"Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей дошкольного возраста в современном мире"
консультация (средняя группа)
Размышления на тему воспитания духовности у дошкольников нас часто посещали мысли.
Почему же наши дети растут черствыми, бездушными? Почему дорогие нашему сердцу детские сказки об Иване-Царевиче, Василисе Прекрасной, Морозко, почти не интересны нашим детям? Почему им интересны, мало понятные для нас, Винкс, Покимоны,
Бакуганы, Человек-паук, и прочая продукция американских авторов? Мальчики
практически не играют в космонавтов, моряков, военных, эти герои ушли на второй план, а главное место занимают игры в человека – Паука, Бетмана, различные трансформеры и прочее. На что провоцируют наших детей современные игры и игрушки, чему и как учат мультфильмы?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno_nravst_konsultatsiya.docx | 12.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
"Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей дошкольного возраста в современном мире"
Размышления на тему воспитания духовности у дошкольников нас часто посещали мысли.
Почему же наши дети растут черствыми, бездушными? Почему дорогие нашему сердцу детские сказки об Иване-Царевиче, Василисе Прекрасной, Морозко, почти не интересны нашим детям? Почему им интересны, мало понятные для нас, Винкс, Покимоны,
Бакуганы, Человек-паук, и прочая продукция американских авторов? Мальчики
практически не играют в космонавтов, моряков, военных, эти герои ушли на второй план, а главное место занимают игры в человека – Паука, Бетмана, различные трансформеры и прочее. На что провоцируют наших детей современные игры и игрушки, чему и как учат мультфильмы? Такие понятия как миролюбие, доброжелательность, великодушие,
устремленность не на удовлетворение своих желаний, а на служение другим в условиях современной культуры могут оказаться, незнакомыми нашим детям. В этой связи остро ощущается необходимость специальной педагогической работы по формированию гуманных отношений ребенка к миру, визуальной форме отношения ребенка к природной и социальной окружающей действительности. Кризисное состояние духовно-
нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы общества, безусловно, отражаются на духовно нравственном здоровье детей дошкольного возраста.
Распространенность психических нарушений среди подрастающего поколения, в том
числе и детей дошкольного возраста, очень велика. Большая часть нарушений, с которыми сталкиваются сегодня педагоги и психологи, имеет социально-педагогическую и духовно- практическую природу. К сожалению, многие родители и педагоги утратили четкие
представления о закономерностях, определяющих развитие ребенка в тот или иной период детства. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и
реализации удачной жизненной карьеры. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое
общение со сверстниками и взрослыми.
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные
представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Поскольку родители, в силу своей занятости, решением проблем насущных, предпочитают общественное воспитание и с 1,5 лет, а то и раньше, отдают
детей в детские сады, то именно работники дошкольных учреждений, должны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей. Именно младший возраст называют "золотой порой" духовно-личностного
становления. Сейчас активно развивается сотрудничество православной церкви и школы.
Издается много литературы, помогающей педагогам ориентироваться в обучающих
программах. Нравственное воспитание было и остается наиважнейшей задачей, которая стоит перед воспитателем детского сада. В программе детского сада, под редакцией Васильевой, по которой мы работаем, есть раздел, в который входят задачи нравственного воспитания. Но жизнь показывает, что в школу приходят дети информационно
подготовленные, а нравственно незрелые. Заполнить духовный вакуум должны в первую очередь воспитатели. Но не навязывать ту или иную религию. Верить или не верить, во что верить? Каждый решает сам. Но мы обязаны донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для становления в жизни.
Для этого применяем различные формы работы с детьми. Это занятия и цикл бесед
проведенных священнослужителем отцом Георгием, прикладное творчество, совместные
праздники и посещение православной церкви. На занятиях даѐм понятия о добрых и злых людях, о традиции в семье (празднование День Ангела), углубляем и закрепляем
представления о родной стране, знакомим с православными праздниками (Рождество Христово, Благовещенье, Пасха), с родословной семьи, генеалогическим древом, с храмами Белогорья, святыми земли Белгородской. На экскурсиях дети знакомятся с архитектурой и внешним убранством храмов, достопримечательностями города.
