Модель построения образовательного процесса по ФГОС
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Модель построения образовательного процесса по ФГОС для разных возрастов в ДОУ
Воспитатель : МКДОУ Лизиновский детский сад Тищенко Наталья Николаевна
Ранний возраст
№ п/п | Направление развития ребенка | 1-я половина дня | 2-я половина дня |
1. | Физическое развитие | -прием детей на воздухе в теплое время года - гигиенические процедуры - закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, воздушные ванны) -физминутки на занятиях -физкультурные занятия -прогулка в двигательной активности |
- закаливание - физкультурные досуги, игры и развлечения - самостоятельная двигательная активность - прогулка (инд. работа по развитию движений) |
2; 3. | Познавательное, речевое развитие
| - занятия - дидактические игры - наблюдения - беседы - экскурсии | - занятия - игры - досуги - индивидуальная работа |
4. | Социально – коммуникативное развитие | - утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы - формирование навыков культуры еды - этика быта - формирование навыков культуры общения - театрализованные игры - сюжетно – отобразительные игры | - индивидуальная работа - эстетика быта - игры с ряженьем - работа в книжном уголке - сюжетно – отобразительные игры |
5. | Художественно – эстетическое развитие | - занятия по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности - эстетика быта - экскурсии в природу | - музыкально – художественные досуги - занятия - индивидуальная работа |
Младший дошкольный возраст
№ п/п | Направление развития ребенка | 1-я половина дня | 2-я половина дня |
1. | Физическое развитие | -прием детей на воздухе в теплое время года - утренняя гимнастика - гигиенические процедуры - закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, обширное умывание, воздушные ванны) -физминутки на занятиях -физкультурные занятия -прогулка в двигательной активности | - гимнастика после сна - закаливание - физкультурные досуги, игры и развлечения - самостоятельная двигательная активность - прогулка (инд. работа по развитию движений) |
2; 3. | Познавательное, речевое развитие | - занятия - дидактические игры - наблюдения - беседы - экскурсии - исследовательская работа, опыты, экспериментирование | - занятия - игры - досуги - индивидуальная работа |
4. | Социально – коммуникативное развитие | - утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы - оценка эмоционального настроения группы с последующей коррекцией плана работы - этика быта, трудовые поручения - формирование навыков культуры общения - театрализованные игры - сюжетно – ролевые игры | - индивидуальная работа - эстетика быта - трудовые поручения - игры с ряженьем - работа в книжном уголке - общение младших и старших детей - сюжетно – ролевые игры |
5. | Художественно – эстетическое развитие | - занятия по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности - эстетика быта - экскурсии в природу | - музыкально – художественные досуги - занятия - индивидуальная работа |
Старший дошкольный возраст
№ п/п | Направление развития ребенка | 1-я половина дня | 2-я половина дня |
1. | Физическое развитие | - прием детей на воздухе в теплое время года - утренняя гимнастика - гигиенические процедуры - закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, обширное умывание, воздушные ванны) - физминутки на занятиях - физкультурные занятия - прогулка в двигательной активности | - гимнастика после сна - закаливание - физкультурные досуги, игры и развлечения - самостоятельная двигательная активность - прогулка (инд. работа по развитию движений) |
2; 3. | Познавательное, речевое развитие | - занятия познавательного цикла - дидактические игры - наблюдения, беседы - экскурсии - исследовательская работа, опыты, экспериментирование | - занятия - развивающие игры - интеллектуальные досуги - клубы по интересам - индивидуальная работа |
4. | Социально – коммуникативное развитие | - утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы - оценка эмоционального настроения группы с последующей коррекцией плана работы - формирование навыков культуры еды - этика быта, трудовые поручения - дежурство по столовой, в уголке природы, помощь в подготовке к занятиям - театрализованные игры - сюжетно – ролевые игры | - воспитание в процессе хозяйственно – бытового труда и труда в природе - эстетика быта - тематические досуги в игровой форме - работа в книжном уголке - общение младших и старших детей (совместные игры, спектакли, дни дарения) - сюжетно – ролевые игры |
5. | Художественно – эстетическое развитие | - занятия по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности - эстетика быта - экскурсии в природу - посещение музеев | - музыкально – художественные досуги - занятия - индивидуальная работа |
Система физкультурно – оздоровительной работы ДОУ
состоит из:
-комплексной системы физкультурно – оздоровительной работы;
-оптимального двигательного режима;
-оздоровительного режима;
-форм и методов по оздоровлению детей;
-мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей;
-направления работы с родителями по формированию здорового образа жизни у детей;
Принципы построения образовательного процесса в ДОУ.
