Совместный проект "Превращение бумаги"
проект (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14 «Аленький цветочек»
Исследовательская работа
«Превращения бумаги»
(Изготовление бумаги в домашних условиях)
Номинация : естественнонаучная (живая и неживая природа)
Работу выполнила: Василишина Даша Руководитель: Заваруева Оксана Александровна, воспитатель подготовительной группы |
г. Камень – на – Оби
2015 год
Содержание.
Введение . _________________________________ 3 Литературный обзор. ________________________ 5 1.Что я знаю о бумаге? 2.Значение слова «бумага». 3.История бумаги как материала для письма. 4.Виды бумаги. 5.Как делают бумагу? 6.Инструкции по безопасности. Методика исследования. _______________________ 7 Опыт 1. Опыт 2. Результат исследования. _____________________ 9 Вывод. _____________________________ 9 Заключение . _______________________________ 9 Литература. _______________________________ 10 Приложение. _______________________________ 11 |
Введение.
Актуальность.
Трудно себе представить, как бы люди обходились без бумаги.
Жизнь без бумаги невозможна для современного человека: на ней мы пишем, рисуем, делаем чертежи и схемы. Бумага используется для письма, графических работ, создания художественных и бытовых изделий. Но больше всего бумага нужна для печатания книг, газет, журналов. Благодаря этому между людьми быстро распространяется различная информация, знания, которые хранятся на бумаге и передают опыт человечества новым поколениям. Благодаря бумаге мы знаем, как жили, что делали, что думали люди много веков назад. Благодаря бумаге наши потомки узнают, как мы живем в настоящее время.
Я люблю рисовать, раскрашивать, делать различные аппликации. Мне нравится рассматривать интересные книги. Все это можно сделать на бумаге или с помощью бумаги.
Именно бумаге посвящена моя исследовательская работа. Бумага – один из самых доступных материалов, который есть практически везде. Я узнала , что делают бумагу из древесины. А это значит, что рубят деревья.
С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают - уменьшаются. Поэтому использование вторичного сырья для получения бумаги – одно из важнейших решений данной проблемы. У меня дома, в детском саду скапливается много различных бумажных отходов. Было решено попробовать в домашних условиях использовать эти отходы для вторичного получения бумаги.
Создание бумаги своими руками – процесс творческий. В наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко, ведь они хранят тепло человеческих рук . То же можно сказать и о бумаге ручного отлива: интерес к ней растёт с каждым днём, так что, по прогнозам, мастерам бумажного дела скучать не придётся.
Перед собой я поставила цель: из вторичного сырья изготовить бумагу в домашних условиях.
Для реализации поставленной цели я предполагаю, решить следующие задачи:
1. Узнать историю возникновения бумаги.
2. Познакомиться с видами бумаги.
3. Познакомиться с технологией производства бумаги;
4. Получить бумагу в домашних условиях;
5. Научиться применять вторичное сырьё.
Мы выдвинули следующую гипотезу: в целях экономии природных ресурсов, возможно ли изготовление бумаги в домашних условиях из вторичного сырья и использование её в быту и творческой работе.
Объект исследования: ненужная бумага (макулатура).
Предмет исследования: бумага.
Методы исследования: наблюдение, проведение опытов, изучение литературы и других информационных источников по теме, обработка и анализ полученных данных.
Место и сроки проведения : исследовательский уголок ; проект краткосрочный (с 13 по 29 января ).
Мы разработали план реализации исследовательской работы.
План реализации исследовательской работы
Дата | Мероприятие | Цель | Продукт |
1 день, 13 января | Беседа « Что я знаю о бумаге. Значение слова «бумага» | Расширить знание о бумаге, о её значение в жизни человека. | Картинки, фотографии, энциклопедия |
2 день, 14 января | Беседа «История возникновения бумаги» | Расширить знания об истории возникновения бумаги | Картинки, иллюстрации, презентации |
3 день, 15 января | Сбор необходимых материалов для изготовления коллекции | Расширить знания о видах бумаги. Сбор нужных материалов | Разные виды бумаги |
4 день, 16 января | Оформление коллекции | Развивать интерес | Коллекция |
5 день, 17 января | Беседа «Как делают бумагу на бумажном комбинате» | Расширить представление о способе изготовления бумаги | Картинки, презентации |
6 день, 20 января | Изготовление карточек с правилами безопасности | Обеспечение безопасности жизнедеятельности при опытной деятельности | Различные карты схемы, нарисованные детьми |
7 день, 21 января | Опыт № 1 | Изготовить бумагу в домашних условиях белого цвета | Бумага, вода, крахмал |
8 день, 22 января | Опыт №2 | Изготовить цветную бумагу в домашних условиях | Бумага, вода, крахмал, краски |
9 день, 23 января | Аппликация «Ваза с цветами» | Аппликация | |
10 день, 24 января | Поделка «Ёлочка» | Поделка | |
11 день, 27 января | Игра «Птичка в клетке» | Игра | |
12 день, 28 января | Выставка изделий | Изделия из бумаги, приготовленной в домашних условиях | |
13 день, 29 января | Подведение итога исследования | Мониторинг деятельности |
Литературный обзор.
