Конспект проведения практического занятия с воспитателями по реализации шахматного образования в ДОУ.
материал на тему

Зубова Екатерина Владимировна

В данной работе представлены материалы для проведения семинара - практикума в ДОУ для педагогов и конспект открытого вводного занятия "Незнайка и волшебные Фигурки" в группе старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_v_dou.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №56 "Северяночка"

Семинар - практикум по реализации программ шахматного образования в ДОУ.

Подготовила:

 воспитатель Зубова Е.В.

Нижневартовск 2017

Знаете ли вы, что такое шахматы? С одной стороны, шахматы – достаточно простая настольная игра с чётко определёнными правилами, которые способен освоить любой человек. Взрослый человек, приложив небольшие усилия, в состоянии научиться играть в шахматы за несколько дней. Речь идёт, конечно, об элементарном умении играть, то есть делать ходы по правилам. Особых затруднений правила шахмат не вызывают и у детей. С другой стороны, шахматная игра в исполнении мастеров и гроссмейстеров очень сложна и красива, глубины шахмат можно постигать бесконечно, а, следовательно, нет и конечной точки в процессе развития мышления посредством этой игры. Играть в шахматы можно в любом возрасте и независимо от физических данных. Это способствует обмену опытом между поколениями и укреплению внутрисемейных отношений (ребёнок может играть с родителями, бабушками и дедушками), формированию личности. Дети с ограниченными физическими возможностями могут играть со своими сверстниками на равных, что невозможно в физических видах спорта.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям, живущим в северных регионах и обучающимся в трудных климатических условиях, не отстать в развитии от своих сверстников, живущих «на большой земле», а так же открывает дорогу к творчеству десяткам тысяч детей некоммуникативного типа.

Заботясь о формировании и развитии таких важных качеств ребёнка, как память, логическое мышление, внимание, воображение, усидчивость, важных практических навыков – предпринимать волевое усилие и доводить начатое дело до конца, успешного развития способности действовать в уме, Минобразования России издаёт 18.05.2004 г. Приказ № 2211 «О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации». В нём, в частности, имеют место следующие нормативные положения:

-                  утвердить программу мер по развитию шахматного образования в системе образования Российской Федерации;

-                  развивать сеть объединений обучающихся по шахматному образованию в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования детей.

Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система  шахматных  занятий в системе общеобразовательного дошкольного учреждения, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию дошкольника.

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят  спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.    Шахматы, сочетающие в себе также  элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него занятия способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.  

         Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития,  формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.

          Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению  логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В дошкольном возрасте происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности старших дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. 

         А.Алехин писал: «Шахматы не только знание и логика, но и глубокая фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто модель жизни, но и модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно также как и в жизни» (1924г.)*.

Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом одерживать победу».

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость - это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством. 

Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга детей, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

Шахматы -  это вдохновение и разочарование, своеобразный выход из одиночества, активный досуг, утоление жажды общения и самовыражения. Как говорил Хосе Рауль Капабланка: «Шахматы - нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное время препровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры...»*.    

         Однако установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является приоритетной в программе ДОУ. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная неудача.

Целью шахматного образования в ДОУ является создание условий для личностного и интеллектуального развития дошкольника, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. 

Представляю вашему вниманию вводное занятие по ознакомлению детей старшего возраста с шахматными фигурами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения открытого занятия по валеологическому образованию в группе физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей 6-7 лет

Программные  задачи:     1.Систематизировать  представления  детей  о  безопасных  формах  поведения  дома  и на  ...

Совет педагогов( игровая форма проведения практического занятия)

СОВЕТ ПЕДАГОГОВ (игровая форма проведения практического занятия)Добрый день уважаемые коллеги, гости, мы рады видеть Вас в этом кабинете! Сегодняшняя наша встреча посвящена нормативно-правовым докумен...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

План проведения практического занятия по профориентации дошкольников с помощью сюжетно-ролевой игры. Средняя группа

Дети очень любят играть – в «магазин». Им нравится чувствовать себя продавцом, обслуживать покупателей. Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» подразумевает участие нескольких игроков, имеет обучающий и п...

Конспект проведения итогового занятия в группе компенсирующей направленности «В» с ТНР от 4 до 5 лет Социокультурная категория - «Благодарное слово» Категория - «Труд души» Тема - «Любимая сказка» Воспитатели: Кузнецова Н.В. Дата: 28.03.2019год. Время: 16

Конспект проведения итогового занятияв группе компенсирующей направленности «В» с ТНР от 4 до 5 летСоциокультурная категория - «Благодарное слово»Категория - «Труд души&r...

Особенности проведения практических занятий по формированию безопасного образа жизни дошкольников

В данной статье раскрыты цели и задачи формирования у дошкольников основ безопасности собственной жизнедеятельности. Приведены разделы тем для бесед с детьми по теме "Безопасность"....