консультация Развитие математических представлений в дошкольном возрасте
консультация (подготовительная группа) на тему

Григорян Маргарита Владимировна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_vospit_matematicheskoe_pred2.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

 Развитие математических представлений в дошкольном возрасте

Воспитатель: Григорян М.В.

Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки.

Математика – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Математика для них – учеба, математика для них – труд, математика для них – серьезная форма воспитания. Математика для дошкольников – способ познания окружающего. Занимаясь математикой, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения. Важное значение для повышения качества воспитательной – образовательной работы в детских учреждениях имеет формирование у детей познавательной деятельности.

Для успешного обучения математике посредством игровых упражнений необходимо применять как предметы, окружающие ребенка, так и модели изучаемого материала. Математические развлечения: задачи-шутки, загадки, головоломки, лабиринты, игры на пространственное преобразование, они вызывают не только интерес своим содержанием, занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ.

Дидактические и математические игры и упражнения являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, воображение и др.), вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний.

В дидактических играх детей привлекает необычность постановки задачи (догадайся, найди и т.д.) и способ ее подачи (помоги Незнайке определить, кто его соседи и т.д.). Любая дидактическая игра решает определенную задачу, направленную на совершенствование математических (количественных, временных, пространственных) представлений детей.

Дошкольник отличается удивительной активностью в познании окружающего, а интерес к математике проявляется довольно рано. Кругозор складывается сначала из того, что попалось на глаза, привлекло внимание, удалось наблюдать у взрослых, получить самому путем проб и ошибок.

Затем горизонты расширяются. Ребенок усваивает то, о чем рассказывают, читают. Сам строит догадки, фантазирует. У него начинают складываться представления о предметах, их назначении и свойствах, величине и численности, форме и составе, о действиях, которые можно производить с ними: уменьшить, увеличить, разделить, пересчитать, сопоставить, измерить.

Появляются суждения, отражающие накопленный опыт. Ребенок движется от незнания к знанию, от непонятного к понятному, отчетливому. Он постепенно поднимается в своем развитии все выше.

Однако взрослые, поддерживая естественный интерес детей математике, нередко стремятся облегчить им путь познания, уберечь от трудностей, опередить время, чтобы потом в школе стало легче изучать математику. Они делятся с дошкольниками своим опытом, к которому шли многие годы, излагают исчерпывающую информацию, разъясняют механизмы взаимодействия предметов и систем, стремятся дать как можно больше. При этом часто навязывают стереотипы, форсируют усвоение отвлеченных представлений, рассчитывая на большой детский потенциал.

В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, а именно: система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышение требований к детям. И самое главное, происходит искусственное ускорение темпов развития одних детей и невнимание к затруднениям других. Стала появляться целая категория «неуспевающих» дошкольников. Одна из причин кроется в том, что дети вовлекаются в такие виды познавательной деятельности, к которым они функционально не готовы.

При обучении математике основное усилие и педагогов, и родителей направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность и интерес к самому процессу познания математики, помочь ребенку преодолевать трудности, страх ошибиться, находить самостоятельный путь решения познавательных задач, стимулируя его желание достигнуть поставленной цели.

В результате математического образования дошкольник не только совершенствует счетную и измерительную деятельность, получает элементарные представления, но и становится умнее, сообразительнее, увереннее в рассуждениях, комбинировании различных способов при решении нестандартных вопросов.

На успешность влияет не только содержание предлагаемого материала, но также и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. В том числе рациональное сохранение лучших традиций дошкольной дидактики, применяя инновационные подходы, согласовывая свое влияние на ребенка, взрослые организуют математическое образование в детском саду и семье.

 

Нравится 0 Плохо0

На протяжении всей своей жизни человек формируется и развивается  в деятельности. Дошкольное детство является коротким, но важным периодом становления личности, когда ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него вырабатываются навыки и привычки адекватного поведения. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также для успешного обучения в школе.

Знакомство с математикой не должно быть скучным занятием для ребенка, к тому же существует огромное количество математических игр и игр-обучалок для детей. Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то, на его взгляд, неинтересное, даже если взрослые настаивают. Поэтому основная задача воспитателей и родителей сделать так, чтобы малышу было интересно заниматься счетом. Тогда маленькие непоседы и сами не заметят, как научатся считать. Иной раз обращаешь внимание на то, как абстрактно многие воспринимают математику. Поэтому, начиная с младшей группы, когда дети, как «губка» впитывают поступающую информацию, когда закладываются основные черты характера, необходимо воспитать у них наблюдательность, интерес к окружающему миру, дать элементарные представления о нем и подвести их к пониманию взаимосвязи друг с другом.

Однако ребята не всегда понимают смысл выполняемых ими действий, не понимают, для чего нужно считать, за цифрой не видят числа, за числом – окружающий мир.  Избежать этого может помочь правильный выбор методов и форм работы с детьми с  опорой на предметно-чувственную деятельность.

Главное место в жизни ребенка занимает игра – это его основной вид деятельности – непременный спутник жизни. Поэтому для воспитателя игра является важным средством воспитания дошкольника.

Поступив в детский сад, ребенок сразу же ощущает разделение мира на «один и много» на бессознательном уровне. Он один – много незнакомых людей. Воспитательница одна – детей много. В первом случае он принадлежит множеству «один». Ощущает одиночество, свою индивидуальность, свою ответственность за себя – сливается с числом «один».

