Консультация для воспитателей
консультация (старшая группа) на тему

Дмитрикова Галина Николаевна

Использование мнемотехники в развитии речи детей из опыта работы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование мнемотехники при заучивании стихотворений и пересказывании . Подготовила: воспитатель Дмитрикова Г.Н.

Слайд 2

К . Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит налету».

Слайд 3

Проблемы

Слайд 4

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Слово «мнемотехника» обозначает техника запоминания.Считается , что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Искусство запоминания названо словом « mnemonikon » по имени древнегреческой богини памяти. Мнемотехника

Слайд 5

Актуальность Мнемотехника способствует развитию памяти: слуховой, зрительной, образной; Уровень связной речи является важным показателем готовности детей к школе; Дети учатся понимать символы, схемы в окружающем мире; Поэзия – это источник и средство обогащения речи.

Слайд 6

Развитие умения преобразовывать образы в символы. Развитие слуховой, зрительной, ассоциативной памяти. Развитие внимания. Развитие образного мышления. Развитие воображения. Задачи

Слайд 7

Мнемоквадрат Мнемодорожка Мнемотаблица Мнемотехника строится от простого к сложному:

Слайд 8

1.Мнемосхемы – 1 карточка с 1 рисунком/символом . Мнемосхема

Слайд 9

2. Мнемодорожка – вид мнемосхем, которые выстраиваются в линию. Алёнушка взяла корзинку и пошла в лес собирать грибы. Мнемодорожка

Слайд 10

3. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Мнемотаблица 2 младшая группа средняя группа старшая группа

Слайд 11

Новатор

Слайд 12

Используются цветные мнемосхемы. Чаще используются мнемодорожки . Предлагаются готовые схемы. 2 младшая группа Уронили мишку на пол Оторвали мишке лапу Все равно его не брошу Потому что он хороший

Слайд 13

Постепенный переход к мнемотаблицам ; Увеличение мнемосхем до 7-9; Предлагаются готовые мнемотаблицы . Средняя группа Снегири Выбегай поскорей Посмотреть на снегирей! Прилетели, прилетели! Стайку встретили метели. А Мороз Красный Нос Им рябинки принёс; Хорошо угостил, Хорошо подсластил Зимним вечером поздним Ярко-алые грозди. А. Прокофьев

Слайд 14

Схематичное изображение, не цветное. Цветом выделяются только сложные или важные моменты. Старшая группа

Слайд 15

Модельные схемы:

Слайд 16

Создание мнемотаблицы :

Слайд 17

Результат:

Слайд 18

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено. 2 этап. Осуществление перекодирования информации, т.е. преобразование символов в образы. 3 этап. После перекодирования осуществляется рассказывание стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. Этапы работы

Слайд 19

Использование мнемотехники повышает эффективность заучивания стихов: значительно сокращается время заучивания; увеличивается длительность запоминания стихов; развивается ассоциативное мышление, способность к замещению; активизируется речь; появляется интерес к заучиванию поэтических произведений; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией . Вывод

Слайд 20

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

1 слайд.

«Использование мнемотехники в развитии речи детей» (из опыта работы)

2 слайд.                       К . Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.3 слайд

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

4 слайд. Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.

Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Я в своей работе использую прием мнемотехники по заучиванию стихотворений и пересказыванию.

Хотела бы познакомить с методом мнемотехники.

Мнемотехника- совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Примером может служить знакомая фраза: « каждый охотник желает знать, где сидит фазан»

5 слайд.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

6 слайд.

Актуальность использования приемов мнемотехники способствует:

1. Развитию памяти: слуховой, зрительной, образной.

 2. Уровень связной речи является важным показателем готовности детей к школе

3. Дети учатся понимать символы, схемы в окружающем мире.

4. Поэзия – это источник и средство обогащения речи

7 слайд.

Задачами мнемотехники являются:

  • Развитие умения преобразовывать образы в символы.
  • Развитие слуховой, зрительной, ассоциативной памяти.
  •  Развитие внимания.
  •  Развитие образного мышления.
  •  Развитие воображения.

8 слайд.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

9 слайд.

Мнемосхемы – 1 карточка с 1 рисунком/символом.

10 слайд.

Мнемодорожка – вид мнемосхем, которые выстраиваются в линию.

11 слайд.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

12 слайд. Новатор

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:

  • обогащения словарного запаса,
  • при обучении составлению рассказов,
  • при пересказах художественной литературы,
  • при заучивании стихов.

13 слайд. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово придумывается картинка-схема. Я также использую при отгадывании и загадывании загадок.

Опираясь на опыт педагогов, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

14 слайд.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная.

15 слайд.

 Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д.

16 слайд.

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

17 слайд.

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. М., Воробьевой В. К., Ткаченко Т. А. и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому мы вместе с детьми дополняем и уточняем схемы. Совместно с детьми составили мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Хотелось бы рассказать ещё о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Поверьте, это очень интересно. Возьмем для примера стихотворение «Вот беда» В.Фетисовой.

  1. Вначале воспитатель читает стихотворение

На скамеечке у дома

Целый день рыдает Тома

Как помочь беде такой —

Тома в туфлях разных:

Левый — светло-голубой,

Правый — темно-красный!

Дворник, дядя с бородой,

Ей сказал: — Сходи домой!

Тома глазки подняла:

— Дядя дворник, я была.

Дома тоже разные:

Голубой да красный!

2. Затем, проводиться беседа по содержанию стихотворения.

(о чем стихотворение,)

3. Потом предлагается ребенку модельная схема для лучшего запоминания или составляется вместе с детьми.

Вот, например, читая первую строку стихотворения, предлагают –

схематичное изображение скамеечки и дома,

-девочки Томы,

-как помочь беде такой – ставим вопрос,

-рисунки туфель левого и правого,

-изображение дяди дворника,

-домик со стрелочкой,

-девочку Тому,

-её дом,

— снова разные туфли.

(показ)

И так на все строки стихотворения

(показ)

— Чтобы быстрее запомнить стих, необходимо составить схемы на каждую или почти на каждую строку стиха.

Показываем модельную схему или лучше рисуем со слушателями.

Хочу предложить Вам с помощью схемы прочесть стихотворение наизусть.

18-19 слайд.

При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов я широко использую мнемотехнику. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. А в более старшем возрасте – дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которые необходимы для пересказа литературного произведения.

Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даю готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.

После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц, дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни.

Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.

Всё перечисленное - это только определенные виды деятельности детей по развитию речи. Но я считаю, и думаю, что вы согласитесь, что применять модельные схемы можно и на других занятиях.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

  • модель должна отображать обобщённый образ предмета;
  • раскрывать существенное в объекте;
  • замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

20 слайд.

Этапы работы 

1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено. 2 этап. Осуществление перекодирования информации, т.е. преобразование символов в образы. 3 этап. После перекодирования осуществляется рассказывание стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

21 слайд.

Вывод: Использование мнемотехники повышает эффективность заучивания стихов: значительно сокращается время заучивания; увеличивается длительность запоминания стихов; развивается ассоциативное мышление, способность к замещению; активизируется речь; появляется интерес к заучиванию поэтических произведений; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...