Совместный проект "Превращение бумаги"
проект (старшая группа) на тему

Заваруева Оксана Александровна

Работа на конкурс "Я исследователь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prevrashchenie_bumagi.docx36.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 14 «Аленький цветочек»

 

Исследовательская работа

«Превращения бумаги»

(Изготовление бумаги в домашних условиях)

Номинация : естественнонаучная (живая и неживая природа)

Работу выполнила: Василишина         Даша

Руководитель:

Заваруева Оксана Александровна, воспитатель подготовительной группы

г. Камень – на – Оби

2015 год

Содержание.

Введение .        _________________________________          3    

Литературный обзор.      ________________________          5

1.Что я знаю о бумаге?

2.Значение слова «бумага».

3.История  бумаги как материала для письма.

4.Виды бумаги.

5.Как делают бумагу?

6.Инструкции по безопасности.

Методика исследования.    _______________________          7

Опыт 1.

Опыт 2.

Результат исследования.         _____________________          9

Вывод.                      _____________________________           9

Заключение .         _______________________________         9

Литература.           _______________________________         10

Приложение.         _______________________________          11

                        Введение.

Актуальность.

Трудно себе представить, как бы люди обходились без бумаги.
Жизнь без бумаги невозможна для современного человека: на ней мы пишем, рисуем, делаем чертежи и схемы. Бумага используется для письма, графических работ, создания художественных и бытовых изделий. Но больше всего бумага нужна для печатания книг, газет, журналов. Благодаря этому между людьми быстро распространяется различная информация, знания, которые хранятся на бумаге и передают опыт человечества новым поколениям. Благодаря бумаге мы знаем, как жили, что делали, что думали люди много веков назад. Благодаря бумаге наши потомки узнают, как мы живем в настоящее время.

Я люблю рисовать, раскрашивать, делать различные аппликации. Мне нравится рассматривать интересные книги. Все это можно сделать на бумаге или с помощью бумаги.

Именно бумаге посвящена моя исследовательская работа.  Бумага – один из самых доступных материалов, который есть практически везде. Я узнала , что делают бумагу из древесины. А это значит, что рубят деревья.

С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают - уменьшаются. Поэтому использование вторичного сырья для получения бумаги – одно из важнейших решений данной проблемы. У меня дома, в детском саду скапливается много различных бумажных отходов. Было решено попробовать в домашних условиях использовать эти отходы для вторичного получения бумаги.

Создание бумаги своими руками – процесс творческий. В наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко, ведь они хранят тепло человеческих рук . То же можно сказать и о бумаге ручного отлива: интерес к ней растёт с каждым днём, так что, по прогнозам, мастерам бумажного дела скучать не придётся.

Перед собой я поставила  цель:   из вторичного сырья изготовить бумагу в домашних условиях.

Для реализации поставленной цели  я предполагаю,  решить следующие задачи:

1. Узнать историю возникновения бумаги.

2. Познакомиться с видами бумаги.

3. Познакомиться с технологией производства бумаги;

4. Получить бумагу в домашних условиях;

5. Научиться  применять  вторичное сырьё.

 Мы выдвинули следующую гипотезу:   в целях экономии природных ресурсов, возможно ли изготовление бумаги в домашних условиях из вторичного сырья и использование её в быту и творческой работе.

Объект исследования: ненужная бумага (макулатура).

Предмет исследования:  бумага.

Методы исследования:  наблюдение, проведение опытов, изучение литературы и других информационных источников по теме, обработка и анализ полученных  данных.

Место и сроки проведения :  исследовательский уголок ; проект краткосрочный (с 13 по 29 января ).

Мы разработали план реализации исследовательской работы.

План реализации исследовательской работы

Дата

Мероприятие

Цель

Продукт

1 день,

 13 января

Беседа « Что я знаю о бумаге. Значение слова «бумага»

Расширить знание о бумаге, о её значение в жизни человека.

Картинки, фотографии, энциклопедия  

2 день,

14 января

Беседа «История возникновения бумаги»

Расширить знания об истории возникновения бумаги

Картинки, иллюстрации, презентации

3 день,

15 января

Сбор необходимых материалов для изготовления коллекции

Расширить знания о видах бумаги. Сбор нужных материалов

Разные виды бумаги

4 день,

16 января

Оформление коллекции

Развивать интерес

Коллекция

5 день,

17 января

Беседа «Как делают бумагу на бумажном комбинате»

Расширить представление о способе изготовления бумаги

Картинки, презентации

6 день,

20 января

Изготовление карточек с правилами безопасности

Обеспечение безопасности жизнедеятельности при опытной деятельности

Различные карты схемы, нарисованные детьми

7 день,

 21 января

Опыт № 1

Изготовить бумагу в домашних условиях белого цвета

Бумага, вода, крахмал

8 день,

 22 января

Опыт №2

Изготовить цветную бумагу в домашних условиях

Бумага, вода, крахмал, краски

9 день,

 23 января

Аппликация «Ваза с цветами»

Аппликация

10 день,

 24 января

Поделка «Ёлочка»

Поделка

11 день,

27 января

Игра «Птичка в клетке»

Игра

12 день,

28 января

Выставка изделий

Изделия из бумаги, приготовленной в домашних условиях

13 день,

 29 января

Подведение итога исследования

Мониторинг деятельности

Литературный обзор.

