Использование малых форм фольклора в развитии словаря детей дошкольного возраста.
статья по развитию речи

Шурухина Наталья Валентиновна

В этой статье рассказывается об использование различных видов устного народного творчества в комплексе с другими воспитательными средствами способствует обогащению словаря ребенка, развитию речевой активности детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование малых форм фольклора в развитии словаря детей дошкольного возраста.

Развитие и обогащение словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально-закрепленных значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения. Развитие словаря происходит на протяжении всего дошкольного возраста [1].

Дошкольный возраст является синзитивным периодом для развития речи ребёнка и обучению его родному языку. Большое практическое значение имеет содержание и методика работы с детьми по формированию словаря. В этот период важно обратить внимание на то, какие средства будут использованы в процессе обучения. Одним из эффективных средств развития лексической стороны речи детей дошкольного возраста выступает устное народное творчество.

 В детских садах чаще используются такие жанры фольклора как сказки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними [2].

Немало исследований посвящено использованию малых форм фольклора для развития речи дошкольников: Буняковой М. Г., Водовозовой В. М., Гавриш Н. В., Кургановой М. Г., Струниной Е. М., Ушаковой О. С. С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи.

К. Д. Ушинский, выдвигая принцип народности, говорил о том, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое». А. М. Горький указывал на высокое художественное достоинство фольклорных произведений и писал о том, что в фольклоре отражено коллективное творчество всего народа. Так же он сказал: «Повторяю: начало искусства слова — в фольклоре. Собирайте ваш фольклор, учитесь на нем, обрабатывайте его» [3].  Е. Н. Водовозова квалифицировала использование фольклора, как наиболее интересного способа организации занятий по речевому развитию детей. Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина считали, что фольклор содержит в себе образцы языка, при подражании которым дети учатся родному языку.

Сказки, загадки, пословицы, поговорки наделены сравнениями, полны метафор, эпитетов, и олицетворений. Не менее богат и язык загадок. Широкий спектр изобразительно-выразительных средств используется здесь для кодирования образов предметов и явлений [4]. Все это привлекает, вызывает яркие эмоции у детей и побуждает в них интерес к родному языку. Фольклор является неиссякаемым источником для развития речевых навыков, так как уже с раннего детства побуждает к речевой активности. Через фольклор дети не только расширяют словарный запас и овладевают родным языком, но и приобщается к культуре своего народа, получая опыт и знания предшествующих поколений.

В фольклоре реальный мир предметов и действий выражен ярко и понятно даже для самых маленьких. Важно помнить, что для каждого возраста нужно подбирать свой материал, понятный и интересный детям, а также не забывать о разнообразии жанров устного народного творчества.

Знакомство с фольклором должно осуществляться как можно раньше чтобы побудить ребенка к речевой активности. Оно начинается с колыбельных песен, сказок, пестушек, потешек. С каждым годом нужно расширять знания детей и добавлять новые виды, например, прибаутки, небылицы, скороговорки, загадки, пословицы и поговорки. Для развития речи важно использовать их не только в детских садах, но и в семье. Совместное чтение побуждает ребёнка к диалогу со взрослым, что положительно сказывается на развитии речи. Обращение к хорошо знакомым, любимым детьми жанрам фольклора обеспечивает эффективное формирование самостоятельной речи дошкольников. Использование всех доступных жанров русского фольклора позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использования их в речевом общении, театрализованных и сюжетных играх [5].

Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития словаря, звуковой культуры речи, развивают чувство ритма и рифмы, готовят ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируют у него интонационную выразительность, способствуют развитию дикции.

Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, но в тоже время остаются простой игрой. Этим они и привлекают детей. Скороговорки сочетают однокоренные или созвучные слова.

Пословицы и поговорки богатейший материал для работы над речью детей: коррекция правильного звукопроизношения, развитие словаря, ритмико-интонационной выразительности речи, развитие мышления детей, прививают любовь к родному языку, повышают культуру речи, способствуют усвоению грамматики, развивают и обогащают речь. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и лаконично выражать свои мысли и чувства. Как писал К. Д. Ушинский: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме и, во-вторых, по своему содержанию. По форме — это животрепещущее проявление родного слова. По содержанию важны тем, что в них как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими особенностями» [6].  Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, формируют представления о их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи. Через разгадывание загадок дошкольники развивают способность к анализу, обобщению, учатся делать выводы. Способствуют развитию монологической речи через доказательство и описание загаданного слова. Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей.

