Конспект НОД по познавательному развитию. Тема: «Движение»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Цели 

 Развивать способности ребенка ощущать состояние движения и покоя, трения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx355.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Знакомство со свойством инерции»

Программное содержание:

- познакомить детей с понятием «инерция»,
- развивать желание заниматься экспериментальной деятельностью,

- развивать умение выдвигать гипотезу, защищать свое мнение,

- расширять словарный запас детей,

- воспитывать основы безопасного поведения.

Оборудование: игрушки,  машинки, мячи, неваляшки, юла, волчок, куклы, яйца (вареные и сырые), открытка, монета, блюдца.

Ход:

 Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро!» солнцу и птицам,

«Доброе утро» улыбчивым лицам.

Здравствуйте, мои юные ученые. Сегодня у нас очередная встреча в нашем клубе «Почемучка». Вы помните, на прошлом занятии мы изучали свойство, с помощью которого можно притягивать некоторые предметы, например салфетку к янтарю?  Это свойство называлось электризацией.

  Сегодня мы познакомимся еще с одним свойством, но для этого нам нужно провести опыт. Возьмите машины и посадите в них кого-то их игрушек. А теперь резко толкните машину вперед. Что произошло? А у тебя? Посадите снова свои игрушки. Теперь резко толкните их назад. Что вы видите? А у тебя, что произошло с игрушкой? Как вы думаете, они что такие упрямые и не хотят ровно сидеть?

   На самом деле игрушки не виноваты, они вовсе не упрямые. Игрушки падают потому, что на них действует одно свойство. Ученые физики решили не обижать это свойство, называя его упрямством, а назвали его инерцией. И даже стихотворение есть об этом:

Упрямые вещи на свете живут,

Инерцией это упрямство зовут.

- А где вы сталкивались  с явлением инерции? Я вам подскажу. Вы едете в машине и вдруг она резко тормозит, что с вами происходит? (Можно качнуться вперед или упасть). А чтобы не упасть, что нужно делать? (Пристегнуться ремнем безопасности). Когда машина поворачивает, что вы чувствуете? (Тело наклоняется в ту же сторону).

Я предлагаю вам сейчас самим испытать свойство инерции. Подбросьте мяч вверх, ваши руки почти остались на месте. Почему мяч полетел вверх?

  Посмотрите, как много игрушек я вам принесла. Какие из них используют инерцию? (Мяч, волчок, юла, неваляшка).

  А сейчас давайте представим что мы едем в машине. (Одному из детей дать руль, остальные едут за ним) Вдруг машина затормозила, легко ли вам было остановиться? (Нет) Почему? (По инерции пытались продолжать двигаться)

Как вы думаете, если на проезжую часть выбежит шалун, легко ли водителю остановить автомобиль? (нет) Почему? (Автомобиль некоторое время продолжает двигаться по инерции). Можно ли выбегать на дорогу? (Нет, это очень опасно)

  Сейчас я вам покажу еще один фокус. У меня на столе лежит открытка, на открытке – монета, если я потяну за открытку, что произойдет с монетой? Как ты думаешь? А ты?

 Выдернуть открытку.

 - Почему монета не упала? (Монета лежала неподвижно, поэтому по инерции старалась сохранить свою неподвижность)

  Хотите научиться отличать сырое яйцо от вареного, не разбивая его? У вас на тарелке два яйца разного цвета.  Раскрутите их одновременно, а затем коснитесь рукой и уберите руку. Что вы видите? Как вы думаете, какое яйцо остановилось? А какое яйцо продолжало вертеться? Почему вы так думаете? (Жидкость внутри сырого яйца продолжала вращаться по инерции). Давайте разобьем и проверим, так ли это?

  С каким свойством мы сегодня познакомились? Как вы думаете, это свойство полезное? Почему? Что вы узнали об этом свойстве?

  Мне тоже очень понравилось с вами исследовать инерцию.

Смотрите также

 

Реклама Relap

физика для малышей
физика для малышей
физика для малышей

2. Плавающие игрушки, действие которых основано на существовании Архимедовой силы.