Принцип развивающего образования целью которого является развитие ребенка;
Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников спецификой и возможностями образовательных областей;
Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса.
Специфика организации образовательного процесса в ДОУ на основе ФГОС
Интеграция образовательных областей
«Интеграция содержания дошкольного образования» – объединение в единое целое отдельных частей, состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса
Виды интеграции
- Интеграция содержания психолого – педагогической работы по образовательным областям.
- Интеграция детской деятельности.
- Использование адекватных форм образовательной работы для решения психолого – педагогических задач 2 – х и более областей.
- Использование средств одной образовательной области для организации и оптимизации образовательного процесса в ходе реализации другой образовательной области или основной общеобразовательной программы в целом.
Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса.
Комплексно – тематическая модель – соединение образовательных областей в единое целое на основе принципа тематического планирования образовательного процесса.
Основания для выбора темы.
- События, формирующие чувство гражданской принадлежности ребенка (своего города, страны, мирового сообщества);
- Явления нравственной жизни (Дни доброты, спасибо, друзей и другие);
- Явления окружающей природы (Дни воды, земли, птиц, животных);
- Мир искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра);
- Традиционные праздничные события (В группе, в детском саду, семье, обществе, государства);
- Проекты.
Модель организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС
Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей |
1)Занятия (Непосредственно образовательная деятельность) Основные формы: игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др. 2)Решение образовательных задач в ходе режимных моментов.
| Актуальная предметно-развивающая среда, соответствующая психологическим и педагогическим требованиям, предъявляемые к её построению. |
Специфика организации образовательного процесса в ДОУ на основе ФГОС
Непосредственно образовательная деятельность. Реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Способы организации занятий (непосредственно образовательной деятельности)
Детская деятельность | Примеры |
Двигательная | Подвижные игры с правилами, подвижные дидактические игры, игровые упражнения, соревнования
|
Игровая | Сюжетные игры, игры с правилами
|
Продуктивная | Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов
|
Чтение художественной литературы | Чтение, обсуждение, разучивание |
Познавательно-исследовательская | Наблюдение Экскурсия Решение проблемных ситуаций Экспериментирование Коллекционирование Моделирование Реализация проекта Игры (сюжетные, с правилами) |
Коммуникативная | Беседа Ситуативный разговор Речевая ситуация Составление и отгадывание загадок Игры (сюжетные, с правилами) |
Специфика организации образовательного процесса в ДОУ на основе ФГОС
Совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую, фронтальную формы работы с воспитанниками.
Организация совместной деятельности взрослых и детей должна распространяться как на проведение режимных моментов, так и на всю непосредственно общеобразовательную деятельность.
Самостоятельная деятельность детей- одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста.
Свободная деятельность детей в условиях созданной педагогами предметно – развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельность по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
Организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту, в общении и т.д. )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С УЧЕТОМ ВОЗРАСТА ВОСПИТАННИКОВ, ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ И РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Работа по внедрению ФГТ к основной общеобразовательной программе началась в нашем ОУ с пересмотра образовательной программы. В рамках этой работы была создана модель построения образовательного процес...
Семинар по формированию духовно-нравственных и социокультурных ценностей личности детей на основе индивидуализации построения образовательного процесса в игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДОУ.
Раннее детство - время становление нравственных основ личности ребенка....
Сценарий педагогического совета "ФГОС ДО. Особенности построения образовательного процесса"
Педагогический совет на тему:«ФГОС ДО. Особенности построения образовательного процесса» Цель педсовета: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области организации образователь...
Выступление на родительском собрании Тема: Внедрение ФГОС в ДОУ. Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ.
Тема: Внедрение ФГОС в ДОУ.Цель: знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ.Задачи:• дат...
Модель построения образовательного процесса на одну неделю (для детей старшего дошкольного возраста)
Календарный план воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста...
Учебный проект «Планирование и построение образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО (образовательная область «Физическое развитие и формирование правил здорового образа жизни»)
ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА по программе «Дошкольная педагогика и психология» Учебный проект «Планирование и построение образовательного процесса в услов...
Практикум по планированию и построению образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО Проект методической разработки «Развитие познавательных способностей у детей 3-4 лет в процессе экспериментальной деятельности»
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности. В настоящее вре...