Народные игры содержат фольклорный материал, способствующий эмоциональному овладению родной речью. Эти игры подвижны и подкреплены различными стихотворениями, речитативами и закличками. Сказка наиболее интересный вид фольклора для детей. С ней их знакомят с младшего возраста. Сказка имеет специфический языковой стиль, содержит повторы различных словосочетаний, много метафор, образных сравнений, сам текст певуч и поэтичен, что благоприятно сказывается на развитие речи ребёнка. Сказки развивают воображение, фантазию, побуждают детей пересказывать и сочинять собственные рассказы, ставить спектакли по всему произведению или его фрагменту [5].

Использование малых фольклорных форм в работе с детьми дошкольного возраста позволяет разнообразить и развлечь в повседневной и образовательной деятельности, а также занять ребенка на продолжительное время.

С детьми младшего дошкольного возраста воспитатель широко использует малые фольклорные формы (потешки, загадки, считалки), а также знакомит детей с первыми сказками, которые поднимают им настроение и вызывают улыбку. Появляется интерес к народным играм под песенное сопровождение, что повышает интерес детей к речевой деятельности.

В средней группе воспитатель продолжает знакомство детей с народными сказками. Учит детей пересказывать наиболее яркие, запоминающиеся моменты из этих сказок, отвечать на вопросы по содержанию, а также разучивать и петь песни, водить хороводы и рассказывать потешки.

В старшей группе детей знакомят с пословицами и поговорками. Воспитатель рассказывает детям о том, что народ придумал пословицы для высмеивания лени, восхваления скромности, смелости. Объясняет, когда уместно использовать пословицу и поговорку. Расширяет знание детей не только о русских, но и о сказках других народов.

В подготовительной группе детей знакомят с более глубокими по содержанию произведениями национального эпоса (легендами, былинами, сказами) разных национальностей. Разыгрывают сказки, пересказывают их и сочиняют свои собственные. Составляют и разгадывают загадки собственного сочинения [5].

Воспитатель специальными приемами добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивался интерес и внимание, к слову. Воспитывая культуру устной речи, необходимо отучать детей от грубых выражений или слов просторечных, заменяя их литературными. Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны и решаются на практическом уровне, чтобы значительно разнообразить словарный запас детей. Исходя из вышеперечисленного, можно заключить, что словарь ребёнка является основой развития речи детей дошкольного возраста, а средства устного народного творчества занимают неотъемлемое место в педагогической практике обогащения лексикона.

Таким образом, использование различных видов устного народного творчества в комплексе с другими воспитательными средствами способствует обогащению словаря ребенка, развитию речевой активности детей дошкольного возраста.

Список литературы:

  1. Яшина В.И., Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. образования/Под.общ.ред. В.И.Яшиной. — 6-е изд., испр. — М.: Академия, 2016. — 448 с.
  2. Зотова И.В., Буженина А.С. Особенности развития лексической стороны речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества // Вопросы науки и образования. 2018. — № 5 (17). — С. 90-92.
  3. Горький М. Статьи, речи, приветствия 1933—1936 // Полное собрание соч.: В 30 т. — М.: ГОСЛИТИЗДАТ, 1949. — Т. 27. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://u-uk.ru/collections-series/1092-maksim-gorkiy polnoe-sobranie-sochineniy-v-tridcati-tomah.html.
  4. Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. 1991. — № 9. — С. 16–20.
  5. Шараковас О.С. Фольклор как средство развития речи у дошкольников // Речевая культура в разных сферах общения // Сборник материалов XI Всероссийской научно-практической конференции. — Изд-во: Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт, 2016 г. — С. 347-351.
  6. Ушинский К. Воспитать ребенка как? М.: АСТ, 2014. — 381 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

Контрольная работа по «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»...

Использование малых форм фольклора для развития речи детей младшего возраста

Один из принципов дошкольного образования -приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. использование малых форм фольклора в работе помогает реализовать данный п...

«Использование малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста»

Тема: «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста»Актуальность: В  дошкольном возрасте ребенок овладевает величайшим достижением человечества &ndash...

Консультация для воспитателей "Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста вовремя НОД и в режимных моментах"

Времена теперь другие, как и игры, и дела.Далеко ушла Россия от страны, какой была,Но преданья старины забывать мы не должны.Слава русской старине! Слава нашей стороне!...

Презентация "Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста вовремя НОД и в режимных моментах"

Использование различных форм фольклора в режимных моментах может способствовать безболезненному приспособлению к новым условиям, позволяет формировать положительное отношение к детскому саду....

Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста

Познакомить родителей со значением устного народного творчества: пословицами, поговорками, сказками, потешками, закличками, загадками, скороговорками в воспитании и развитии речи детей....