Предупреждение трудностей у воспитанников в речевом развитие
статья (средняя группа) на тему
Предупреждение трудностей у воспитанников в речевом развитие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №4
Тема: Предупреждение трудностей у воспитанников в речевом развитие
Составила: Захаренко Ирина Юрьевна
Воспитатель средней группы
компенсирующей направленности
2017г.
По предупреждению трудностей у воспитанников в речевом развитие перед воспитателем стоят следующие задачи:
Первая: диагностическая – состоит в динамическом наблюдении и педагогическом контроле за состоянием речи у детей, в раннем их распознавании и правильной квалификации.
Вторая: профилактическая , это педагогическая помощь воспитанникам ДОУ в нормальном речевом развитии.
Третья: коррекционная - эта задача состоит в своевременном полном или частичном устранении имеющих у детей недостатков в речевом развитии.
Первое из таких условий - систематичность изучения состояния речи дошкольников, оптимально если педагог проводит изучение состояния речи детей дважды в год: осенью для выявления недостатков речевого развития и правильно спланировать работу на предстоящий год, и весной что бы подвести итоги, и тем самым определить эффективность собственной педагогической работы.
Второе условие – четкая возрастная адресация и комплексный характер диагностических процедур. Наряду речевыми недостатками у детей дошкольного возраста могут отмечаться недостатки неречевого характера, проявляющиеся в недоразвитии как относительно элементарных, так и сложных психофизических процессов, связанных с организацией и развитием речевой системы. поэтому в процессе обследования воспитателем должны быть учтены тесные связи речевого и умственного , речевого и эмоционально – личностного, речевого и физического развития детей.
Третье условие – это разнообразие методов и источников сбора информации.
Такие как: -наблюдение за ребенком в процессе разных видов деятельности при выполнение специальных диагностических заданий.
- изучение истории его раннего общего, речевого развития и условий семейного воспитания,
- беседы с родителями,
- привлечение к обследованию детей специалистов- логопеда, психолога, нервопатолога.
Полученные данные способствуют созданию более обьективной картины развития речи всех и каждого из детей группы и помогают сделать определенные предположения о причинах которые препятствуют , сдерживают, изменяют или, наоборот, стимулируют и ускоряют нормальный ход ее развития.
Изучение детской речи должна быть максимально приближена к привычным и естественным для дошкольников видам деятельности( игровой, художественно – практической, трудовой и др.). чтобы у детей не возникло ощущение что их оценивают, и тем самым устанавливать степень ее соответствия или не соответствия средневозрастным показателям.
Чтобы у детей сформировать потребность в речи надо организовывать совместную деятельность ребенка со взрослыми и сверстниками, чем разнообразнее и сложнее деятельность тем нужнее речь.
Для полноценности речевого развития выступает окружающая среда, важным компонентом среды и одновременно средством профилактики недостатков речи у дошкольников является - правильная речь взрослых
-- речь должна быть абсолютна правильна и литературна
--по форме и по тону речь должна быть всегда безупречна вежливой
--структуру речи нужно согласовывать с возрастом детей
--содержание речи взрослых должно строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересам детей, опираться на их опыт
--речь взрослых должна соответствовать таким критериям , как ясность простота, эмоциональная выразительность, размеренность темпа и достаточная ( но не чрезмерная громкость).
В связи с этим составной частью профилактической деятельности воспитателя являются
--охрана нервно – психического и физического здоровья воспитанников,
--Обеспечение спокойной доброжелательной атмосферы жизнедеятельности детей
--раннее выявление отклонений от нормы в состоянии здоровья, которые сказываются на развитие речи детей
Дети имеющие недостатки в речевом развитии нуждаются в коррекционной помощи специалистов.
Недостатки в речевом развитии с которыми может столкнуться педагог:
--фонематическая сторона речи,( когда у ребенка отсутствует несколько звуков)когда воспитатель может самостоятельно оказать ребенку коррекционно – речевую помощь,
--фонетико – фонематическое недоразвитие речи, (сложная дислалия, дизартрическое расстройство???????воспитатель рекомендует родителям занятия со специалистами логопедом, психологом и др.а также рекомендует родителям обратиться в медико – психолого – педагогическую консультацию для более точного определения вида ДОУ.
--Общие, системные лексико – грамматические недостатки речи, ( серьезные нарушения в развитии речи детей, дети с заиканием, выраженными расстройствами голосовой функции и др.)
ТАКИМ ОБРАЗОМ ВОСПИТАТЕЛЬ РЕШАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ КОРРЕКЦИОННО – РЕЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ --
--в ходе специально организованного обучения детей в форме оод, ( индивидуальные и подгрупповые формы обучения)
--совместной деятельности взрослого с детьми,
--свободной самостоятельной деятельности детей.
В ходе ООД познавательного цикла у детей происходит активизация и обогащения словаря, отработки правильных грамматических конструкций, воспитанию навыков связной речи, совершенствование слухового внимания и закреплению правильного звукопроизношения.
ООД эстетического цикла( рисование, лепка, аппликация конструирование создают условия навыков речевого общения, задача воспитателя не запрещать а всячески поощрять речевую активность детей, направляя ее в нужное русло.
