Семинар-практикум "Использование малых форм фольклора для обогащения словаря детей"
учебно-методический материал на тему
Семинар-практикум предназначен для воспитателей ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_folklora.docx | 18.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование малых форм фольклора для обогащения словаря детей.
К.Д.Ушинский подчёркивал, что литература, с которой впервые встречается ребёнок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребёнка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевёртыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и т.п. Произведения своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребёнка.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Произведения русского народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание, разносторонне воздействуют на ребёнка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях.
Работая с детьми дошкольного возраста я убедилась, как велика роль народной культуры как источника духовно-нравственного развития детей.
Для начала я отобрала и распределила фольклорный материал с учётом возрастных возможностей детей. Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются "малые фольклорные формы" - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением "малых форм", большее внимание уделяется народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Старших детей, наряду с усложнением других видов устного творчества, знакомлю с более сложным фольклорным материалом - былинами, сказаниями.
Вся работа с детьми по ознакомлению с устным народным творчеством проводится, в основном, в совместной деятельности, а также так же при организации режимных моментов и самостоятельной деятельности. При этом, мной используются самые разнообразные (наглядный, словесный, игровой) методы и приёмы, способствующие возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения к жанрам устного народного творчества.
Это и:
1.Рассказ воспитателя с использованием иллюстраций, игрового поля по сказке, показ слайдов, видеофильмов и диафильмов.
2.Демонстрация иллюстраций и картин.
3.Показ способов действий.
4.Коллективное чтение.
5.Заучивание наизусть по ролям с детьми среднего, старшего возраста, сочинение сказок.
6.Игры-драматизации, игры-инсценировки.
7.Дидактические и настольно - печатные игры.
8.Упражнение в проговаривании, звукоподражании.
9.Имитация действий.
При этом большую роль я уделяю выразительности своей речи, так как интонация нежности и заботы прекрасно отвечают цели: воспитанию доброты, заботы и любви к живому, даже если это пластмассовая игрушка.
Знакомство с народным творчеством для малышей я начинаю с потешек и колыбельных, которые вводят ребёнка в мир, учат его жить.
С приходом в детский сад у детей начинается адаптационный период, представляющий значительные трудности. При этом, многие дети становятся плаксивыми, беспокойными, замкнутыми, тяжело расстаются с родителями. И вот здесь на помощь нам приходят потешки. Утром, во время приёма, встречаю детей с яркой красочной игрушкой (кошечка, собачка, петух, и т.п.), чтобы переключить внимание ребёнка на неё: Катя, Катя маленькая,
Катенька удаленькая,
Пойди, Катя, горенкой,
Топни, Катя, ноженькой.
Знакомство с потешками начинаю с рассматривания картинок. Даю возможность рассмотреть персонажей потешки, объясняю новые слова. Я ставлю перед детьми задачу не только запомнить потешку, но и обыграть её. Малыши всей группой учатся двигаться, говорить как лисичка, заяц, медведь и т.д., в зависимости от того, о ком потешка. Далеко не все дети могут передать характер персонажа, но с каким интересом относятся к нашему маленькому "театру"! И в нём вскоре появятся свои незаменимые артисты.
С помощью потешки мы учим малышей не только движению, но и пониманию того, что такое хорошо, а что такое плохо. Например: «Маму дочка слушайся», «Ты водички не принёс».
Приятно наблюдать, как дети используют потешки во время игры в "дочки- матери", как бережно и с любовью они относятся к своим куклам. Я также заметила, что у детей снижается агрессивность, когда они слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая тем самым, заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Потешки я использую во всех режимных процессах (умывание, кормление, сон, прогулка и др.), и во всех возрастных группах. Правильно подобранная потешка, помогает мне устанавливать доброжелательную атмосферу в группе, вызывает эмоциональный отклик у детей, воспитывает положительное отношение к режимным моментам, делая их для ребёнка более интересными...
