Предупреждение трудностей у воспитанников в речевом развитие
статья (средняя группа) на тему

Предупреждение трудностей  у воспитанников в речевом развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №4

Тема: Предупреждение трудностей  у воспитанников в речевом развитие

Составила: Захаренко Ирина Юрьевна

Воспитатель средней группы

                                                                                                                               компенсирующей направленности   

                                                                                                                                                                      2017г.                                

По предупреждению трудностей  у воспитанников в речевом развитие  перед воспитателем стоят следующие задачи:

Первая: диагностическая – состоит в динамическом наблюдении и педагогическом контроле за состоянием речи у детей, в раннем их распознавании и правильной квалификации.

Вторая: профилактическая , это педагогическая помощь воспитанникам ДОУ в нормальном речевом развитии.

Третья: коррекционная  - эта задача состоит в своевременном полном или частичном устранении имеющих у детей недостатков в речевом развитии.

Первое из таких условий -  систематичность изучения состояния речи дошкольников, оптимально если педагог проводит изучение состояния речи детей дважды в год: осенью для выявления недостатков речевого развития и правильно спланировать работу на предстоящий год, и весной что бы подвести итоги, и тем самым определить  эффективность собственной  педагогической работы.

Второе условие – четкая возрастная адресация и комплексный характер диагностических процедур. Наряду речевыми недостатками у детей дошкольного возраста могут отмечаться недостатки неречевого характера, проявляющиеся в недоразвитии как относительно элементарных, так и сложных психофизических процессов, связанных с организацией и развитием речевой системы. поэтому в процессе обследования воспитателем должны быть учтены тесные связи речевого и умственного , речевого и эмоционально – личностного, речевого и физического развития детей.

Третье условие – это разнообразие методов и источников сбора информации.

Такие как: -наблюдение за ребенком в процессе разных видов деятельности при выполнение специальных диагностических заданий.

- изучение истории его раннего общего, речевого развития и условий семейного воспитания,

- беседы с родителями,

- привлечение к обследованию детей специалистов- логопеда, психолога, нервопатолога.

Полученные данные способствуют созданию более обьективной картины развития речи  всех и каждого из детей группы и помогают сделать определенные предположения о причинах которые препятствуют , сдерживают, изменяют или, наоборот, стимулируют и ускоряют нормальный ход ее развития.

Изучение детской речи должна быть максимально приближена к привычным  и естественным для дошкольников видам деятельности( игровой, художественно – практической, трудовой и др.). чтобы у детей не возникло ощущение что их оценивают, и тем самым устанавливать степень ее соответствия или не соответствия средневозрастным показателям.

Чтобы у детей сформировать потребность в речи надо организовывать совместную деятельность  ребенка со взрослыми и сверстниками, чем разнообразнее и сложнее деятельность  тем нужнее речь.

Для полноценности речевого развития выступает окружающая среда, важным компонентом среды и одновременно средством профилактики недостатков  речи у дошкольников является  - правильная речь взрослых

-- речь должна быть абсолютна правильна и литературна

--по форме и по тону речь должна быть всегда безупречна вежливой

--структуру речи нужно согласовывать с возрастом детей

--содержание речи взрослых должно строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересам детей, опираться на их опыт

--речь взрослых должна соответствовать таким критериям , как ясность простота, эмоциональная выразительность, размеренность темпа и достаточная ( но не чрезмерная громкость).

В связи с этим составной частью профилактической деятельности воспитателя являются

--охрана нервно – психического и физического здоровья воспитанников,

--Обеспечение спокойной доброжелательной атмосферы жизнедеятельности детей

--раннее выявление отклонений от нормы в состоянии здоровья, которые сказываются на развитие речи детей

Дети имеющие недостатки в речевом развитии нуждаются в коррекционной помощи специалистов.

Недостатки в речевом развитии  с которыми может столкнуться педагог:

--фонематическая сторона речи,( когда у ребенка отсутствует несколько звуков)когда воспитатель может самостоятельно оказать ребенку коррекционно – речевую  помощь,

--фонетико – фонематическое недоразвитие речи, (сложная дислалия, дизартрическое расстройство???????воспитатель рекомендует родителям  занятия со специалистами логопедом, психологом и др.а также рекомендует родителям обратиться в медико – психолого – педагогическую консультацию для более точного определения вида ДОУ.

--Общие, системные лексико – грамматические недостатки  речи, ( серьезные нарушения в развитии речи детей, дети с заиканием, выраженными расстройствами голосовой функции и др.)

ТАКИМ ОБРАЗОМ ВОСПИТАТЕЛЬ  РЕШАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ  КОРРЕКЦИОННО – РЕЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ --

--в ходе специально организованного обучения детей в форме оод, ( индивидуальные и подгрупповые формы обучения)

--совместной деятельности взрослого с детьми,

--свободной самостоятельной деятельности детей.

В ходе ООД познавательного цикла у детей происходит активизация и обогащения словаря, отработки правильных грамматических конструкций, воспитанию навыков связной речи, совершенствование слухового внимания и закреплению правильного звукопроизношения.

ООД  эстетического цикла( рисование,  лепка, аппликация конструирование  создают условия навыков  речевого общения, задача воспитателя не запрещать а всячески поощрять речевую активность  детей, направляя ее в нужное русло.

