Консультация для родителей и воспитателей на тему: «Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей дошкольного возраста в современном мире».
консультация на тему
Консультативный материал по духовно-нравственному воспитанию дошкольников по средствам семьи и педагогов дошкольных организаций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад №4 «Тополёк» ст. Гиагинской»
Консультация на тему:
«Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей
дошкольного возраста в современном мире».
Воспитатель: Коробкова Т.В.
Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей
дошкольного возраста в современном мире
Размышления на тему воспитания духовности у дошкольников нас часто посещали мысли. Почему же наши дети растут черствыми, бездушными? Почему дорогие нашему сердцу детские сказки об Иване-Царевиче, Василисе Прекрасной, Морозко, почти не интересны нашим детям? Почему им интересны, мало понятные для нас, Винкс, Покимоны, Бакуганы, Человек-паук, и прочая продукция американских авторов? Мальчики практически не играют в космонавтов, моряков, военных, эти герои ушли на второй план, а главное место занимают игры в человека – Паука, Бетмана, различные трансформеры и прочее. На что провоцируют наших детей современные игры и игрушки, чему и как учат мультфильмы? Такие понятия как миролюбие, доброжелательность, великодушие, устремленность не на удовлетворение своих желаний, а на служение другим в условиях современной культуры могут оказаться, незнакомыми нашим детям. В этой связи остро ощущается необходимость специальной педагогической работы по формированию гуманных отношений ребенка к миру, визуальной форме отношения ребенка к природной и социальной окружающей действительности. Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы общества, безусловно, отражаются на духовно нравственном здоровье детей дошкольного возраста. Распространенность психических нарушений среди подрастающего поколения, в том числе и детей дошкольного возраста, очень велика. Большая часть нарушений, с которыми сталкиваются сегодня педагоги и психологи, имеет социально-педагогическую и духовно-практическую природу.
К сожалению, многие родители и педагоги утратили четкие представления о закономерностях, определяющих развитие ребенка в тот или иной период детства. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми.
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Поскольку родители, в силу своей занятости, решением проблем насущных, предпочитают общественное воспитание и с 1,5 лет, а то и раньше, отдают детей в детские сады, то именно работники дошкольных учреждений, должны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. Именно младший возраст называют "золотой порой" духовно-личностного становления.
Сейчас активно развивается сотрудничество православной церкви и школы. Издается много литературы, помогающей педагогам ориентироваться в обучающих программах. Нравственное воспитание было и остается наиважнейшей задачей, которая стоит перед воспитателем детского сада. Заполнить духовный вакуум должны в первую очередь воспитатели. Но не навязывать ту или иную религию. Верить или не верить, во что верить? Каждый решает сам. Но мы обязаны донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для становления в жизни.
Для этого применяем различные формы работы с детьми. Это занятия и цикл бесед, прикладное творчество, совместные праздники и посещение. На занятиях даём понятия о добрых и злых людях, о традиции в семье (празднование День Ангела), углубляем и закрепляем представления о родной стране, знакомим с православными праздниками (Рождество Христово, Благовещенье, Пасха), с родословной семьи, генеалогическим древом. На экскурсиях дети знакомятся с архитектурой и внешним убранством и достопримечательностями станицы Гиагинской.
Большую помощь в ознакомлении детей с православной культурой оказывают художественные произведения. При выборе литературы стараемся учитывать следующие критерии: положительные персонажи, в которых воплощены идеалы добра, любви, милосердия, послушания, сострадания; отсутствие психической агрессии; слог и стиль, соответствующий возрасту ребёнка.
Это рассказы для детей из серии «Спаси и сохрани» В. Максимовой формирующие у детей нравственное поведение и привычки. Серия книг «Зёрнышки» - добрые истории для маленьких детей, повествующие о жизни и поступках людей, детей и животных
Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Именно в семье благодаря ощущению " живой человеческой среды" и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых, ребенок приобретает первый социокультурный опыт.
Однако воспитание духовно-нравственной личности показывает, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. При помощи различных вопросов, мы попытались изучить отношение родителей к данной проблеме и провели анкетирование. Анализируя ответы родителей, пришли к выводу, что несмотря на различные мнения, как правило, всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями, религией и выросли с четкими преставлениями о нормах морали и нравственности.
Плодотворность воспитательного процесса напрямую зависит от согласованности целей и педагогических усилий семьи и педагогов. Сотрудничество родителей и педагогов - непременное условие реализации вышеизложенной проблемы. Система мероприятий с родителями направлена на возрождение традиционного уклада жизни семьи, совершенствование современного воспитания на основе православной культуры.
Изучение основ православной культуры позволяет детям и родителям почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять, в чём состоит её уникальность.
Работу по воспитанию духовной культуры строим на основе Драгоценное время детства необходимо использовать, чтобы ребёнок не только обогатился знаниями, но и нашёл свой собственный путь к духовным ценностям, приобщился к делам милосердия, любви и сострадания к ближним.
Духовно-нравственное воспитание наших детей показывает: что дети меняются, стало меньше конфликтов, стараются больше проявлять терпимость, сдержанность, заботливость, внимательность по отношению друг к другу, учатся прощать, уступать, соотносить свои интересы с интересами других. И главный результат нашей работы, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей дошкольного возраста в современном мире
Размышления на тему воспитания духовности у дошкольников нас часто посещали мысли. Почему же наши дети растут черствыми, бездушными? Почему дорогие нашему сердцу детские сказки об Иване-Ца...
Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание духовно-нравственных ценностей посредством игры"
Консультация для воспитателей на тему: "Воспитание духовно-нравственных ценностей посредством игры"...
Консультация для родителей и воспитателей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей и воспитателей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»...
Консультация педагога - психолога для воспитателей на тему:«Игры, направленные на снижение агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста».
В данной консультации описываются: сущность понятия "агрессивность", ее причины, пути коррекии, игры, направленные на снижение агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей и воспитателей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 555» (МАДОУ д/с № 555) Ко...
Статья для родителей "Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современном мире"
quot;Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современном мире"...
"Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей дошкольного возраста в современном мире"
Размышления на тему воспитания духовности у дошкольников нас часто посещали мысли.Почему же наши дети растут черствыми, бездушными? Почему дорогие нашему сердцу детские сказки об Иване-Царевиче, Васил...