Если вы не умеете плавать, вам на помощь придут надувные резиновые игрушки. 

Эти игрушки не тонут, потому что обладают большой подъемной силой, так как вес их намного меньше действующей со стороны воды выталкивающей силы. 

Величина выталкивающей силы зависит от плотности жидкости, поэтому в морской соленой воде легче плавать, чем в реке или озере. 

Убедимся в этом на опыте. Опустим яйцо в банку с обычной пресной водой – оно тонет. Будем подсыпать в воду соль – яйцо всплывет. 

Законы плавания тел используются в устройстве детской игрушки «водолаз».

Для опыта используем плавание перевернутой пробирки внутри цилиндра с водой, затянутого пленкой. (Целесообразнее вместо пробирки взять яркую фигурку водолаза – игрушки). Если нажать пальцем на перепонку, воздух в сосуде сжимается и сильнее давит на воду, вследствие чего некоторое количество воды входит в нижнее отверстие игрушки. «Водолаз» становится тяжелее и опускается на дно.

Обратите внимание на наш бассейн. Вы видите здесь много корабликов, лодочек. Представьте себе, что перед вами большой корабль. Его только что построили и должны узнать предельный вес груза, который может перевозить этот корабль. Но не могут же нагружать корабль до тех пор, пока он не утонет, и таким образом узнать предельный вес груза. Наибольший допустимый вес груза узнают заранее.

(Демонстрация плавания железной коробки). Опыт с плавающей железной коробкой показывает, что коробка вытесняет своей подводной частью количество воды, равное её весу. В этом отношении все суда и корабли похожи на нашу коробку.

Глубину, на которую судно погружается в воду, называют осадкой. Наибольшую допускаемую осадку отмечают на корпусе судна красной линией, которая называется ватерлинией. Вес вытесняемой судном воды при погружении до ватерлинии, равной силе тяжести судна с грузом называется водоизмещением судна.

Итак, законы плавания тел всегда учитываются при изготовлении игрушек, поэтому они плавают на воде и нам помогают плавать.


  1. Заводные игрушки


Очень давно, ещё маленькими, мы полюбили эти игрушки: косолапого мишку, зайку, курочку. Почему движутся заводные игрушки? Разберемся с устройством игрушки «Курочка ряба».

Механизм, при помощи которого происходит движение, состоит из основного вала и двух ведомых, пружины и зубчатого колеса. Сжатая пружина обладает потенциальной энергией взаимодействия её частей. За счет потенциальной энергии тело может совершать работу. 

Опыт 1. Поместим пружину на металлический стержень от подъемного столика. Сожмем пружину и свяжем её ниткой. Разрежем (или подожжем) нитку, пружина взлетает высоко вверх. Пружина приобрела скорость, так как её потенциальная энергия (энергия взаимодействия), перешла в кинетическую энергию (энергию движения).

Опыт 2. С наклонной плоскости пустим цилиндр, на пути которого находится шарик. Шарик тоже приходит в движение. Явление объясняется также передачей энергии движения в энергию взаимодействия.

(Демонстрация заводной игрушки – автомобиля, изготовленной учащимся)
4. Инерционные игрушки.

Вы, ребята, смотрели сейчас заводные игрушки. А эти игрушки не требуют завода, но тоже некоторое время движутся, если мы поможем им и подействуем силой своей руки.

Эти инерционные игрушки помогла создать физика. Принцип действия инерционной машины заключается в следующем: на задней или передней оси находится ряд шестеренок, которые в свою очередь соединяются с маховиком. Мы толкаем автомобиль, шестеренки придают движение маховику. Маховик же обладает большой массой, и, следовательно, будет долго сохранять состояние движения, которое ему сообщили. 

Явление инерции можно наблюдать на опытах:

Опыт 1. Установим на столе доску. Внизу у доски положим брусок. Поместим на наклонную доску грузовик с находящейся в нем куклой и предоставим ему возможность скатываться вниз. В конце доски грузовик остановится, а кукла, продолжая двигаться, упадет. Следовательно, движение тел сохраняется до тех пор, пока они не встретят на своем пути препятствие.

