Мастер-класс для музыкальных руководителей «Технология исследовательской деятельности с детьми на музыкальных занятиях»
методическая разработка на тему

Липилина Лариса Николаевна

Знакомство участников районного методического объединения музыкальных руководителей с опытом использования познавательно-исследовательской деятельности  на музыкальных занятиях.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   Мастер-класс для музыкальных руководителей

«Технология  исследовательской деятельности с детьми на музыкальных занятиях»

подготовила:

музыкальный руководитель

МДОУ д/с с. Павловка

Липилина Л.Н.

Цель:

Знакомство участников с опытом использования познавательно-исследовательской деятельности  на музыкальных занятиях.

Задачи: 
• Представить педагогам методы и приемы работы по исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.  

• Разучить с педагогами музыкальные игры, игры с жестами, коммуникативные игры-танцы.

Изготовить шумовые инструменты собственными руками.

Материал и оборудование: компьютер; мультимедия; музыкальные  инструменты; столики с материалами для изготовления шумовых инструментов.

    Своё выступление я хотела бы начать с эпиграфа советского психолога и философа Сергея Леонидовича Рубинштейна.

«Для ребёнка нет ничего естественнее,

как развиваться, формироваться,

становиться тем, что он есть в процессе

исследовательской деятельности»

С. Л. Рубинштейн

     И действительно,  с самого рождения ребенок является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает, недаром детей дошкольного возраста называют «почемучками».  Используя прием «почемучек» во всех видах музыкальной деятельности, можно совместно с детьми найти много интересных вопросов, которые будут стимулировать познавательную активность и любознательность ребенка. 

Дети,  вовлеченные в исследовательскую деятельность, учатся изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу. Нам только необходимо создать такие условия для детского экспериментирования и исследовательской деятельности, где каждый ребенок сможет реализовать себя, найти себе дело по силам, интересам и способностям. 

   Исследованиям и экспериментам может быть посвящено целое музыкальное занятие. На занятии «Путешествие в мир музыки В.А.Моцарта», которое  я проводила в прошлом году, дети слушали музыкальные произведения композитора и рисовали, используя определённую цветовую гамму. Услышали звук натянутой тетивы на луке и изготовили собственный щипковый инструмент. Видеофрагмент «Волшебный звон из оперы «Волшебная флейта»,  заставил детей задуматься, какой же музыкальный инструмент там звучал. Потом дети играли на колокольчиках и тихонечко пели  «ля – ля -ля».  

    Исследования и эксперименты можно включить  в разные виды  музыкальной деятельности – либо, как  часть занятия. При восприятии музыкального произведения «Бубны» муз. Фрида, я  говорю детям, что у этого музыкального инструмента есть свой голос, он умеет веселиться и играю «тремоло» на первую часть пьесы,  а потом предлагаю послушать, как он сердится, и стучу кулачком  на вторую часть. Дети с большим удовольствием экспериментируют, исполняя самостоятельно на музыкальном инструменте разную технику игры на бубне.  

    Так же можно поэкспериментировать с голосом, который живёт внутри каждого из нас, в этом  помогают игры с голосом.  Например,  в игре  «Музыкальные узоры»,  дети смотрят  на картинку с музыкальным рисунком, изображенным на карточке,  и воспроизводят его голосом,

или играют на музыкальных инструментах.

     В игре «Звуковые лягушки», дети экспериментируют с разными позициями своего рта,  и пропевают гласные звуки. Предлагаю сейчас организовать лягушачий хор.

Видео игра «Звуковые лягушки»

      Процесс исследования на музыкальных занятиях происходит постоянно. Умело проведенная  беседа с детьми прививает им не только интерес, но и любовь к музыке, расширяет представления о некоторых явлениях действительности, обогащает их внутренний мир, чувства, сформировывает нравственные качества. Знакомясь с цветком «ромашка», дети сравнивают его с маленьким солнышком, узнают, что раньше его полное название было «Романов цветок». Со временем люди стали называть этот цветок ласковым именем «ромашка». Серединка цветка представляет собой своеобразную корзинку, заполненную крохотными желтыми цветочками, а лепестки его – это тоже цветки, но только белого цвета, с которыми можно поиграть. Вот и мы сейчас поиграем с ромашкой.

Игра «Поющая ромашка»

    Дети очень любят играть в «звучащие жесты»,  потому что с помощью жестов и движений можно о многом «рассказать» и многое показать, и в этом нам помогает  наше тело - это музыкальный инструмент, с помощью которого можно издавать разные звуки: хлопки, шлепки, притопы, щелканье, шуршание и т.д. Игра «Рынок наш» очень нравится детям. Давайте и мы с вами поиграем.

