формой.)".
Упражнение 6
Материал: тот же и набор карточек с цифрами от 1 до 9.
Задание: "Отложи направо все желтые фигуры. Какое число подходит к этой группе? Почему 2? (Две фигуры.) Какую другую группу можно подобрать к этому числу? (Треугольник синий и красный - их два; две красные фигуры, два круга; два квадрата - разбираются все варианты.)". Ребенок составляет группы, с помощью рамки-трафарета зарисовывает и закрашивает их, затем подписывает под каждой группой цифру 2. "Возьми все синие фигуры. Сколько их? (Одна.) Сколько здесь всего цветов? (Четыре.) Фигур? (Шесть.)".
Математические игры "Количество и счет"
Дидактические игры для детей старшей и подготовительной к школе группы групп:
«Найди слонёнка»
Цель: закрепление названий порядковых числительных, умения задавать вопросы с целью отгадывания места нахождения предмета (игрушки). Повторение названий животных жарких стран.
Ход: перед детьми выставляются стаканы с изображением цифр (1-5, 1-10) и предлагается найти под ними спрятанного слоненка, употребляя порядковые числительные.
«Помоги Мишутке»
Цель: закрепление знаний о цифрах, умение отсчитывать нужное количество предметов. Пополнение знаний о происхождении данного природного материала.
Ход: внимание детей обращается на карточки с изображением цифр и предлагается положить на них нужное количество предметов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья тема: "ВЛИЯНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Статья посвящена проблеме влияния занимательного математического материала на развитие познавательной активности дошкольников. Рассмотрены принципы, содержание, методика организации занятий, способств...
Самообразование «Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности у дошкольников»
Известно, что особая роль математики состоит в умственном воспитании и в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения являются не только знания, но и определенный стиль мышления...
Лэпбук по использованию занимательного математического материала в развитии познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста « Занимательная математика»
« Занимательная математика»Cоздание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежит...
Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста.
Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста....
План по самообразованию на учебный год. ТЕМА: «Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности у дошкольников»
План по самообразованию на учебный год.ТЕМА: «Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности у дошкольников»Подготовила воспитатель: Лету...
план по самообразованию на тему: " Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности у дошкольников".
план работы с детьми дошкольного возраста по развитию порзнавательной активности через занимательный математический материал....
«Методическая копилка» «Занимательный математический материал по развитию познавательной активности у детей»
}Автор книги, педагогические взгляды которого широко известны не только в нашей стране, но и за рубежом, рассказывает об опыте применения и использования специальных игр, позволяющих успешно раз...