- Что я знаю о бумаге?
Я считаю, что бумага - это материал для печатания книг, журналов, газет и многого другого. Можно заглянуть в старый фотоальбом и узнать историю своей семьи. Каждый день, благодаря информации, помещенной на бумаге, мы узнаем много нового и полезного. Большая часть предметов домашней обстановки связана с бумагой.
- Значение слова «бумага».
Бумага (от итал. bambagia - хлопок) - это материал, состоящий из специально обработанных мелких растительных волокон, тесно переплетенных между собой и образующих тонкий лист.
Бумага - материал для письма, печатания, а также для других целей.
- История бумаги как материала для письма.
Бумага существовала не всегда. Материалом для письма служили самые разные вещи. Древние люди рисовали на стенах пещер. Такие рисунки археологи до сих пор находят и изучают. Позднее люди стали писать на глиняных табличках тростниковыми палочками. Только много писать на таких табличках не получалось, они застывали и уставала рука, да и носить их было очень тяжело. Жители Древнего Египта в качестве материала для письма употребляли папирус – это вид тростника, которого много росло в долине реки Нил. Позднее, для ценных рукописей стали применять пергамент – выделанную кожу из бараньих, телячьих и козьих шкур. Но для того, чтобы изготовить одну книгу, нужно было забить 280–300 животных. А это очень не выгодно. А лично мне было бы жалко бедных животных.
Бумагу изобрёл 2000 лет назад китаец Тцай Лунь, он сделал ее из коры тутового дерева. Существует легенда о том, что китайский император приказал отрубить голову автору бумаги, чтобы не распространить секрет ее изготовления. Но арабские торговцы тайно вывезли бумагу в Европу.
На Руси же самым распространенным материалом для письма была береста – наружная часть берёзовой коры, это был самый дешёвый и доступный материал.
4. Виды бумаги.
Я собрала целую коллекцию бумаги и узнала, каких видов она бывает. (Приложение № 1) Всю бумагу можно разделить на следующие группы, большая часть этих видов есть в моей коллекции:
Писчая: - тетрадная; - блокнотная. Бумага для печати: - газетная; - книжно-журнальная; - обойная. Чертежно-рисовальная: - ватман; - калька; - миллиметровка. | Оберточная: - металлизированная; - жиронепроницаемая; - парафинированная. Крашеная: - глянцевая; - гофрированная; - бархатная; - шагреневая. Переводная: - копировальная. | Бумага узкого назначения: - наждачная; - фотографическая; - светонепроницаемая; - медицинская. Впитывающая: - промокательная; - салфеточная. Картон. |
5. Как делают бумагу?
Лесорубы дерево срубили,
На станке на части разделили,
Чурбачки на щепки порубили,
И в растворе долго их варили.
А потом всю жидкость отжимают,
Валиком утюжат, сушат, гладят.
Так выходит чистый лист бумаги
Для журнала, книги и тетради.
Для производства бумаги требуется древесина и много воды, поэтому бумажные фабрики строят обычно на берегах больших рек. Древесина поступает на целлюлозно-бумажные комбинаты. Специальные машины быстро пилят стволы деревьев на несколько бревен – балансов. С него балансы попадают в огромный вращающийся барабан, где они за счет трения друг о друга и о ребристую поверхность стенок очищаются от коры и промываются водой. Транспортер несет их под гигантские ножи рубительных машин, которые превратят балансы в щепу. Непрерывным потоком сыплется очищенная и отсортированная щепа на ленту транспортера, который несет ее в бункеры огромного, высотой в десятиэтажный дом варочного цеха. Здесь в высоких металлических котлах при высокой температуре и с помощью химических реагентов происходит превращение щепы в целлюлозу. Моторы и насосы по трубопроводам поднимают целлюлозу с этажа на этаж, перекачивают из ёмкости в ёмкость, передают из одного аппарата другому, очищая от непроварившихся кусочков щепы и мелких сучков. Только потом целлюлоза поступает в бумагоделательную машину. Бумажные полотна наматываются на большой тамбурный вал в рулон. Рулон осторожно снимают краном и разглаживают на специальных машинах. Бумажная лента перематывается между металлическими и бумажными валами, после чего становится еще более гладкой. Ее режут на рулоны определенного размера и отвозят на склад. Теперь на ней можно отпечатать любую книгу. Вот какой сложный и долгий путь проходит дерево, прежде чем стать бумагой.
6.Инструкции по безопасности.
(Приложение № 4)
Методика исследования
Цель: 1. Получить бумагу в домашних условиям из использованных, исписанных листов формата А4.