Большую помощь в ознакомлении детей с православной культурой оказывают
художественные произведения. При выборе литературы стараемся учитывать следующие критерии: положительные персонажи, в которых воплощены идеалы добра, любви,
милосердия, послушания, сострадания; отсутствие психической агрессии; слог и стиль, соответствующий возрасту ребѐнка.
Это рассказы для детей из серии «Спаси и сохрани» В. Максимовой формирующие у
детей нравственное поведение и привычки. Серия книг «Зѐрнышки» - добрые истории для маленьких детей, повествующие о жизни и поступках людей, детей и животных
Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Именно в семье благодаря ощущению " живой человеческой среды" и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых, ребенок приобретает первый социокультурный опыт.
Однако воспитание духовно-нравственной личности показывает, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. При помощи различных вопросов, мы попытались изучить отношение родителей к данной проблеме и провели анкетирование. Анализируя ответы родителей, пришли к выводу, что несмотря на различные мнения, как правило, всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями, религией и
выросли с четкими преставлениями о нормах морали и нравственности.
Плодотворность воспитательного процесса напрямую зависит от согласованности целей и педагогических усилий семьи и педагогов. Сотрудничество родителей и педагогов -
непременное условие реализации вышеизложенной проблемы. Система мероприятий с родителями направлена на возрождение традиционного уклада жизни семьи,
совершенствование современного воспитания на основе православной культуры. Изучение основ православной культуры позволяет детям и родителям почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять, в чѐм состоит еѐ уникальность. Работу по воспитанию духовной культуры строим на
основе приобщения, как взрослых, так и детей к доступным пониманию последних
главных святынь и духовных ценностей России, подвигов святых и героев своей Земли. Мы воспитываем любовь к Богу, первоначальные понятия о необходимости следовать лучшим традициям своей семьи, народа, уважение к другим народам. Нравственное,
эстетическое, физическое воспитание и интеллектуальное, творческое развитие ребенка происходит с опорой на целостный календарно-обрядовый комплекс, семейный уклад и народную философию истории. Драгоценное время детства необходимо использовать, чтобы ребѐнок не только обогатился знаниями, но и нашѐл свой собственный путь к духовным ценностям, приобщился к делам милосердия, любви и сострадания к ближним. Духовно-нравственное воспитание наших детей показывает: что дети меняются, стало меньше конфликтов, стараются больше проявлять терпимость, сдержанность,
заботливость, внимательность по отношению друг к другу, учатся прощать, уступать, соотносить свои интересы с интересами других. И главный результат нашей работы, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных
ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей дошкольного возраста в современном мире
Размышления на тему воспитания духовности у дошкольников нас часто посещали мысли. Почему же наши дети растут черствыми, бездушными? Почему дорогие нашему сердцу детские сказки об Иване-Ца...
Консультация для родителей и воспитателей на тему: «Воспитание духовно-нравственных качеств и ценностей у детей дошкольного возраста в современном мире».
Консультативный материал по духовно-нравственному воспитанию дошкольников по средствам семьи и педагогов дошкольных организаций...
Консультация для родителей: «Как сформировать навыки здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в современном мире».
Консультация для родителей: «Как сформировать навыки здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в современном мире»....
Проблемы музыкального воспитания детей дошкольного возраста в современном мире.
Начиная с далеких времен люди стремились к прекрасному. Г армония природы, ее красота, звуки всегда привлекали человека и являлись источником вдохновения. Ведь природа и человек связаны друг с другом....
Методическая разработка "Проблемы музыкального воспитания детей дошкольного возраста в современном мире.
Музыкальное восприятие – это сложный, чувственный, поэтический процесс постижения музыки, наполненный глубокими внутренними переживаниями слушателя, в котором взаимодействуют сенсорные ощущения ...
Статья для родителей "Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современном мире"
quot;Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в современном мире"...