Духовно-нравственное становление дошкольника
статья (старшая группа) на тему

Скрипунова Татьяна Геннадьевна

Духовно-нравственное становление дошкольника в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное становление ребенка – дошкольника в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования.

Выполнила:

Скрипунова Т.Г.

 Воспитатель ДОУ

г. Санкт-Петерубрг

2018

Духовно-нравственное становление ребенка – дошкольника в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования.

«Педагоческий процесс только тогда хорош,

когда в нем воспитание идет впереди обучения.

ибо вызванные им к действию духовные силы будут

впитывать знания как пищу, необходимую для

дальнейшего духовного роста и становления личности».

Ш. Амонашвили

Россия - страна великой культуры и высокой духовности. Нравственность и духовный авторитет всегда ценились у нас выше, чем богатство и власть. В последние годы много говорится о разрушенных идеалах, о падении нравственных устоев, утрате обществом существовавших ранее норм и принципов морали. Но сегодня, наконец-то, о проблеме духовно-нравственного воспитания заговорили как о проблеме общенациональной. Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность формируется постепенно, с детства. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности. 

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет, что « важнейшей целью современного отечественного образования  и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.» Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей.

Обозначим новые требования ФГОС  дошкольного образования к духовно-нравственному воспитанию:

- перестройка взглядов воспитателя на новое (принятие нового);

- целостность направления;

- система мероприятий, тематических модулей, направлений в условиях непрерывного образования и преемственности;

- просветительная работа с родителями;

- интегративность программ духовно-нравственного воспитания;

-развитие и воспитание ребенка не самими проведенными мероприятиями, а испытанными эмоциональными переживаниями ребенка и душевными порывами.

В основе образовательного процесса положено духовно – нравственное воспитание ребенка, с учетом гуманно – личностного подхода к детям академика Ш. А. Амонашвили. Усвоение общечеловеческих и национальных ценностей является одновременно базисом и конечным результатом гражданско – правового воспитания личности. Вначале необходимо воспитывать человека и лишь потом гражданина. Гражданственность, гражданин. Человек, индивидуальность, личность. Проявление в человеке нравственных идеалов общества, потребности в деятельности на благо общества, чувства любви к Родине является основной характеристикой гражданственности. Человек способен достичь гармоничных отношений с людьми, обществом и государством, может усовершенствовать и украсить мир. Общество является частью мира, в котором происходит исторически развивающаяся жизнедеятельность людей, а человек проявляет себя как часть социума.

Духовность обнаруживается в обращенности человека к высшим ценностям, к идеалам, к сознательной устремленности человека к совершенству, выражаются в привнесении в повседневность дополнительных и возвышающих смыслов. Общечеловеческие ценности являются основой существования всего человечества.

Вера в  силу добра, в его конечную победу, в торжество разума, справедливости. Конкретные дела по креплению и восстановлению нравственности, морали, духовности. Без духовности и благородства человек способен на творение зла против людей. Жизнь должна быт пропитана возвышенными и утонченными образами любви, красоты, доброты. Личностные качества гражданина: ответственность, инициативность, социальная активность, самосознание, самооценка, самовыражение – основа гражданской позиции.

     В непосредственно – образовательной деятельности мы прививаем ребенку такие качества как любовь к прекрасному, возвышенному, доброму. Через беседы, игры и чтение книг, такие как, например А. Андриянов «Философия для детей», притчи Л. Да Винчи, рассказы Л. Н. Толстого.

        И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если воспитанник будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 2013
  2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации».2013.-31с.
  3. Воспитывая маленького гражданина…Г.А.Ковалева, Москва :АРКТИ, 2004.
  4. Амонашвили Ш.А. Школа жизни.  М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000.
  5. Манифест гуманной педагогики. Абакан, 2011.
  6. Амонашвили Ш.А. Баллада о воспитании. Истинное воспитание ребенка – в воспитании самих себя. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль православной культуры в духовно - нравственном развитии личности дошкольников.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде и...

Влияние экологической культуры на духовно-нравственное здоровье старших дошкольников с нарушением речи

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать реалистические знания об окружающем мире, гу...

Авторская программа по духовно -нравственному воспитанию старших дошкольников

Программа по развитию духовно - нравственности в детском саду...

«Детский сад – планета открытий и становления духовно-нравственных ценностей современного дошкольника в системе приобщения к культурным традициям и любви к малой родине»

Духовно-нравственное воспитание ребенка занимает особое место в работе детского сада. Материал статьи содержит опыт дошкольного учреждения по организации деятельности по  приобщению дошкольников...

Круглый стол «Нравственные ценности и будущее человечества». Выступление «Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л. Л. Шевченко "Добрый мир"».

Круглый стол "Нравственные ценности и будущее человечества". Выступление "Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л.Л.Шевченко "Добрый мир&qu...

«ШАГАЕМ ПО ДОРОГЕ МУДРОСТИ» ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НРАВСТВЕННЫМИ КАЧЕСТВАМИ ЛИЧНОСТИ

Реализации задач по духовно – нравственному развитию личности ребенка способствует  интеграция методологических основ социокультурного системного подхода к истокам в образовании профессора ...