Организация экспериментальной деятельности с дошкольниками
методическая разработка по теме

Казакова Юлия Николаевна

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ведущий вид деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Экспериментирование стимулирует не только любознательность ребёнка, в процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

О детской экспериментальной деятельности.

По мнению академика Н.Н. Поддъякова, «… в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые условия для этого.

Но«Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать», - писал В. Сухомлинский. Психологи подчеркивают, что для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая представляет собой не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Только тогда усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ – ведущий вид деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Экспериментирование стимулирует не только любознательность ребёнка, в процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

Дети очень любят экспериментировать, им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Экспериментирование является ведущим в дошкольном возрасте, а первые три года – практически единственным способом познания мира. Докажем это.

1. В деятельности экспериментирования ребёнок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы.

2. В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребёнком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования.

3. Некоторые дети не любят играть, они предпочитают заниматься каким-то делом, экспериментирование способствует этому.

4. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в т.ч. игровую, трудовую, развитие речи, изобразительную деятельность, связано с формированием элементарных математических представлений

Таким образом, можно утверждать, что наблюдения и опыты составляют основу всякого знания.

Отношения воспитателя с детьми строятся на основе партнёрства. Дошкольники учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больший «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Таким образом, детское экспериментирование строится по определённому алгоритму:

  •  Ребёнок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить
  •  Предлагает возможное решение
  •  Проверяет это предположение через опыт
  •  Делает выводы по результатам опыта

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе мною была создана экспериментальная лаборатория «ПОЧЕМУЧКА», уголок экспериментирования, где собрано необходимое оборудование для игр, опытов и экспериментов по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», различный бросовый материал. В уголке экспериментирования представлены правила работы с различными материалами.. Мною были изготовлены коллажи, рассказывающие о свойствах различных материалов: бумаги, стекла, древесины, песка, глины и др.

Для того, чтобы каждый ребёнок смог почувствовать себя настоящим учёным, исследователем, первооткрывателем, у каждого есть свой бейджик с фотографией, где написано: «Сотрудник экспериментальной лаборатории Почемучка».

Проводить эксперименты и опыты с бейджиком на груди очень нравится детям. У каждого есть индивидуальный « Дневник опытов и экспериментов», где ребятки могут фиксировать свои наблюдения, делать зарисовки и записи.

Всем нам известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.

Хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация экспериментальной деятельности дошкольников.Из опыта работы."

Экспериментирование - дея­тельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину ми­ра, основанную на собственных наблюде­ниях, ответах, установлении взаимозави­симостей, зак...

Интегративный подход в организации экспериментальной деятельности младших дошкольников

актуальность экспериментальной деятельности в условиях ФГТ...

Организация экспериментальной деятельности дошкольника

В процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска. Ведь знания формируются как результат взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной ...

Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиск...

"Экспериментальная мастерская" (деловая игра для педагогов по организации экспериментальной деятельности с дошкольниками)..

Все знают о пользе экспериментальной деятельности для детей. Однако, использованию экспериментов не всегда отводится необходимое время. А ведь проведение экспериментов полностью соответствуют реализац...