Духовно-нравственное становление дошкольника
статья (старшая группа) на тему
Духовно-нравственное становление дошкольника в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья о духовно-нравственном развитии дошкольников | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное становление ребенка – дошкольника в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования.
Выполнила:
Скрипунова Т.Г.
Воспитатель ДОУ
г. Санкт-Петерубрг
2018
Духовно-нравственное становление ребенка – дошкольника в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования.
«Педагоческий процесс только тогда хорош,
когда в нем воспитание идет впереди обучения.
ибо вызванные им к действию духовные силы будут
впитывать знания как пищу, необходимую для
дальнейшего духовного роста и становления личности».
Ш. Амонашвили
Россия - страна великой культуры и высокой духовности. Нравственность и духовный авторитет всегда ценились у нас выше, чем богатство и власть. В последние годы много говорится о разрушенных идеалах, о падении нравственных устоев, утрате обществом существовавших ранее норм и принципов морали. Но сегодня, наконец-то, о проблеме духовно-нравственного воспитания заговорили как о проблеме общенациональной. Ни один человек не рождается с определенным уровнем духовности, духовность формируется постепенно, с детства. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет, что « важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.» Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей.
Обозначим новые требования ФГОС дошкольного образования к духовно-нравственному воспитанию:
- перестройка взглядов воспитателя на новое (принятие нового);
- целостность направления;
- система мероприятий, тематических модулей, направлений в условиях непрерывного образования и преемственности;
- просветительная работа с родителями;
- интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
-развитие и воспитание ребенка не самими проведенными мероприятиями, а испытанными эмоциональными переживаниями ребенка и душевными порывами.
В основе образовательного процесса положено духовно – нравственное воспитание ребенка, с учетом гуманно – личностного подхода к детям академика Ш. А. Амонашвили. Усвоение общечеловеческих и национальных ценностей является одновременно базисом и конечным результатом гражданско – правового воспитания личности. Вначале необходимо воспитывать человека и лишь потом гражданина. Гражданственность, гражданин. Человек, индивидуальность, личность. Проявление в человеке нравственных идеалов общества, потребности в деятельности на благо общества, чувства любви к Родине является основной характеристикой гражданственности. Человек способен достичь гармоничных отношений с людьми, обществом и государством, может усовершенствовать и украсить мир. Общество является частью мира, в котором происходит исторически развивающаяся жизнедеятельность людей, а человек проявляет себя как часть социума.
Духовность обнаруживается в обращенности человека к высшим ценностям, к идеалам, к сознательной устремленности человека к совершенству, выражаются в привнесении в повседневность дополнительных и возвышающих смыслов. Общечеловеческие ценности являются основой существования всего человечества.
Вера в силу добра, в его конечную победу, в торжество разума, справедливости. Конкретные дела по креплению и восстановлению нравственности, морали, духовности. Без духовности и благородства человек способен на творение зла против людей. Жизнь должна быт пропитана возвышенными и утонченными образами любви, красоты, доброты. Личностные качества гражданина: ответственность, инициативность, социальная активность, самосознание, самооценка, самовыражение – основа гражданской позиции.
В непосредственно – образовательной деятельности мы прививаем ребенку такие качества как любовь к прекрасному, возвышенному, доброму. Через беседы, игры и чтение книг, такие как, например А. Андриянов «Философия для детей», притчи Л. Да Винчи, рассказы Л. Н. Толстого.
И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если воспитанник будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. 2013
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации».2013.-31с.
- Воспитывая маленького гражданина…Г.А.Ковалева, Москва :АРКТИ, 2004.
- Амонашвили Ш.А. Школа жизни. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000.
- Манифест гуманной педагогики. Абакан, 2011.
- Амонашвили Ш.А. Баллада о воспитании. Истинное воспитание ребенка – в воспитании самих себя. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль православной культуры в духовно - нравственном развитии личности дошкольников.
Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде и...
Влияние экологической культуры на духовно-нравственное здоровье старших дошкольников с нарушением речи
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать реалистические знания об окружающем мире, гу...
Авторская программа по духовно -нравственному воспитанию старших дошкольников
Программа по развитию духовно - нравственности в детском саду...
Становление духовно – нравственных качеств личности дошкольников через организацию семейных чтений.
нравственные качества личности...
«Детский сад – планета открытий и становления духовно-нравственных ценностей современного дошкольника в системе приобщения к культурным традициям и любви к малой родине»
Духовно-нравственное воспитание ребенка занимает особое место в работе детского сада. Материал статьи содержит опыт дошкольного учреждения по организации деятельности по приобщению дошкольников...
Круглый стол «Нравственные ценности и будущее человечества». Выступление «Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л. Л. Шевченко "Добрый мир"».
Круглый стол "Нравственные ценности и будущее человечества". Выступление "Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л.Л.Шевченко "Добрый мир&qu...
«ШАГАЕМ ПО ДОРОГЕ МУДРОСТИ» ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НРАВСТВЕННЫМИ КАЧЕСТВАМИ ЛИЧНОСТИ
Реализации задач по духовно – нравственному развитию личности ребенка способствует интеграция методологических основ социокультурного системного подхода к истокам в образовании профессора ...