  1. Что я знаю о бумаге?

Я считаю, что бумага - это материал для печатания книг, журналов, газет и многого другого.  Можно заглянуть в старый фотоальбом и узнать историю своей семьи.  Каждый день, благодаря информации, помещенной на бумаге, мы узнаем много нового и полезного. Большая часть предметов домашней обстановки связана с бумагой.

  1. Значение слова «бумага».

Бумага (от итал. bambagia - хлопок) - это материал, состоящий из специально обработанных мелких растительных волокон, тесно переплетенных между собой и образующих тонкий лист.

Бумага - материал для письма, печатания, а также для других целей.

  1. История  бумаги как материала для письма.

Бумага существовала не всегда. Материалом для письма служили самые разные вещи. Древние  люди рисовали  на  стенах  пещер.  Такие  рисунки  археологи  до  сих  пор  находят и  изучают. Позднее люди  стали  писать  на  глиняных  табличках  тростниковыми  палочками. Только  много  писать  на  таких  табличках  не  получалось, они застывали и уставала рука, да и носить  их  было очень тяжело. Жители  Древнего  Египта  в  качестве  материала для письма  употребляли  папирус – это  вид  тростника,  которого много росло  в  долине  реки  Нил. Позднее,  для  ценных  рукописей  стали  применять  пергамент – выделанную  кожу  из  бараньих,  телячьих  и  козьих  шкур.   Но  для  того,  чтобы  изготовить  одну  книгу,  нужно  было  забить  280–300  животных. А это очень не выгодно. А лично мне было бы жалко бедных животных.

Бумагу  изобрёл  2000  лет  назад  китаец  Тцай  Лунь, он сделал ее  из  коры  тутового  дерева.  Существует  легенда  о  том,  что  китайский  император  приказал  отрубить  голову  автору  бумаги,  чтобы  не  распространить  секрет  ее изготовления.  Но  арабские  торговцы  тайно  вывезли  бумагу  в  Европу.  

На Руси же самым распространенным материалом для письма была береста – наружная часть берёзовой коры, это был самый дешёвый и доступный материал.

4. Виды бумаги.

Я собрала целую коллекцию бумаги и узнала, каких видов она бывает. (Приложение № 1) Всю бумагу можно разделить на следующие группы, большая часть этих видов есть в моей коллекции:

Писчая:

- тетрадная;

- блокнотная.

Бумага для печати:

- газетная;

- книжно-журнальная;

- обойная.

Чертежно-рисовальная:

- ватман;

- калька;

- миллиметровка.

Оберточная:

- металлизированная;

- жиронепроницаемая;

- парафинированная.

Крашеная:

- глянцевая;

- гофрированная;

- бархатная;

- шагреневая.

Переводная:

- копировальная.

Бумага узкого назначения:

- наждачная;

- фотографическая;

- светонепроницаемая;

- медицинская.

Впитывающая:

- промокательная;

- салфеточная.

Картон.

5. Как делают бумагу?

Лесорубы дерево срубили,

На станке на части разделили,

Чурбачки на щепки порубили,

И в растворе долго их варили.

А потом всю жидкость отжимают,

Валиком утюжат, сушат, гладят.

Так выходит чистый лист бумаги

Для журнала, книги и тетради.

Для производства бумаги требуется древесина и много воды, поэтому бумажные фабрики строят обычно на берегах больших рек. Древесина поступает на целлюлозно-бумажные комбинаты. Специальные машины быстро пилят стволы деревьев на несколько бревен – балансов.  С него балансы попадают в огромный вращающийся барабан, где они за счет трения друг о друга и о ребристую поверхность стенок очищаются от коры и промываются водой. Транспортер несет их под гигантские ножи рубительных машин, которые превратят балансы в щепу. Непрерывным потоком сыплется очищенная и отсортированная щепа на ленту транспортера, который несет ее в бункеры огромного, высотой в десятиэтажный дом варочного цеха. Здесь в высоких металлических котлах при высокой температуре и с помощью  химических реагентов происходит  превращение щепы в целлюлозу. Моторы и насосы по трубопроводам поднимают целлюлозу с этажа на этаж, перекачивают из ёмкости в ёмкость, передают из одного аппарата другому, очищая от непроварившихся  кусочков щепы и мелких сучков.  Только потом целлюлоза поступает в бумагоделательную машину. Бумажные полотна наматываются на большой тамбурный вал в рулон. Рулон осторожно снимают краном и разглаживают на специальных машинах. Бумажная лента перематывается между металлическими и бумажными валами, после чего становится еще более гладкой. Ее режут на рулоны определенного размера и отвозят на склад. Теперь на ней можно отпечатать любую книгу. Вот какой сложный и долгий путь проходит дерево, прежде чем стать бумагой.