Опыт 2. Линейкой выбиваем монетки из столбика. Столбик не разваливается ,т.к. монеты по инерции сохраняют состояние покоя.(Другой вариант опыта: выбивание резким щелчком открытки, лежащей на стакане, на которой находится ластик. Открытка отлетает в сторону, а ластик, по инерции, остается в покое на том же месте и затем падает в стакан).

(Демонстрация детской «рогатки» и объяснения принципа действия).



  1. Игрушки, действие которых основано на различном положении центра тяжести.


Представим себе, что мы с вами в цирке. Выступают акробаты, ловко подбрасывают мячи жонглеры, передвигаются осторожно на большой высоте канатоходцы. Есть особые секреты, не зная которые невозможно стать цирковым артистом. Эти секреты заключаются в законах физики, без которых жонглер не может быть находчивым и ловким. Например, он должен знать, при каких условиях тело может опрокинуться, или изменить направление полета.

Все это знали и на фабрике детской игрушки. Посмотрите, какую красивую неваляшку там сделали. А чтобы понять, почему она никогда не падает, обратимся к физике.

Опыт 1. Возьмем линейку и подвесим её на нитке так, чтобы нитка свободно передвигалась. Будем менять положение петли, чтобы линейка пришла в равновесие. В этом случае говорят, что линейка подвешена в центре тяжести. 

А теперь рассмотрим, при каких условиях тела находятся в равновесии. Для этого возьмем «этажерку» и проделаем опыт.

Опыт 2. Положение этажерки будем менять и заметим, что если вертикаль, проведенная из центра тяжести, пересекает площадь опоры, то этажерка остается в равновесии. Устойчивое равновесие наблюдается при самом низком положении центра тяжести.

Большой устойчивостью обладает тело, имеющее форму шарового сегмента, лежащего на своей выпуклой поверхности. Такое тело используется в устройстве распространенной игрушки «неваляшки». При всяком наклоне игрушки её центр тяжести поднимается. Это вызывает самостоятельное движение игрушки к исходному положению наиболее устойчивого равновесия, при котором центр тяжести расположен ниже.

(Демонстрация самодельных «Неваляшек).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию.Тема: Мой замечательный нос.

Повторить и закрепить знания детей о пользе носа в оздоровлении нашего организма, культурно-гигиенические навыки ухода за носом.Воспитывать заботу о своем здоровье.Прививать желание ежедневно оздоравл...

Конспект НОД по познавательному развитию Тема : «Весеннее настроение»

Познакомить дошкольников с  поэзией поэта А.Д.Бахтинова, c картинами из художника с.Труновского Заруднева.А.; с музыкой П.И.Чайковского, развивать художественно-творческие способности детей, созд...

Конспект занятия по познавательному развитию. Тема "Осень"

На этом занятии закрепляется  представление детей  о видах транспорта , диких животных, деревьях.Используется игра "Да-нет" элемент ТРИЗа, пальчиковая игра для развития мелкой моторики...

Конспект развлечения по познавательному развитию Тема: «Праздник мыльных пузырей» для детей средней группы

Задачи: Развивающие: -развитие мелкой моторики руки; -продолжать развивать умение бегать врассыпную; -продолжать развивать умение соблюдать правила игры. Образовательные: -расширить представл...

Конспект развлечения по познавательному развитию Тема: «Праздник мыльных пузырей» для детей средней группы

Задачи:Развивающие:-развитие мелкой моторики руки;-продолжать развивать умение бегать врассыпную;-продолжать развивать умение соблюдать правила игры. Образовательные:-расширить предст...

Конспект ООД по познавательному развитию. Тема «Большие и маленькие кубики» во 2 группе раннего развития

Цель: учить детей понимать и использовать в речи понятия: большой, маленький.Задачи:Обучающие:- сортировать предметы по размерам;- учить понимать и использовать в речи понятия: большой,...