Для реализации поставленной цели был проведён опыт.
Приложение №2.
1-й способ.
Что делать:
1. Разорвать 10 листов бумаги на мелкие кусочки и поместить бумагу в кастрюлю.
2. Налить в кастрюлю воды (лучше теплой). Не более половины литра, и взбить бумагу с водой до однородной массы.
3. Добавляем 1 литр воды и две столовых ложки крахмала. Даём бумаге постоять минут 10, а затем взбиваем миксером до тех пор, пока волокна бумаги не разделятся и масса не станет мягкой.
4. Опускаем постепенно кусок марли в кастрюлю одним краем, держа ее за другой край. Полностью погружаем ее под массу, а затем осторожно вынимаем за четыре угла марли.
5. Даём воде стечь обратно в кастрюлю.
6. Под марлю стелем салфетку и равномерно распределяем целлюлозу по марли, с верху накрываем промокательной бумагой, осторожно раскатываем скалкой, чтобы полученная "бумага" не распалась.
7. Полученную целлюлозу переворачиваем на промокательную бумагу, аккуратно удаляем марлю и накрываем оставшуюся "целлюлозу" вторым листом промокательной бумаги.
8. Высушиваем с помощью утюга.
9. Аккуратно удаляем промокательную бумагу. Получившийся лист не трогаем 24 часа до полного высыхания.
2-й способ.
Опыт проводился этим же способом, что описывался ранее, но только в целлюлозу добавили цвета, и в результате бумага получалась с разными оттенками.
Результат исследования: Опыт был проведён с использованными листами формата А4. В результате переработки получилась бумага серо-белого цвета, жесткая. По фактуре, в зависимости от раскатывания, бумага получается разная по толщине. Из полученного сырья можно получить 5 листов новой бумаги разного размера. При добавлении краски, получилась цветная бумага.
Вывод:
В результате проделанной работы мы изучили историю возникновения бумаги, познакомился с видами бумаги, технологией её производства.
Изучив различные источники, мы, не однократно проведя опыт изготовления бумаги в домашних условиях, убедились , что бумага получается разного качества и размера. Мне больше всего понравилась технология производства новой бумаги.
Наша гипотеза о возможности получения бумаги в домашних условиях подтвердилась.
Заключение:
Этот интересный способ изготовления бумаги можно предложить ребятам другой группы. Думаем эта работа их заинтересует. Рекомендуем проводить данный опыт с участием взрослого, в целях безопасности при использовании электрических приборов.
Полученную бумагу можно использовать для бытовых нужд, а также для детского творчества (я изготовила аппликацию «Букет цветов», поделку «Ёлочка», игру «Птичка в клетке». Приложение № 3). Получение бумаги в домашних условиях позволит сэкономить семейный бюджет и природные ресурсы.
Литература
1. Бумага своими руками. Страна Мастеров.mht
2. Хорёва Г. А. "Твоя альтернатива АЭС" Книга 2 / Энергетический паспорт семьи/ Изд. 2–е, перераб. и дополненное. – Мурманск, 2002. – 32 с.
3.Чурина Л.С. «Поделки из бумаги». М., Санкт-Петербург: «Сова», 2010;
4.Энциклопедия «Что такое? Кто такой?». М.: «Педагогика», 1990;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности «Знакомство с бумагой»
Цели:1. Познакомить детей с бумагой, её свойствами и качествами (непрочная, рвётся, мнётся, намокает).2. Познакомить детей со способами выявления отдельных св...
Родительское собрание "Совместная работа с семьей по обучению детей работе с бумагой"
Раньше считалось, что аппликация недоступна для детей третьего года жизни. Эта деятельность предусматривает работу с мелкими плоскостными изображениями и формами, владение умением составлять из ...
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по конструированию из бумаги (в стиле оригами) в подготовительной группе.
Тема: "Грибы для белки"...
Конспект совместной образовательной деятельности по конструированию из бумаги в технике оригами для детей подготовительной группы «Осенняя фантазия».
Конструированию из бумаги в технике оригами для детей подготовительной группы...
Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя и учителя-логопеда с детьми среднего дошкольного возраста «Осеннее путешествие» на основе конструирования из бумаги в технике оригами.
Задачи образовательной деятельности:1. Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам: быть приветливыми, проявлять интерес к действиям и поступкам других, желание помочь, порадовать ...
Конспект совместной образовательной деятельности в подготовительной группе "Путешествие в прошлое бумаги" ОО "Познавательное развитие" с использованием технологии развития навыков сотрудничества
В конспекте использована технология развития навыков сотрудничества детей старшего дошкольного возраста....
Совместная познавательно – исследовательская деятельность педагога с детьми 6-7 лет «Волшебная бумага».
Цель НОД: Расширять представления детей о бумаге и её качествах.Развивать воображение и сообразительность...