Опыт работы " Развивающая предметно - пространственная среда как условие социализации и индивидуальности детей"
методическая разработка на тему
Опыт работы представлен на педагогических чтениях.Формирование предметно - пространственной среды - является одним из важных направлений в работе воспитателя для позитивной социализации и личностного развития ребёнка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развивающая предметно-пространственная среда как условие социализации и индивидуализации детей старшей группы
Формирование предметно-пространственной среды – является одним из важнейших направлений в работе воспитателя для позитивной социализации и личностного развития ребенка:
- Для обеспечения эмоционального благополучия ребенка во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, способствует цветовое тонирование, которое визуально должно расширять границы группового помещения.
- В группе игровую среду необходимо наполнить разнообразным материалом и оборудованием, которые побуждали бы детей к активной игровой деятельности. Для организации сюжетно – ролевой игры детям старшего возраста предоставляются контейнеры с игровым материалом и атрибутами для создания любой игровой ситуации.
- Использование ширмы для гибкого зонирования помогает учитывать интересы и потребности мальчиков и девочек свободно играть в одно и тоже время, создавать свой собственный неповторимый мир, при этом не мешать друг другу.
- Создать условия для показа различных видов театров, которые дают детям желание разыграть сценки из сказок и реальной жизни можно так же благодаря ширме. Созданные условия способствуют развитию творческих способностей и речи детей.
- Детям в группе необходимо предоставлять больше открытых поверхностей: стеллажи, тумбы, макеты. Свободный доступ детей к материалам, пособиям стимулирует познавательную детскую активность: например, свободный доступ детей в мини-музей «Русская изба», обеспечивает возможность познакомиться с бытом предков и их традициями. Также для проявления познавательного интереса можно предоставить большое количество альбомов с материалом по данной теме для самостоятельного рассматривания.
После приобщения детей к истории рода можно продолжить их знакомство с историей страны её символикой, родного края - посредством альбомов, планов, макетов, открыток, фотографий, иллюстраций.
Все экспонаты, разные виды альбомов, энциклопедии стимулируют познавательный интерес детей к новым познаниям.
- В группе необходимо создать условия, предоставляющие возможность каждому ребенку заниматься любимым делом.
Одно из любимых детских занятий - это рисование.
Созданные условия в уголке творчества должны стимулировать детей к опробованию и реализации творческих способностей, давать детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения, рисовать на бумаге, на столах и даже на полу.
- Для небольшой выставки детских работ, выставки с образцами народного художественного промысла или иллюстраций известных художников можно использовать занавеску цветов радуги.
- В группе необходимо предусмотреть место для персональной выставки работ того или иного ребенка, выставлять детские работы на всеобщее обозрение, к которым имеется свободный доступ - это повышает самооценку воспитанников и способствует их самоутверждению.
- Лаборатория – это необходимый элемент в развивающей предметной среде старшей группы. Она организуется для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория — это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в ‘ученых’, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения). Дети творят, мыслят и общаются.
- Уголок природы предназначен для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры. В уголке природы необходимо разместить схемы ухода за растениями, наглядный материал, календарь природы, календарь времени, энциклопедии о животных и растениях и др. Также в уголке природы можно создать условия для обеспечения развития речевого творчества, познавательной мотивации, игровой и познавательной активности.
- В шумном пространстве игровой комнаты должен быть уголок уединения. Это место для фантазий, а не для развернутых ролевых игр: отлежался, отсиделся, успокоился — можно вылезать и снова включаться в общую суету. Наличие разноцветных дорожек из различных материалов в уголке уединения будут стимулировать тактильные ощущения, помогать восприятию пространства, развивать мелкую моторику пальцев рук и графомоторные навыки. Яркие предметы в уголке уединения поспособствуют расположению ребенка к созерцательному наблюдению, мечтам, расслаблению глаз.
- Можно для ребят создать условия в спальной комнате, которые располагают к спокойным играм, к сюжетно-ролевой игре и к уединению.
- Один и тот же игровой уголок по желанию ребенка можно легко и быстро преобразовать в другой. Например, нетрадиционное яркое оборудование на стене активизирует детей на выполнение физических упражнений и может являться декорацией в сюжетно-ролевой игре.
Среда в старшей группе – это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, историческая эпоха. Среда старшей группы должна являться фундаментом для организации содержательной и увлекательной жизни и развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развивающая предметно-пространственная среда как условие развития индивидуальных способностей детей средней группы"
Данная презентация рассказывает об элементах среды в группе, которые влияют на индивидуальные способности детей....
Презентация к опыту работы "Развивающая предметно - пространственная среда как условие социализации и индивидуализации детей.
Предметная среда - это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество и историческая эпоха....
Развивающая предметно-пространственная среда в условиях детского сада для детей третьего и четвёртого года жизни.
Вопрос организации предметно - развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Цель воспитателя: создать многоуровневую многофункциональную предметно – разв...
«Развивающая предметно-пространственная среда как условие сохранения физического и психического здоровья детей» (из опыта работы)
Выступление на педагогическом совете...
Проектирование развивающей предметно-пространственной среды для позитивной социализации, мотивации и поддержки индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности
laquo;Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иногда даже делом легким,– и тем понятнее и легче оно, чем менее знаком человек теоретич...
Опыт организации развивающей предметно-пространственной среды (техносреды) по развитию технического творчества детей старшего дошкольного возраста
В статье авторы показывают создание развивающей предметно-пространственной среды (техносреды) для реализации парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования «От Фребеля д...