Воспитатель организовывает некоторые формы взаимодействия педагога с детьми имеющими недостатки в ревом развитии :
Специальные дидактические и развивающие игры.
Занимательные упражнения.
Беседы,
Совместные практические действия,
Наблюдения, экскурсии, трудовые поручения и задания( во внимания обязательно принимаются возраст воспитанников их речевые и познавательные возможности.)
Для оказания коррекционной помощи в реализации речевого развития детей воспитатель выносит на обсуждения коллег( музыкального руководителя, инструктора физического воспитания, психолога и других специалистов если таковые имеются,)
Для результативности работы педагога является включение в нее родителей и других членов семьи. около половины родителей не придают значения своевременному и правильному развитию речи своих детей, но порой педагогам приходиться остужать родительский энтузиазм как в поиске недостатков у своих детей , так и в чрезмерном накоплении ими «взрослого» словаря.
Воспитателю необходимо проявить высокий педагогический такт, уважение к родителям , деликатность и сдержанность. Родители должны видеть стремление педагога к сотрудничеству, его желание вместе с ними заботиться о полноценном развитии именно их ребенка и свойственных именно их семье условиях.
Способ который ориентирует педагога в оценке воспитательных возможностей родителей --это наблюдение
--как происходит расставание детей с родителями утром?
--каков характер вопросов, просьб ребенка к родителям и наоборот,
--какова реакция родителей на детские просьбы, капризы, и др.,
--как родители общаются с детьми ( жесты, мимика, речь,)?
--Что из жизни ребенка в д\саду интересует родителей в первую очередь( успехи на занятиях, поведение, питание, сон)?
Обобщение результатов двумя педагогами группы, позволяет выяснить , чем наполнена жизнь ребенка в семье, какие методы воспитания применяют в семье, какие черты характера развития детей вызывает у них тревогу. Однако воспитателю необходимо предостеречь родителей от чрезмерно ревностного отношения к речевому развитию детей и акцента на нем в ущерб развития других видов деятельности, поэтому основу совместной работы родителей и воспитателей должно составлять разумное чуткое отношение к состоянию прежде всего самого ребенка и только потом – предьявление определенных требований к его речи.
С первых встреч с родителями воспитатель должен подчеркивать, что исправление речи требует систематических, порой продолжающихся в течение длительного периода времени занятий и что успех коррекционной работы во многом зависит от родителей.
должен также научить родителей несложным артикуляционным упражнениям, которые следует проводить с ребенком дома в игровой форме. Это упражнения для подготовки речевого аппарата ребенка к вызыванию звуков (пощелкать языком, «как лошадки»; сделать язык «лопаточкой», «чашечкой», «маятником»), для закрепления появившихся у малыша звуков.
Воспитатель дает родителям советы по подбору речевого и наглядного материала.
Например:
Подвижная игра «Дождик»
Капля раз,- Прыжок на носочках, руки на поясе.
Капля два. -Прыжок. Очень медленно сперва. 4 прыжка.
А потом, потом, потом, Всё бегом, бегом, бегом.8 прыжков.
Мы зонты свои раскрыли, --Руки развести в сторон .
От дождя себя укрыли. --Руки полукругом над головой
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять,-- Загибают пальчики, начиная с большого пальца.
Будем листья собирать.- Сжимают и разжимают кулачки.
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём, -Загибают пальчики, начиная с большого.
Маме осенний букет отнесём. -«Шагают» по столу средним и указательн м пальцем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/30/picture-155235-1354291628.jpg)
Роль семьи в преодолении и предупреждении недостатков речевого развития ребенка
Консультация для родителей и специалистов по развитию речи ребенка...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/16/picture-304777-1705377861.jpg)
Информационно-методическое оснащение для групп оздоровительной направленности, комбинированной направленности для детей с ОВЗ "Методы и приёмы предупреждения нарушений психо-речевого развития детей"
Информационно-методическое оснащение для массовой и логопедической группы - информация на стенд логопеда. Раскрывает возрастные особенности развития речи детей, методы и приёмы предупреждения нарушени...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/09/picture-722916-1449657769.jpg)
КВН для родителей и воспитанников по речевому развитию "К нам Масленица пришла"
Встреча весны начинается с замечательного и веселого праздника «Масленицы», поэтому нельзя не воспользоваться возможностью и не объединить родителей и детей на общем мероприятии, ведь работа и бытовые...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/02/picture-542812-1546428255.jpg)
Родительское собрание на тему "Своевременное предупреждение познавательного и речевого развития дошкольников".
Презентация содержит материалы родительского собрания, проводимого учителем - логопедом и педагогом - психологом с целью повышения компетентности родителей в вопросах познавательного и речевого развит...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/20/picture-1073614-1642679496.jpg)
Консультация для родителей воспитанников "Особенности речевого развития ребенка шестого года жизни"
Консультация для родителей воспитанников "Особенности речевого развития ребенка шестого года жизни"...
Предупреждение и / или преодоление задержки речевого развития посредством создания правильной речевой среды.
Консультация для родителей, воспитывающих детей раннего возраста (от 1 года до 3лет)- часть 3. В данном материале представлена работа по развитию функции речи малышей через речевые ситуации....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/03/picture-487145-1422953522.jpg)
Формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников по речевому развитию дошкольников
Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников,...