6.Инструкции по безопасности.

(Приложение № 4)

Методика исследования

Цель: 1.  Получить бумагу в домашних условиям из использованных, исписанных листов формата А4.

Для реализации поставленной цели  был  проведён опыт.

Приложение №2.

1-й способ.

Что делать:

1. Разорвать 10 листов бумаги на мелкие кусочки и поместить бумагу в  кастрюлю.    

2. Налить в кастрюлю воды (лучше теплой). Не более половины  литра, и взбить бумагу с водой до однородной массы.

3. Добавляем 1 литр воды и  две столовых  ложки крахмала.  Даём бумаге постоять минут 10, а затем взбиваем миксером до тех пор, пока волокна бумаги не разделятся и масса не станет мягкой.

4. Опускаем постепенно кусок марли в кастрюлю одним краем, держа ее за другой край. Полностью погружаем ее под  массу, а затем осторожно вынимаем за четыре угла марли.

5. Даём воде стечь обратно в кастрюлю.

6. Под марлю стелем салфетку и равномерно распределяем целлюлозу по марли, с верху накрываем промокательной бумагой, осторожно раскатываем скалкой, чтобы полученная "бумага" не распалась.

7. Полученную целлюлозу переворачиваем на промокательную бумагу, аккуратно удаляем марлю и накрываем оставшуюся "целлюлозу" вторым листом промокательной бумаги.

8. Высушиваем с помощью утюга.

9. Аккуратно удаляем промокательную бумагу. Получившийся лист не трогаем 24 часа до полного высыхания.

2-й способ.

Опыт проводился этим же способом, что описывался ранее, но только в целлюлозу добавили цвета, и в результате бумага получалась с разными оттенками.

Результат исследования:  Опыт был проведён с использованными листами формата А4. В результате переработки получилась бумага серо-белого цвета, жесткая. По фактуре, в зависимости от раскатывания, бумага получается разная по толщине. Из полученного сырья можно получить 5 листов новой бумаги разного размера. При добавлении краски,  получилась цветная бумага.

Вывод:

В результате проделанной работы  мы  изучили  историю возникновения бумаги, познакомился с видами бумаги,  технологией  её производства.

Изучив различные источники, мы,   не однократно проведя опыт  изготовления бумаги в домашних условиях, убедились , что бумага получается разного качества и размера. Мне больше всего понравилась технология производства новой бумаги.

Наша гипотеза о возможности получения бумаги в домашних условиях  подтвердилась.

Заключение:

 Этот интересный способ изготовления бумаги можно  предложить ребятам другой группы. Думаем эта работа их заинтересует. Рекомендуем проводить данный опыт с участием взрослого, в целях безопасности при использовании электрических приборов.

Полученную бумагу можно использовать для бытовых нужд, а также для детского творчества (я изготовила аппликацию «Букет цветов», поделку «Ёлочка», игру «Птичка в клетке». Приложение № 3). Получение бумаги в домашних условиях позволит сэкономить семейный бюджет и  природные ресурсы.

Литература

1. Бумага своими руками. Страна Мастеров.mht
2. Хорёва Г. А. "Твоя альтернатива АЭС" Книга 2 / Энергетический паспорт семьи/ Изд. 2–е, перераб. и дополненное. – Мурманск, 2002. – 32 с.

3.Чурина Л.С. «Поделки из бумаги». М., Санкт-Петербург: «Сова», 2010;

4.Энциклопедия «Что такое? Кто такой?». М.: «Педагогика», 1990;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности «Знакомство с бумагой»

Цели:1.    Познакомить детей с бумагой, её свойствами и качествами (непрочная, рвётся, мнётся, намокает).2.    Познакомить детей со способами выявления отдельных св...

Родительское собрание "Совместная работа с семьей по обучению детей работе с бумагой"

Раньше считалось, что аппликация недоступна для детей третьего года жизни. Эта деятельность предусматривает работу с мелкими плоскостными изображениями и формами, владение умением составлять из ...

Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя и учителя-логопеда с детьми среднего дошкольного возраста «Осеннее путешествие» на основе конструирования из бумаги в технике оригами.

Задачи образовательной деятельности:1. Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам: быть приветливыми, проявлять интерес к действиям и поступкам других, желание помочь, порадовать ...

Совместная познавательно – исследовательская деятельность педагога с детьми 6-7 лет «Волшебная бумага».

Цель НОД: Расширять представления детей о бумаге и её качествах.Развивать воображение и сообразительность...