Дидактические игры с блоками Дьенеша
методическая разработка на тему

Бакулина Елена Валерьевна

Кружок. Дидактические игры с блоками Дьенеша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_igry_s_blokami_denesha.docx31.47 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры с блоками Дьенеша 

Кружок

 В сборнике предоставлено описание работы кружка. Для удобства в использовании материал разделён по возрастным категориям.

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………...2

Цель………………………………………………………………………………..3

Задачи……………………………………………………………………………...3

Формы работы…………………………………………………………………….3

План работы кружка……………………………………………………………...4

    Младшая группа……………………………………………………….…….…4

    Средняя группа……………………………………………………..……….….6

    Старшая группа………………………………………………………………...7

Заключение……………………………………………………………………….8

Список литературы………………………………………………………………8

Пояснительная записка

            Интерес! Вечный двигатель всех человеческих исканий, неугасающий огонь пытливой души. Одним из наиболее волнующих вопросов воспитания для педагогов остаётся: Как вызвать устойчивый познавательный интерес, как возбудить жажду к нелегкому процессу познания?

           У любого  воспитателя особую тревогу вызывают дети, которые ко всему относятся равнодушно. Ребенка, у которого нет интереса к тому, что происходит на занятии, нет потребности узнавать новое, очень трудно обучать.

   Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (а ведь воспитание познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) чрезвычайно важна. Уже сейчас непременной характеристикой готовности к обучению в школе служат наличие интереса к знаниям, а также способность к произвольным действиям. Перед воспитателями стоит задача:  формировать познавательный интерес детей младшего возраста. Познавательный интерес – средство привлечения к обучению, средство активизации мышления детей, средство заставляющее переживать и увлеченно работать.

Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка?

    Золтан Дьенеш мечтал «…приблизить математику детям, «активировав» всю деятельность мозга,…». Поэтому наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша.

     Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно возбуждают у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка.

Основной метод развития – проблемно-поисковый.

 Форма организации – игра.

  Данные занятия проводятся, согласно календарному и тематическому планированию, 2 раза в неделю во вторую половину дня.

Цель работы:

 Формирование устойчивого познавательного интереса дошкольников в процессе игр и игровых упражнений с блоками Дьенеша.

Задачи:

1.Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

2.Развивать пространственные представления.

3.Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации).

4.Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.

5.Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

6.Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

7.Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

8.Формировать логическое мышления для успешного овладения основами математики.

9.Повысить компетентность родителей в вопросе развития мелкой моторики у детей в дошкольном возрасте;

Формы работы:

  1. совместная деятельность воспитателя с детьми;
  2.  индивидуальная работа с детьми;
  3. свободная самостоятельная деятельность самих детей.

План работы кружка

Младшая группа

сентябрь

Игровые упражнения: «Найди фигуру»

- как эта по цвету и форме;

 - как эта по цвету и размеру;

 - как эта по цвету, но другой формы;

 - как эта по форме, но другого размера;

- как эта, по размеру, но другого цвета.

Октябрь

Игровое упражнение: «Цепочка»

(от произвольно выбранной фигуры надо построить как можно более длинную цепочку)

 - чтобы рядом не было фигур одинаковой формы;

 - чтобы рядом не было фигур одинакового цвета;

 - чтобы рядом не было фигур одинакового размера;

 - чтобы рядом не было фигур одинаковой толщины.

ноябрь

Игровое упражнение  «Второй ряд»

 (Построить второй ряд к выложенным 5-6 фигурам по предложенным вариантам)

- Построить так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда, оказалась фигура другой формы (цвета, размера);

 - построить так, чтобы оказалась фигура той же формы, но другого размера (цвета);

 - построить так, чтобы оказалась фигура, другая по цвету и размеру;

 - построить так, чтобы оказалась фигура, не такая по форме, размеру и цвету.

декабрь

Игровое упражнение  «Домино»

 (количество детей не больше 4). Фигуры делятся поровну между участниками. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Варианты ходов могут быть разные:

 - фигурами другого цвета;

 - фигурами другой формы;

 - фигурами того же цвета и формы, но другого размера;

 - фигурами такого же размера, но другой формы;

январь

Игровое упражнение  «Домино»

(количество детей не больше 4). Фигуры делятся поровну между участниками. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Варианты ходов могут быть разные:

 - фигурами другого цвета и формы;

 - фигурами другого цвета и размера;

 - фигурами такими же по цвету и форме но другого размера;

 - фигурами, такими же по размеру и форме, но другими по цвету;

февраль

 Д\и «Раздели фигуры»

Предложить детям разделить фигуры между мишкой и зайкой  так, чтобы:

 - У мишки оказались все красные;

 - Чтобы зайцу достались все большие;

 - Чтобы Мишке достались все круглые;

 - Чтобы зайцу достались все квадратные.

март

Д\и  «На своё место»

На красном стульчике, на круглом…  

Д\и«Кто быстрее соберет? »

Большие шишки, квадратные шишки…

Д\и «Угостим гостей».

Фунтик любит желтые или красные конфеты…

апрель

Д\и «Кто быстрее спрячет».

Спрятать надо все красные блоки, толстые блоки и т. д..