Воспитатель организовывает некоторые формы взаимодействия  педагога с детьми имеющими недостатки в ревом развитии :

Специальные  дидактические и  развивающие игры.

Занимательные упражнения.

Беседы,

Совместные практические действия,

Наблюдения, экскурсии, трудовые поручения и задания( во внимания обязательно принимаются возраст воспитанников их речевые и познавательные возможности.)

Для оказания  коррекционной  помощи в реализации  речевого развития  детей воспитатель выносит на обсуждения коллег( музыкального руководителя, инструктора физического воспитания, психолога и других специалистов если таковые имеются,)

Для результативности работы педагога является включение в нее родителей и других членов семьи. около половины родителей не придают значения своевременному и правильному развитию речи своих детей, но порой педагогам приходиться остужать родительский энтузиазм  как в поиске недостатков у своих детей , так и  в чрезмерном накоплении ими «взрослого» словаря.

Воспитателю необходимо проявить  высокий педагогический такт, уважение к родителям , деликатность и сдержанность. Родители должны видеть стремление педагога к сотрудничеству, его желание вместе с ними заботиться о полноценном развитии именно их ребенка и свойственных именно их семье условиях.

Способ который ориентирует педагога в оценке воспитательных возможностей родителей --это наблюдение

--как происходит расставание детей с родителями утром?

--каков характер вопросов, просьб ребенка к родителям и наоборот,

--какова реакция родителей на детские просьбы, капризы, и др.,

--как родители общаются с детьми ( жесты, мимика, речь,)?

--Что из жизни ребенка в д\саду интересует родителей в первую очередь( успехи на занятиях, поведение, питание, сон)?

Обобщение результатов двумя педагогами группы, позволяет выяснить , чем наполнена жизнь ребенка в семье, какие методы воспитания применяют в семье, какие черты характера развития детей вызывает у них тревогу. Однако воспитателю необходимо предостеречь родителей от чрезмерно ревностного отношения к речевому развитию детей и акцента на нем в ущерб развития других видов деятельности, поэтому  основу совместной работы родителей и воспитателей должно составлять разумное чуткое отношение к состоянию прежде всего самого ребенка  и только потом – предьявление определенных требований к его речи.

С первых встреч с родителями воспитатель должен подчеркивать, что исправление речи требует систематических, порой продолжающихся в течение длительного периода времени занятий и что успех коррекционной работы во многом зависит от родителей.

 должен также научить родителей несложным артикуляционным упражнениям, которые следует проводить с ребенком дома в игровой форме. Это упражнения для подготовки речевого аппарата ребенка к вызыванию звуков (пощелкать языком, «как лошадки»; сделать язык «лопаточкой», «чашечкой», «маятником»), для закрепления появившихся у малыша звуков.

Воспитатель дает родителям советы по подбору речевого и наглядного материала.

Например:

Подвижная игра «Дождик»

 Капля раз,- Прыжок на носочках, руки на поясе.

 Капля два. -Прыжок. Очень медленно сперва. 4 прыжка.

А потом, потом, потом, Всё бегом, бегом, бегом.8  прыжков.

 Мы зонты свои раскрыли, --Руки развести в сторон .

От дождя себя укрыли. --Руки полукругом над головой

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять,-- Загибают пальчики, начиная с большого пальца.

 Будем листья собирать.- Сжимают и разжимают кулачки.

 Листья берёзы,

 Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

 Листики дуба мы соберём, -Загибают пальчики, начиная с большого.

 Маме осенний букет отнесём. -«Шагают» по столу средним и указательн м пальцем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в преодолении и предупреждении недостатков речевого развития ребенка

Консультация для родителей и специалистов по развитию речи ребенка...

Информационно-методическое оснащение для групп оздоровительной направленности, комбинированной направленности для детей с ОВЗ "Методы и приёмы предупреждения нарушений психо-речевого развития детей"

Информационно-методическое оснащение для массовой и логопедической группы - информация на стенд логопеда. Раскрывает возрастные особенности развития речи детей, методы и приёмы предупреждения нарушени...

КВН для родителей и воспитанников по речевому развитию "К нам Масленица пришла"

Встреча весны начинается с замечательного и веселого праздника «Масленицы», поэтому нельзя не воспользоваться возможностью и не объединить родителей и детей на общем мероприятии, ведь работа и бытовые...

Родительское собрание на тему "Своевременное предупреждение познавательного и речевого развития дошкольников".

Презентация содержит материалы родительского собрания, проводимого учителем - логопедом и педагогом - психологом с целью повышения компетентности родителей в вопросах познавательного и речевого развит...

Консультация для родителей воспитанников "Особенности речевого развития ребенка шестого года жизни"

Консультация для родителей воспитанников "Особенности речевого развития ребенка шестого года жизни"...

Предупреждение и / или преодоление задержки речевого развития посредством создания правильной речевой среды.

Консультация для родителей, воспитывающих детей раннего возраста (от 1 года до 3лет)- часть 3. В данном материале представлена работа по развитию функции речи малышей через речевые ситуации....

Формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников по речевому развитию дошкольников

Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников,...