Во втором случае он принадлежит к множеству «много». Много детей и он среди них. Они такие же, как и он. У них совпадают возраст, многие интересы, неумения. И ему, как и всем остальным детям, приходится учиться, набираться опыта, приобретать необходимые навыки. Чтобы заинтересовать детей, воспитатель в младшей группе должен постоянно играть с ними, а в  играх специально подчеркивать понятия «один» – «много».

Познание окружающего мира маленькие дети очень часто начинают с  себя. Так самые любимые первые игрушки детей во всем мире – куклы. Дети обнаруживают, что у них – одна голова, одно туловище, один нос, один рот, но – два глаза, две руки, две ноги и т.д.

Параллельно с усвоением числа «два» полезно обращать внимание на противоположные свойства предметов, объектов окружающего мира, на противоречия: день–ночь; предметы большие–маленькие; вода холодная– горячая и т.п.

Интересной игровой формой организации деятельности детей средней группы на занятиях по развитию элементарных математических представлений может быть использование дидактических игр со стихами про цифры, геометрические фигуры, считалки, которые разучивались заранее. Особое место занимают развлечения с элементами сюжетно-ролевой игры.  Интегрирование обычного занятия с компьютером позволяет воспитателю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным.

В детском саду  можно использовать разные игровые методы. Это различные путешествия (на поезде, корабле, самолете и т.п.), концерты и другие подобные мероприятия. Дети воспроизводят в ролях все то, что они видят в окружающей их жизни и деятельности взрослых. Но, в отличие от игры, замысел которой принадлежит полностью ребенку, замысел развлечения и пути его воплощения определяются педагогом, регламентируются сценарием, реализация которого связана с воображаемой ситуацией, ролевыми действиями, игровыми отношениями и другими компонентами игры. В такие игры полезно включать занимательные математические материалы: задачи-шутки, задачи-стихи, загадки, поговорки, головоломки с палочками Кюизинера и геометрическими фигурами и т.д. 

Важное место должно отводиться таким дидактическим  средствам, как палочки Кюизенера. Они позволяют  моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Своей цветовой гаммой палочки вызывают живой интерес у детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом путем решения мыслительных задач. Работая с палочками Кюизенера, ребята в детском саду знакомятся со своеобразной цветовой алгеброй, готовясь к изучению этого предмета в школе значительно раньше, чем предусмотрено программой.

Знакомить детей с палочками можно с 1,5–2 лет. Используя их, дети  строят дорожки, поезда, заборчики и т.д. В дальнейшем необходимо уловить момент, когда можно обратить внимание детей на цвет палочек (выкладывать красные дорожки, желтые заборчики), на размер (заборчики должны быть одинаковой или разной длины и цвета).

Важно разнообразить игры маленьких детей:  для матрешки в желтом сарафане построить желтую дорожку, а в красном – красную; для большого медведя – широкую бордовую, а для медвежонка – узкую  голубую.

Развитие геометрических представлений взаимосвязано с изучением чисел. Квадраты, кружки, треугольники и прямоугольники служат счетным материалом.

Большой интерес вызывают у детей сказки из книги Т.И Ерофеевой, Л.Н. Павловой, В.П. Новиковой «Математика для дошкольников». Они не только заставляют ребенка переживать вместе с героями, но и, попадая с ними в ту или иную ситуацию, применить все свои знания, чтобы помочь героям. История про «Женькины игры» предлагает слушателям различные проблемные ситуации, в которых необходимо определить и оценить величину предметов. Участвуя в играх вместе с героем истории, дети узнают способы непосредственного и опосредованного (с помощью измерений) сравнения величины предметов.

В сказке «Помоги Незнайке найти дорогу» дети вместе с персонажами учатся определять направление движения от себя и использовать слова «направо», «налево», что чаще всего вызывает у них трудность. Занимательный сюжет и желание помочь Незнайке (объяснить, нарисовать, как идти, показать стрелкой) активизируют знания детей.

Все полученные знания необходимо закреплять в повседневной жизни, в  играх с математическим содержанием. Так, для игры «Магазин» были сделаны необходимые для этого пособия, позволяющие охватить большее количество детей путем включения нескольких разнообразных разделов: хлебный, молочный, кондитерский и других. На каждый товар поставили ценник. С каждым разом разнообразили игру от «заплати» (принеси такую-то карточку) до «заплати» двумя-тремя карточками на указанную сумму. В отделе ткани, например, упражнялись в измерении материала условной меркой и т.д.

Такая практика дает ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен, постижим, предсказуем. В то же время она содействует развитию познавательной деятельности детей, аналитическому восприятию, устойчивому вниманию, памяти, речи, пространственному мышлению, воображению, а также формированию нравственно-волевой и мотивационной сферы личности дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для воспитателей «Применение блоков Дьенеша в развитии математических представлений детей дошкольного возраста»

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны ...

Влияние семьи на развитие математических представлений детей дошкольного возраста

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. ...

Тема: «Математическая сказка как одно из средств развития математических представлений детей дошкольного возраста».

Цель: Познакомить педагогов с опытом работы по использованию математической  сказки для развития математических представлений дошкольников. Задачи: • расширить знания педагогов о с...