 Д\и «Заселим домики»

Домики могут заселяться желтыми жильцами-блоками, либо квадратными фигурами и т. п..

май

 Д. «Игра с одним обручем»

- внутри обруча все красные, а вне обруча – все остальные;

 - внутри все синие; а вне обруча – все остальные;

 - внутри все круглые; а вне обруча – все остальные;

 - внутри все квадратные; а вне обруча – все остальные.

 

 

Средняя группа

   

сентябрь

1. Д\и «Подбери по цвету»

2. Д\и «Играем с цветом»                                                            

октябрь

1. Д\и «Город геометрических фигур»

 2.Д\и  «Засели жильцов»

ноябрь

1.Д\и «Запомни»                                                                                              

   

  2.Д\и «Подбери фигуру»                                                                  

   

декабрь

  1. Д\и  «Построй дорожку»  

  1. Д\и «Прогулка на лодочке »

                                                       

январь

1. Д\и «Магазин игрушек»                                                                    

2.Д\и «Кто где живёт»                                                              

февраль

1.Д\и  «Подбери пару»

2.Д\и «Весы»                                                                                    

                                                                 

март

1.Д\и «Помоги машинам доставить груз»

2.Д\и «Необычные фигуры»  

                                                                                                               

апрель

  1.Д\и «Построим новый детский сад»

2.Д/\и«Автотрасса»                                                    

                                                                           

май

1.Д\и «Где, чей гараж?»

  1.                                                            

2.Д/\и«Что пропустили?»  

Старшая группа

сентябрь

  1. Д/и «Помоги Чебурашке»                                                        
  2. Д/и «Лабиринт»                                                                      
  3. Д/и «С двумя обручами»                                                        
  4. Д/и «Разложи пропущенные фигуры»                                      

октябрь

  1. Д/и «Найди меня»                                                                    
  2. Д/и «Вырасти цветы»                                                            
  3. Д/и «Волшебное дерево»                                                        
  4. Д/и «Олимпийские кольца»                                                        

ноябрь

1.Д/и «Украшаем ёлочку»                      

2. Д/и «Пирамида»

3. Д/и «Найди такую же»

          4. Д/и «Улитка»                                                                            

декабрь

  1. Д/и «Перемещение» (по принципу «пятнашек»)                      
  2. Д/и «Угадай, что изменилось?»                                                                                                      
  3. Д/и «Неделька»                                                                      
  4. Д/и «Украшаем ёлочку»

январь

      1.2.Д/и «С двумя обручами»  

 3.4.Д/и «С тремя обручами»                                                        

                                                 

февраль

  1. Д/и «Цветок» (С тремя обручами)
  2. Д/и «Ромашка»                                                                    
  3. Д/и: «С тремя овалами»    
  4.  Д/и «С двумя овалами»                                                            

март

  1. Д/и «Алгоритм»                                                                        
  2. Д/и «Рассели жильцов»   (с двумя обручами)                                                          
  3. Д/и «Треугольник» (головоломка)                                      
  4. Д/и «Гусеница

апрель

  1. Д/и «Собачка»                                                                      
  2. Д/и «Мишка»                                                                      
  3. Д/и «Бабочка 1»     (с двумя обручами)                                                                  
  4. Д/и «Бабочка 2»    (с тремя обручами)                                                                

май

  1. Д/и «На полянке»
  2. Д/и «Волшебный осенний лес»  

3. Д/и «Звено летящих самолётов»                                        

Заключение.

     Методика Дьенеша на основе логических блоков вызывают у ребенка живой интерес к обучению, готовит детей к решению более сложных логических задач, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка.

Список литературы

1.Якиманская И.С. «Психологические основы математического образования» [Текст]: / И.С. Якиманская -   М., 2011.

2. Финкельштейн Б.Б. «Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша [Текст]:  / Под ред. Б.Б. Финкельштейна. СПб, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно-дидактической игры с блоками Дьенеша в средней группе" Полет на Луну".

Развитие логического мышления и психических функций, формирование мыслительных умений и способностей, тренировать у детей внимание, память, восприятие....

Дидактические игры с «Блоками Дьенеша». От простого к сложному.

Использование логических блоков в играх с детьми, помогает воспитателю более эффективно реализовать программу по развитию элементарных математических представлений. С их помощью дети познакомятся с ге...

Конспект сюжетно – дидактической игры с блоками Дьенеша с детьми средней группы на тему: «Полет в космос»

Способствовать освоению детьми умения выявлять только одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Развивать у детей...

Консультация для воспитателей. Дидактические игры с блоками Дьенеша как одна из форм развития общих способностей дошкольников.

В консультации подробно раскрыто понятие "дидактическая игра", а также предложена система дидактических игр с блоками Дьенеша....

Дидактические игры с блоками Дьенеша - как одна из форм интеллектуального развития дошкольников

Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике....

Дидактические игры с блоками Дьенеша

Дидактические игры  с блоками Дьенеша.«Найди свой домик»ЦЕЛЬ: Закреплять умение различать цвет, форму. Формировать представление о символическом изображении предметов. Учить систематизировать и к...