Игра с жестами «Рынок наш»

       Невозможно воздействовать на познавательный интерес ребёнка к музыке без создания  особых условий для высокой эмоциональной увлечённости.  

  И я предлагаю сейчас поиграть с помощью жестов и звуков с большими и маленькими капельками. Эта игра помогает детям запомнить, что ритм в музыке состоит из долгих и коротких звуков. Итак, ловим большие и маленькие капельки.

Игра с жестами «Поймай капельки дождика»

Большие капли, с неба упали,

Большие капли в ладошки попали. (хлопаем медленно справа, слева и говорим хлоп, хлоп)

Маленькие капельки с неба упали

Маленькие капельки в ладошки попали. (частые хлопки в ладоши)

Большие капли, с неба упали,

И на коленях у нас заплясали. (медленные шлепки по коленям и говорим шлеп, шлеп)

Маленькие капельки с неба упали

И на коленях у нас заплясали. ( частые шлепки по коленям)

Большие капли, с неба упали,

И под ногами у нас побежали. (топаем и говорим топ, топ)

Маленькие капельки с неба упали

И под ногами у нас побежали (топаем часто и говорим топ, топ)

        Как дружно вы поиграли при помощи жестов и звуков. А теперь выбирайте любой музыкальный инструмент и ещё раз поиграем с капельками. Смотрите внимательно на экран и играем на тех музыкальных инструментах, которые вы увидите перед собой. 

Игра на музыкальных инструментах «Поймай капельки дождика»

      Следующий вид музыкальной деятельности, где я использую исследовательскую деятельность и экспериментирование – это коммуникативные танцы - игры. Тактильный контакт, способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и  нормализации социального климата в группе.

Коммуникативные танцы-игры развивают музыкальный слух, выразительность  движений, ориентировку в пространстве, производят положительные, радостные эмоции. Сейчас мы тоже испытаем радостные эмоции в танце-игре «Передай другу»

Танец – игра «Передай другу»

Игры со звуком – еще один очень интересный вид детского экспериментирования и исследования. Почти все, что нас окружает – звучит: необычно шуршит под ногами осенняя листва, резко визжат тормоза у автомобиля, шумит вода в кране, кричат дети, хлопнула входная дверь. Шумовой оркестр можно создать из всего: связки ключей, газеты, целлофановых пакетов, разных видов круп, полиэтиленовых бутылок, трубочек для сока. На самостоятельно сконструированных инструментах дети с удовольствием играют в музыкальных уголках группы и на музыкальных занятиях.   Инструменты  можно  со временем  обновлять, и видоизменять. Сделанный своими руками инструмент поможет вам приучить ребёнка к совместному труду.

    Вот и мы сейчас приступаем к совместному труду и сделаем шумовые инструменты: сопелки, шейкеры и шумелки. А для этого вам понадобится материал, который лежит у вас на столе.

Изготовление инструментов: шейкер, сопелки, шумелки.

Прекрасные инструменты у вас получились, и можно дружно сыграть в оркестре.

Оркестр «Пошумим, подудим,  погремим»

    Молодцы! Замечательный оркестр.

   И в заключении я хочу сказать, что творчество, исследовательская деятельность, экспериментирование на музыкальных занятиях помогают детям получать знания, развивают свободу мышления и радости.

Задача взрослых постоянно поддерживать и развивать интерес к исследованиям, способствовать приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на районное методическое объединение для музыкальных руководителей "Осуществление нравственного воспитания детей на музыкальных занятиях"

Данный доклад раскрывает значимость нравственного воспитания детей и возможность его осуществления на музыкальных занятиях....

Мастер-класс для музыкальных руководителей «Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для музыкальных руководителей «Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс для музыкальных руководителей «Использование нетрадиционных приёмов в развитии музыкальности дошкольников»

Отработка  творческих методов и приемов в развитии музыкальных   способностей  у дошкольников....

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Музыкальная шкатулка»

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Музыкальная шкатулка»(направленный на развитие музыкальности дошкольников) ЦЕЛЬ: Отработка тво...

Мастер-класс для музыкальных руководителей.Тема: Использование инновационных технологий в музыкально-ритмической деятельности . Музыкальные пазлы.

Из данного мастер -класса можно узнать, как можно  мотивировать дошкольника к проявлению инициативы, самостоятельности, творческой активности в музыкально-ритмической  деятельности  сре...

Выступление на МО музыкальных руководителей «Работа с одаренными детьми по музыкальному воспитанию в ДОУ»

История возникновения понятия «одаренность» насчитывает несколько столетий. Так, еще в древние времена люди, отличающиеся какими-либо способностями, нестандартными умениями, обладающие высоким уровнем...