Например:
При умывании детей 3-4 лет чтение потешки
«Кран откройся, нос умойся!» - способствует установлению контакта с малышом, пробуждению чувства симпатии к взрослым.
В более старшем возрасте 4-6 лет использую потешки как пальчиковые игры: (поочередно загибаем пальчики)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик - папенька,
Это пальчик - маменька,
Это пальчик - Ванечка.
Это позволяет приучить ребёнка к совместному образу жизни в коллективе. Только установив эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, можно начинать прививать детям представления о добре и зле, красоте, правде храбрости, трудолюбии и верности.
Ещё один вид малых форм словесного народного творчества, который использую в своей работе - это загадки.
Загадки - полезное упражнение для детского ума. Игра в узнавании, отгадывании, в разоблачении того, что спрятано и скрыто.
Загадки использую на любом занятии, а также на прогулках. Загадки требуют от ребёнка большой наблюдательности, умственного напряжения для того, чтобы решить поставленную перед ним задачу, развивает мышление, пытливость, наблюдательность. Вместе с тем, загадки дают нам возможность вести беседы на нравственную тематику: «Как нужно заботится о домашних питомцах», «Как не обижать наших братьев меньших».
Большое внимание я уделяю русской народной сказке.
С помощью сказок мы формируем у детей умения быть дружными трудолюбивыми («Репка», «Теремок»), слушаться родителей («Гуси лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»), быть смелым и бесстрашным, трудолюбивыми.
Широко внедряя в свою работу народные игры, песни, хороводы, я привлекаю внимание наших воспитанников к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране. Это такие всем известные игры, песни, хороводы как: «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Золотые ворота», «Жмурки» и др., в которых звучит художественное слово, позволяя ребёнку ещё раз прикоснуться к богатству народного творчества, где радость движения сочетаются с духовным обогащением детей. Игры всегда образны и сопровождаются потешками, считалочками, забавными запевалками, в играх можно проявить смекалку, ловкость, чувство товарищества и просто любознательность.
Созданный в детском саду мини-музей русского быта помогает ввести детей в особый самобытный мир русской старины. Посещение музея - одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним.
Создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов (как для мальчиков, так и для девочек) и шапочки для игр- драматизаций и инсценировок сказок, и куклы «би-ба-бо», настольный и пальчиковый театры.
Благодаря использованию малых форм фольклора в группе создается атмосфера доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания. В результате приобщения дошкольников к фольклору, я на практике убедилась, что устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и духовно-нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.
От того, насколько наши дети будут доброжелательны, трудолюбивы, как сформированы в них привычки нравственного поведения, во многом зависит успешность ребёнка в жизни, становления его как личности.
Мой профессиональный долг - поддерживать стремление детей высказываться правильно и ясно, излагать мысли свободно, хранить чистоту и красоту русской речи.
Воспитатель
Павлова Надежда Вениаминовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»
Контрольная работа по «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»...
Влияние малых форм фольклора на разивитие речи детей
Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфи...
Система работы "Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"
В работе раскрыта поэтапность включения малых фольклорных форм в НОД, совместную деятельность с детьми, направленную на речевое развитие дошкольников...
Картотека малых форм фольклора в повседневной жизни детей младшего возрата
В методической разработке рассмотрены варианты различных использований фольклора...
«Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего возраста »
Существует давняя традиция — сопровождать все действия по уходу за малышом песенками, потешками, поговорками, присказками. Ритмически построенная мелодия песенки, ритмически организованные звуки...
Наши проекты. Использование малых форм фольклора в развитии речи детей. Младшая группа.
Фольклор! Фольклор! Фольклор! В настоящее время возрастает интерес к фольклору, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор таит в себе огромные дидактические возможности. С помощью детс...
Использование малых форм фольклора в развитии словаря детей дошкольного возраста.
В этой статье рассказывается об использование различных видов устного народного творчества в комплексе с другими воспитательными средствами способствует обогащению словаря ребенка, развитию речевой ак...